Низкие цены на билеты и успешный финансовый менеджмент делают Бундеслигу резкой противоположностью Премьер Лиге.

В Германии болельщик является королем. В Бундеслиге самые низкие цены на билеты и самая высокая средняя посещаемость среди пяти главных европейских лиг. У Боруссии Дортмунд громадная трибуна стадиона вмещает 26 000 мест и вход на неё стоит немногим больше 10 фунтов. Клубы ограничивают количество сезонных абонементов для того, чтобы дать возможность всем остальным желающим посмотреть матч. При этом команда гостей имеет право на 10% от всего количества мест на стадионе. Билеты на матчи также позволяют путешествующим болельщикам, команда которых играет на выезде, свободно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, в котором они могут петь, пить пиво, поглощать сосиски и чувствовать себя значительными. Что касается английских фанов, то для них такая философия остается лишь мечтой.

Бундеслига, может быть, единственная футбольная лига Европы, в которой клубы являются прибыльными, хотя за последние девять лет ни одна немецкая команда не выиграла Лигу чемпионов. Однако теперь этот факт может оспорить мюнхенская Бавария, после того как на прошлой неделе на Олд Траффорде по сумме двух матчей обыграла Манчестер Юнайтед в четвертьфинале.

"Как бренд, как турнир, Бундеслига находится в хорошей форме. У нас очень и очень интересное соревнование, стабильная и устойчивая бизнес-модель, которая опирается на три источника дохода", - говорит Кристиан Зайферт, исполнительный директор Бундеслиги. Святая троица, состоящая из доходов от продажи билетов (424 млн евро), поступлений от спонсоров (573 млн евро) и дохода от телевизионных трансляций (594 млн евро), является главных участником всего денежного оборота Бундеслиги (1,7 млрд евро).

Если взглянуть на остальные главные лиги континента, то можно найти подтверждения данной ситуации. Портсмут борется за собственное существование, в то время как Манчестер Юнайтед и Ливерпуль накапливают гигантские долги. В Испании, где долги такие же большие, игроки Ла Лиги в низших дивизионах могут устраивать забастовки из-за невыплаченных зарплат. Стадионы Италии заполнены наполовину, а во Франции клубы тратят 71% своих доходов на зарплаты игрокам, что больше чем в любой другой стране.

Зайферт объясняет успех Бундеслиги тем, что клубы очень ценят своих болельщиков. Именно поэтому билеты остаются такими дешевыми. "Клубы не требуют больше денег, - объясняет он. – Это не входит в культуру клубов настолько сильно, чтобы поднимать цены. Они очень ориентированы на болельщиков. Каждый сезон доходы от продажи билетов приносят  Бундеслиге на 350 млн. евро меньше, чем Премьер-лига. Но это совсем не повод взять и внезапно увеличить цены на билеты в три раза".

"У Боруссии Дортмунд самая большая трибуна в мире. The Yellow Wall может вместить 26 000 болельщиков и средняя цена билета там составляет 15 евро (13 фунтов), потому что клубы знают, насколько ценна культура фанатов и болельщицкая база, - продолжает Зайферт. –  У нас очень интересная ситуация. Первое, билеты дешевые. Второе, многие клубы ограничивают процент сезонных абонементов. К примеру Боруссия Дортмунд, Шальке, Гамбург, Бавария. Они стремятся дать возможность как можно большему количеству фанатов посмотреть матчи вживую. Кроме того, в Германии гостевой клуб имеет право на 10% всех билетов для своих фанатов".

В прошлом сезоне Ла Лига привлекла в среднем 28 478 болельщиков, французская Лига 1 21 034, Серия А 25 304, а Премьер-лига 35,592. Но эти цифры меркнут на фоне среднего показателя Бундеслиги в 41 904 болельщиков. В Германии стараются сохранять баланс между посещаемостью болельщиками матчей и между зарплатами футболистов.

"Интересно, что в прошлом году, при обороте в 1,7 мрд евро и доходе в 30 млн евро, клубы Бундеслиги потратили менее 50% своей прибыли на зарплаты игрокам", - говорит Зайферт. Это самый низкий показатель на континенте. Премьер-лига, например, в сезоне 2007/08 (последние доступные данные) потратила 62%.

Весь этот расчетливый и предусмотрительный финансовый менеджмент достигнут, несмотря на то, что доход Бундеслиги от телетрансляций был средним (594 млн евро) в сравнении с доходами Премьер Лига в 1,94 млрд фунтов. Зайферт дает объяснение такого несоответствия. "Рынок телевизионных услуг в Германии весьма своеобразный. Когда в 1991 году появился pay-TV, множество семей уже имели возможность смотреть 34 канала бесплатно. Поэтому у нас самый конкурентный телерынок в мире и поэтому это оказывает большое влияние на рост pay-TV. Нас заставили показывать все 612 матчей Бендеслиги и второй Бундеслиги в прямой трансляции на pay-TV. Поэтому мы вынуждены удерживать эти производственные издержки".

С момента, когда в 2001 году Бавария обыграла в финале Лиги чемпионов Валенсию, а Байер проиграл финал Реалу, прошло уже почти десятилетие. С тех пор ни один клуб Бундеслиги не выигрывал Лигу чемпионов. Но Зайферт готов дискутировать, несмотря на то, что малые поступления от телевизионных прав были определяющим фактором в этом вопросе. "Деньги умные. Бавария находится среди первых четырех клубов Европы. Не забывайте также про Челси, который в прошлом году потратил чертову уйму денег и не выиграл Лигу чемпионов. Иногда возникает такое чувство, что возможность выиграть Лигу чемпионов идет параллельно с вашим желанием потратить огромное количество денег. По этой причине я считаю, что УЕФА на верном пути со своей идеей честной финансовой игры".

Финансовые цифры агентства Делой в сезоне 2007/08 показывают, что лишь единственный клуб Премьер-лиги (Астон Вилла) не имеет долгов. Сравните это с прошлогодним отчетом Бундеслиги, в котором указано, что "только 11 клубов из 18 имеют долги".

Тот тягостный факт, что за последнее время немецкий футбол не добился особых успехов в главном европейском турнире, заставляет Зайферта пожаловаться на циклическую природу спорта. "В конце 90-х Бундеслига была самой сильной в Европе. В 1997 году мы выиграли Лигу Чемпионов (Боруссия Дортмунд) и Кубок УЕФА (Шальке). Затем, в 1999-м, 2001-м и 2002-м мы, по крайней мере, доходили до финала. В те дни Премьер-лига также имела больше денег. Дело не только в количестве имеющихся денег, но и в качестве – если бы дело было только в деньгах, то в 2004 году "Порто" не выиграл бы финал Лиги чемпионов у Монако".

Зайферт также отметил, что успех немецкого футбола в воспитании собственных футболистов. Это убеждение основывается на том, что Германия была чемпионом Европы среди сборных команд в возрасте до 17 лет, до 19 и до 21 года. "Бундеслига и Федерация Футбола Германии приняли правильное решение 10 лет назад, когда постановили, что для получения лицензии на игру, ты должен пройти учебный лагерь (академию). Бундеслига вместе со второй Бундеслигой тратят 75 млн. евро в год на эти лагеря. Пять сотен игроков в возрасте от 12 до 18 лет обучаются там, благодаря чему в Бундеслиге сейчас находится 15% игроков в возрасте до 23 лет. 10 лет назад этот показатель составлял 6%. Это позволяет тратить больше денег на покупку футболистов и приобретать скорее высококлассных футболистов, чем средних". Зайферт упоминает таких звезд Баварии как Франк Рибери и Арьен Роббен.

"Когда Бавария играла против МЮ, Филипп Лам, Бастиан Швайнштайгер, Ольгер Бадштубер и Томас Мюллер представляли когорту воспитанников клуба, - продолжает Зайферт. – Так что правда, это повторяющаяся ситуация с которой приходится считаться. Именно поэтому я не соглашусь с тем, что поражение или выигрыш одним клубом Лиги чемпионов делает лигу его страны слабее или сильнее".

Точку зрения Зайферта поддерживает Арсенал, который на прошлой неделе отправился вслед за Юнайтед после того, как команда Арсена Венгера была разобрана Барселоной. Благодаря этому, впервые с 2003 года Премьер-лига не будет представлена в полуфинале Лиги чемпионов ни одним из своих клубов. А к сезону 2012/13 у Германии должно быть четыре места в Лиге чемпионов, для чего им необходимо обойти Серию А в таблице коэффициентов УЕФА.

Не забыл Зайферт и про Испанию: "Если мы примем во внимание наши финансовые возможности и стабильность нашей бизнес-модели, то в долгосрочной перспективе цель Бундеслиги - второе место после Премьер-лиги".

Несмотря на все правила и положения Бундеслиги, недавняя история английского футбола свидетельствует о том, что правило 50+1 может оказаться самым полезным. В нем говорится о том, что члены клуба должны быть держателями 51% акций, чтобы пресечь взятие под контроль клуба каким-то одним лицом. Портсмут является наиболее ярким примером того, как человек со стороны вполне может разрушить клуб – их администратор в настоящий момент ищет пятого владельца за сезон – и недавно Бундеслига повторила обязательность этого правила после дела с Ганновером .

Мартин Кинд, президент Ганновера, хочет изменить правило. По его словам, оно означает, что клубы Бундеслиги потеряют возможность конкурировать на национальном и международном уровне. И таким образом, в будущем это станет препятствием для развития футбола Германии, особенно тех клубов, которые играют в низших дивизионах Бундеслиги, потому как не имеют достаточно денежных средств. "Правило владения должно быть либо отменено, либо усовершенствованно".

В то время как Кинд говорит, что его адвокаты верят в "хороший шанс" выиграть дело, которое в этом году будет слушаться в арбитражном спортивном суде, Зайферт гордится тем, что когда 36 клубов обоих дивизионов Бундеслиги голосовали по данному вопросу, "35 были против".

Но есть исключения для правила 50+1. Даже если это кажется мягким в некотором смысле. Снова слова Зайферта: "Байер Леверкузен и Вольфсбург. Если компания поддерживает футбол в клубе более 20 лет, то она становится совершеннолетней. Идея в том, что компания на тот момент доказала своим болельщикам и лиге, что их намерения в Бундеслиге серьезны, что это не просто модная игрушка или временное вливание денег, которое может меняться день ото дня".

Что Бундеслига позволяет менять от одного сезона к другому, так это намерения одного или всех клубов завоевать титулы. В качества примера служит Вольфсбург, который впервые за свою 64-летнюю историю стал чемпионом. "За последние три года у нас три разных обладателя кубка и три разных чемпиона", - гордится Зайферт. Зепп Гербергер, тренер сборной команды Западной Германии, которая в 1954 году выиграла чемпионат мира, говорил: "Знаете ли вы, почему люди идут на стадион? Потому что они не знают, чем это закончится".

Перевод Романа Кузнецова, специально для Football.ua

При подготовке материала использованы фото google.com.ua