8 мин.

«Челси» привлекательнее «Барсы» и МЮ: Финансовые итоги Лиги чемпионов 2010/11

Почему вылет «Рубина» из Лиги чемпионов в этом розыгрыше выгоден для «Зенита» и ЦСКА?

Несмотря на проведение финала Лиги чемпионов 2010/11 годов 28 мая этого года, еврокубковый сезон 2010/11 только – только закрывается. Осталось провести перечисление средств из кармана УЕФА в кармашки футбольных клубов, которым посчастливилось принять участие в этом сверхприбыльном турнире.

Как мы говорили ранее, премиальные суммы, выплачиваемые участникам Лиги чемпионов УЕФА 2010/11 сезона, как и прежде, состоят из двух частей:

  

Так вот, если мы уже в мае месяце подсчитали фиксированную часть премиальных, то для подсчета и распределения «переменной суммы» потребовалось дождаться аж до конца августа. К этому времени все телевизионные компании, рекламодатели и иные спонсоры рассчитались с УЕФА, а та в свою очередь, после проведения аудита, определилась с окончательными цифрами.

Как видно из нижеследующей таблицы, УЕФА выделила всего €754,1 млн. для 32 команд, участвовавших в Лиге чемпионов прошлого сезона. Из них почти 55% или €413 млн. составили фиксированные премиальные, а остальные €341,1 млн. или 45% - переменные суммы.

И эта сумма не включает в себя премиальные в размере €13,3 млн.  для участников квалификационных этапов к основной сетке Лиги чемпионов, а также €42 млн.  для команд плейофф раунда – последнего этапа квалификации ,  которые уже получили по €2,1 млн. независимо от результата матчей. Например, проигравший французам казанский «Рубин»  в этом сезоне также заработал €2,1 млн. Как видите, простое участие в отборочном раунде (задолго до группового этапа) сулит огромные премиальные в бюджет того или иного клуба.

Участники финального матча «Барселона» и «Манчестер Юнайтед» естественно заработали самые большие премиальные в виде фиксированных выплат – €30,7 и €27,3 млн соответственно. Нужно отметить, что по фиксированным выплатам сумма премиальных напрямую зависит от результатов матчей и продвижения по турнирной сетке и, таким образом, чем дальше и выше продвигалась команда, тем больше она зарабатывала себе призовых.

Однако, как было сказано выше, кроме фиксированных выплат, командам полагаются доли от телевизионного рынка. И эта выплата никак не зависит от результатов матчей или продвижения по турнирной таблице. Все зависит от того, насколько национальная телекомпания щедра на трансляцию лигочемпионских матчей, насколько различные производители готовы выделить на рекламу своей продукции в том или ином рынке и насколько спонсоры готовы поучаствовать в рекламе своего имени и/или продукта.

В нижеследующей таблице наравне с фиксированными премиальными приведены «переменные премиальные» (или так называемые «ТВ-доходы») в разрезе каждого клуба:

  

     

 

Вышеприведенная таблица не отражает премиальные для участников отборочных раундов и раунда плейофф, так как источники выплаты совсем другие. УЕФА выплачивает эти «утешительные» премиальные из своего кармана. Об этом более подробно расскажем ниже.

Выплачиваемые «ТВ-доходы» разнятся от клуба к клубу и на первый взгляд кажется нелогичным и несправедливым  распределением доходов от использования телевизионных прав УЕФА. На самом деле, как можно объяснить то, что «самая зрелищная» каталонская «Барселона» в списке телевыплат стоит на… 4-м месте, уступая «Интеру» и «Челси», которые провели на 3 матча меньше, и не попали даже в полуфиналы турнира. Почему дошедший до четвертьфинала донецкий «Шахтер» в общем итоге премиальных уступает греческому «Панатинаикосу», который, не победив ни в одном матче занял последнее – четвертое – место в группе.

Сначала посмотрим на ранжирование 32-х команд по сумме общих доходов. Благодаря заработанным фиксированным премиальным, первые два места занимают победитель и финалист Лиги чемпионов. Но в обратном порядке. Список возглавил «Манчестер Юнайтед» - проиграв по фиксированным премиальным «Барселоне» €3,4 млн, манкунианцы   обыграли каталонцев на ТВ-доходах с разницей в €5,6 млн. (€25,9 млн против €20,3 млн).

Благодаря рекордным ТВ-доходам лондонский «Челси», не сумевший попасть в полуфинал, в общей таблице занял 3-е место, примерно на 5 млн. двух полуфиналистов турнира – «Шальке-04» и «Реал». 

            

 

Перед началом нового футбольного сезона УЕФА устанавливает схему распределения средств, поступивших от заключенных ими контрактов. Контракты заключаются, как правило, на 96 матчей группового этапа, 16 матчей 1/8 финала, 8 матчей четвертьфиналов, 4 полуфинальных матча и финал Лиги чемпионов.

Устанавливается планка поступивших средств, от которой затем идет подсчет долей для клубов и самой УЕФА. В данное время планка установлена в размере €530 млн.

Распределение осуществляется по следующей схеме:

- 75% от действующих телевизионных и спонсорских контрактов и 50% от суммы новых медиа-контрактов предназначены для выплаты 32 клубам, принимавшим участие в Лиге чемпионов. Эта сумма включает в себя и 5-процентовое выделение средств национальным лигам, чей представитель (или представители) участвовали с группового этапа.

- 25% от действующих телевизионных и спонсорских контрактов и 50% от суммы новых медиа-контрактов остаются в УЕФА для дальнейшего финансирования организационных и административных расходов и выплаты премиальных для ассоциаций-членов УЕФА. Из этой суммы также выплачиваются премиальные национальным лигам, чьи представители не смогли пробиться в групповой этап (по итогам квалификационных и плейофф раундов).

- Поступления сверх €530 млн. распределяются по другому: 82% идут на выплаты премиальных 32 клубам, а остальные 18% - УЕФА вдобавок к средствам, предназначенным для административных расходов.  

 

В УЕФА поступают огромные средства из-за того, что УЕФА централизовала маркетинговые возможности Лиги чемпионов и не разрешает ни одной лиге, ни одному клубу воспользоваться именем Лиги чемпионов для генерирования прибыли для себя. Кроме одной статьи – поступления от реализации билетов на матчи Лиги чемпионов. Так называемые кассовые сборы на входе в стадион остаются в распоряжении принимающих матч клубов и они не подлежат централизованному перечислению в УЕФА.

Переменные выплаты или так называемые «ТВ-доходы» распределяются в зависимости от участия национальных медиагрупп, рекламодателей и телекомпаний в общем котле централизованной кассы УЕФА. Так как все суммы от новых медиа-контрактов делятся 50 на 50, то получается, что клубы зарабатывают «ТВ-доходы» в сумме 50% от суммы, перечисленных телекомпаниями и рекламодателями из этой страны, которую эти клубы представляют в Лиге чемпионов.

Именно благодаря такой схеме распределения, ТВ-доходы, подлежащие выплате клубам различаются от страны к стране. «Манчестер Юнайтед» заработала ТВ-доходы на €5 млн. больше «Барселоны» из-за того, что телекомпания «Sky» заплатила больше денег на освещение турнира чем испанские коллеги по цеху. Точно также можно объяснить феномен «Панатинаикоса».

В случае с греческим клубом действует еще одно неписаное правило: чем больше клубов с одной страны, тем меньше они получают премиальных от ТВ-доходов. Ведь, 50% медиа-денег делится на количество клубов, представленных в Лиге чемпионов. Так как в прошлом сезоне греческие телекомпании, рекламодатели и спонсоры сгенерировали €29 млн., то как раз половина из этой суммы (€14,3 млн.) была выплачена именно «Панатинаикосу».

Если бы в Лиге чемпионов (с группового этапа) выступали не два (Рубин и Спартак), а один клуб, то премиальные этого клуба были бы равны €8,6 млн. А так, «Рубин» заработал €4,5 млн., а «Спартак» – €4,1 млн. Разница в суммах «Рубина» «Спартака» объясняется дополнительными средствами, специально поступившими в группу «Рубина», где матчи этой группы вызвали больше интереса чем группа «Спартака». Чем больше интереса, тем больше рекламодателей и спонсоров.

В этом сезоне, вылетев с Лиги чемпионов, казанский "Рубин" подарил  играющим там "Зениту" и ЦСКА  примерно по 1,5 млн.евро. Иначе пришлось бы делить 9-9,5 млн.евро ТВ-доходов на троих.   

          

Благодаря ТВ-доходам, лондонский «Челси» заработал €2,7 млн. за матч, а не вышедший из группы «Панатинаикос» €2,4 млн. Финалисты Лиги чемпионов «МЮ» и «Барселона» по средним заработкам за матч не вошли даже в пятерку лучших: €2,0 и €1,6 млн. соответственно. Посмотрите на румынский «ЧФР», который опережает «Барселону» по средним заработкам. А по ТВ-доходам опередил такие команды как «Вердер», «Лион», «Аякс» и «Бенфика».     

                  

Вышеприведенные цифры позволяют нам рассмотреть успехи стран, представители которых участвовали в ЛЧ, в финансовом аспекте. Безоговорочным лидером среди стран стала Англия, которая заработала больше всех ТВ-доходов и больше всех Общих доходов.  Даже несмотря на многочисленность в Лиге чемпионов - 4 команды, средне-арифметический показатель общих доходов этих клубов чуть было не перешел рубеж в 40 млн.евро. Этот показатель также является лучшим среди других стран.

Как видно из нижеследующей таблицы, по ТВ-доходам Россия занимает 12-е место по среднему показателю общих доходов, но 10-е - в среднем на клуб по ТВ-доходам.

Вот здесь и кроется ответ на вопрос, почему победитель турнира "Барселона" заняла  четвертое (!) место по ТВ-доходам среди клубов. Английский телемаркетинговый рынок привлекает на 74%   больше поступлений от рекламодателей, спонсоров и других  источников.

По этому показателю Испания, как страна, уступает также Италии. (48,2 против 51,9). Датский рынок такой же емкий как и российский. Однако стоит учесть, что датский рынок был представлен всего лишь одной командой, а российский - двумя. 

         

Другие материалы блога:

Петров отомстил за всех

Наиболее вероятные счета матчей 23-го тура РПЛ + Лодка Веллитона

Авиакатастрофы с участием спортсменов