Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

В каждом "свое" "Динамо".

2012-08-23 22:36

Наш внутренний мир, взгляды и привычки формируются и развиваются на протяжении всей жизни. Окружающий нас мир самым непосредственным образом отображается в нас самих. Оттого люди разных поколений так не похожи друг на друга. Формирование их личности происходило в разные времена, которым были присущи свои ценности и моральные устои. С другой стороны, есть же то, что мы называем вечным, то есть те качества, которые ценятся в людях во все времена независимо от их национальности, социального положения и вероисповедания. Какой бы сферы человеческой деятельности мы не коснулись, перед нами непременно буде возникать вопрос соответствия тем или иным критериям.

Тема нашего мировоззрения возникла не случайно. Проецируя данный спектр по отношению к болельщикам киевского «Динамо», с Вашего позволения, позволю задаться вопросом: «Какая она, команда «Динамо» Киев в каждом из нас»? На первый взгляд – полнейшая чушь. Но здесь не все так очевидно. Возвращаясь к формированию наших болельщицких взглядов, примем во внимание, что этот процесс протекал на протяжении многих десятилетий. Команда киевского «Динамо» на различных этапах своего развития не единожды меняла свой облик, стараясь соответствовать «футбольной моде». Менялись футболисты и тренеры, менялся стиль игры, менялись вкусы болельщиков.

Каждое поколение динамовских болельщиков, наверное, может с упоением рассказывать о самоотверженных бросках Идзковского и Трусевича, о «хищных» атаках Комана, о «сухом листе» Лобановского, о виртуозной технике Бышовца, о самоотдаче Колотова и стремительных прорывах Блохина, о «слаломных» рейдах Демьяненко и великолепных передачах Белькевича. Наша любовь к любимой команде пришла в наши сердца через «Динамо» нашего детства или юности. И волей-неволей, на протяжении многих лет, мы сравниваем лучшие образцы динамовской игры с игрой дня сегодняшнего, что в какой-то степени, наверное, даже неэтично.

История киевского «Динамо» знавала самые разные времена: от послевоенной «депрессии» до лучшей клубной команды Европы. Если быть последовательным то, пожалуй, стоит сказать о команде довоенной поры, которая демонстрировала очень техничный футбол. Динамовцы к началу первого всесоюзного первенства обладали прекрасным подбором исполнителей (http://dynamo.kiev.ua/user/asahanyuk/85203.html), что позволяло играть в футбол, который нравился зрителям. Принимая во внимание уровень тактической выучки и тренировочного процесса тех лет, вполне естественно, что решающим фактором на футбольном поле становилось наличие талантливых исполнителей.

Применительно к футболу 30-40-х годов отмечать такие качества как самоотдача или жажда борьбы, на мой взгляд, излишне. Эти качества были неотъемлемой составляющей каждого футбольного матча той эпохи. Когда же начал формироваться стиль киевского «Динамо»? Когда киевская дружина обрела свое лицо отличное от других коллективов? Думаю, что точкой отсчета можно считать появление у руля команды Олега Александровича Ошенкова. При нем впервые в киевском «Динамо» был налажен полноценный тренировочный процесс, стали проводиться зимние сборы и спарринги. В команде впервые за многие годы стали уделять особое внимание тактическому обучению.

В 1956 году О. Ошенков предложил команде изменить схему игры с «дубль-вэ» на 1-3-3-4, которая подразумевала по его замыслу более мобильные действия в середине поля. Уход от «дубль-вэ» позволил насытить среднюю линию. Полузащитникам вменялось активно участвовать в оборонительных действиях, а при переходе в атаку разжимаясь, словно пружина, поддерживать нападающих. Особая роль в этой схеме отводилась крайним нападающим (Фомин и Грамматикопуло), которые расширили зоны действия и практически исполняли роль крайних полузащитников. Динамовцы на поле стали узнаваемы.

Система, получившая название «пружина», была достаточно эффективной но, к сожалению, приживалась очень сложно. Эксперименты в игре сопровождались потерей очков, и вскоре тренер-новатор уступил свой пост. Футболисты киевского «Динамо» периодически еще применяли идеи Ошенкова под руководством Виктора Шиловского, когда футбольный мир «взорвала» «бразильская система» 1-4-2-4. Благодаря «пружине» киевляне гораздо легче приспособились к новой тактической схеме. Атака «Динамо» уже была готова играть по-новому, изменения в основном коснулись оборонительной линии. Исполнители, во главе с Ю. Войновым  великолепно дополняли друг друга на поле. В команде заиграли футболисты новой формации В. Турянчик, Й. Сабо, С. Серебряников, А. Биба, В. Лобановский, В. Трояновкий, В. Каневский.

Таким образом, перебросив мостик от «пружины» Ошенкова до «бразильских 1-4-2-4», к динамовцам пришли первые большие победы. Гегемония московских клубов была нарушена, отныне киевское «Динамо» стало реальной силой в советском футболе. Следующий шаг вперед удалось сделать благодаря гениальному и великому Виктору Александровичу Маслову, который создал лучшую на тот момент команду в истории советского футбола – московское «Торпедо». «Строительство» масловского «Динамо», которое было призвано затмить масловское «Торпедо», началось без раскачки.

Снова, как и при Ошенкове, удачно проведенная селекция способствовала появлению в команде футболистов сумевших воплотить на поле идеи Маслова. Совершенно новую роль стал выполнять В. Турянчик («волнорез»), которого можно смело назвать одним из первых опорных полузащитников в мировом футболе. Игра средней линии (Й. Сабо, А. Биба, В. Серебряников, Ф. Медвидь) вышла на совершенно новый уровень. Настоящей находкой в тактических построениях В. Маслова стал В. Хмельницкий. Огромный объем работы, великолепная техника владения мячом, умение атаковать ворота соперника с любой дистанции, быстрый переход из обороны в атаку – стали визитной карточкой полузащиты киевского «Динамо» под руководством В. Маслова.

«Дед», слывший этаким «простачком», обладал уникальной интуицией. Наличие исполнителей высокого класса позволило В. Маслову с успехом применить в 1965 году совершенно новую схему игры 1-4-4-2. В истории «Динамо» этот факт является предметом особой гордости. Лишь «железный занавес» не позволил футбольному сообществу оценить по достоинству гений В. Маслова. С появлением в команде В. Мунтяна, динамовцы получили «диспетчера» новой формации, универсала способного заставить засверкать «футбол Маслова» всеми красками.

Таким образом, еще за год до чемпионата Мира 1966 года, где хозяева стали победителями, киевские динамовцы продемонстрировали тактическую новинку, принесшую впоследствии англичанам успех. Советская команда впервые стала законодателем мировой футбольной моды. Киевские динамовцы в этот период завоевали миллионы новых поклонников по всей огромной стране. Свой высокий класс киевляне продемонстрировали и в Европе, а противостояние с «Селтиком» вошло в классику европейского футбола.

Перебрасывая мостик к следующему периоду в истории команды, стоит снова обратить внимание на удачную селекционную работу проделанную А. Севидовым. Вначале 70-х в «Динамо» заиграли С. Решко, М. Фоменко, В. Матвиенко, В. Трошкин, В. Колотов, Л. Буряк, О. Блохин, В. Онищенко. Футбольный мир стоял на пороге новой революции в игре, которая предполагала наличие исполнителей способных реализовать на высоком техническом и интеллектуальном уровне тренерские идеи. Осталось дождаться того, кто эти идеи озвучит. Таким тренером для киевского «Динамо» стал Валерий Васильевич Лобановский.

Самое главное умение В. Лобановского было в желании и способности учиться. Идеи  «тотального футбола» уже витали в воздухе. Философия «тотального футбола» была Валерию Васильевичу близка и понятна, но для реализации идей на высоком уровне не хватало лишь поля деятельности. В октябре 1973 года, проводя ознакомление с командой, В. Лобановский уже не сомневался в правильности избранного пути. Его уверенность была подкреплена выступлениями амстердамского «Аякса» с Ш. Ковачем и сборной ФРГ с Х. Шеном. Оба тренера привели свои команды к большим успехам, показав фантастический уровень коллективных действий основанных на скорости, смене ритма, универсальности и высоком исполнительском мастерстве игроков.

Успех команд Ш. Ковача (сменил у руля «Аякса» Р. Михелса) и Х. Шена определялся наличием суперзвезд Й. Круиффа, Д. Репа, Й. Неескенса, Р. Крола, А. Хана, П. Кэйзера или Ф. Беккенбауэра, У. Хеннеса, П. Брайтнера, Г. Нетцера, Ю. Хайнкеса, Г. Мюллера. В распоряжении В. Лобановского были классные футболисты, но до уровня голландских и немецких звезд не дотягивающих. Предстояла напряженная работа способная вывести игроков киевского «Динамо» на совершенно новый уровень, обратить их в свою веру. С этого началась самая великая эпоха в истории «Динамо».

В. Лобановский не изобрел «тотальный футбол», но одним из первых стал использовать его принципы, которые предстояло воплотить в жизнь. Тренировочный процесс позволяющий выйти на запланированный уровень требовал совершенно нового подхода. Именно в этом направлении Валерий Васильевич и его соратники (О. Базилевич и А. Зеленцов) сумели достичь самых больших высот. Совершенно новый принцип тренировочного процесса, основанный на научном подходе, моделировании, анализе и тестировании, предполагал работу по запланированному цикличному графику с широким использованием медицинских и научных знаний для всей команды и каждого футболиста индивидуально, повысилась интенсивность тренировок.

Динамовцы Киева «метеором» ворвались в элиту европейского футбола, продемонстрировав лучшие образцы «тотального футбола». Впоследствии В. Лобановский не изменил своей философии, признав это направление наиболее перспективным в плане развития футбола. Приходилось слышать, что среди болельщиков «Динамо» в ту пору было немало противников принципов «концентрированного футбола». Поколение, воспитанное на игре Лобановского и Базилевича – футболистов, не сразу приняло «механическое Динамо». Вопросы вкуса были актуальны во все времена. «Революция» в футболе подарила киевским болельщикам, возможно, лучшую команду в её истории - Великое «Динамо» середины 70-х годов.

Мэтр принялся за создание новой команды, которая могла засверкать уже в начале 80-х, но ей все же не хватало какой-то «изюминки». Два года спустя взоры Европы снова стали обращены в сторону Киева. Прекрасная игра команды середины 80-х стала еще одним образцом тотального футбола в исполнении «Динамо». Никаких сравнений. Новая «версия Лобановского» была по-своему хороша. Эта команда не выглядела непобедимой, как её предшественница, но в ней был «дух романтизма». В лучших матчах киевляне шквалом атак могли деморализовать соперника до такой степени, что, даже взяв небольшую паузу, продолжали контролировать игру.

Скоростная мобильная игра В. Бессонова, А. Баля, П. Яковенко и А. Заварова, фланговые слаломы А. Демьяненко, В. Раца и И. Яремчука, скоростные рейды О. Блохина, И. Беланова или В. Евтушенко делали игру «Динамо» неповторимой. Команда великолепно применяла прессинг, использовала в игре аритмию, быстро переходила от обороны в атаку, часто меняя её направление. Футбол в исполнении киевлян напоминал настоящую карусель, от которой у соперников шла кругом голова. Играть на 0:0 таким «художникам футбола» претила сама природа.

Если команда О. Ошенкова стала «первой ласточкой», а масловское «Динамо» в какой-то степени «футбольной золушкой», то команды В. Лобановского получили признание на самом высоком уровне. Киевское «Динамо» в 1975 году было признано лучшей командой Европы, а в 1986 году по результатам опроса английского издания «World Soccer» динамовцы стали второй командой на планете после чемпионов Мира сборной Аргентины. Был отмечен и В. Лобановский, ставший вторым вслед за триумфатором Мундиаля К. Билардо. В 1990 году звездная команда 80-х, уже не столь яркая в отсутствии ряда исполнителей и замученная травмами ушла в историю.

Первая пятилетка независимости Украины не принесла поклонникам киевского «Динамо» ярких впечатлений, за исключением разве что победы над спартаковцами в сезоне 1994/95. При этом киевляне показали хороший уровень игры но, к сожалению, это был лишь эпизод. Возвращение в «Динамо» с Ближнего Востока В. Лобановского снова подарило радость болельщикам. Менее года понадобилось мэтру, чтобы уже в совершенно других условиях создать свой очередной шедевр из молодых и талантливых футболистов собранных в команде Й. Сабо и Н. Павловым.

В конце двадцатого века динамовцы снова стали заметной силой в европейском футболе. Команды В. Лобановского были настолько по-хорошему не похожи, настолько самобытны и самодостаточны (как и исполнители), что каждая из них по-новому заставляла в себя влюбляться. Возможно, у каждого болельщика есть «свое» любимое «Динамо». Но всем командам, на мой взгляд, от времен О. Ошенкова до В. Лобановского были присущи в какой-то степени общие черты. За эти годы футбол ушел далеко вперед, и любое сравнение будет как минимум неэтичным. Но при желании можно увидеть немало общего, что делает стиль киевских динамовцев самобытным и узнаваемым.

Ушла в историю команда А. Шевченко и С. Реброва, Ю. Калитвинцева и В. Белькевича, А. Головко и В. Ващука, А. Гусина и К. Каладзе, Дмитрулина и Хацкевича. Как связь времен продолжает оставаться в строю наш капитан А. Шовковский. За прошедшие годы киевское «Динамо» не стало неузнаваемым. Были хорошие сезоны, хорошие матчи (не блестящие), но в современном футболе составляющие успеха и степень ответственности за результат несоизмеримо выше, чем когда-либо. Возможно истина в том, что планка находится на уровне, с которого легче опуститься вниз. Уверен в одном, кто бы ни тренировал киевское «Динамо», какие бы тактические схемы не применялись, наш любимый клуб всегда будет иметь свое лицо, пока планка находится  на том уровне, какой был определен великими поколениями динамовцев.

Анатолий Саханюк

23 августа 2012

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

23.08.2012, 22:36
asahanyuk
Автор:
(asahanyuk)
Статус:
Начинающий писатель (82 комментария)
Подписчиков:
2
Медали:
Выбор редакции × 15

Еще на эту тему

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть