Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

О.П.Базилевич. Продолжение диалога. О футбольном детстве. Выбор редакции

2012-11-17 15:38 Продолжение диалога. О футбольном детстве Некоторые соображения о детско-юношеском футболе. Накопилось много вопросов о том, как нам лучше готовить ...

Footbal-for-children_originalFootbal-for-children_original
Продолжение диалога. О футбольном детстве

Некоторые соображения о детско-юношеском футболе. Накопилось много вопросов о том, как нам лучше готовить молодых футболистов. Делюсь своими соображениями и приглашаю к их обсуждению.

Действительно, тезис о том, что положение дел в детско-юношеском футболе во многом определяет будущее нашего взрослого футбола — правилен и очевиден, и не требует особых комментариев.

Однако, как и в cлучае с другими футбольными вопросами, кажущаяся простота ответов зачастую обманчива. Необходимы серьёзные размышления, поэтому хочется поблагодарить авторов последних публикаций за стремление «докопаться до глубин».

Действительно, существуют некоторые общие закономерности воспитания виртуозов своего ремесла — и не только футбольного. Например, упоминалось о «правиле десяти тысяч часов» — примерно такое время должен потратить юный человек, чтобы достичь высот мастерства в своём деле, будь то музыка, изобразительное искусство или футбол. Универсальность данного правила, скорее всего, имеет своей причиной некоторые, пока что не до конца понятные механизмы формирования навыков тонкой моторики. Навыки, природная предрасположенность к формированию которых в конечном итоге оказывается менее важной, чем труд, который нужно приложить для её развития.

Время, которое проводит будущий футболист в общении с мячом, количество касаний к мячу — определяющий фактор воспитания будущего мастера. Раньше этот фактор работал через дворовой футбол. Мне самому довелось пройти через его «школу». Безусловно, он сыграл огромную роль в подготовке нескольких поколений советских футболистов. Но, отмечая эту роль, нужно иметь в виду также некоторые важные ограничения, присущие дворовому футболу. Ограничения, понимание которых сегодня необходимо не только для того, чтобы лучше знать прошлое своего футбола, но и чтобы разобраться, наконец, как нам сегодня лучше закладывать основы его будущего.

Идеализировать дворовой футбол не стоит. Была, например, проблема инвентаря. То есть проблема была, а инвентаря, как такового, не было. Играли самодельными, или в лучшем случае — кустарно изготовленными мячами. Не было и спортивной обуви — играли в обычных башмаках, переживших не один «капремонт», или даже босиком. Не было и спортплощадок — играли во дворах, в парках... В таких условиях основы специальной футбольной координации неизбежно закладываются с некоторыми «искажениями», которые потом приходилось исправлять в организованном футболе — например, в нашей киевской ФШМ (футбольной школе молодёжи).

Нужно также помнить и о том, что, например, поколение футболистов, прошедших через дворовой футбол послевоенного Киева и других городов — это полуголодные мальшишки. Дети, как принято сейчас говорить, из социально незащищённых слоёв населения. Слоёв, к которым почти всё наше население тогда и принадлежало. Поэтому наш ежедневный дворовой футбол имел место на фоне серьёзной нехватки калорий и витаминов, что тоже нехорошо. Сегодня, когда мы понимаем, что подобные тяжёлые условия тогда наблюдались практически по всей повслевоенной Европе, становится особенно удивительно, как из этих детей выросло прекрасное поколение футболистов 60-х годов — и у нас, и в других странах. Нет смысла перечислять фамилии европейских футбольных звёзд 60-х — отметим лишь, что и сегодня такие футболисты были бы очень востребованы в лучших командах.

Таким образом, мы имеем феномен, не совсем понятный с точки зрения спортивной педагогики. Дворовой футбол послевоенных лет, при всех своих недостатках и ограничениях, подготовил детей и юношей, пригодных для последующего решения самых сложных спортивных задач. Значит, было в нём что-то ещё — нечто такое, как мы гоорили, «благодаря чему и несмотря ни на что»...

Например, то же количество касаний к мячу. Оно дало возможность сформировать основы специальной координации движений, поэтому тренерам, которые уже готовили юношей к выступлениям за взрослые команды, было с чем работать, что корректировать и развивать. Также большое значение имела массовость явления — ведь в футбол играли практически все мальчишки. А если в каждом киевском дворе был как минимум один парень, который явно выделялся среди своих сверстников, то можно себе представить, что выбор у детско-юношеских тренеров действительно был большой.

Нужно также отметить особую атмосферу, которая тогда сложилась в обществе — футбол был и своеобразным символом возвращения к мирной жизни, и одним из немногих доступных развлечений, а для подростков — и фактором «социального признания» в их возрастной среде. Но также футбол был и способом вырваться из тяжёлых бытовых условий. Попросту говоря — из нищеты. Пробиться в люди... Именно такое «совокупное» отношение к футболу определило способность преодолевать многочисленные трудности, проявлять терпение, дисциплину, максимальную самоотдачу — то есть развить все те качества, которые и должны быть присущи настоящему спортсмену.

Но сегодня всё по-другому. Повсеместный дворовой футбол ушёл в прошлое — со всеми своими достоинствами и недостатками. Не стало и массового детско-юношеского футбола советских лет — когда не было, например, в Киеве, такой средней школы, ученики которой не занимались бы в различных футбольных секциях. Отношение к футболу и среди подростков, и в обществе в целом теперь уже другое. Но квалифицированные футболисты, не говоря уже о звёздах, по-прежнему нужны. И закономерности формирования специальной футбольной координации остались такими же, какими и были. Поэтому единственное, что мы можем сегодня сделать — это наладить систему подготовки молодых футболистов таким образом, чтобы несмотря на все происшедшие изменения, процесс «производства футболистов высокой квалификации» продолжался.

Уроки дворового футбола прошлых лет должны быть усвоены, что важно не только для решения насущных «футбольных» вопросов сегодняшнего дня. Например, у нас недооценивается важность двигательной активности в целом. Подвижные игры в детско-юношеском возрасте нельзя заменить ничем — в том числе и двумя уроками физкультуры в неделю. И уж точно недопустимо заменять их телевизором и компьютером.

По большому счёту, нам нужно пересматривать всю систему школьного образования целиком. У детей должно быть время на занятия физической культурой. Им нужно привить стремление в активному образу жизни. Может быть, если во главу угла будет поставлено не намерение «загрузить» ученика какими-то знаниями, а научить его этими знаниями пользоваться, то и физическому воспитанию при таком подходе найдётся достойное место, и оно станет играть совершенно другую роль, чем сейчас.

С вопросом ограниченности бюджета времени пришлось столкнуться и мне. Сложности освоения учебной программы старших классов сочетались с тренировками в футбольной школе молодёжи. Иногда, помню, засыпал прямо за столом. Но справился, как и многие другие мои сверстники, которые испытывали аналогичные нагрузки. Конечно, время нужно беречь, и не тратить его на глупости.

Нужно помнить и о том, что футболистом нельзя стать, занимаясь футболом два-три раза в неделю. Это ещё один урок дворового футбола — с мячом нужно работать ежедневно, что должны понимать прежде всего родители. То есть если у ребёнка есть тяга к футболу, у него должен быть мяч и время на ежедневную работу с ним. И если он занимается «организованным» футболом два-три раза в неделю, то в остальные дни — тоже, самостоятельно и дополнительно, с друзьями или родителями. Нужно, чтобы он набрал свои 10000 часов в касаниях к мячу.

Время — важнейший фактор подготовки. Но здесь нужно понимать, что «наработка часов» сама по себе не даёт нужного эффекта, если работа построена неправильно. Нужна не просто какая-то работа с мячом, а работа, направленная на освоение конкретных футбольных умений и навыков. Ведь если у нас уже нет дворового футбола, каким он когда-то был — ежедневного и длительного, то такие навыки нужно осваивать специально.

Например, в дворовом футболе преимущесто имели те, кто хорошо работал с мячом на скорости и на фоне усталости. Наградой за такую работу была победа, а она ценилась дорого. Поэтому сегодня перед детскими тренерами стоит достаточно сложная задача — найти соответствующий подход к детям, чтобы они работали, что назыается, «в охотку», на положительном эмоциональном фоне, преодолевая утомление от скоростной работы.

С учётом этих и многих других уроков дворового футбола, а также наработанного опыта работы с детско-юношескими командами, можно сделать вывод, что наилучшие условия для подготоки сегодня могут быть достигнуты только стационарным обучением. Речь идёт о футбольных академиях, то есть об учреждениях закрытого типа, в которых дети находятся постоянно и имеют возможность тренироваться 10-12 раз в неделю. Однако вопрос об используемых программах подготовки в таких академиях продолжает оставаться сложным. Есть, конечно, разработанные методики, но многое делается по наитию, как говорится, «на глазок», по опыту. Мне довелось ознакомиться с работой некоторых зарубежный академий — могу сказать, в методической части у них нет никаких преимуществ перед нами.

Баланс индивидуального и командного начал в тактико-технической подготовке детей и юношей плохо соблюдается, есть «перекосы» то одну, то в другую сторону. Нет чёткости и в понимании взаимосвязи функциональной и тактико-технической подготовки. Выпускники академий зачастую не могут реализовать потенциал своей индивидуальной подготовки, поскольку у них отсутствует ясное понимание того, как их индивидуальная тактика связана с командными тактиками. Или, например, бывает так, что детско-юношеская команда побеждает в соревнованиях для своего возраста за счёт преимуществ в функциональной подготовке или более активной борьбы за мяч, но в индивидуальном плане игроки подготовлены довольно посредственно. Тренеры зачастую увлекаются игровой деятельностью своих подопечных в ущерб целенаправленной работе над конкретными тактико-техническими навыками. Или прививают ученикам неэффективные стереотипы действий — например, безадресную игру «вперёд».

В идеале, подготовка в детско-юношеских командах должна соответствовать направлению работы взрослой команды. Казалось бы, эта мысль достаточно очевидна: лучше, когда молодых футболистов не надо переучивать. Но практически реализовать такой принцип «сквозной» подготовки, оказывается, не так просто. Например, игроки, которые в детско-юношеском возрасте привыкли отдавать и принимать мяч «в ноги», или безадресно выбивать его вперёд, испытывают определённые адаптационные трудности во взрослой команде, тактики которой требуют других действий. Может быть и наоборот, если организация командной игры взрослой команды находится на более низком уровне, чем детско-юношеской, откуда только что пришёл молодой футболист — тогда у него очень мало шансов на развитие.

Индивидуальная квалификация игрока может и долджна совершенствоваться на протяжении всей его карьеры. Здесь решающая роль принадлежит командным тактико-техническим задачам. Эти задачи должны быть как бы «на пол-шага впереди» относительно имеющися индивидуальных возможностей игроков. Эти «пол-шага» — и есть потенциал роста индивидального мастерства. Потенциал, который может быть реализован только при наличии соответствующего учебно-тренировочного процесса. Этот же принцип следует использовать и в подготовке детско-юношеских команд.

(Продолжение следует)

(http://ronin.com.ua/posts/319)

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

17.11.2012, 15:38
bazylewicz
Автор:
(bazylewicz)
Статус:
Начинающий писатель (156 комментариев)
Подписчиков:
0
Медали:
Выбор редакции × 3
Топ-матчи
Чемпионат Франции Марсель Ницца 2 : 2 Закончился
Чемпионат Англии Брайтон Ман.Сити - : - 25 апреля 22:00

Еще на эту тему

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть