Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

О.П.Базилевич. К вопросу о подготовке национальной сборной команды Выбор редакции

2012-12-24 19:12   Продолжение цикла публикаций об основах подготовки футбольных команд Preparation_1_original   Множество вопросов, которые накопились в ...

 

Продолжение цикла публикаций об основах подготовки футбольных команд
Preparation_1_originalPreparation_1_original
 
Множество вопросов, которые накопились в связи с подготовкой сборной Украины по футболу, а также, будем говорить, непростое положение, в котором она оказалась, заставляет вновь обратиться к основополагающеим моментам, которые должны определять её работу.

Эти моменты зачастую ускользают от внимания нашей футбольной общественности. Что и понятно. Ведь по давней традиции, наиболее обсуждаемые темы применительно к сборной команде – КТО её должен тренировать и кто будет в ней играть. При этом как-то на второй план отходит основная проблема – КАК именно должна готовиться и играть сборная команда страны. 

Вместе с тем очевидно, что сначала следует определиться именно с тем, как. И только потом уже решать, кто. Ведь во многих сферах человеческой деятельности уже давно применяется именно такой подход, который нельзя не признать разумным. Сначала определяем, что именно нам нужно делать, затем ищем конкреных исполнителей. Но в нашем футболе пока что не так. Выбор исполнителей – и тренеров, и игроков – по-прежнему часто носит субъективный, случайный характер. 

Ни для кого не секрет, что сегодня уровень индивидуального исполнительского мастерства украинскиx игроков несколько ниже, чем у их зарубежных коллег. Причины такого положения дел и пути исправления ситуации – тема отдельного большого разговора. Однако такая ситуация имеет место. И она в ещё большей степени как бы «подталкивает» сборную Украины к необходимости найти решение главной задачи, характерной для любой командной игры, а именно: систематически получать преимущество над соперником за счёт согласованных командных действий. 

Эта задача определяет единственное направление работы нового тренерского штаба нашей сборной, которое только и может принести ей успех. А также выдвигает вполне определённые требования к их уровню квалификации. Тренеры, которым может быть доверена сборная страны, должны чётко видеть, какие именно согласованные действия в обороне и в атаке нужно освоить нашей команде. А также владеть соответствующими и вполне определёнными методами работы. 

Нужно сказать, что «учебно-методический портфель» тренеров сборных команд должен предполагать умение справляться со следующими трудностями, которые всегда будут существенно влиять на содержание их работы: 
• ограниченность времени, которым располагает тренерский штаб сборной команды; 
• индивидуальные различия в уровне функциональной подготовленности кандидатов в сборную; 
• наличие у них индивидуальных игровых стереотипов, связанных с их выступлениями за различные команды; 
• отсутствие у них устойчивого стереотипа согласованных коллективных действий в составе одной команды. 

Вышеперечисленные трудности могут вообще сделать невозможным решение задач, стоящих перед тренером сборной команды, если нет чёткого понимания, как эти трудности могут и должны быть преодолены. Обычно принято говорить об авторитете, мотивации, психологии, стратегии, тактике, составе, заменах и установке на игру. Но всё это не может «висеть в воздухе» – оно должно опираться на соответствующий учебно-тренировочный процесс. 

Например, несколько дней, которые имеет сборная команда в своём распоряжении для подготовки к товарищескому или официальному матчу, представляют собой особый микроцикл подготовки. Такой микроцикл решает две основые задачи: 
• обеспечение необходимого уровня функциональной подготовленности всех игроков, «выравнивание» их состояния; 
• освоение основных коллективных тактических приёмов обороны и атаки, которые команде предстоит использовать в предстоящем матче (исходя из выбранной тренером стратегии данного поединка). 

Может показаться, что, например, всего за три дня эти задачи решить невозможно. Однако это не так. Для начала нужно следовать нескольким основным рекомендациям. Например, из тренировочных нагрузок трёхдневного микроцикла подготовки целесообразно исключить упражнения, которые функционально направлены на развитие всех видов выносливости. Весь объём тренировочной работы должен быть представлен упражнениями, направленными на развитие специальной скорости (на диаграмме – тип нагрузки «В»), поддержание уровня подготовленности («Д»), а также решение восстановительных задач (смешанная работа «ВД»). Общий объём работы также должен варьироваться примерно так, как показано на диаграмме. 

Тренер также должен хорошо понимать, что каждое тактико-техническое упражнение, каждый «игровой» отрезок, моделирующий тот или иной фрагмент игры, имеет свою определённый функциональный аспект в зависимости от того, как чередуются различные фазы нагрузки и восстановления. Другими словами, сконцентрировавшись на тактико-технических задачах, можно утратить контроль над функциональным состоянием команды, если не владеть соответствующими методами составления и выполнения комплексных программ подготовки. И понятно, что вопрос точности планирования и неукоснительного выполнения такой короткой программы подготовки становится особенно важен в связи с обычной краткосрочностью тренировочных сборов национальной команды. 

Конечно, соотношение основны типов нагрузок – одна из наиболее общих рекомендаций, которые подлежат уточнению с учётом многих факторов. Например, для игроков, которые принимали участие в официальном матче непосредственно накануне первого для микроцикла, а также для тех, кто нуждается в дополнительном восстановлении, нагрузки первого дня микроцикла соответственно корректируются в сторону уменьшения и проведения занятий восстановительного характера. Также нужно хорошо понимать и точно планировать, как, когда и какие именно упражнения будут выполняться – как мы говорили, одновременно контролируя тактико-технический и функциональный аспект подготовки. 

Здесь мы снова говорим о том, как практически реализовать принцип единства подготовки. В связи с ограниченными сроками все нагрузки по типу «Д» и «В» целесообразно задавать в виде тактико-технических упражнений. Придание таким упражнениям требуемой функциональной направленности при помощи определения нужного типа нагрузки не представляет собой значительных методических трудностей, однако требует определённой квалификации тренера. 

Тактико-технические упражнения, выполняемые в ходе данного микроцикла, как отмечалось, должны быть направлены на освоение игроками согласованных командных тактических приёмов, которые предполагается преимущественно использовать в предстоящем матче. Такие упражнения представляют собой типичные фрагманты игры, которые воспроизводятся на тренировке с созданием обстановки, макимально приближённой к игровой, при этом, как мы говорили, с контролем их функциональной направленности. 

Подобные упражнения целесообрзно проводить в неравных составах игроков: 6 на 7, 7 на 8 и т.д. Таким образом одна группа футболистов работает над созданием и использованием локального численного преимущества в зоне нахождения мяча, другая – над соответствующим противодействием. Если предстоит матч на выезде, то следует уделить преимущественное внимание упражнениям, направленным на освоение следующих командных тактических приёмов: 

1. Коллективный отбор мяча на своей 1/3 поля и в центре поля с созданием численного преимущества в отборе. 
2. После отбора мяча – быстрый пас выдвинутому вперёд нападающему, который должен сделать ложный манёвр, освободиться от опеки, принять и сохранить мяч для развития атаки с быстрым согласованным выходом в атаку группы из 6-7 игроков. 
3. Атака с использованием всей ширины поля, подключениями фланговых игроков из глубины, забеганиями, нацеленными передачами в штрафную площадку соперника на набегающую группу игроков атаки, которые пытаются сыграть в опережение; а также с переводами мяча с фланга на фланг, ударами со средних и дальних дистанций, в т.ч. «из точки в точку». 
4. После завершения атаки – быстрый и компактный переход к обороне с перекрыванием свободных зон для развития атаки соперника, особенно на флангах. 
5. Комбинационное удержание мяча на своей 1/3 поля с поиском «острых» предложений игроков группы атаки при помощи длинных передач. 
6. Нацеленные передачи в штрафную площадку соперника со стандартных положений (как в п.3.) 
Для подготовки к предстоящему матчу на своём поле акценты тактико-технической подготовки должны быть несколько иными: 
• коллективный отбор мяча осуществляется преимущественно в центре поля и на 1/3 поля соперника; 
• больше внимания нужно уделить специальным приёмам преодоления организованной обороны – использование флангов, «забеганий», нацеленных передач, различным ударам; 
• комбинационная игра и надёжный контроль мяча на 1/3 поля соперника с использованием всей ширины поля для подготовки логичных концовок проникающих атак. 
Как видно, программа подготовки может быть достаточно насыщена, однако если она правильно составлена и неукоснительно выполняется, то основные задачи, стоящие перед тренерским штабом сборной команды, могут быть успешно решены. Здесь нужно отметить, что приведенные командные (№№ 1-5) действия логично связаны между собой, поэтому у тренера есть возможность объединять в одном упражнениии работу по их освоению. В любом случае, тренерский штаб сборной команды должен добиться эффективного освоения данныx командных тактик. 

К сожалению, в матчах внутренних соревнований такие командные действия используются недостаточно. В этом состоит одна из основных трудностей при проведении микроциклов подготовки сборной команды – кадидаты в сборную, как правило, не имеют устойчивых динамических стереотипов участия в выполнении данных тактических приёмов. 

В связи с этим актуальной остаётся задача коррекции учебно-тренировочного процесса в клубах. Желательно, чтобы кандидаты в сборную в своих клубах также работали над освоением соответствующих тактик, имели необходимый для этого уровень функциональной подготовленности и достаточную игровую практику. Для участия в играх сборной команды нужно привлекать футболистов, игровые амплуа которых в своих клубах соответствуют задачам организации игры сборной команды. Тогда коррекция их игровой манеры в связи с освоением командных тактик сборной команды потребует относительно меньших усилий. При соблюдении указанных рекомендаций можно добиться формирования необходимых командных динамических стереотипов в сборной команде за относительно короткий срок. 

 

(постоянный адрес статьи - http://ronin.com.ua/posts/334)

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

24.12.2012, 19:12
bazylewicz
Автор:
(bazylewicz)
Статус:
Начинающий писатель (156 комментариев)
Подписчиков:
0
Медали:
Выбор редакции × 3

Еще на эту тему

Лучшие блоги
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть