http://misko.sumno.com/gallery/myron-markevych/?page=1Назначение тренера харьковского «Металлиста» Мирона Маркевича наставником национальной сборной Украины по футболу по совместительству стало главной футбольной новостью последнего месяца. Даже возобновление чемпионата Украины не ослабило интерес к этой нерядовой личности.

Напомню, что Маркевич стал первым в истории нашего футбола тренером сборной, который никогда и ни в каком качестве не был связан с киевским «Динамо». Лишь этого достаточно, чтобы личность нового тренера вызывала интерес. В целом же для Мирона Маркевича, который в день своего назначения отметил свое 60-летие, новая должность является высшей ступенью в его длинной, интересной и непростой тренерской карьере. В канун нашего разговора команда Маркевича проиграла во Львове матч чемпионата Украины местным «Карпатам», но уже через несколько часов после этого тренер отправился в Днепропетровск в качестве национального тренера, смотреть на игру потенциальных игроков сборной в матче «Днепра» и «Зари». С этого мы и начали наш разговор.

— Мирон Богданович, вы впервые работаете «на два фронта», одновременно заботясь о своем клубе и о национальной сборной. В прошлые времена тренеры-совместители возглавляли «базовый клуб» сборной, в то время как ваш «Металлист» таковым клубом никоим образом не назовешь. Это добавляет трудностей?

— У нас базового клуба сборной быть не может. Потому что в большинстве клубов большую, если не главную, роль играют иностранцы. Поэтому национальная сборная не может состоять из игроков одной команды. Поэтому сборную мог возглавить не только тренер «Металлиста», но и любой другой команды. Что касается трудностей совмещения, то о них я сейчас говорить не могу, поскольку еще не работал реально со сборной. Это будет лишь в мае. Пока еще я надеюсь, что объективность мне не изменяет, и я оцениваю возможных кандидатов в сборную не по цвету футболки, а исключительно по их игре.

— Во время вашего назначения перед национальной сборной была поставлена задача стать в 2012 году чемпионом Европы по футболу. Это действительно реально, или провозглашенная цель является той невозможной, к которой следует стремиться, чтобы достичь максимума?

— Думаю, что иначе ставить вопрос не было смысла. Если не стремиться стать чемпионом, так зачем на поле выходить? Я убежден, что главная беда нашего футбола последних десятилетий заключается именно в самоунижении, причем добровольном. Мы заранее провозглашаем свою слабость, и результат приходит соответствующий. Если мы не будем стремиться к высшим наградам, не будет смысла заниматься футболом вообще. Может ли что-то вырасти из детей, которые не мечтают увидеть свою страну чемпионом, не стремятся сами стать когда-то чемпионами? Поэтому я с самого первого дня не устаю подчеркивать, что наши футболисты ничем не хуже зарубежных, и вполне способны побеждать самые сильные команды мира. Для этого следует отдавать все силы на тренировках и в играх, показывать максимум своих возможностей. Проявлять, пусть это и звучит банально, свой патриотизм!

— То есть национальных команд, которые Украина не способна обыграть, в Европе не существуют?

— Именно так. Мы можем победить любого соперника за счет тех же волевых качеств и патриотизма, о которых я уже говорил.

— И много ли есть в Европе таких команд, которых нам без патриотизма не победить? Можете назвать?

— В финале Евро-2012, кроме нас, будет еще пятнадцать участников. Значит, получается, что таких команд будет пятнадцать. Команды, которые мы сможем обыграть только на классе, в европейский финал не попадут!

— Успели ли вы донести эти свои мысли до футболистов сборной Украины? Так как многие из них считают, что нам не по силам играть с лучшими командами Европы на победу. С кем из игроков сборной вы уже успели поговорить?

— Пока еще свои мысли им передаю лишь в виде многочисленных интервью, которые за последний месяц пришлось дать больше, чем за весь прошлый год. Пусть читают, пусть думают, пусть готовятся психологически к работе исключительно на максимум. Готов и в этом интервью повторить, что наши футболисты ничем не хуже кого-то, могут играть и побеждать на высшем уровне. Вот пока и все мои к ним послания. Все другое будет уже на тренировочных сборах.

— До сих пор пропуском в нашу национальную команду было даже место на скамейке запасных «Шахтера» или «Динамо». Лидеры же других команд не всегда попадали в поле зрения наставников сборной.

— Такого при мне не будет. В сборной должны быть лишь те футболисты, которые постоянно играют в составе своих команд, и не просто играют, а играют ведущие роли! Что касается «Шахтера» и «Динамо», то футболисты этих команд ценны для сборной своим опытом регулярных выступлений в европейских турнирах, где кроме мастерства формируется еще и психологическая стойкость, которая необходима игроку сборной Украины. Мне сейчас очень тревожно за прежних лидеров «Шахтера» Анатолия Тимощука и Дмитрия Чигринского, которые, перейдя соответственно в «Баварию» и «Барселону», не играют, а сидят на скамейке запасных. Если они хотят играть за сборную, им нужно или попадать в состав своих команд, или искать для себя такие команды, где они будут играть регулярно. Запасные игроки для сборной Украины — это не вариант.

— Для многих отечественных футболистов пропуском в состав мог бы быть лимит на иностранцев. Вы как тренер сборной будете настаивать на том, чтобы количество украинцев в наших командах было увеличено за счет лимита?

— С нового сезона планируется разрешать играть за команду не больше шести иностранцев. Я считаю, что это как раз нормально. Искусственно тянуть украинцев в состав команд, которым решать свои задачи, не стоит. Соотношение пять к шести, по моему мнению, на сегодняшний день является оптимальным. Так уже играют в соседней России.

— Ограничить число иностранцев на поле с семи до шести должны были еще в позапрошлом году. Если это решение летом опять отложат, вы как тренер сборной будете выражать свой протест?

— Я уже выразил свое мнение. Думаю, этого достаточно, а решать не мне.

— Нынешние игроки сборной очень обеспеченные люди, которые получают большие деньги в своих клубах. Как, по вашему мнению, должна оплачиваться игра футболистов за национальную команду?

— Главным для футболиста сборной должно быть желание играть за свою страну. Но и материальное вознаграждение тоже необходимо. Даже за участие в товарищеских неофициальных матчах игрокам сборной следует платить. Не столько, как за матчи чемпионата Европы, но... Моральные стимулы должны быть подкреплены материальными. Хотя на первом месте должен быть все-таки патриотизм.

— Не все игры национальной сборной в последнее время собирают полные трибуны. У вас есть опыт работы с болельщиками в Харькове, где «Металлист» имеет постоянную поддержку десятков тысяч людей. Знаете какой-то секрет?

— Секретов нет. Мы должны поднимать престиж национальной команды. Каждый матч при ее участии, независимо от своего статуса, должен быть праздником для города, где играет сборная. Я уверен, мы к этому придем.

— Зритель идет, в первую очередь, на личностей. Приезд в составе сборной того же Андрея Шевченко практически гарантирует аншлаг на трибунах. Как вы думаете, есть ли у нас футболисты, способные, подобно Шевченко, стать символом сборной Украины, опорой для тренера, образцом для партнеров?

— Такие футболисты нам не просто нужны. Они нам необходимы. В национальной сборной должны быть люди, которые никогда не подведут, всегда сыграют на высоком уровне, поведут команду за собой. Такие игроки у нас есть. Не хочу заранее называть фамилии, но буду стремиться к тому, чтобы основной состав, скелет нашей команды, которая будет играть на Евро-2012, был сформирован уже до следующего лета. Чтобы те, кто прошел отбор и доказал свою необходимость сборной, имели время стать настоящей командой.

СПРАВКА «Дня»

«Для любителей статистики моя биография», — так пишет Мирон Маркевич о себе на одном из спортивных сайтов. «Родился я 1 февраля 1951 года в Винниках, недалеко от Львова. Статистикой особо не интересуюсь, но говорят, что я являюсь рекордсменом украинской высшей лиги по количеству игр в ранге главного тренера (408 игр). Мой покойный отец, Богдан Дмитриевич, был детским тренером. Под его руководством начинал свой путь в футболе. В 1970 году меня зачислили в основной состав львовских «Карпат», но закрепиться в сильном коллективе, который только что выиграл Кубок СССР и с ходу получил путевку в высшую лигу, мне было сложно. Поле я хорошо видел, неплохо «читал» игру, но не хватало скорости. А в футболе же без скорости тяжело. Выступал за дубль «Карпат» в 1970—1972 годах, потом за «Спартак» (Орджоникидзе) — в 1974 и львовские любительские коллективы физкультуры. В 1977 году перешел в луцкое «Торпедо», где уже в следующем году был тренером-игроком, а потом, в 27 лет, полностью сосредоточился на тренерской работе — в 1983 году окончил всесоюзную Высшую школу тренеров в Москве. Я работал в командах: «Торпедо» (Луцк), «Подолье» (Хмельницкий), «Карпаты» (Львов), «Кривбасс» (Кривой рог), «Металлург» (Запорожье) и «Анжи» (Махачкала, Россия). С июля 2005 года являюсь наставником харьковского «Металлиста».

От себя добавим, что Мирон Маркевич женат, имеет двух сыновей. Среди его увлечений — рыбалка и музыка. Интересно, что когда «Металлист» осенью 2007 приехал в Ливерпуль, чтобы играть с «Эвертоном» в матче Кубка УЕФА, Маркевич сказал: «Я старый битломан, и упустить такую возможность посетить музей „Битлз“ мы никоим образом не можем». По случаю 100-летия Харьковского футбола награжден орденом «За заслуги» ІІІ степени.

Николай НЕСЕНЮК

Комментарии (12)

  • zidanarab
    zidanarab 04.03.2010 09:46 #
    ТАкой тимоха--как с греками----половина сможет заменить
    • 0
  • shaleovi
    shaleovi 03.03.2010 23:22 #
    а есть реальная играющая замена Тимощуку??????
    • 0
  • oldman
    oldman 03.03.2010 10:47 #
    Уважаемый gosm92, думаю, вы все-таки иногда ишибаетесь. И это естественно, особенно, если 92- Ваш год рждения. А Маркевич пока что все делает правильно. Других футболистов мы можем сделать только сами - за счет самоотдачи на тренировках и в матчах. Хочу пожелать Маркевичу и Калитвенцеву слаженной и плодотворной работы. И тогда мы сможем выступить на Евро достойно, а уж какое место займем, не скажу. Другие тоже не спят, тренируются, и хотят выигрывать.
    • 0
  • vova6691
    комментарий удален
  • gosm92
    gosm92 03.03.2010 05:51 #
    Markevich ocherednoy prohodyazhiy trener,ne budet polzi ne v komande ne v natsinalnoy,
    vspomnite moyi slova .cherez 3-4 druzheskoy igri markevich budet uvolen.100 %,
    ya nikogda ne ishibayus.
    Kak trener on slabiy dlya sbornoy
    • 0
  • vova6691
    комментарий удален
  • vova6691
    vova6691 03.03.2010 09:28 #
    В вашем первом предложении после слова "Маркевич" не поставлено "тире". Ошибочка. Дальше - больше. И как же теперь прикажете понимать Ваши слова о том, что Вы никогда не ошибаетесь?
    • 0
  • amber
    amber 03.03.2010 10:50 #
    Слово "ошибаюсь" пишется через О.
    • 0
  • Ostap1948
    комментарий удален
  • YPY
    YPY 03.03.2010 00:06 #
    "Поле я хорошо видел, неплохо «читал» игру, но не хватало скорости. А в футболе же без скорости тяжело. " - Ну и как не пожалеть о тех временах?? А Миля играет и при этом считается чуть-ли не лучшим нападающим на Украине..
    • 0
  • VoLKk77
    VoLKk77 03.03.2010 02:37 #
    Ну с Вашей колокольни может и не видно,нет человека соверщенного,тогда это будет робот.
    Лично я смотрю ,какую пользу приносит игрок (10+7),в игре с Кривбасом, шрафной с которого забили гол.(Все тут спецы,потому спорить не буду)...(ИМХО)
    • 0
  • Kostets
    Kostets 03.03.2010 13:05 #
    по поводу штрафного.. Шева 4 раза пробивал штрафной и все 4 раза попал в стенку! просто по счастливой случайности забили гол! в очередной раз он не реализовал выход один на один. да, многие сейчас скажут, что все равно выирграли и все такое. но вот с интером например в италии, мы как раз и не выиграли. и в итоге вылетели вообще с ЛЧ. просто в украине есть 20 моментов за матч, и в конце концов динамо может разродиться на гол. а на более высоком уровне у нас за матч 2-3 момента, плюс пару штрафных, которые нужно реализовывать по максимуму! поэтому если не умеешь бить, то не лезь! не бей пенальти, если реализация всего лишь 50%! большинство звезд европейской величины выходы один на один реализовуют практически 100%. а наша звезда при том количестве времени, что было для принятия решения, тупо бьет во вратаря! а в итоге страдает вся команда!
    • 0
  • Kostets
    Kostets 03.03.2010 13:06 #
    это было об игре с кривбассом. но можно применить к большинству других матчей тоже.
    • 0
  • marcuse
    marcuse 02.03.2010 23:33 #
    удачи вам! ) хочется верить вашим словам!
    • 0
  • bravery
    bravery 02.03.2010 23:30 #
    Запасные игроки для сборной Украины — это не вариант. Согласен на 150%! Никаких лавочников.
    Помню как он сказал - "Побывать на Родине Битлов еще и сыграть в футбол!". Respect! Интересно, приобрел ли он ремастеринг 2009 года? )
    • 0
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста.

Новости футбола

RSS
Loading... Все новости футбола →