Естественно, в корне изменить футбол как игру — дело очень длительное и тяжелое, но украинцам удалось сделать настоящую революцию. Киевские футболисты бегали и мыслили намного быстрее мяча, а всякая новая игра превращалась в настоящий спектакль, в котором каждый исполнитель мог претендовать на главную роль.
Это все были задумки Виктора Маслова, который постоянно стоял у боковой линии, потрясывая зажигалкой и согревая себя очередной выкуренной трубкой. Именно под руководством московского наставника «Динамо» Киев трижды подряд выиграло чемпионат СССР, что для того времени было сродни нонсенса. Его идеи распространились очень быстро — будто лесной пожар, а статьи в советских журналах (в основном Маслов писал статьи в еженедельнике «Футбол-Хоккей» — прим. ред.). Именно Маслов считается прародителем «тотального футбола», который унаследовал и начал активно применять голландец Ринус Михелс. Правда, впоследствии Маслова затмил футболист, игравший под его началом — Валерий Лобановский.
Лобановский получил куда более широкую известность, чем его бывший наставник. В 1964 году Валерий Васильевич покинул «Динамо», чтобы вернуться в его расположение через 10 лет в качестве главного тренера. Лобановский вернулся в Киев с неординарным, новаторским подходом к футболу, который подразумевал в себе «игру миллионов» не просто как спорт, а и как искусство, смешанное с наукой. Будучи наставником днепропетровского «Днепра», Мэтр познакомился с профессором Анатолием Зеленцовым — деканом местного технического института. Вместе они создали революционную программу, которую тогда еще начинающий наставник стал использовать в киевском «Динамо».
Победы в Кубках обладателей Кубков 1975 и 1986 годов были синтезом интеллекта и физических возможностей, духа и материи. В каждом из «звездных» поколений динамовцев был один феноменальный игрок, величие которого признавалось во всей Европе — это Олег Блохин и Игорь Беланов соответственно. Но, они были олицетворением коллективного гения, а не индивидуального. Многие специалисты считают, что чуть-ли не каждый футболист из «Динамо» тех поколений мог получить свой «Золотой мяч».
Это был настоящий успех работы Лобановского и Зеленцова. Работы, которая была проделана задолго до ее использования в западноевропейских элитных футбольных клубах. Футболисты «Динамо» постоянно проходили интенсивные физические и психологические тесты, что делало из них армию универсальных солдатов с отработанными до автоматизма игровыми приемами. В матчах «бело-голубых» было четко видно, что футболисты имеют прекрасное, отточенное взаимопонимание, что могло бы позволить им играть с закрытыми глазами.
Но утверждение, что футболисты «Динамо» были роботами — крайне ошибочное. Подопечные Лобановского играли и телом, и душой. Каждый защитник умел атаковать, а каждый форвард умел защищаться. В этом была и вся мощь команды Полковника. Быстрые перемещения на поле и смена ролей футболистами — модель «Тотального футбола», созданная именно Лобановским.
Достаточно вспомнить товарищеский матч сборной СССР, составленной, в основном, из игроков киевского «Динамо», против национальной команды Польши накануне чемпионата Европы 1988 года, в котором подопечные Мэтра играли с расстановкой на поле «2-6-4». Никакую современную команду не напоминает? Да, именно «Барселона» Гвардиолы играет в футбол, придуманный Лобановским. Тогда советские футболисты просто «задавили» поляков своим прессингом и передвижениями. Множество специалистов утверждают, что сборная Польши в том матче должна была проиграть с куда более крупным счетом, чем 2:1.
Команда Лобановского успешно совершала свое шествие по турнирной сетке того Евро, но остановилась в полушаге от долгожданного трофея. Сборная Нидерландов, которую СССР обыграла в групповом турнире, сумела одолеть советских футболистов. Мировые СМИ писали о совершенстве «тотального футбола» Михелса над рационализмом Лобановского, но на самом деле Нидерланды победили во многом благодаря невезению подопечных Полковника, а стиль игры нидерландского наставника придумал его советский коллега.
Вот уже 10 лет Мэтра нет в живых, но, несмотря на всё, его футбольное наследство по-прежнему живет. Лучшими учениками Лобановского считаются Олег Блохин, который успешно руководит сборной Украины, и Андрей Шевченко, который выигрывал Лигу чемпионов в составе итальянского «Милана», а также завоевывал «Золотой мяч» в 2004 году.
Дело Лобановского живет в его учениках. Он по-прежнему остается величайшей фигурой украинского футбола, но его работам находят применение далеко за пределами этой страны. А причина проста: они универсальны, в лучших традициях Лобановского.
По материалам ESPN
Перевод и адаптация — Богдан ВЕЛИЧАНСКИЙ, dynamo.kiev.ua
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости
Читать все комментарии (63)