Или Сергею Реброву. Это уже без разницы. Часто восхищали не сами голы, а именно то, с чего они начинались. В те времена они обычно начинались с идей Валентина Белькевича.
...Когда-то его очень настойчиво убеждали перебраться из Минска в Москву — в «Спартак», где сулили золотые горы. Но Белькевичу нравилось, как играет киевское «Динамо». Он прислушался к зову сердца, а свое решение объяснял так: «Я просто выбрал наиболее сильную и амбициозную команду, и надеялся, что с моим приходом она будет выигрывать еще больше».
Прошло 17 лет. На днях Валику, как его по-прежнему между собой называют болельщики киевского «Динамо», исполняется 40. Но он еще ни разу не жалел о том своем решении. Он по-прежнему остается динамовцем. И по-прежнему, в футболе. Правда, беседу мы начали с другого вида спорта...
— Трус не играет в хоккей, а кто не играет в футбол?
— Тоже, наверное, трус. Футбол — контактный вид спорта.
— Но не настолько. В НХЛ, к примеру, зубы на лед летят только так...
— В футболе тоже всякое бывает. У них — зубы летят, а у нас по ногам как крепко достается...
— Я чего, вдруг, с хоккея начал: в вашей родной Белоруссии это нынче вид спорта номер один...
— Так решил президент Александр Григорьевич Лукашенко (улыбается). Он предпочитает зимние виды спорта. И это абсолютно нормально. Каждый человек выбирает то, что ему больше по душе. Лукашенко нравится хоккей.
— А у вас в детстве не стояла проблема выбора между футболом и хоккеем?
— Нет. Я с семи лет мечтал стать футболистом, занимался в ДЮСШ минского «Динамо» и, естественно, болел за этот клуб. Очень хорошо помню, как в 1982 году Минск выиграл чемпионат СССР. Мы же с партнерами из детской школы в те времена подавали мячи во время домашних матчей главной команды. Правда, больше всего впечатления произвел поединок, который прошел в Москве — в манеже. «Динамо» обыграло «Спартак» со счетом 4:3 и стало чемпионом. Еще, если не ошибаюсь, Прокопенко шикарный пас пяткой отдал. Тогда у минского клуба, вообще, состав был очень сильный: Вергеенко, Курненин, Трухан, Янушевский, Пудышев, Зыгмантович, Алейников, Гоцманов, Кондратьев... Ну а по поводу хоккея... Я же рос в советские времена, тогда все мальчишки зимой гоняли шайбу и катались на лыжах, а с весны переключались на футбол. Так что я немножко клюшкой владею и на коньках неплохо катаюсь.
— Знаменитый администратор киевского «Сокола» Василий Митрофанович Фадеев вспоминал, что в 1990-х Андрей Шевченко, уже будучи игроком основного состава «Динамо» (Киев), приезжал на каток, чтобы поиграть в хоккей...
— Фадеев немножко не договаривал. На каток ездил не только Андрей, но и другие игроки «Динамо» — Владислав Ващук, к примеру. И я тоже участвовал.
— Руководство клуба, надо думать, этого не поощряло — все-таки был риск травму заработать.
— Мы в хоккей собирались поиграть во время отпуска, в декабре.
— Каким, интересно, было ваше амплуа на льду?
— Да там у нас было все достаточно просто. Мы же играли без какой-то тактики или стратегии, просто в свое удовольствие.
— Вы явно играли в свое удовольствие и на футбольном поле. Иначе все эти ювелирные передачи и изящные комбинации были бы невозможны. А еще, как мне кажется, чтобы дирижировать игрой команды так, как делали это вы, нужен особый дар. Хотя Валерий Лобановский вроде бы говорил, что классный футболист — это 10 процентов таланта и 90 процентов труда...
— Не 90, а 99! Это, вообще-то, Валерий Васильевич перефразировал великого режиссера Константина Станиславского, со дня рождения которого недавно исполнилось 150 лет. Если не ошибаюсь, изначально фраза звучит так: «Гений — это один процент таланта и 99 процентов труда».
— И тем не менее: читать игру, видеть поле, чувствовать партнера — этому же научиться невозможно.
— Ну почему же?.. Конечно, предрасположенность должна быть. Кому-то в силу индивидуальных особенностей лучше играется на фланге, кому-то в центре поля... Но любые навыки нужно развивать и нарабатывать, на одном природном даре далеко не уедешь. И это касается не только футбола.
— Валерий Газзаев однажды то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что не знает футболиста по фамилии Плеймейкер. Вы, полагаю, в курсе, о ком речь?
— Валерий Лобановский нас учил, что игрок должен быть универсалом на поле. Да, матч футболисты начинают каждый на своей позиции. Но по ходу игры ты запросто можешь оказаться на месте партнера, и в этот момент должен сыграть именно так, как этого требуется от игрока этого амплуа в данной ситуации. Каждый из нас осваивал навыки игры и в защите, и в полузащите, и в нападении.
— А что вам больше приносило удовольствия в футболе — голевой пас или забитый гол?
— Cама игра и результат. Футбол — командный вид спорта, на поле выходят 11 человек, и все вместе они хотят добиться победы. А кто забьет или отдаст решающую передачу — это уже второй вопрос.
— То есть вы никогда не вели статистику своих результативных действий?
— Для этого есть другие люди, в том числе и вы — журналисты. Если футболист будет на этом зацикливаться — меньше будет думать о том, как ему играть.
— Недавно у нас на сайте была опубликована речь Хосепа Гвардьолы, которую он произнес перед игроками «Барселоны» в первый день работы с командой. Там была такая фраза: «Я не требую от вас результата, только игры. Но я не смирюсь, если разглагольствовать об игре будет тот, кто недостаточно честен или тот, кто не выкладывается полностью». А какие слова произнес Валерий Лобановский на первом собрании команды, когда начал работу с «Динамо» в 1997 году?
— Валерий Васильевич был великим психологом... Я уже дословно не припомню, что именно он сказал при первой встрече с командой. Но требовал, по сути, того же самого. К примеру, полной отдачи на тренировках, потому что с тренировочного процесса все передается на игру — и если ты тренируешься не на сто процентов, то не сможешь на сто процентов играть в официальных матчах. Учил нас, что не нужно бояться соперника, а нужно его уважать. С кем бы ты не играл! Как говорил Валерий Васильевич, футбольная команда держится на трех китах — технико-тактическая, физическая и психологическая готовность. Если с этими компонентами порядок, то ты можешь обыграть любого соперника.
— «Динамо» в конце 1990-х это и доказывало, обыгрывая великие «Барселону» и «Реал». Близки были и к победе над «Баварией», но остановились в шаге от финала Лиги чемпионов-1998/1999. Очень сложно, общаясь с динамовцами вашего поколения, не вспомнить те поединки...
— А мне, если честно, тяжело говорить о матчах с «Баварией».
— Но все же: в одном из интервью вы вспоминали, что именно на мюнхенский матч пришелся ваш самый досадный нереализованный момент в карьере...
— При счете 0:0 я вышел один на один с Оливером Каном и пробил в нижний угол, однако голкипер сыграл отменно. А вскоре Марио Баслер забил нам гол, который в итоге стал решающим.
— Скажите, а чего все-таки тогда не хватило, чтобы пройти баварцев? Ведь «Динамо» в том году находилось просто в потрясающей форме.
— Сложно сказать, чего не хватило. Там же и соперник противостоял очень сильный, с высококлассными игроками в составе. Эффенберг, Маттеус, те же Баслер с Каном... Большие мастера.
— Интересно, вы, футболисты, тогда понимали, что это был ваш пик?
— Все оценивают пик команды, исходя из результатов. Но я считаю, что тогда «Динамо» на протяжении пяти лет находилась приблизительно на одинаковом уровне. Да, бывали спады, но непродолжительные.
— А когда в финале «Бавария» на последних минутах проиграла «Манчестер Юнайтед» не возникло мысли, что так ей и надо?
— Да нет (смеется), я не злопамятный.
— Не повезло тогда «Баварии». Или вы считаете, что так в футболе рассуждать нельзя?
— Нет, почему же? Конечно, в первую очередь все зависит от готовности команды, от подбора игроков, правильно выбранной тактики. Но элемент везения на поле присутствует. Нам где-то не повезло в матчах с «Баварией», а ей не повезло в финале с «МЮ». Но ведь нельзя сказать, что в том сезоне «МЮ» по игре был явно сильнее «Баварии», или «Бавария» смотрелась явно предпочтительней «Динамо»...
— Согласен, нельзя. Зато можно вспомнить привычку британцев биться до последних секунд?
— Это командам из Англии присуще, но срабатывает далеко не всегда.
— Вернемся к чемпионату Украины. Против какой команды в 1990-х вам игралось тяжелей всего?
— Таких нет. В том смысле, что мы никогда не делили оппонентов на сильных и слабых. Если тебе предстоит встреча с аутсайдером и ты будешь думать, что проблем с ним не возникнет — жди неприятностей. К тому же каждая команда на матчи против «Динамо» настраивалась, как на последний бой. Так что концентрацию терять нельзя ни в коем случае.
— Когда-то Александр Шовковский сказал, что, если бы у него была возможность что-то изменить в футболе, он бы ввел запрет на мячи вроде «Джабулани», которые умеют отклоняться от изначально взятого курса на метр-полтора. А что изменили бы вы?
— Футбол существует более ста лет, и практически не меняется.
— Но почему же? А запрет вратарям брать мяч в руки после передач партнеров?
— Ну разве что... Это, безусловно, была хорошая идея. Командам стало сложней тянуть время, игра стала динамичней. Но что еще такого можно придумать? Не думаю, что футбол в этом так уж нуждается. К тому же новшества бесследно не проходят, к ним нужно очень долго привыкать. Нужно ли это?
— А еще в футбол пришли очень большие деньги, та же Лига чемпионов приносит огромные прибыли за счет рекламы. Скажите, а что, на ваш взгляд футбол в первую очередь — игра или бизнес?
— Тут для кого как. Для меня лично он был и остается, прежде всего, игрой.
— Можно ли говорить, что вы счастливый человек? Ведь у вас хобби превратилось в работу, которая ко всему еще и приносила неплохие деньги.
— Думаю, что не планете нет таких людей, которые могли бы со стопроцентной уверенностью сказать, что полностью счастливы. Такого просто не может быть! Но у меня, если говорить о профессии, все сложилось, действительно, хорошо. В этом плане я счастливый человек. Если бы была возможность прожить жизнь еще раз, то я снова пошел бы в футбол. Уж не знаю, как бы там сложилось...
— Сейчас вы занимаете пост старшего тренера «Динамо» U-19 и работаете фактически с мальчишками...
— Да я бы не стал их так называть. Пеле в 17 лет уже чемпионом мира стал. А сколько случаев, когда игроки в их возрасте входят в основные составы солидных клубов. Так что наши подопечные уже не мальчишки. Мы с коллегами, кстати, постоянно им об этом напоминаем и объясняем, что детско-юношеский футбол для них уже закончился и теперь, кто из них быстрее перестроиться, тот быстрее будет развиваться в профессиональном плане.
— А как вам в свое время дался переход из юношеского футбола во взрослый? Ведь это самый сложный этап, многие талантливые вроде бы ребята как раз в этот период и гаснут.
— У меня прошло как-то само собой. Почему, объяснить не берусь. Уже в 16 лет попал в дубль минского «Динамо». Это было в 1989-м, еще во времена чемпионата СССР.
— Скажите, вы никогда не ловили себя на мысли, что в ком-то из подопечных узнаете себя в юные годы?
— Нет. Никогда ни с кем себя не сравнивал. Каждый человек индивидуален. Пытаться что-то хорошее у кого-то перенять — это да, это непременно нужно делать. Но никогда в футболе не появится, скажем, второго Лионеля Месси или Криштиану Роналду, которые, кстати, тоже совершенно разные игроки.
— Часто приходится слышать от авторитетных людей, что нынче юные футболисты совсем другие, чем, скажем, в 1970-х или 1980-х: дескать, они меньше любят футбол и гораздо больше любят деньги. Ваше мнение по этому поводу?
— Знаете, я не стал бы обобщать. Времена меняются, а люди остаются. Я думаю, что и в 1970-е, и в 1980-е кто-то из молодых футболистов любил футбол больше, кто-то меньше, кто-то играл ради денег, а кто-то играл... Да просто потому, что хотел играть. Так же и теперь: есть парни, которые фанатично преданы футболу, а есть такие, кто относится с прохладцей.
— Еще раз процитирую Валерия Лобановского: «Тот, кто хочет стать тренером, должен прежде всего убить в себе футболиста». Вы уже убили в себе футболиста?
— Скажем так: я стал смотреть на футбол другими глазами.
— Какими именно?
— Это касается, прежде всего, восприятия игры. Будучи футболистом, ты в первую очередь все же концентрируешься на своих действиях, своих конкретных задачах. А тренер должен охватывать куда более обширный пласт и разбираться абсолютно во всех нюансах, он должен обладать способностью видеть всю картину игры. При этом нужно учитывать, что к каждому из подопечных требуется индивидуальный подход — кому-то кнут, кому-то пряник. К тому же, когда проходит игра, от тренера уже ничего не зависит. Он может только наблюдать за тем, как футболисты выполняют его задание, но уже мало что способен изменить. Тут совсем другие эмоции! Тренером быть сложней, это однозначно. Но ведь и интересно!..
Сергей КОЛЕСОВ
-
jon RECOBA(konstantinis)
- Начинающий писатель
26.01.2013 22:43
помню в 98 все кричали- шевчнко, ребров, гусин, хацкевич, лужный... а я - белькевич... в футболе я тогда мало шарил да и щас не эксперт, но какой был кайф когда валик появлялся во втором тайме и в штрафной европейских грандов начинался полтергейст. спасибо за игру ,
- 0
-
Владимир Васькович(vovan123)
- Начинающий писатель
26.01.2013 15:15
вот на кого равняться теперешним плеймекерам
- 0
-
Саша Кошеливский(Alex85)
- Опытный писатель
25.01.2013 22:34
Белькевичь-Динамовский-Бекхем...
- 0
-
A C(ancavador)
- Старожил
26.01.2013 00:10
ошибаешься, Бекхем - это Динамовский Белькевич,только чуть слабее
- 1
-
(white_blue)
- Старожил
25.01.2013 20:53
Какой игрок был! С наступающим юбилеем Валентин!
- 1
-
Денис(den_fcdk)
- Старожил
25.01.2013 20:42
Один із найкращих "плеймейкерів" в історії Динамо Київ!
- 1
-
Алексей(nik78)
- Наставник
25.01.2013 20:02
Великолепный плеймейкер, а что касается матчей с Баварией, то наибольшую горечь у меня вызывает киевский матч, где вполне могли выиграть крупно и все решить, а вместо этого получили 3-3.
- 2
-
Александр Борков(albatros)
- Начинающий писатель
25.01.2013 19:31
Я бы Белькевича,Гусина и Реброва и сейчас поставил в основу и уверен-они были бы лучшими!!!
- 2
-
олесь динамовец(dinamose)
- Начинающий писатель
25.01.2013 16:50
в умный и думающий футбол играл сам да и в жизни такой же !
- 3
-
Безил Полидурис(vasinka)
- Начинающий писатель
25.01.2013 14:05
Прочитал, чуть не прослезился!!!
- 4
-
Александр Кравченко(Karambol)
- Старожил
25.01.2013 14:03
Да 2 Украинских- Белоруса Белькевич и Хацкевич творили чудеса на поле
- 1
-
Безил Полидурис(vasinka)
- Начинающий писатель
25.01.2013 14:07
Н-да, следующий белорус похуже оказался)
- 3
-
Андрей Марченко(marcha)
- Читатель
25.01.2013 18:58
Следующий белорус таланом одарен не меньшим,вот только дорогу выбрал не ту.
- 2
-
alex lazar(lazar)
- Опытный писатель
26.01.2013 18:06
С ним к сожалению Валерий Васильевич не успел поработать
- 0
-
Эдуард Гум(zaton51)
- Наставник
25.01.2013 13:15
- 2
-
Виктор Богдан(vdb)
- Наставник
25.01.2013 13:05
Один из лучших игроков Динамо за всю историю.
- 4
-
Ярослав(YARY)
- Эксперт
25.01.2013 12:53
Хорошее интервью и приятный парень Валик Белькевич.
- -1
-
Олексій Кондратенко(kon.an.1804)
- Опытный писатель
25.01.2013 12:53
І я важко згадую,по цей день.
- 4
-
Ярослав(YARY)
- Эксперт
25.01.2013 12:57
Точно так же было обидно в 1987 году, когда дважды проиграли "Порту" по 1-2,
- 0
-
alex zelepukin(zaryadinamo)
- Опытный писатель
25.01.2013 12:32
доводилось играть против Белькевича в 88 в первенстве союза по сдюшор,уже тогда был виден его сумасшедший потенциал,великолепная техника,отменная работа с мячом.правда ростом он был тогда небольшого.После Заварова был Белькевич,хотелось бы сейчас увидеть в Динамо игрока который сможет встать с ними в один ряд
- 2
Еще комментарииДействительно плеймейке от Бога. Жаль, что так и не сыграл в Европе, хотя с другой стороны имели возможность дольше наслаждаться его фирменными передачами.
Ну где ща такого Валика найти?
И ни в ком из подопечных он себя не узнаёт(((
учетная запись этого пользователя была удалена
Абсолютно правильно он напоминает игрокам U-19, что детский футбол для них закончился. Действительно это тот самый этап в их жизни, когда они либо станут футболистами с большой буквы, либо будут доигрывать в полулюбительских командах низших лиг.
Удачи в тренерской карьере и чемпионства "Динамо U-19"!
причём и там и дома результативно ошибся Витя Чанов. (В гостях один мяч сквитали вдесятером). Тогда реально мы были не хуже "Порту", которое в финале обыграло, обескровленную удалениями, всё ту же "Баварию"!