Для ставшего год назад главным тренером «Динамо» легендарного нападающего теперь каждый матч как «последний бой», за которым либо «Виват!», либо «Прощай!».
ЧЕЛОВЕК СО СЛОЖНЫМ ХАРАКТЕРОМ
— Не всякому великому игроку суждено со временем превратиться в великого тренера, — размышляет Юрий Рыбчинский. — Чаще всего происходит наоборот: успеха в профессии добиваются те, кто либо вовсе не играл, либо был весьма средним футболистом.
Скажем, Жозе Моуринью долгое время работал в Португалии переводчиком у Бобби Робсона — а стал специалистом высочайшего уровня. Пример Йохана Кройфа в данном случае — одно из исключений, но оно только подтверждает правило.
Не сомневаюсь, что Олег — хороший тренер, он доказал это в сборной, с которой дошел до четвертьфинала чемпионата мира. Но сложность, с моей точки зрения, еще и в том, что он человек со сложным характером. Команда разнородна по множеству признаков, и прежде всего национальному, поэтому наставник у нее должен быть большим дипломатом, коим Блохин, увы, не является. Важно находить с каждым футболистом общий язык — и в свою очередь быть уверенным, что его понимают подопечные.
— Блохина недавно спросили, уверен ли он.
— И что?
— Олег Владимирович переадресовал вопрос переводчику, через которого общается с легионерами.
— Выходит, он сам не уверен, что взаимопонимание налажено — хотя бы на уровне разговорного контакта. А это очень важный момент.
— Вы с Блохиным по-прежнему дружны?
— Я хорошо знаком и с самим Олегом, и с его старшей дочкой Иришей. Моя жена когда-то работала тренером в Школе Дерюгиных. Так что в сегодняшней непростой ситуации меня не назовешь злопыхателем. Отношусь с симпатией к Блохину, и его неудачи, само собой, меня не радуют.
С другой стороны, у Хуанде Рамоса в «Днепре» тоже не сразу работа заладилась. Но в него поверили, дали время — и он выдал ожидаемый результат. Какое-то время пришлось потерпеть руководству «Шахтера», поставившего на Мирчу Луческу. Да и «Металлист» под руководством Мирона Маркевича не сразу стал претендентом на чемпионство.
Беда в том, что в «Динамо» тренеру такого времени дать не могут — пусть за год ни один даже самый выдающийся мастер команду высочайшего уровня не создаст и результатов, от которых бы все ахнули, не обеспечит. Разве что если возглавит уже готовый звездный коллектив.
ТРЕНЕР УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ
— Чем удивил вас в свое время Блохин при первой встрече?
— Эта встреча состоялась намного раньше, чем вы можете себе представить. Я занимался легкой атлетикой, знал работавшую тренером маму Олега бабу Катю (бегунью Екатерину Адаменко, преодолевавшую в конце 30-х годов прошлого века стометровку с достойным и по нынешним временам результатом 11,9. — Прим.). Ну, а юного Блохина на беговой дорожке стадиона имени Хрущева тогда нельзя было не заметить — он поражал реактивной скоростью и поистине феноменальной реакцией.
Позже он появился в «Динамо» — сначала в дубле, затем в основном составе. Выделялся и тут — даже на фоне выдающихся игроков, из которых тогда сплошь состояла команда. Мы не сомневались — растет ярчайшая звезда, которая, будь наша страна более открытой миру, получила бы признание на всей планете. «Золотой мяч» — лишь малая толика того, чего на самом деле Блохин заслуживал.
Но если на поле Олег добивался успехов благодаря генетической предрасположенности, заложенной в него родителями и Господом Богом, то с переходом на новую стезю — ему пришлось учиться. Как на чужих, так и на собственных ошибках. Только тренер, готовый анализировать свои промахи и извлекать из них уроки на будущее, способен справиться с временными трудностями и стать успешным в профессии.
— Блохин к этому готов?
— У него пока не получается создать, по определению Валерия Лобановского, не команду звезд, а команду-звезду. Исполнители у Олега высококлассные, с этим не поспоришь. Но не находясь рядом с командой, как это было в свое время, я просто не вправе судить, что мешает Блохину превратить сильных игроков в сплоченный коллектив. Скажу вам одно: поскольку он не без успеха работал в свое время и в сборной, и в ряде греческих клубов, дело не в уровне его квалификации. Наверное, причины тут больше человеческие, чем профессиональные.
— Вы говорили о непростом характере Блохина. Кто в этом плане из того поколения динамовцев мог с ним сравниться?
— Пожалуй, никто. Но в то же время ни один из партнеров не мог с ним тягаться по части одаренности. А если вести речь о Блохине как тренере... Мне кажется, у Моуринью тоже характер не сахар. Сложность в этом смысле заложена самой профессией — и вопрос лишь в том, кто каких успехов добивается.
ФОМЕНКО НИКОГДА НЕ БЫЛ РАСКРЫТОЙ КНИГОЙ
— К поколению Блохина относится и Михаил Фоменко, творящий сейчас чудеса с нашей сборной...
— Хотите начистоту? Мои друзья подтвердят: когда Лобановский ушел от нас в лучший мир, я сразу сказал, что Миша — самый талантливый из украинских тренеров. Я и сейчас ставлю его выше отличного специалиста Мирона Маркевича. В начале девяностых годов прошлого века Фоменко впечатляюще начинал работу с «Динамо», обыграл на тогда еще Республиканском стадионе «Барселону» со счетом 3:1. И это — оставшись в меньшинстве! Жаль, что в то время ему не представилась возможность раскрыть дарование в полной мере.
— Фоменко и в бытность игроком проявлял себя таким молчуном?
— Признаться, дружил я в ту пору с другими футболистами, поэтому авторитетно судить о его неразговорчивости не возьмусь. Вот Андрюша Баль — тот постоянно балагурил, любил рассказывать истории из жизни и анекдоты. Хорошо знал я Йожефа Сабо с его взрывным темпераментом. А вот Миша Фоменко, насколько я понимаю, раскрытой книгой для своих собеседников не был и тогда.
— Вот знающие его люди удивляются: как, не отличаясь публичным красноречием, он находит возможность мотивировать игроков на крайне непростые матчи?
— Мы часто недооцениваем роль тренера в игровых видах спорта. Но посмотрите: наша баскетбольная сборная отправлялась на чемпионат Европы не то что не претендентом на высокие места — числилась в аутсайдерах. В распоряжении Майка Фрателло были игроки довольно среднего уровня, однако ему удалось создать команду, занявшую пятое место и получившую право выступить на чемпионате мира.
— Возвращаясь к футбольной теме: Фоменко еще в бытность игроком конспектировал все тренировки Валерия Лобановского в клеенчатую тетрадь — и ни у кого не было сомнений, какую профессию он выберет, когда придет время повесить бутсы на гвоздь. А было ли по Блохину понятно, что он станет тренером?
— Мне кажется, что Фоменко первым из украинских тренеров понял: тактики и методики времен Лобановского уже недостаточно. Футбол, как любой другой вид спорта, как наука или высшая математика, постоянно развивается и с течением времени обретает все новые формы. Будь с нами сегодня Валерий Васильевич, он, убежден, работал бы по-другому и шел бы не тем путем, что в семидесятые или даже в девяностые годы.
Тренеру нужно уметь меняться или уходить. Как поступил, например, Алекс Фергюссон, честно признавшийся, что исчерпал себя. Конечно, он мог продолжать работать, и никто бы ему и слова не сказал, но чтобы добиваться успехов, нужно не просто иметь свежие идеи — уметь их реализовывать. Несмотря на возраст, с этой точки зрения перспектива у Фоменко на сотню лет.
Можно ли было по Блохину-футболисту понять, что он станет тренером? Мне кажется, Олег и сам, пока игровая карьера не пошла на спад, об этом не задумывался. И вообще, нет универсальной формулы, по которой можно определить, станет игрок наставником или нет. Как, глядя на актера, вы никогда не скажете, какой из него получится режиссер. А если актер великий и тем более выдающийся, как правило, у него крайне мало шансов стать настолько же значительным в режиссуре.
У БЛОХИНА ОДИН ТРЕНЕР — ГОСПОДЬ БОГ
— Теперь и Андрей Шевченко, прежде не проявлявший интереса к тренерской профессии, решил пойти на курсы и получить диплом. Бывший капитан сборной Украины проходит стажировку в «Милане» и «Челси», а со временем, поговаривают, может стать главным тренером «Динамо»...
— Его перспективы мне тоже трудно прогнозировать. Скажу, например, что тренером ему не стать — а он вдруг выиграет с «Динамо» Лигу чемпионов. (Смеется). Работа наставника, видите ли, это совершенно иной уровень мышления. Одно дело, когда ты нападающий, защитник или вратарь, отвечающий на поле за определенный участок работы, и совсем другое — когда, будучи тренером, должен планировать действия одиннадцати игроков и управлять ими.
— Блохин возмущается, когда его называют учеником Лобановского. А вы не находите ничего общего между Олегом Владимировичем и Валерием Васильевичем?
— Начать следует, пожалуй, с того, что Лобановский никогда не был выдающимся футболистом. Он выделялся за счет внешних и характерных данных, был в команде самым высоким, блестяще исполнял угловые удары, которыми и запомнился. Но мог лишь мечтать о скорости Блохина и даже Шевченко. Зато с юных лет отличался умом, закончил школу с золотой медалью. А тренером стал, я бы сказал, на несколько этажей выше, чем игроком.
Карьера Блохина была самой звездной в советском футболе — и стала бы такой на мировом уровне, имей мы тогда сегодняшнюю открытость. То, что давалось Лобановскому-игроку с огромным трудом, у Олега получалось играючи, от природы. Вполне допускаю, что это обстоятельство и послужило одной из причин их непростых отношений. Хорошо помню, как Валерий Васильевич держал Блохина на скамейке, хотя тот мог принести результат.
Вот почему я легко понимаю сегодняшнего наставника «Динамо», когда он не говорит, что Лобановский научил его играть в футбол. У Блохина, повторюсь, был один тренер — Господь Бог. Ну, и еще спасибо надо сказать родителям, заложившим феноменальную генетику.
— Наблюдая сегодня за играми «Динамо», переживаете персонально за Блохина?
— Конечно! Как и любой киевлянин, желаю успеха команде в целом и главному тренеру в частности. А на Олега мне иногда бывает просто больно смотреть. Естественно, он желает добиться результата, но очевидна несовместимость игроков — как приобретенных до него, так и купленных уже с его ведома. Будь у Блохина больше времени, команду он создал бы на загляденье. Но в том-то и беда, что и руководство, и болельщики требуют результата не в перспективе, а прямо сейчас. Когда команда выглядит совершенно не по-блохински.
ПОТОЛОК ДЛЯ ЛУЧЕСКУ — КУБОК УЕФА
— Что вы имеете в виду?
— У «Динамо» отсутствует командная скорость. Более того, нет ни одного игрока, который отличался бы индивидуальными скоростными качествами. Чем брал Блохин? Способностью оторваться от защитников и в одиночку решить исход эпизода. Киевляне в свое время играли на скорости, которой бы позавидовала нынешняя «Барселона». Сегодня же темп динамовской игры напоминает от силы «Жальгирис» советских времен. Поэтому если в чемпионате соперникам удается выдержать первые двадцать минут, а после этого остаются силы включить максимальную скорость, они зачастую добиваются результата.
Конечно же, в идеале, Блохину подошла бы «Бавария» — как, впрочем, и любая скоростная команда. А с нынешними его подопечными, как их ни увещевай, немедленного успеха не добьешься. Не может человек, от природы бегущий стометровку за 12 секунд, вдруг взять — и показать на ней десять или даже одиннадцать. Самые большие деньги — сто миллионов! — платят сегодня не за самого лучшего, а за самого быстрого футболиста, Гарета Бэйла.
— Представим гипотетически, что Блохин обратился к вам за советом: продолжать искать выход из непростой ситуации или уйти в отставку, к чему его подталкивает определенная категория болельщиков. Что скажете?
— Ничего не понимающие в футболе люди всерьез считают, что если заменить Олега на Моуринью или Хосепа Гвардьолу, команда, вчера проигравшая «Металлисту» и «Генку», сегодня возьмет верх над «Барселоной». Но так же не бывает! Формирование футбольного коллектива сродни строительству дома из одиннадцати этажей — по количеству игроков на поле. Работа длительная и кропотливая, включающая в себя и постепенный поиск общего языка между тренером и исполнителями. Рано или поздно футболисты станут понимать и друг друга, и наставника с полувзгляда — вот тогда и команда станет напоминать идеально отлаженный механизм. Поэтому, не давая Блохину никаких советов, скажу: отставка — это не выход.
Мы с вами упоминали в разговоре Лобановского, о котором говорят теперь в основном в контексте достижений — выигрывал Кубок кубков и Суперкубок Европы, выводил клуб в полуфинал Лиги чемпионов. А я вспоминаю, как написал песню «Рыжий подсолнух» в его честь, исполненную Мишей Михайловым после сезона, в котором динамовцы завоевали практически все возможные трофеи. А год спустя — песня перестала звучать, потому что команда вдруг оказалась на шестом месте в чемпионате.
В общем, непростые периоды случались даже у Лобановского. А приход Блохина вместо очень хорошего, с моей точки зрения, тренера Юрия Семина и не мог мгновенно стать для «Динамо» панацеей. Как не станет сейчас для «Шахтера» лекарством от всех бед отставка Мирчи Луческу. Это тоже наставник высокой квалификации, но для него потолок — победа в Кубке УЕФА. Чтобы выиграть Лигу чемпионов, в команде, с моей точки зрения, следует поменять как минимум двух человек — вратаря и главного тренера.
СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ
— Вы как-то говорили, что, будучи человеком сентиментальным, часто плачете. Случалось ли, что «Динамо» доводило вас до слез?
— (Смеется). Ну, знаете ли, в связи с футболом я чаще плакал не от поражений, а от радости и переполнявших меня чувств. Лет пятнадцать летал на выездные игры киевлян — и точно помню, что когда побеждали в Англии «Ньюкасл», у меня на глазах были слезы. А плакал ли, например, когда громили со счетом 4:0 «Барселону» на «Ноу Камп», — как-то не припоминаю.
Зато точно помню эмоции, когда мальчишкой присутствовал при первом оформлении киевлянами чемпионства. «Металлист» в параллельном матче сыграл с нужным счетом — и весь стадион зажег газетные факелы. Плакал ли я? Да тогда все трибуны рыдали! Впервые в истории советских чемпионатов первое место заняла не московская команда, и это было для нас событием историческим.
— Еще вы однажды заметили, что любовь — это недостаток информации. Применима ли эта формула к вашей любви к «Динамо»?
— Ну, погодите, это совсем другая ситуация. (Смеется). Ваша цитата — о взаимной любви, а мои чувства к команде едва ли предполагают, что она в свою очередь должна любить или с нежностью относиться к поэту Рыбчинскому. Любовь как недостаток информации — это когда ты знаешь о предмете страсти минимум — и заполняешь пустоту своей фантазией. А я, будучи в дружеских отношениях с семьей Суркисов, знаю о происходящем в «Динамо», что называется, из первых рук. И от того, что узнаю о команде, мои чувства к ней слабее не становятся.
— Вы дважды писали песни о Лобановском, однажды — о Блохине. А о ком из нынешних динамовцев написали бы хотя бы четверостишие?
— (Смеется). Вы меня в тупик поставили... Самых добрых слов, наверное, заслуживает Олег Гусев, много лет отдавший команде и, независимо от формы, играющий матчи на пределе возможностей. Как футболиста я его очень уважаю. Максим Коваль в последних играх очень понравился. Если бы не он, «Динамо» проиграло бы «Генку» со значительно большим счетом. Вроде и не располагает отменными данными — действует смело и имеет все перспективы вырасти в классного голкипера.
Есть еще Женя Хачериди. И знаете, если б мое мнение имело вес, я бы его поставил не в оборону, а в среднюю линию. Мне скажут: если ты поэт — пиши стихи и не вмешивайся в чужую парафию. Но посмотрите: у него постоянная нацеленность на чужую штрафную. С такими данными ему явно тесновато в собственной. Хороший шаг, отличный удар. Зачем Хачериди топтаться у ворот соперника, предположим, при стандартных положениях, если он запросто может отнимать мяч в центре поля и начинать атаки?
А что касается посвящений... Не вижу сегодня в «Динамо» команды — вот в чем беда. Ведь играл же раньше коллектив как единый организм, а теперь — разрозненные пацаны выходят на поле, которые, кажется, и не разговаривают друг с другом в обычной жизни. Играют, как Бог на душу положит. «Сумбур вместо музыки» — так еще товарищ Сталин говорил...
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости