Все жалуются, что ФФУ и УПЛ ничего не делают во время кризиса, но никто не говорит, что именно нужно делать.
Лимит на легионеров
Что сделать: отменить лимит на легионеров в формате 7+4. Ввести еврокубковые правила заявки — 25 человек всего, из них минимум восемь должны быть воспитанниками украинских клубов, минимум четыре — выпускниками клубной академии. Или, по крайней мере, как в России — лимит 10+15 в заявке.
Зачем: фактическая отмена лимита на легионеров обозначит равные рыночные условия для всех игроков вне зависимости от паспорта. Исчезнут неадекватно высокие зарплаты для украинских игроков, которые лишают их мотивации к дальнейшему профессиональному росту и борьбе за место в основе. Клубы смогут комплектовать составы, исходя из более выгодных условий, а не привязки к национальности. И смелее начнут продавать футболистов на экспорт, зарабатывая на выживание. Топ-клубы прекратят покупать украинцев среднего уровня «про запас», и футболисты уровня условного Кобина или Худжамова будут лидерами клубов из середины таблицы, а не людьми, получающими большие деньги за занятия фитнесом.
Бояться, что наш чемпионат накроет волной иностранцев, бессмысленно. Они наоборот массово покидают Украину. В этом сезоне количество легионеров в УПЛ опустилось до 23% — это самый низкий показатель в Топ-10 европейских чемпионатов.
Реорганизация турниров молодежных команд и низших лиг
Что сделать: отменить турнир молодежных команд U-21, вместо которого создать чемпионат U-17; разбить молодежные турниры на группы по региональному принципу; объединить первую и вторую лиги и тоже разбить их на группы.
Зачем: первенство молодежных команд U-21 не выполняет свою основную функцию — оно перестало быть последним этапом при переходе во взрослый футбол. Игроки в этом возрасте должны получать регулярную практику в профессиональном футболе — это может быть реализовано через заявку дублирующих команд в низшие лиги, где сегодня участвуют только вторые команды «Шахтера» и «Динамо». Созданный турнир U-17 должен стать открытой лигой, где могут участвовать не только академии клубов УПЛ, но и всевозможные ДЮСШ. Подобная структура существует в Германии — в результате лучшие молодые игроки в возрасте 19 лет попадают в первые команды Бундеслиги, а остальные, кто развивается не так быстро, получают практику во взрослом футболе в региональных лигах.
Деление на группы по региональному принципу поможет клубам сэкономить расходы и время при переездах — сегодня при дальних выездах может выпадать до трех дней в неделю, страдает тренировочный процесс.
Контракты молодых игроков
Что сделать: разрешить молодым футболистам с профессиональными контрактами участвовать в юношеских соревнованиях; ввести понятие «контракт новичка» до дебюта футболиста в УПЛ с ограниченным верхним пределом зарплаты и механизмом компенсации в случае его перехода в другой клуб.
Зачем: слабо развитая правовая база в отношении молодых игроков становится причиной конфликтов при переходах юношей из одной академии в другую. В частности, трансфер Тараса Качарабы из «Карпат» в «Шахтер» стал возможен из-за того, что львовскому клубу пришлось разорвать уже заключенный профессиональный контракт с 15-летним игроком — правила ФФУ не разрешали ему участвовать в юношеских соревнованиях. Также можно вспомнить побег игрока юношеской сборной Украины Олега Квича из «Скалы» на просмотр в «Днепр», и трилогию «Туда и обратно» с участием Юрия Рогожкина по маршруту «Заря» — «Динамо» — «Заря». Во всех случаях клубы договаривались не между собой, а с родителями футболистов.
Контракт новичка прекратит слабо контролируемое перемещение молодежи между академиями, а механизм компенсации позволит избежать избирательного правосудия в случае конфликтных ситуаций — одна сумма будет выплачена при переходе, другая — в случае дебюта игрока в УПЛ, третья — если он проведет определенное количество матчей плюс процент от суммы возможного трансфера в будущем. Верхний предел суммы контракта новичка исключит ситуации, когда игрок еще до своего дебюта в УПЛ получает неадекватно высокую зарплату.
Правила аренды игроков
Что сделать: ограничить количество арендованных игроков в заявке (до 7-8 человек), в том числе и из одного клуба (до 4-5 человек); разрешить арендованным игрокам участвовать в матчах против клуба, владеющего на них правами.
Зачем: ограничения по арендам если не разрушат, то ослабят существующую систему фарм-клубов. «Ильичевец» и «Заря» будут вынуждены арендовать игроков не только в «Шахтере», а «Волынь» — не только в «Днепре».
Теоретически, это не помогает, а наоборот — добивает аутсайдеров. На самом деле, вместе с отменой лимита такое нововведение не оставит перед арендованными игроками выбора, и они будут вынуждены подписать полноценные контракты с менее выгодными условиями.
Финансовая отчетность
Что сделать: обязать клубы публиковать ежегодные финансовые отчеты; освободить футбольные клубы от уплаты налогов; предоставить футбольным инвесторам налоговые льготы в их основном бизнесе.
Зачем: прозрачность финансовых потоков исключит или усложнит реализацию теневых схем, всевозможных откатов, завышенных выплат агентам, дополнительных соглашений к контрактам с зарплатой в 5000 гривен. Так просто клубы на это не пойдут — нужен стимул, которым может стать освобождение футбольных клубов от налогов. При прозрачной схеме финансирования такое нововведение исключает использование клубов для «отмыва» денег. Это и возможные налоговые льготы для бизнеса собственников привлекут в футбол новых инвесторов.
Работа с болельщиками
Что сделать: минимизировать число матчей в будние дни и в дневное время; возможно, сократить количество прямых трансляций; научиться продавать абонементы; создать семейные сектора; увеличить количество точек общественного питания на стадионах.
Зачем: проведение максимального количества матчей вечером в выходные дни позволит большему числу болельщиков посещать матчи. В АПЛ, наиболее коммерчески успешной лиге мира, большинство нетоповых матчей начинается в одно время в субботу и не показывается по местному телевидению — Sky и BT вживую транслируют только 154 матча из 380. Это отрывает болельщиков от телевизора и заставляет их идти на стадион.
Футбольные клубы должны конкурировать за целевую аудиторию с кинотеатрами и другими видами развлечений. Пример «Шахтера» показывает, как качественный продукт при умелой подаче и рекламе может завоевать аудиторию даже в чужом городе. Нужно кардинально изменить систему продажи билетов — большая часть должна продаваться абонементами, которые гораздо дешевле билетов на все матчи (сейчас же у многих клубов их стоимость отличается слабо или вообще одинакова). Это особенно актуально для болельщиков во время кризиса и позволит увеличить посещаемость даже в такое время. При средней цене билета 40 грн и посещаемости в 10 тысяч можно заработать около 6 миллионов гривен за сезон. Немного, но хоть что-то.
Отдельная тема — точки общественного питания на стадионах. Доход тех же кинотеатров от продажи еды и напитков может достигать до 30% от общей суммы, на футбольных матчах это обычно организовано настолько ужасно, что отбивает желание покупать что-то кроме билета у огромной доли потенциальных клиентов.
Телевидение
Что сделать: разводить матчи топ-клубов по времени, продажа нетоповых матчей через интернет по принципу pay-per-view, паритетный принцип распределения доходов от телевидения.
Зачем: сегодня матчи «Шахтера» и «Динамо» слишком часто проходят одновременно. Если конкурирующие трансляторы договорятся между собой и начнут разводить топ-клубы, показывая их то в субботу, то в воскресенье, это значительно увеличит суммарное число зрителей. Нетоповые игры можно попробовать продавать через трансляции на сайте — это больше подходит узкой нишевой аудитории. Показывая эти матчи одновременно, онлайн игрового дня с нарезкой самых опасных моментов может привлечь хоть какое-то внимание к середнякам и аутсайдерам.
Равномерное распределение доходов от телевидения поможет выживать бедным клубам. Для грандов доходы от трансляций — капля в море, а для скромных клубов это может стать дополнительным источником финансов. Стоит вернуться к вопросу единого пула — он сделает УПЛ привлекательной для продажи за границу и увеличить стоимость контракта на местном рынке.
Букмекеры
Что сделать: отменить закон, уведший в полулегальный статус букмекерские конторы.
Зачем: букмекеры — самый доступный рекламодатель для украинского футбола. Существующий закон, объявлявший ставки на спорте аморальным видом бизнеса, не закрыл их. Вместо этого он создал квазигосударственного монополиста «Спортліга» и целый рынок, вынужденный прикрываться статусом «лотерей» и «онлайн-платежей». Даже в этих условиях букмекеры умудрялись заключать спонсорские контракты с клубами и ПФЛ. Открытая конкуренция на рыночных условиях, не зависящих от наличия лоббистских связей, позволила бы клубам и лигам больше зарабатывать.
Иностранцы в руководстве УПЛ и ФФУ
Что сделать: пригласить иностранных менеджеров на должности президентов УПЛ и ФФУ, дать им полномочия самостоятельно формировать команду; принимать ключевые решения по регламенту большинством в 75% голосов.
Зачем: руководить УПЛ и ФФУ должны люди, задачей которых будет не лоббирование чьих-то интересов, а повышение посещаемости, ТВ-рейтингов и финансовой устойчивости украинского футбола. Сегодня в Украине, кажется, не осталось одновременно влиятельных и независимых личностей, способных справиться с этой задачей. Клубы из разных пулов должны научиться не бороться в любом вопросе (от золотого матча до дисквалификаций), что лишь усугубляет положение всех, а договариваться и искать компромисс. «Конституционное большинство» (75% — это 11 клубов из 14) позволит избежать решений, выгодных только одной группе клубов.
Лицензирование клубов
Что сделать: временно упростить требования по инфраструктуре и стадионам, уменьшить гарантийные взносы для клубов.
Зачем: клубы, вышедшие в УПЛ по спортивному принципу, не будут отказываться от участия, уменьшение гарантийных взносов позволит большему числу клубов заявиться в низшие лиги, развивая футбол в регионах не только на аматорском уровне. Как альтернативный вариант — можно превратить вторую лигу в полупрофессиональное соревнование, где будут участвовать лучшие любительские команды, которые пока не могут или не хотят становиться членами ПФЛ по финансовым соображениям. Собственникам таких клубов надо дать понять, что они не чужие, втянуть их в украинский футбол, разбудить аппетит.
Форма собственности клубов
Что сделать: привлечь болельщиков к владению клубом.
Зачем: превращение клубов в акционерные общества или общественные организации повысит их финансовую устойчивость во время кризиса — подобная модель давно и успешно реализована в Германии. Нужно уменьшить зависимость клубов от олигархов, которые, в свою очередь, крайне зависят от политической и финансовой ситуации в стране.
Сегодня это может звучать как фантастика, но у огромного числа украинцев в этом году появился опыт участия в волонтерских организациях и других горизонтальных структурах, который можно перенести в футбол. Болельщики могут находить спонсоров, устраивать маркетинговые мероприятия, просто покупать акции, финансируя клуб. Им нужны не дивиденды, а всего лишь понимание, что они полезны своему клубу. Эффект может превзойти все ожидания.
Илья Новиков
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости