Владимир Марченко — о том, что и почему нужно менять в системе подготовки юных футболистов в Украине.
«Проигрываем в технике — перебьем физикой и самоотдачей», «наша команда работала на поле» и т.д. и т.п. Очень часто такие фразы можно услышать из уст наших футбольных комментаторов, экспертов, тренеров во время дискуссий о матчах сборной Украины и отечественных клубов на европейской арене... Но ведь футбол это игра — в него играют! И играют красиво, только, почему-то, не у нас, а там, за границей...
А мы бьемся, мучаемся, компенсируем свои пробелы работой на футбольном поле. Причем компенсируем, как правило, не очень успешно. А все потому что большинство наших футболистов в сравнении с зарубежными очень скудны в техническом плане, это общепризнано всеми экспертами и уже как-то даже воспринимается как должное. Выходит, мы по футбольному ограничены, недоразвиты...
Как говорится: все мы родом из детства, вот и проблема нехватки в нашей стране высококлассных футболистов европейского и мирового уровня берет свои истоки именно из детского футбола. Наши псевдоспециалисты прячутся за фразами: «футболисты уровня Блохина и Шевченко рождаются раз на 100 лет». Позвольте возразить. Взгляните-ка что происходит за границей, там наряду с суперзвездами калибра Месси, Роналду, Иньесты, Роббена, Рибери, сборные имеют в своем распоряжении игроков топ-класса на два, а то и на три состава. А это уже следствие системной работы при подготовке футболистов от детей до профессионалов. Там, как и у нас, футбольные уникумы рождаются не часто, но их система из года в год дает футболистов, которые способны решать задачи выигрышей чемпионатов мира и Европы, побед в европейских клубных турнирах. Их игроки востребованы в ведущих клубах Европы. А мы, как всегда, на обочине...
«Любую систему подготовки надо подстраивать под менталитет и регион, — уверен экс-тренер ДЮФШ киевского „Динамо“, ныне работающий в школе столичного „Арсенала“ Александр Дорофеев. — Нельзя слепо копировать ту или иную систему. В чем разница между Европой, Латинской Америкой и Украиной? Украинский менталитет — хотят все и сразу. Не понимая, что вначале идет долгий процесс подготовки мальчика. То есть, современному украинскому детскому тренеру и родителю главное результат на табло, счет, а не то, чему мальчик научился. За границей никто не бежит на турнир за результатом с 6 или 7 лет, там в первую очередь дети учатся играть в футбол. В каждой успешной стране это понимают. У нас прийти и сказать в любой клуб Киева, что мы не играем на результат, а во главу угла ставим обучение детей футболу — не поймут. Такую систему надо ломать, запастись терпением и начать правильно работать».
Работа детского тренера очень скрупулезна и кропотлива, требующая колоссального терпения, знаний, сил и времени. А времени в погоне за сиюминутным результатом как раз никто не дает.
«Возьмем как пример Германию, — говорит Дорофеев. — Там для детей до 12 лет нет никаких официальных первенств, только товарищеские игры и турниры. Нет задач победить любой ценой, нет турнирных таблиц. Дети учатся правильно понимать игру в футбол. В Киеве дети 2007-2008 годов рождения уже участвуют в первенстве города. Это турнирные таблицы, крики родителей, давление на тренера, судью, желание выиграть любой ценой, борьба и сумбур, никто о процессе обучения не думает. Подсказ от тренеров: Проще, Вынос — в простонародье: „Бей вперед — комбинация придет“. В такой ситуации страдают в первую очередь дети.
Дети немцев обучены. Они техничны, грамотны футбольно. И хотя немцы не бразильцы, у них нет от природы южной пластичности, легкости, но их сильная сторона в осознанности того, что нужно делать на поле в той или иной ситуации, в понимании игры. Этому их учат с детства. Благодаря правильной системе подготовки и дисциплине дети в совершенстве овладевают всеми техническими приемами, постепенно, грамотно не форсируя. Как результат — Швайнштайгер, Мюллер, Гетце, Ройс...»
По мнению Александра Дорофеева, в раннем возрасте, когда закладываются азы игры, в первую очередь для тренера важно сосредоточиться на футбольном обучение мальчиков, их понимании игры в футбол. А не действовать по системе: собрали детей и поехали сразу на турнир, когда ребята толком по мячу попасть не могут. Но ведь побеждать-то хочется, а проигрывать — обидно и неприятно. Вот в погоне за этим результатом зачастую и теряется такое понятие как качественная футбольная составляющая игры.
Вторит Александру Дорофееву и старший тренер киевского детского футбольного клуба «FootyBall» Вадим Кучеревский. «Наши самые старшие команды, а это дети 2007-2008-2009 годов рождения, уже готовятся по новой методике, много тренируются, но не участвуют в турнирах! На первое место мы ставим техническую подготовку, очень тщательно отрабатывая все составляющие элементы техники. Турниры начнутся только для детей 8 лет, но даже там мы не ставим задачу победить любой ценой. Мы должны преследовать, те задачи, над которыми работаем и не гнаться за результатом».
Если раньше в Украине в футбольные секции набирали детей с 7-летнего возраста, то сейчас ситуация меняется. Киевский детский футбольный клуб «FootyBall» приглашает в свои ряды деток от 3 лет. Новаторскую систему работы «FootyBall» оценили специалисты столичного «Динамо», не так давно подписав договор о сотрудничестве между клубами.
«Наш клуб для дошкольников очень молодой, он существует около трех лет, и в своей работе, своей философии, своем подходе мы отталкиваемся от опыта ведущих футбольных школ — говорит Вадим Кучеревский. — Это и система голландского „Аякса“, и португальского „Порту“, немецкой дортмундской „Боруссии“, английского „Саутгемптона“. Мы не бездумно подошли к своему выбору. Именно эти академии дали наибольшее количество выпускников, играющих сейчас на топ-уровне, в лучших клубах. В своей системе подготовки мы взяли понемногу от каждой, из методик работы в этих академиях. Взяли то, что считаем лучшим для нас, для наших ребят с учетом нашего национального менталитета.
Украинские родители уже сейчас должны понимать, что детей необходимо, и можно, отдавать в какую-либо спортивную школу уже с 3-4 лет. Это уже давно введено в Европе, это работает и дает результаты.
В мире произошла акселерация. Сейчас стремительно вперед идет техническое развитие мальчиков — телефоны, гаджеты, информационные программы, — а в физическом развитии ребята сильно отстают, поэтому надо компенсировать недостаток физического развития, в первую очередь, благодаря развитию интереса мальчиков к спорту, их общему развитию через развивающие игры. Им с детства необходимо закладывать координацию, ловкость, дисциплину, обучать самоконтролю. В компьютере его никто этому не научит. К пяти годам дети настолько привыкают к виртуальной жизни, что она полностью поглощает их, и заставить уже в том возрасте выйти поиграть в футбол намного тяжелее, не нужно допускать это с ранних лет. Нужно формировать правильные привычки».
Важнейшей составляющей в подготовке футболиста в детском возрасте в ведущих европейских школах является плотное взаимодействие тренеров с родителями. Они должны быть единомышленниками в понимании необходимости поэтапного обучения ребенка.
«Наша цель — растить грамотно обученных футболистов и личностей, как в техническом плане, так и в психологическом, — продолжает Кучеревский. — Мы начали приглашать в свои ряды молодых тренеров, которые в прошлом были сами футболистами. Они современны и учатся по современным методикам европейских футбольных детских академий. Эти молодые тренеры в курсе всех тенденций современного мира. Принимают прогрессивную систему, а не отталкиваются от навязанных стереотипов прошлого, строят и свою новую методику роста юных футболистов.
У нас тренер полностью контролирует тренировочный процесс и несет ответственность за него. Родители на тренировки не допускаются. Они за всем следят по телевизору в специально отведенной комфортной родительской комнате и не мешают. Таким образом, у ребенка легче развивается самостоятельность, ответственность, мальчик учится принимать решения сам, без давления и подсказок со стороны близких ему людей. У футболиста формируется собственное мнение и мышление. Это первый этап развития личности».
И Вадим Кучеревский, и Александр Дорофеев уверены — талантливых детей в нашей стране очень много, но из-за отсутствия правильной системы подготовки они не играют на высоком уровне. Спешили, торопили, не уделяли должного внимания технике (которая должна стоять на первом месте), поверхностно относились к обучению,- в результате нехватка высококлассных футболистов.
«Когда ребенок только учится писать алфавит, медленно и неуверенно выводят букву „а“ и букву „б“, согласитесь, абсурдно просить его написать предложение или сочинение. Какие слова могут написать ученики? — говорит Дорофеев. — Детские тренеры должны воспитывать футболиста, личность, это должно быть на первом месте. В детском футболе важнее именно интересы (обучение) игрока, а не результат команды. Даже если это идет в ущерб счету на табло. Ребята должны учиться, постепенно переходя от простого к сложному, доводить выученное до совершенства. Чтобы каждый элемент щепетильно раскладывался по полочкам».
Поэтапность, системность и правильные акценты в работе с детьми. В этих аспектах мы, увы, существенно отстали от лучших европейских школ современности, не в последнюю очередь потому, что живем множеством стереотипов, которые бытуют в нашем детском футболе еще с советских времен, хотя время летит, а с ним меняется как футбол, так и подходы к обучению.
Наши очень редкие и краткосрочные успехи на европейском уровне связаны с гениальностью отдельно взятых игроков, тех самых уникумов, которые всегда развиваются вопреки системе нашего детско-юношеского футбола. Системе, которая дает ограниченных по футбольному игроков, которая погубила сотни юных дарований. Системе, которую однозначно нужно менять. И, похоже, первые грамотные движения в сторону современных изменений в процессе подготовки юных футболистов уже совершают люди, четко знающие в каком направлении необходимо развивать футбольные и личностные качества наших детей.
учетная запись этого пользователя была удалена
P.S. О "футиболе" читал - интересно! О Дорофееве, уже слышу не первый раз?!
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
А якщо тренер вчить .. по книжці - чого вони навчаться?
У Бразиліях-Аргентинах-Німеччинах сотні (!!!) якщо не тисячі екс-футболістів, які пограли на найвищих турнірах і проти найкращих гравців світу.
Тисячі високо-технічних гравців по всьому світу вчать дітей майстерності. Це - бувші чемпіони світу, континентів, чемпіони країн, володарі єврокубків.
А у нас?
Отож...
Упевнений, що Шева дуже багато чого навчив би дітей в техніці. Но йому це хіба цікаво?
Так само мабуть міг би й міля показати багато чого - но він хіба цим займеться?
Риторичні питання.
Є ще один нюанс, про який не варто забувати і який може й найважливіший, навіть два нюанси:
- карьєра спортсмена,
- віковий відбір.
Безліч дітей нічого не показують у 8 років, но !розквітають" у швидкості і координації у .. 14 - а у нас уже всьо, "поєзд ушол" - а у німців?
Мало яка мама/тато дозволить похєрити дитині навчання заради спорту. У Німеччині це розуміють і організовують процес так, щоб хлопчик міг і вчитись і тренуватись, і щоб одне другому не заважало.
А у нас?
У нас щоб прогресвати ти мусиш вибрати спорт ще у 7 років - для хлопчии що не-ідіот це дуже стрьомений вибір з т.з. батьків -
тому у нашому футболі розумних гравців майже нема....
Только почему-то ведущие клубы Европы\ челси реал маню манси арсенал барса бавария\--
это сборные сильнейших футболистов со всего мира---почему же их местные пацаны там не играют
в этих и других ведущих клубах?!