Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Игорь ДЕДЫШИН: «Футбол должен быть бизнесом. Нынешний путь: осваивать средства владельца — тупик»

2015-09-02 17:06 Игорь Дедышин, недавно покинувший пост генерального директора львовских «Карпат», — о том, должен ли украинский футбол быть бизнесом. Игорь ... Игорь ДЕДЫШИН: «Футбол должен быть бизнесом. Нынешний путь: осваивать средства владельца — тупик»

Игорь Дедышин, недавно покинувший пост генерального директора львовских «Карпат», — о том, должен ли украинский футбол быть бизнесом.

Игорь Дедышин

— Не просто должен — обязан! Нынешний путь, осваивать средства владельца, — это тупик. Когда настоящее и перспективы клуба зависят исключительно от желания и возможностей его владельца вкладывать в футбол. Если деньги или желания закончатся, то ничего хорошего этот клуб не ожидает.

— Как можно изменить ситуацию?

— Главный импульс должен пойти от владельцев, лиги, и от Федерации. Все они должны поставить клубам, менеджменту клубов задачу зарабатывать, наращивать доходную часть бюджета. Нужно равномерно инвестировать деньги в создание источников доходности клубов, а не лишь в приобретения футболистов и их зарплаты. У нас в Украине, в головах большинства так называемых «футбольных людей», живет и процветает абсолютно совковый стереотип: «не будет футболистов и тренеров — не будет футбола».

Из-за этого в нашем футболе главное — удовлетворить желание футболистов и тренеров: деньги, блага, статус, слава. Все другое — неважно и второстепенно. У меня немного другое видение. Важнейшим в футболе всегда должен быть болельщик (клиент) и клуб. Почему болельщик, думаю, понятно, потому что без спроса — нет продукта. А спрос создает клиент, который, кстати, всегда прав. Поэтому клуб должен в первую очередь владеть: а) обученными и высокопрофессиональными кадрами, которые вмонтированы в правильно выстроенную структуру, умеют и знают как зарабатывать деньги; б) высокоразвитой инфраструктурой (спортивной и коммерческой) и инвестиционным капиталом.

Все это должно работать на то, чтобы создавать интересный и конкурентноспособный продукт, а задача менеджмента — умело его продать. Лишь в таком случае у нас появится шанс получить качественных футболистов и тренеров, поднять уровень чемпионата и интерес к нему со стороны болельщиков, спонсоров/рекламодателей, телеканалов.

— Но судя по тому, что все матчи Премьер-лиги показывают по телевидению, можно сделать вывод, что у телеканалов есть спрос на футбол.

— Спрос появится лишь тогда, когда футбольные трансляции будут иметь стабильно высокую зрительскую аудиторию, чего в настоящее время нет. Поэтому футбол на украинском телевидении — это далеко не бизнес. Это амбиции Ахметова и Коломойского или менеджеров ТК «Футбол» и ТК «2+2». В Украине теперь организация телетрансляций и показ по телевидению каждого конкретного матча — нерентабельные, убыточные. Там нет рыночных денег. То, что платят клубам и тратят на производство контента, не соизмеримо с доходами. Огромные дефициты покрываются из карманов владельцев двух медиа-холдингов. Вот такая у нас безрадостная картина выходит.

В Украине уже много лет нет так называемого единого телевизионного пула. Но его, в сущности, полноценно никогда и не было. Клубы продают права на показ матчей двум разным медиахолдингам. Это усложняет возможность создать и вывести на рынок целостный продукт под названием «чемпионат Украины по футболу», в том числе и для международных телекомпаний, которые хотели бы показывать украинский чемпионат.

По моему мнению, всем заинтересованным сторонам все равно следует осознать, что рано или поздно нужно создать единственный телевизионный «пакет». Лишь централизованная продажа как внутренних так и внешних прав даст возможность зарабатывать всей лиге, то есть всем участникам турнира. Понимаю, что в настоящее время клубам отказаться от телевизионных денег будет очень больно, потому что реально, состоянием на сегодня, это неплохие поступления в бюджет. Но работать над «единственным пакетом» нужно всем уже в настоящий момент и за год-два выйти на рынок с привлекательным чемпионатом и правами на него.

От этого, поверьте, выиграют все. Но не дай Бог нам допустить ситуацию и быть неготовыми к моменту, когда владельцам медиа-холдингов поднадоест дотировать показ матчей украинского чемпионата на своих каналах. Потому что производство контента и трансляций матчей тоже осуществляется ресурсом ТК «Футбол» и ТК «2+2». Тогда украинский чемпионат вообще может исчезнуть из экранов телевизоров.

По моим приблизительным подсчетам оба телеканала за права всех 14-ти клубов выкладывают сумму, не больше 15 млн. долларов на год. В лучшие времена эта сумма для 16-ти участников Премьер-лиги не превышала 25 млн. долларов. Для примера, такие страны, как Польша, Румыния, Греция, Шотландия, Швейцария, Бельгия, Австрия, Чехия, которые уступают Украине и уровнем чемпионата, и местом, в таблице коэффициентов УЕФА, и количеством населения, и средним бюджетом клубов, а еще прошлого-позапрошлого чемпионата и средней посещаемости матчей, получают от телерынка значительно большие средства — от 35 млн. евро и выше.

И не говорите мне ничего о низком уровне покупательной способности населения или недостаточном объеме рекламного рынка в стране. Просто нужно правильно работать с теми категориями граждан, у кого средний или высокий уровень покупательной способности, а даже слабый рекламный рынок в состоянии и в настоящее время обеспечить достаточно неплохой уровень доходов от показа матчей.

Потому что рейтинги трансляций хотя и упали, все ровно дают серьезную зрительскую аудиторию, а для рекламодателей — значительное количество контактов с ней. То есть продукт — не идеальный, но наша лига несостоятельна продать даже то, которое есть.

 Почему владельцы клубов идут таким путем: просто вбрасывают деньги и не думают о хотя бы частичном их возвращении?

— Пока еще преобладают амбиции, отсутствующее понимание и есть еще некоторый запас прочности. Поэтому ими двигает желание достичь исключительно спортивного результата. Плохо, что владельцы клубов в Украине преимущественно — люди отстранены от клубных дел. Идеально наверно было бы, если бы владелец совмещал свой статус с функциями управления клубом, у него было бы большее понимание ситуации. И клубы активнее бы менялись в лучшую сторону, а инвестиции направлялись бы на развитие, а не на «бюджет проедания».

Повторюсь, у нас вкладывают деньги в приобретения готовых футболистов и их содержания. А нужно, кроме того, что я сказал выше, инвестировать еще и в детских тренеров, массовый футбол, построение спортивных площадок. Принять соответствующие законопроекты на государственном уровне, которые бы стимулировали рост количества людей, которые занимаются футболом. Всем, кто имеет причастность к управлению отечественной игрой № 1 нужно сделать все, чтобы массово влюбить нацию в футбол. Только тогда у него появятся предпосылки стать успешным.

 В 2009-м вы стали генеральным директором «Карпат». Назначая вас на должность, владелец Петр Диминский подчеркнул, что клуб должен развиваться по экономической модели?

— Конечно. Но я и сам это замечательно понимал. Как и то, что нужно создавать и развивать ценности клуба, то есть то, что в будущем будет генерировать доход. Поэтому мы открыли сеть магазинов спортивной атрибутики «Фанат», клубный музей, внедрили строительство инфраструктуры клуба, первыми стали продавать права на телетрансляции своих матчей, заработав на одном из них свыше 300 тысяч евро. Показывали все предсезонные матчи основной и официальные игры молодежных команд на официальном сайте, развивали страницы клуба в соцсетях. А еще автограф-сессии, веб-конференции, открытые тренировки и тому подобное. Это я называю инвестициями в развитие бренда. В «ноль» выйти не удалось, но в одном из сезонов затраты превысили прибыли клуба лишь на сумму приблизительно 200 тыс. долларов. Это абсолютно небольшие деньги: другие владельцы должны доставать из кармана миллионы, чтобы покрыть расходы.

 Понимаю, Игорю Суркису указывать вы не можете. Но способные озвучить свою позицию: если за игрока украинского клуба дают 20-25 млн. евро продавать немедленно?

— По моему мнению, так. Здесь не только материальная польза. Это еще и репутация. «Карпаты» летом продали Марьяна Шведа в испанскую «Севилью». Не скажу, что за большие деньги (неофициально — один миллион евро плюс процент из последующей перепродажи игрока. — ред.). Но в «Карпатах» понимали, что имеют дело с топ-клубом Европы, который два сезона подряд выиграл евротрофеи. Что о «Карпатах» узнают западноевропейские менеджеры и скауты/селекционеры и охотно будут иметь с ними дело.

А главное — Швед стал примером для тысяч львовских мальчишек, которые занимаются футболом в клубной школе, и тем молодых игроков, которые уже стучат в двери первой команды. Они поняли: отсюда можно поехать в Европу. А «Карпаты», продав Шведа, невероятно увеличили мотивацию и того же Гуцуляка, у которого, как минимум, не меньший потенциал, чем у Марьяна. Как говорят, свято место пусто не бывает. И последнее. Чем больше наилучших украинских футболистов будут играть в топ-чемпионатах Европы, тем сильнее непременно станет национальная сборная, а это — вершина футбольной пирамиды государства, ее визитка.

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

RSS
Новости
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть