В эпоху крутого застоя СССР вышел такой себе «правильный» для той поры многосерийный фильм «И это все о нем». Название упомянутой картины напомнила эпохально, с огромным количеством анонсов проведенная премьера фильма «Феномен Луческу».
«КинА» так и не было. Кинщик заболел
Хотя «Феномен Луческу» громко называется фильмом, это не так. Именно кинематографической «химии» в нем нет. Точнее есть всего лишь один эпизод, который соответствует этому критерию, который волнует сам по себе. Это история домашнего проигрыша «Шахтера» бухарестскому «Рапиду» 24 ноября 2005 года, а точнее история поражения Мирчи Луческу от своего сына Развана, тогда коуча столичного клуба Румынии. В этом эпизоде: искренние переживания и отца, и сына, но более всего Нелли Луческу — жены и матери героев. У творцов-киношников для таких случаев есть выражение, определяющее эту «химию» — «кино само покатилось».
Все остальное, увы, долгоиграющая телепередача. Телепередача — не есть хорошо или плохо. Это есть совсем другое. А ведь авторы претендуют на образность. В «Феномене» она и не ночевала.
История украинского неигрового кинематографа имеет славные страницы и имена. Это Дзига Вертов, Александр Довженко (да, не удивляйтесь, Довженко как режиссер неигрового кино, фильм «Украина в огне»), Феликс Соболев, Анатолий Борсюк, Сергей Буковский, Андрей Загданский.
В мировом неигровом кино о спорте создано немало замечательных портретных лент о спортсменах и тренерах. В этом ряду творцов гордо вписаны имена и украинских кинематографистов Яна Местечкина, Юрия Ткаченко, Александра Коваля, Сергея Полховского, Владислава Яблонского, Сергея Долбилова.
Даже в кинотеке об истории ФК «Шахтер» (Донецк) есть ярко продуманный, по форме неигровой фильм — «Донецк и его команда» покойного Василия Пичула, уроженца Мариуполя, заявившего свое имя в кинематографе «Маленькой Верой».
В «Феномене» элементарно нет кинообраза. Чтобы было ясно, что такое кинообраз в футбольной документалистике, приведу пример — режиссерскую классику этого жанра Алексея Габриловича в также портретной ленте «Невозможный Бесков». Там пружина сюжета строится не на бесконечных похвалах герою со стороны «говорящих голов», а на драматургическом конфликте между Бесковым и самим режиссером.
Бес, согласно всем футбольным традициям, поначалу и не думал пускать съемочную группу в раздевалку «Спартака». Но ассистенты начали намекать ему, что киношники — «фартовые», чем они ближе к команде, тем лучше результат, и Константин Иванович решился: за творцами, чтобы привозить их в раздевалку, начали специально приезжать администраторы «мясных». Так, помню, было в Вильнюсе и Минске, Ереване и Баку.
И как по-детски менялось выражение лица главного тренера: сначала ничья, потом одна победа, другая... В кульминационном матче в Киеве 20 сентября 1987 года с главным соперником — «Динамо» — сам Бес уже просил снимать в раздевалке и на установке до матча, перед самым началом игры и в перерыве, после финального свистка. Тогда единственный мяч в ворота Киева забил Черенков.
Бесков, не стесняясь камеры, притаскивал на теоретическое занятие спартачей газету с портретом киевского динамовца Бессонова, ставил его перед Хидиятуллиным, зачитывал положительный текст об игре будущих соперников и дразнил Вагиза: «Что, Хидя, сегодня будешь злым против своего дружка Бессонова?». Он заводил своих!
Вся эта, на первый взгляд, чепуха со знаменитым суеверием футболистов и тренеров сама по себе выстраивала пружину настоящего интереса, зрителей к картине, даже азарта. Похвалы Константину Ивановичу со стороны других действующих лиц в ленте были, но они лишь обрамляли драматургический конфликт — основу развития сюжета.
Еще один сравнительный момент: показ жен тренеров. Да, Нелли Луческу в «Феномене» — корректная и милая хранительница семейного очага. Но и здесь фабула не раскручивается, а словно плещется в стоячей воде, один длинный монолог меняет другой. Это великолепно смотрелось бы в телепрограмме Аллы Бублий «Моя игра», но не в телефильме.
В «Бескове» часть съемочной группы сознательно была оставлена в Москве и матч за матчем снимала, как вдали от мужа неистово болела его супруга Валерия Николаевна. Польза от таких кадров была в том, что дикий азарт в болении жены за дело мужа, к тому же перемешанный с постоянным ее забавным путаньем фамилий и команд соперников, создавал дополнительную атмосферу. Без лишних слов зрителям становилось понятно, в чем миссия супруги футбольного тренера.
Абсолютно противоположными сценарно-режиссерскими приемами пользовались мы с Алексеем Андроновым при создании фильма «75 минут с Валерием Лобановским». Мы ленту сознательно «засушили», потому что монтировали ее буквально через несколько дней после смерти Валерия Васильевича. Нам важно было показать не себя, не свое киношное умение, а именно Лобановского: его тренерское кредо, его размышления о самых разных гранях футбола. Все, что выходило за рамки монолога ВВЛ, беспощадно выбрасывалось в корзину, хотя поначалу мы хотели пригласить сниматься Олега Базилевича и Леонида Буряка, Олега Блохина и Виктора Прокопенко, того же Константина Бескова, Валерия Газзаева, Олега Романцева, даже Франца Беккенбауэра. Сами же и отказались от таких идей!
Максимум, что мы себе позволили, — это закольцевали 70-минутное прямое обращение Лобановского к миллионам зрителей двумя клипами общим хронометражем 5 минут. В начале под печальную музыку Баха последние публичные кадры ВВЛ, показывающие его на запорожском стадионе 7 мая 2002 года, когда врачи помогают ему зайти в карету «Скорой помощи», как она уезжает со стадиона, там же — церемония прощания в Киеве. В самом конце фильма — хроника всей жизни Мэтра под мелодию «Команды молодости нашей».
К чему я вспомнил собственный фильм о Лобановском? Только к тому, что в самом начале мы открыто предупредили зрителя, что отказываемся от разных режиссерских приемов в пользу монолога Мэтра. И этот ход впоследствии оценили жюри в ходе конкурсов многих кинофестивалей.
Сайт канала «Футбол» с гордостью сообщает, что «Феномен Луческу» снимался три года, в четырех странах, что там 38 героев. Ребята, да хоть 138, включая знаковых футболистов Андреа Пирло, Хавьера Дзанетти, Хасана Шаша. «Говорящие головы» сами по себе не раскручивают кинобразность. Как и не стоит путать конфликты в биографии Мирчи, в частности, конфликт между ним, почти оппозиционером, и «принцем» Валентином Чаушеску, сыном диктатора коммунистической Румынии, покровителем клуба «Стяуа» с настоящим драматургическим конфликтом. Вот его-то в работе не хватает!
Но это всего лишь кинематографическая сторона медали. Есть и другая, которая не менее важна. Она касается уже и кинематографа, и ТВ, если оно хочет, чтобы его продукту верили.
Холостой залп «Авроры»
Слова «Залп Авроры» — цитата из спича Сергея Анатольевича Палкина в фильме. Они касаются знаменитого бросания шапочки оземь и крика мистера на чистейшем русском языке: «Браво, федерация!». Фраза намного сильнее того, о чем сам герой хотел сказать.
Видать, гендир «Шахтера» невольно вспомнил из детства тираду советских историков, что залп крейсера по Зимнему дворцу позвал на штурм революционных рабочих и матросов. Зимний дворец в умах многих поколений советских людей олицетворял проклятый царизм. А кто в нулевых годах нынешнего столетия в глазах руководства и преданных фанов горняков по аналогии олицетворял проклятый царизм, угнетающий пролетариат? Правильно, Г.М. Суркис и ФФУ.
С этого места подробнее. Во-первых, на минуту вернемся к истории. Никакого залпа «Авроры» не было, а был вроде (!) одиночный выстрел, да и тот не подтверждается в первоисточниках. Не менее знатный революционер, чем Мирча — Троцкий (как один из главарей октябрьского переворота в октябре 1917 года) выстрел «Авроры» в своих мемуарах вообще не упоминает, а пишет, что из Петропавловской крепости было дано по дворцу два-три орудийных выстрела. Ну, то такэ...
Во-вторых, и это важнее, даже мнимый выстрел «Авроры», как писалось еще на заре СССР был холостой. Вот Сергей Анатольевич сам и сделал вывод о другой стороне тренерской работы Луческу.
Обратная сторона Луны
Да, Луческу — коуч международного уровня. 22 трофея, включая Кубок УЕФА за 12 лет в «Шахтере», говорят сами за себя.
Однако он был (в Украине точно) еще и знатным провокатором. В тренерском цехе это не хорошо и не плохо. Для некоторых наставников — составная часть их работы. Для того же Жозе Моуринью, к примеру. Не менее именитые, те же: сэр Алекс Фергюсон, Висенте дель Боске, Марчелло Липпи, Йоахим Лев — брезговали и брезгуют сим баловаться. Никто не умаляет сугубо футбольных достижений Моура, но и симпатиков себе он тем самым не добавляет.
Вспомнить все перлы такой «деятельности» Луческу только за украинский период его карьеры — сложится цельная сага. От того же «Браво, федерация!» до нарушения этической нормы ФИФА и УЕФА «Респект» — неподачи руки коллеге Александру Севидову. А еще знаменито скандальный гол Луиса Адриано датскому «Нордшелланду» в ЛЧ 2012/13 (NO FAIR PLAY!) и реакция Мистера на этот эпизод. А еще, еще... вспомните, кто только не мешал любимой команде:
— и несчастные дети — болл-бои, обвиненные в подыгрывании соперникам;
— и нерадивые агрономы, вырастившие непомерно высокую траву;
— и судьи-негодяи, изгоняющие с поля его футболистов даже (!) в начале встречи, и постоянно принимающие неверные, с точки зрения Мирчи, решения.
А самое последнее — двухлетнее нытье о вынужденном переезде в Киев и Львов и невозможности играть на «Донбасс Арене», — честно говоря, не то, что надоело слышать, хотелось просто спросить у этого иностранца: «Мирча, а не поясните, почему так случилось? И разве другие жители того же Донецка меньше пострадали? Ведь в отличие от них, футболисты и весь штаб клуба «Шахтер» ни в чем не нуждаются в Киеве».
Совсем свеженькое, которое просто не могло войти в фильм, выпущенный в 2015 году. Недавний матч 24-го тура «Шахтер» — «Динамо», где горняки убедительно выиграли 3:0 у вроде немотивированных динамовцев. К чему слово «вроде»? Да к тому, что каждый из этих соперников должен быть максимально мотивирован на очные поединки, независимо от места нахождения в турнирной таблице. Кроме всего прочего, матчи между бело-синими и оранжево-черными — самодостаточная пружина интриги всего чемпионата Украины.
Но, увы, в памяти эта встреча осталась не столько благодаря счету, сколько массовой драке между игроками, в центре которой, как назло, оказались сборники Украины. Причем здесь Луческу, спросите? Всего лишь притом, что главным провокатором всего этого спектакля как раз и стал коуч «Шахты». Заслуженный тренер Украины Александр Ищенко прямо заявил в телеэфире: «То, что произошло — это финал кампании, режиссером которой есть Мирча Луческу. Он спровоцировал эту ситуацию. А все мы — футболисты, тренеры, специалисты — стали заложником этой кампании. Он все это разжег, его действия привели к такой ситуации».
Чем спровоцировал? Заявлением еще до игры, что киевляне должны обыграть горняков, чтобы считаться настоящими чемпионами. Кстати, эта заява впоследствии стала мемом № 1 в спортивном интернете; кого только шутники не вставляли в этот пазл: «А не может считаться настоящим чемпионом, пока не обыграет Б». Теперь пусть российские фаны разбираются: будет ли вскрик: «ЦСКА — не настоящий чемпион!».
Выставленное Мирчей «условие, при котором «Динамо» может считаться полноценным чемпионом» четко потроллил президент киевского клуба: «Каждый тренер пытается вывести из себя своего противника. Так что это просто очередной ход Луческу. Но я бы так сказал: ему надо придумать что-то новое. Потому что старое не работает», — резюмировал Игорь Суркис.
Впрочем, создатели картины не имеют отношения к провокациям Мирчи в нынешнем году. К ним накопились другие вопросы.
Вопросы к творцам «Феномена»
— Странное дело, фильм датируется 2015 годом, а действо в нем прекращается в 2009, когда горняками был завоеван Кубок УЕФА. Почему? Неужели потому, что в 2015 году (как и в следующем) «Шахтер» не завоевал золотые медали?
— Развиваю предыдущий вопрос: не потому ли прежние заклинания: «Федерация «играет» за одну-единственную команду, ясное дело, за столичную», — выглядели бы неуместными и смешными со 2 сентября 2012 года по 23 февраля 2015 года, когда в Доме футбола правил бал Анатолий Дмитриевич Коньков с черно-оранжевой эмблемой в душе.
— Среди героев фильма о Мирче добрые слова говорят бывший владелец и президент «Интера» Массимо Моратти, и топ-менеджеры стамбульских «Галатасарая» и «Бешикташа», а также бывший и нынешний президенты киевского «Динамо» Григорий и Игорь Суркисы. ОК!
Но вновь загадка, только в адрес последних спикеров вновь звучит всем известная негативная «обратка», на сей раз со стороны авторов фильма: «Все играют в пользу «Динамо». А вот о том, что в «Интере» Мирчу вроде безосновательно уволил Моратти, да о том, что в турецких клубах против него плелись интриги, зритель узнает вовсе не от создателей картины, а от Александра Денисова в эфире «Великого футбола». Тогда чем объяснить столь высокую «объективность», скроенную по лекалам Владимира Винокура «Здесь играем, здесь селедку заворачиваем»!
Р.S. К самому контенту фильма напрямую это не имеет отношения, только к его герою. Мирча Луческу — уже в «Зените». Флаг в руки, какие могут быть вопросы к иностранцу, к легионеру, просто к ландскнехту, т.е. наемнику, который воевал не из патриотизма, а из-за денег. Никаких. Вопросы теперь могут возникнуть только у российских журналистов. Они уже и появились: «Почему Луческу провал для «Зенита?» Я о другом. Распространяться не стану, лучше всех об этом сказано во врезе редакции сайта «Football.UA» к информации о переезде Мирчи на берега Невы на собственной странице этого портала в социальной сети: «Зенит» — клуб из страны, благодаря которой «Шахтер» остался без «Донбасс Арены». Это так, к слову». Конец цитаты...
Семен Случевский
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости
Читать все комментарии (15)