Говорить в прошедшем времени о близком человеке, а Дядя Боба был другом нашей семьи, просто невозможно. В его уход вообще невозможно поверить, принимая во внимание, сколько частичек себя Дядя Боба оставил в людях, с которыми общался. Как бы для всех он живой, потому что «только вчера мы с ним...» и т.д. Но суровая правда отрезвляет.
На первый взгляд может показаться, что как-то мелко вспоминать Дядю Бобу в контексте только лишь футбола, который он любил и знал досконально. Но, так уж получилось, что эта игра занимает в нашей повседневной жизни очень много места. Да и какая разница, через какую призму смотреть на жизнь: через футбольную, через политическую или через, например, любовь к животным. Важна та мудрость, которую черпаешь, с которой живешь, которую передаешь дальше по наследству. Дядя Боба меня так и научил смотреть футбол: в контексте исторического события, жизненной ситуации или каких-то человеческих переживаний. Для меня и сам футбол открылся по-другому. Помню первую игру, которую мы посмотрели вместе — финал Лиги чемпионов 1993 года «Милан» — «Марсель». Матч, несмотря на статус, был не самый интересный, смотреть особо было не на что (как я тогда думал), но я хорошо запомнил, как Дядя Боба сказал мне: «Обрати внимание, студент, как играет Бокшич на последних минутах выигранного матча». С этого момента, я стал пытаться смотреть и понимать игру под чуть другим углом зрения.
Он очень хотел это свое понимание футбола каким-то образом реализовать. И у него это получилось, благодаря Артему Франкову с его еженедельником, который сразу увидел, каким образом можно задать новый импульс развитию журнала. Того языка, которым писал Дядя Боба, его уже нет. Он остался во времени, по которому мы скучаем, и ностальгируем. Но не по колбасе, якобы тогда доступной и сделанной из качественного мяса, а именно вот по таким текстам, по книгам, который не читаешь, а пьешь, наслаждаясь каждой фразой-каплей. Так и читались все вещи Дяди Бобы. Считается, что он был знатоком немецкого футбола. Это, безусловно так, но я бы сказал, что он был не просто знатоком, а профессором всего футбола, не только немецкого. Просто немецкий он любил больше всего, потому и писал о нем, как о своем родном. Осталось уникальное футбольное литературное наследие, подобного которому в Украине не было и вряд ли когда-то появится.
Он, безусловно, мог еще много написать. Огромные исторические футбольные массивы так и остались неосвоенными, а осваивать их некому. Никто не любит это занятие настолько, чтобы окунуться в него с головой. Вообще, сейчас тяжело встретить человека, который бы искренне сказал, что любит свою работу. Зачастую можно услышать: «а что делать, кручусь». Так и в журналистике, в публицистике: многие не работают, а «крутятся». Отсюда и низкое качество производимого литературного товара. Дядя Боба любил то, что делал настолько, что это смогло стать его любимой работой. Уникальность его текстов заключалась в том, что они написаны с позиции человека, пишущего от души, как бы, для себя и для друзей. И, потому, испытываешь такой кайф, когда их читаешь.
В одном из его самых любимых фильмов, «Сталкер» А.Тарковского, Писатель говорит: «...человечество существует для того, чтобы создавать произведения искусства...это, во всяком случае, бескорыстно, в отличие от всех других человеческих действий...» Вот так и в творчестве Дяди Бобы: произведения его футбольного литературного искусства начались с бескорыстной любви к Игре. А потому и получились настоящими «нетленками».
И как-то язык не поворачивается сказать что-то типа: «он сейчас в лучшем мире»... Настолько жив он среди нас в своих мыслях, текстах, диалогах... Он тоже часть истории футбола и, потому, навсегда останется в ней на своем скромном профессорском месте исторического футбольного факультета.
Артем ЖОЛКОВСКИЙ, для Dynamo.kiev.ua
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости