Совершенствуя свою новую игровую модель, «Динамо» постепенно набирает хороший ход, играет с удовольствием и желанием. Вот только «Шахтер», несмотря на поражение, все равно кажется недосягаемым на расстоянии одиннадцати очков...
Но, наверное, задача не в том, чтобы догнать горняков — важно подготовить новую команду к еврокубковым испытаниям, которые начнутся летом, и быть готовыми к борьбе за чемпионство в новом первенстве. То, что, кстати, не было сделано в прошлом и позапрошлом году, когда казалось, что «Динамо» так и будет становиться чемпионом, независимо от качества показываемой игры настроения и мотивации игроков. Если бы в следующем, после долгожданного чемпионства, сезоне тренеры начали подпускать к составу молодежь, наверняка не такой бы болезненной получилась «смена составов». Но это опыт, который Сергей Ребров только приобретает.
Важно, что он показывает себя тренером, понимающим ситуацию, и, самое основное, человеком гибким, которому чужды какие-то догмы и установки. По-простому: «не упирается рогом» во что-то, а старается совершенствоваться. Поменять структуру игры не так просто, это как развернуть авианосец в открытом море. Но еще сложнее заставить игроков поверить в то, что эта схема будет работать. Или скорее, предложить им попробовать, поскольку никто не знает наперед, получится или нет.
В комментарии к матчу Игорь Суркис рассказал, что после поражения от «Зирки» Ребров захотел подавать в отставку. Но не ушел, а, наоборот, откорректировал игру. Вспомним, что заступая на пост главного тренера вместо Блохина, Ребров тоже что-то такое сказал игрокам, отчего они смогли поверить тренеру и завершили сезон на мажорной ноте, победив в Кубке Украины, в то время, когда казалось, что гегемонии «Шахтера» не будет конца и края. В общем, такими кадрами, как Ребров ни в коем случае не следует разбрасываться. Редкое качество, искать и находить причину неудач, а затем, рецепт по устранению этой причины — присуще очень немногим в любой сфере деятельности.
После первой игры второго этапа в Александрии, некоторые говорили, что рано по этой игре судить о качестве игры «Динамо». Может быть и рано. Потом была победа в Ахтырке, в том же стиле. Теперь говорили, что соперник слабый. Вот новая победа. Снова забито четыре мяча, вторую игру чемпионата подряд. Можно уже судить? Можно похвалить Дениса Гармаша, забивающего третий матч подряд, один гол лучше другого?
Наверное, можно и нужно. И нужно обратить внимание на то, что такой акцент на атаку никак не сказался на надежности обороны. Дело ведь не в трех номинальных защитниках, дело в гармонии игры. Когда-то Марчелло Липпи говорил о том, что стремится к гармоничному футболу. Вот и мы видим в исполнении киевлян гармонию, в основе которой, то обстоятельство, что каждому игроку найдено его место на поле. То место, где он может лучше раскрыть свои умения.
Например, раньше Морозюк постоянно «упирался» в спину Ярмоленко. Сам вперед не шел, а как бы ждал, пока Ярмоленко закончит и даст ему пространство. Теперь это пространство у Николая есть. Тот же Ярмоленко, казалось, был закован в свой фланг ездил по нему туда-сюда, как трамвайчик в детском аттракционе. Теперь Андрею дали возможность перемещаться по всему фронту атаки. И мяч, проведенный им дальним ударом, который застал врасплох голкипера гостей, стал результатом именно такого подхода. Ярмоленко смело сместился в центр, не боясь оставить свою зону.
Таких примеров множество. Они возникали игре «Динамо» постоянно. Денис Гармаш, который в великолепном стиле провел третий мяч, вообще почти постоянно свободен. Он вообще мастер острого открывания. Умеет совершить рывок, находясь на грани положения «вне игры». Смотришь, и кажется — точно офсайд! И лишь на повторе понимаешь, насколько мастерски футболист сыграл и какую микропаузу выдержал. Или, например, игра Артема Беседина, который действовал в лучших динамовских традициях — по всему полю, успевая и принимать мяч, и отдавать передачи, и завершать атаки. Самое главное, Беседин понимает или чувствует, где, в какое время окажется мяч и стремится туда. Это качество прирожденного форварда, которое можно только совершенствовать, научить этому нельзя. То, что было, например у Максима Шацких и позволяло, при неидеальной технике, быть настоящим бомбардиром во всех командах, где он не играл.
С лихого языка Мирчи Луческу, когда сорвалось утверждение, что тренером «Динамо» является не Ребров, а Рауль. Эту провокационную чушь подхватили и стали тиражировать по умам до увольнения Рауля из «Динамо». Потом стали говорить, что Ребров провалится, потому что ушел настоящий главный тренер. Теперь этот псевдо главный тренер работает в сборной, и, по всей видимости, блокирует вызов туда игроков «Динамо», которые ему не нравятся. При этом Ребров в «Динамо» нашел для некоторых из этих футболистов модель, которая начала работать. Вот в чем различие главного тренера и его помощника. Главный видит всю картину, а ассистент только ее часть, как правило, ту, которую хочет видеть. И потому редко когда ассистент тренера добивался бОльших успехов, чем главный. Такие примеры, конечно, есть, но их мало. Так вот подытоживая, скажу, что Ребров пока демонстрирует понимание процесса и контроль над ним. А пока так, то нечего и говорить о том, чтобы его заменять кем-то другим.
Ну а самым ярким впечатлением от «вербного» футбольного вечера стало потрясающее выступление Черниговского военного оркестра Госпецтранса. Оно было тоже похожим на игру «Динамо». Тут были и импровизация, и порядок, и управление, и общая гармония. Выдувать из труб Бон Джови, Леди Гагу и, особенно, корейца Сая с его «Гангнам стайл» — это действительно мастерство. Не говоря уже о танцах самих оркестрантов, которыми они сопровождали композиции. Было заразительно весело, фестивально и празднично. Побольше бы нам нешаблонных решений во всем.
Артем ЖОЛКОВСКИЙ, для Dynamo.kiev.ua
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости