Легко понять, почему эта разновидность околофутбольной суеты попала на заметку мыслителям ультрасовременного толка — сработала их интеллигентская реакция на само понятие фанатизма. «Путь к небу завален развалинами и трупами, нагроможденными фанатиками» — таково известное подведение итогов религиозных войн европейского средневековья. «Фанатик — это глухой, как пень, оратор» — подыгрывает мнению Старого Света просвещенный гражданин Ливана. И так по всем континентам: цивилизованные общества отождествляют фанатизм с невежеством и разнузданной агрессией.
Почему же некие компании просто футбольных болельщиков с удовольствием примеряют на себя это прозвище? Вероятно, лицам из толпы оно представляется гарантией свободы от условностей общественного бытия, а вожаков привлекает возможностью легко и быстро сделать карьеру народного предводителя. При отсутствии необходимых способностей и надлежащей подготовки к какой-либо востребованной обществом деятельности все это не худший вариант самоутверждения. Остается непонятным лишь одно: что же склоняет владельцев популярных клу-
бов относиться терпимо к тому, что публичная деятельность фанатских группировок осуществляется на принципах самовоспламенения? Всем известны клубы, чьи фаны буквально проспиртованы неискоренимыми вкусами и манерами хулиганских тупиков. Программы их докучливо шумной самодеятельности на трибунах стадионов сделали невозможными семейные посещения матчей. Да и в сугубо мужской компании уже не получается отдохнуть на футболе от житейской доли...
А ведь и для частных предприятий государственные стандарты — закон. Но в том-то и беда, что у нас не существует единых для всех правил, определяющих границы возможного для опекаемых футбольными клубами структур. Пора сформулировать положение о перечне обязательных требований к условиям функционирования при клубах болельщицких объединений, права и обязанности этих общностей в процессах, вкупе представляющих собою футбол для зрителей. Без такого рода законодательной базы все благие намерения придать манерам фанатов хоть какую-то пристойность разобьются о самостоятельность мышления клубных боссов. Кому-то из них приспичит вправить мозги отбившимся от рук фанатам, и это будет сделано надежными дедовскими методами, а кто-то от страха прогнется перед этой безбашенной публикой настолько, что одарит ее несусветными привилегиями. Ну и какой прок от всей этой самодеятельности футболу, зрителям, стране?
И давайте все-таки поможем нашим пресловутым футбольным крикунам сменить вывеску. Ведь даже в фанатской интерпретации тяга к футболу не выдерживает никакого сравнения с мракобесием слепого служения человеконенавистнической идее, что, собственно, и является фирменным знаком истинного фанатизма. Так что речь идет о большем, нежели о заурядной несправедливости.
В конце концов неудобства, доставляемые обществу стайками недовоспитанных футбольных болельщиков,- угроза не того сорта, когда следует трубить сбор всенародного ополчения. Это проблема футбольного ведомства, оно располагает возможностями поставить барьер перед дальнейшим расползанием подобных аномалий без привлечения далеких от спорта властных институций. Конечно, при условии, если все без исключения коллективные члены национальной федерации отработают с глубоким пониманием своей роли в выполнении общей диспозиции.
Со своей стороны хочу обратить внимание на ниточку, ухватившись за которую можно попытаться распутать весь клубок.
В чьей-то светлой голове родилась сентенция о том, что жизнь без возвышенного — это пейзаж без неба. Поступки и тексты тех, кто откликается на прозвище «фаны», не только начисто лишены чего-либо возвышенного, но буквально нашпигованы нарочитым стремлением к низменному. Вот вам и еще одно характерное проявление той самой деградации, о которой говорилось в начале этих заметок и которая, по прогнозам уважаемых аналитиков, увлекает человечество в пропасть. Я не верю в безысходность усилий человека, пока он в здравом уме, а его организм — при всех своих двигательных возможностях. Мы узнаем всю правду о себе, когда от нас требуются запредельные напряжения моральных и физических сил. А тут надо быть просто небезразличным к чужой доле и судьбе дела, которому служишь.
Так вот, в затянувшейся истории с футбольными фанами отчетливо просматривается их пристрастие к рифмованной речи. При некоторой фантазии тут можно усмотреть тягу к поэзии, пусть и изуродованную наносными приблатненными мироощущениями. Отсюда идея: а что если устроить каким-нибудь образом так, чтобы хоть одно отдельно взятое сообщество фанов взял под свою опеку настоящий поэт? Понятное дело, не в качестве опекуна всей ватаги на манер эдакого Макаренко, что было бы элементарно пошло, а в качестве консультанта по линии составления текстов на их плакатах, транспарантах. Удайся эта затея — и возникло бы в фанатском движении соревнование, кто проникновеннее, утонченнее заденет струны болельщицкой души. А это уже русло совсем другой реки. И призывный свет для натур, полагающих свое счастье не в чужом горе.
Валерий МИРСКИЙ, газета «КОМАНДА»
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости
Читать все комментарии (40)