Обсуждая кадровые рокировки в «Динамо» и сборной Украины, болельщики сетуют на отсутствие в стране достойных наставников. Фокус выяснил, как любой желающий может стать футбольным тренером.
Когда наставника мадридского «Реала» Жозе Моуриньо упрекали в том, что он никогда не играл на профессиональном уровне, португалец отвечал: «Вам не обязательно быть фортепиано, чтобы стать хорошим пианистом». Моуриньо завершил карьеру футболиста, толком её не начав, в 16 лет. Прекрасно понимая предел своих способностей, но не желая расставаться с огромными амбициями, решил стать тренером, как его отец. Португалец прошёл путь от детского тренера, ассистента, переводчика и помощника знаменитого наставника Бобби Робсона до самого успешного коуча современности, на счету которого уже 20 трофеев, в том числе две победы в Лиге чемпионов. Специалисты уверены, что это только начало — он способен стать самым титулованным тренером в истории.Никогда не поздно
Тренерское образование, сертифицированное УЕФА, предоставляет только одна организация — Федерация футбола Украины. Но ехать в Киев не нужно, достаточно обратиться в любое из 27 региональных представительств. Чёткого графика курсов нет, занятия начинаются, когда набирается группа 16–21 человек. Стоимость обучения демократичная — от 2000 грн. за весь 80-часовой курс. Принимают всех, кто старше 18 лет и не имеет медицинских противопоказаний для занятий физкультурой. «Человек должен быть адекватным, прежде всего психологически, ему же потом с детьми работать», — объясняет технический директор ФФУ Константин Вихров.
Опыт футболиста — не требование, но настоятельная рекомендация. «Вряд ли получится стать тренером, если человек вообще никогда не играл», — говорит Константин Львович. Но порядка 10% учеников всё же не имеют футбольного опыта. Как правило, это отцы или дедушки, которые хотят самостоятельно воспитывать в семье футболиста. «Даже женщины обращаются, — рассказывает технический директор ФФУ. — Помню, училась девушка, которая работала в ЖЭКе организатором — хотела понять, как правильно заниматься с детьми».
В основном же на курсах учатся игроки-любители, планирующие стать профессиональными тренерами. 26-летний киевлянин Владислав Бабий — один из таких. В футбол играл лишь на любительском уровне, получил высшее образование и устроился работать по специальности — теплоэнергетиком. Но вскоре решил полностью изменить свою жизнь и серьёзно заняться любимым делом. Сейчас он получает второе образование, педагогическое, и параллельно оканчивает тренерские курсы. «Мечтаю когда-нибудь работать в киевском «Динамо», — говорит Владислав. — Но пока цель — открыть секцию, тренировать детей».
Вырастить Шеву
Курсы длятся несколько месяцев. Первая неделя — каждый день по 8 часов занятий. Преподаватели профильных вузов и профессиональные тренеры начитывают ученикам основы физиологии, психологии, анатомии, питания, а также знакомят с тактикой, техникой и теорией учебно-тренировочного процесса. Параллельно проводятся практические занятия, где тренеров учат самих правильно бить по мячу и разыгрывают ролевые игры, в которых они ставят эксперименты на своих коллегах. К примеру, разрабатывают упражнение для повышения выносливости или конкретной комбинации в матче. «Если они не будут проявлять творчество, никогда не состоятся как успешные тренеры», — объясняет Константин Вихров. Дисциплину здесь тоже поддерживают — за пропуск 10% занятий исключают.
Для Владислава Бабия самым интересным и сложным одновременно оказалось планирование тренировочного процесса. «Даже не подозревал, что это настолько кропотливая работа, — отмечает он. — Надо чётко определить возможности игроков, поставить цели и найти методы, как их достичь спустя определённое количество времени. Каждое занятие расписывается поминутно на полгода, а то и на год вперёд. Число тренировок, на чём делать упор, какие именно упражнения». Эти и другие навыки ученики приобретают окончательно, когда после первой сессии уходят на практику — несколько недель помогают ассистентам тренеров. Будущие наставники записывают всё, с чем приходится сталкиваться в работе, и защищают практику — рассказывают, как устроен тренировочный процесс, что нового они узнали и в чём принимали участие, что из увиденного можно было бы улучшить.
Вторая недельная сессия — отшлифовка знаний. Помимо ролевых игр, ученики анализируют состоявшиеся матчи. «Для нас домашним заданием было разобрать поединки сборной Украины на Евро-2012, — вспоминает Владислав. — Как по сравнению с предыдущими товарищескими играми изменились тактические построения, действия тренера, использование игроков, их командная работа. Дают нам и матчи Лиги чемпионов, и за чемпионатом Украины следим». Сдача экзаменов происходит как в обычной средней школе — билеты с тремя вопросами в каждом, устные ответы, 5-балльная шкала оценок. Ученику необходимо, например, создать упражнение для отработки атаки флангом с забеганием. Чтобы получить диплом, достаточно заработать тройку. Но процент двоечников, которым приходится учиться заново, обычно достигает 30–40%. «Тренер — более сложная профессия, чем футболист, — уверяет Вихров. — Когда играешь, по сути, лишь эксплуатируешь свою генетику. А чтобы управлять процессом, надо куда лучше понимать игру и уметь анализировать».
По окончании начальных курсов ученикам вручают диплом «С», позволяющий тренировать любительские команды. Получив опыт работы и отучившись ещё 123 часа, можно сдать на категории «В» и «А» — для занятий с детьми и юношами в профессиональных клубах. И только потом, пройдя ещё 246 часов курсов, есть шанс стать обладателем PRO-диплома, который разрешает возглавлять любую команду Европы. Интересно, что дипломы «С» в Украине получили 380 человек, а высшей степени квалификации достигли лишь 132 тренера. Владислав Бабий готов идти до конца. Но и этого может оказаться мало, чтобы пробиться в тренеры «Динамо». Нужно выделиться из толпы. «Как минимум воспитать ещё одного Шевченко», — считает он. Или просто стать «Особенным», как сказал бы Моуриньо.
Белые вороны
В истории футбола немало случаев, когда успешными тренерами становились непрофессиональные футболисты
Андре Виллаш-Боаш
Играл в любительских командах. Решив стать тренером, обратился за помощью к наставнику «Порту» Бобби Робсону, который назначил его своим ассистентом. Работал помощником Жозе Моуриньо, после чего занимал его место в «Порту» и «Челси». Привёл португальский клуб к победе в национальном чемпионате и Лиге Европы.
Авраам Грант
Завершил карьеру в юном возрасте, чтобы стать тренером. С 18 лет работал в молодёжной команде «Хапоэля» из Петах-Тиквы. Возглавлял израильские клубы и сборную, три английские команды, в том числе лондонский «Челси», который вывел в финал Лиги чемпионов.
Арриго Сакки
Играл в любительских командах, работал бухгалтером в отцовской фирме. Став тренером, возглавлял сначала малоизвестные команды, а затем «Парму», «Милан», «Атлетико» и сборную Италии. Выиграл чемпионат Италии, дважды Кубок европейских чемпионов и Суперкубок УЕФА.
Хосе Вильялонга
Никогда не был футболистом, служил офицером в испанской армии. После отставки возглавил мадридский «Реал» благодаря знакомству с президентом клуба Сантьяго Бернабеу. Дважды выиграл и чемпионат, и Кубок Испании, и Кубок кубков, и Кубок европейских чемпионов. Затем привёл сборную Испании к победе на Евро-1964.
Висенте Феола
Завершил карьеру игрока в 18 лет из-за постоянных проблем с лишним весом. Возглавлял сначала малоизвестные бразильские клубы, а затем «Сан-Паулу», аргентинский «Бока Хуниорс» и сборную Бразилии, которую привёл к первому золоту чемпионата мира в 1958 году.
Лула
Играл в любительских командах. Затем тренировал провинциальные клубы, перешёл работать в молодёжную команду «Сантоса», где позже стал наставником основной. Открыл миру Пеле и принёс «Сантосу» 38 трофеев, сделав его грандом бразильского футбола.