Уроки Мастера.

Для тех кто ностальгирует по былым победам и для тех, кто эти победы не застал, и для всех тех кто любит футбол. Этот материал поможет не только понять некоторые глубинные вопросы футбола, но и снять с обсуждения надуманные. Ибо о футболе говорит Мастер. Олег Петрович Базилевич.

 

К публикациям Александра Гудзова: http://ronin.com.ua/posts/303 и http://ronin.com.ua/posts/308 

 

Данные публикации очень серьёзны и продуманы. Чувствуется, что они основаны на глубоких размышлениях. Что не может не радовать, ведь простых вопросов в футболе нет. Футбол на самом деле представляет собой такой род человеческой деятельности, который неизменно опровергает любое стремление судить о нём поверхностно и однобоко. Но вместе с тем он может и многому научить внимательного и пытливого наблюдателя. 

 

Полагаю, нужно раставить некоторые акценты. Говоря об источниках «динамовского» футбола, нужно объективно признать – строго говоря, никакого особого «динамовского» футбола в принцпе не может сущестовать. Речь может идти об организации и игры и подготовки команды, о стратегии и тактиках поединка – то есть, по сути, об общем направлении работы, которое позволяет любой команде получать преимущество за счёт согласованных коллективных действий. А именно – оптимальных для каждого эпизода согласованных перемещений больших групп игроков на высокой скорости. 

 

Да, такую игру, уже основательно подзабытую нашими болельщиками, часто называют «динамовской». Это и понятно, ведь все успехи киевского «Динамо» обеспечены именно ею. Но этому же направлению работы, таким же принципам организации игры долгое время стараются следовать и многие другие команды Европы и мира. Есть, конечно, команды, которые по-прежнему, как в 60-е годы, стремятся добиться успеха главным образом за счёт индивидуальных усилий и импровизации своих исполнителей, действующих согласно расстановке, каждый в своей позиции. Для удобства дальнейшей беседы назовём их условно «командами I типа». Но есть и такие, главное оружие которых – согласованная, скоростная командная работа больших групп игроков, преимущества которой чётко определились ещё во времена «тотального футбола» 70-х годов. Условно станем называть их «командами II типа». И отметим, что, разумеется, есть множество команд, которые с точки зрения организации игры находятся в различных «промежуточных» состояниях между описанными выше двумя. 

 

Мы говорим «динамовский футбол», и тем самым признаём, что ни в СССР, ни в независимой Украине этот футбол, к сожалению, не стал системным явлением. Киевское «Динамо» долгое время было практически единственной ярко выраженной командой II типа в СССР, а в конце 90-х гг, после возвращения Валерия Васильевича – уже в Украине. В то время как за рубежом это направление было разделено и поддержано, и, несморя на все трудности, продолжает определять содержание игры многих лучших команд. 

 

Нужно отметить – команды II типа необязательно должны находиться в числе сильнейших. Вовсе нет. У любого профессионального клуба, в любой лиге, есть выбор – команду какого какого типа данный клуб хочет иметь. Другое дело, что этот выбор в подавляющем большинстве случаев не осознаётся. В результате, как принято говорить, «по умолчанию», обычно получается команда I типа. Но есть и другие возможности, и о них нужно обязательно знать. Есть ряд эффективных командных тактических приёмов, выполнение которых вполне по силам игрокам т.н. «низших» лиг. И есть соответствующие упражнения, при помощи которых такие приёмы могут быть ими освоены. Можно также вспомнить о многих игроках 2-й лиги чемпионата СССР, которые, будучи приглашёнными в киевское «Динамо», с успехом осваивали новый и достаточно сложный учебно-тренировочный материал. И более того, эффективность т.н. «динамовского» УТП была многократно проверена во 2-й и 1-й лигах чемпионата СССР, прежде чем он был впервые использован в «Динамо» в подготоке к сезону 1974 года. 

 

Таким образом, теоретическая возможность получить команду II типа есть у любого профессионального футбольного клуба – применительно к уровню квалификации его исполнителей и характеру решаемых задач. Но может быть только одно практическое средство превращения команды I типа в команду II типа – соответствующий учебно-тренировочный процесс (УТП). Если УТП в команде не соответствует этой задаче, то никакими другими средствами эту задачу решить нельзя. Ни покупкой игроков, ни длительными предсезонными сборами на лучших курортах мира, ни наличием отдельных специалистов по «физподготовке». Не помогут и прямые указания тренера «делай так», «не делай так», и «давай-давай», и тем более – риторические вопросы к игрокам в стиле «куда ты бьёшь». Не добиться желаемой трансформации и разговрами об «агрессии», «атакующем» футболе (до сих пор можно слышать и это), о «возросшей плотности игры», об «игре Барселоны» и т.д. Даже приглашение тренера-иностранца, который работал в командах, которые что-то выигрывали, не поможет делу, если УТП в команде всё равно постоянно воспроизводит модель игры I типа. 

 

Поэтому вопрос о том, какой должна быть оптимальная структура и организация работы футбольного клуба, может иметь только один ответ – такой, которая способствует проведению в команде УТП, превращающего команду I-го типа в команду II-го типа. Ведь структура управления должна определяться исходя из задач управления, а не наоборот. А задача создания команды II типа, собственно говоря, и является главной задачей и целью управления клубом. 

 

Вполне вероятно, вопрос о цели управления футбольным клубом может показаться несколько неожиданным. Но, следуя пожеланию автора данных публикаций начинать «от печки», нужно признать – «печка» находится именно там, где лежит ответ на вопрос: чего именно мы хотим добиться? Казалось бы, очевидный ответ – «мы хотим добиться высоких результатов» – представляется, не совсем правильным. Все хотят добиться высоких результатов. Но далеко не все понимают, что наиболее эффективный путь к результатам – это создание команды II типа. 

 

Таким образом, структура и организация работы клуба должна определяться исходя из того, как данный клуб собирается реализовать УТП, направленный на создание команды II типа. Например, структура клуба должна подразумевать приняте квалифицированных решений о формировании тренерского штаба – штаба, который будет вести команду в заданном направлении. Таким образом сама структура клуба должна обеспечивать преемственность заданного направления и поддерживать его. Необходимо также обеспечить «сквозной» характер подготовки всех команд клуба – от детских команд и до первой включительно. 

 

Согласен с Александром также и по ряду других моментов, которые относятся к роли научно-методического подразделения клуба, особенно в свете вышевысказанных соображений. В идеале, такая структура должна участвовать и в выборе тренера – оценивая его знания и методы работы исходя из задач управления клубом, о которых мы говорили. И, напрмер, вместе со спортивным директором клуба давать квалифицированое заключение – владет ли данный кандидат на позицию старшего тренера необходимой квалификацией для того, чтобы организовать игру и проводить соответствующий УТП. Нужно также помнить, что УТП – это управляемый процесс, а не просто какой-то процесс. То есть постоянный контроль и коррекция УТП, приведение его в соответствие с задачами клуба – ещё одна проблема, которая может и должна решаться научно-методическим подразделением клуба. 

 

Но, повторюсь, это всё в идеале. Пока что всё обстоит, конечно, совсем не так. 

 

(Продолжение следует)

 

Источник: http://ronin.com.ua/posts/312

Автор: (passant)

Статус: Опытный писатель (441 комментарий)

Подписчиков: 33

54 комментария
Лучший комментарий
Комментировать