О коммерческих выгодах для ведущих российских и украинских футбольных клубов от участия в чемпионате СНГ

Последнее время все больше появляется разговоров о необходимости организации объединенного чемпионата стран СНГ по футболу. Но сейчас у этой идеи больше противников, чем ее сторонников. Главный аргумент сторонников этой идеи заключается в повышении зрительского интереса к чемпионату СНГ по сравнению с самостоятельными чемпионатами бывших союзных республик и, соответственно, в возможности для клубов, которые будут участвовать в чемпионате СНГ, больше заработать на продаже билетов, телевизионных прав, мерчендайзинге.

Кроме того, в более сильном по составу участников чемпионате быстрее будут прогрессировать игроки команд, участвующих в данном чемпионате. Вот только все эти коммерческие и спортивные выгоды возможны лишь для тех клубов, которые, во-первых, будут участвовать в сильнейшей лиге этого чемпионата, а во-вторых, способны будут бороться за самые высокие места в этом чемпионате. Поэтому не сложно догадаться каким клубам из возможных участников чемпионата СНГ участие в таком чемпионате принесет больше выгод.

По словам одного из главных инициаторов создания такого чемпионата - Алексея Миллера, костяк чемпионата СНГ составят российские и украинские клубы. Если же говорить о составе участников элитного дивизиона чемпионата СНГ, то в нем смогут участвовать лишь ведущие российские и украинские клубы, так как для всех команд-участниц сегодняшних Премьер-лиг России и Украины мест в элитном дивизионе чемпионата СНГ не хватит. И, на мой взгляд, именно в этом состоит основная проблема в создании такого  чемпионата, т.к. будет не справедливо лишать места в элитном дивизионе команду не по спортивному принципу. Так, например, у команд, занявших в Премьер-лиге России, к примеру, 11-12-е места будут все основания для того, чтобы считать не справедливым решение организаторов чемпионата СНГ лишить их места в элитном дивизионе, отдав его командам, занявшим 5-6-е место в Премьер-лиге Украины, без проведения между этими командам матчей для определения кто из них сильнее. Тоже самое можно будет сказать и про украинские команды, которые могут оказаться за бортом сильнейшего дивизиона объединенного чемпионата лишь по чьей-то указке. Ну а поскольку не будет возможности определить по спортивному принципу (не посредственно в играх между собой) какие из команд нынешних Премьер-лиг России и Украины больше других заслуживают быть избранными в сильнейший дивизион объединенного чемпионата, то, вероятнее всего, отбор этих команд будет проводиться по принципу равного распределения команд из этих сильнейших лиг в соответствии с местом занятым этими командами в последнем российском и украинском чемпионатах. Что, конечно же, будет не очень-то справедливо к тем клубам, которые в результате этого объединения окажутся в 1-м дивизионе чемпионата СНГ.

Понятно, что от этой идеи будут не в восторге болельщики и руководство таких клубов как московские «Локомотив» и «Спартак». Ведь если, например, будет принято решение о том, что в сильнейший дивизион чемпионата СНГ в первом его сезоне включить только клубы, занявшие первые 7 мест в предшествующем ему сезоне Российской Премьер-лиги, то московские «Локомотив» и «Спартак» с учетом, усилившейся в последние годы конкуренции в чемпионате России, рискуют вообще оказаться за бортом элитного дивизиона чемпионата СНГ.

Конечно, говоря о коммерческих выгодах чемпионата СНГ, нельзя не затронуть и тему квоты на еврокубки от каждой из стран представленной в данном чемпионате, особенно это касается квоты на участие в Лиге чемпионов (ЛЧ). Все-таки, в бюджетах ведущих клубов на постсоветском пространстве, доходы от участия в ЛЧ имеют определяющее значение. Главным образом это относится к бессменному чемпиону Белоруссии последних 6 сезонов – БАТЭ. Так вот, на мой взгляд, идея проведения объединенного чемпионата среди сильнейших клубов бывших советских республик, имеет смысл лишь при условии сохранения действующей квоты на еврокубки каждой из стран, клубы, которых будут участвовать в этом чемпионате. Другими словами, этот был бы единственный  чемпионат, по итогам которого в  ЛЧ  могли бы пробиться сразу 2 и более клубов занявших в чемпионате места ниже 4-го. Уж не знаю, согласятся ли на такое в УЕФА, но от идеи Кубка чемпионов только для чемпионов в УЕФА отказались еще в начале 90-х.

Здесь еще хотелось бы сказать, что когда ведутся дискуссии о создании чемпионата именно стран СНГ, а не просто объединенного чемпионата российских и украинских клубов, то большинство  футбольных экспертов считают, что в элитный дивизион чемпионата СНГ обязательно должны быть включены хотя бы чемпионы Белоруссии и Айзербайджана. И, на мой взгляд, для чемпионов этих стран участие в таком чемпионате дало бы немало финансовых выгод, но лишь при условии сохранения им квоты для участия в ЛЧ. Конечно, в случае включения белорусских и азербайджанских клубов в чемпионат СНГ возникнет не мало вопросов, по каким дивизионам объединенного чемпионата их распределять, и по каким критериям. Но по каким бы дивизионам клубы этих стран не распределили, считаю, что было бы справедливо (поскольку клубы были бы из разных дивизионов) провести между тремя лучшими их клубами по итогам всего чемпионата СНГ турнир для определения участника ЛЧ от этих стран.

Теперь попытаюсь предположить, на сколько для ведущих клубов России и Украины участие в объединенном чемпионате СНГ будет коммерчески  выгодным.

Итак, как было сказано ранее, коммерческие выгоды для клубов, которые будут участвовать в чемпионате СНГ, заключаются в возможности больше заработать на продаже билетов и абонементов, футболок и атрибутики, телевизионных прав. Также свою доходную часть клубы могут увеличить за счет спонсорских контрактов с деловыми партнерами. И все эти статьи доходов футбольных клубов на прямую зависят от зрительского интереса к создаваемому ими продукту, т.е. качеству показываемого футбола. Конечно, на посещаемость зрителями футбольных матчей влияет еще ряд факторов, но очевидно и то, что с увеличением количества более сильных и принципиальных соперников, посещаемость зрителями стадионов также увеличивается. Кроме того, здесь еще стоит учитывать, что в матчах с участием российских и украинских команд всегда добавляется немного политики, что только подогревает зрительский интерес к таким матчам.

Выходит, что коммерческая выгода для клубов, которые примут участие в чемпионате СНГ, будет заключаться в повышении зрительского интереса к данному чемпионату. Все это, конечно, так. Вот только сам потенциал этой коммерческой выгоды, на мой взгляд, у футбольных клубов России и Украины абсолютно разный. На сегодняшний день, зрительский интерес к футболу на Украине намного выше, чем в России. Следовательно, сам потенциал для повышения зрительского интереса у российских клубов выше, чем у украинских.

И дело здесь даже не в том, что сейчас на матчи Украинской Премьер-лиги в среднем народу ходит больше, чем на матчи Российской Премьер-лиги (в Украине посещаемость матчей тоже не очень-то большая). Все дело в том, что среди населения России интерес к футболу вообще крайне мал.

Весьма интересное исследование  популярности сильнейших футбольных лиг провела Лаборатория «Билетология» факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» инновационно-образовательной компании RMA. В рамках данного исследования были проанализированы показатели клубов, выступающих в высших дивизионах чемпионатов Англии (Премьер-лига), Германии (Бундеслига), Италии (Серия А), Испании (Примера), Франции (Лига 1), Голландии (Эредивизи), России (РФПЛ) и Японии (J-лига).

По результатам этого исследования Лабораторией «Билетология» были сделаны несколько выводов. Приведу, на мой взгляд, наиболее интересные из них:

1. Доля населения, посещающего футбольные матчи в России, является самой маленькой в Европе.

2. Футбольными болельщиками в России являются малообеспеченные слои населения, что напрямую влияет как на посещаемость, так и на величину стоимости билетов. Средняя стоимость билетов продаваемых на футбол в России является самой низкой из сравниваемых 8 стран.

3.  Россия – единственная страна, где билеты в кино стоят дороже, чем билеты на футбол. Причем по средней стоимости билетов в кино Россия из исследуемых стран уступает лишь Японии, при этом опережая остальные 6 стран. Популярность кино в России, как способа развлечения, также в разы превышает популярность футбола.

4. В России деятельность клубов Премьер-лиги не направлена на изменение социального профиля болельщиков.

5. Популярность футбола в Японии выше, чем в России.

Кирилл Ларин, руководитель Лаборатории: «Перед собой мы ставили цель – собрать статистику, проанализировать ее и на языке цифр понять – где мы, и что с нами? Понимание точки отсчета дает возможность двигаться вперед. В ходе исследования мы выяснили, что низкая посещаемость матчей Премьер-лиги не обусловлена экономическими факторами, состоянием стадионов и практически не зависит от стоимости билетов. Все зависит от качества футбола как продукта, и, вероятно, людей, которые его создают».

Для сравнения приведу 2 таблицы из которых видно, что по сравнению с Англией билеты на матчи Россиской Премьер-лиги дешевле в разы.

Денег, потраченных болельщиком «Арсенала» на сезонный абонемент, хватило бы на самые дешевые абонементы на матчи всех (!) команд российского чемпионата. И еще осталось бы на чай и пирожки (цены на которые на некоторых стадионах, впрочем, превышают английские).

* На домашние матчи первого круга. ** На домашние матчи второго круга.

Несмотря на доступность цен на билеты, матчи российского чемпионата спросом не пользуются. В сезоне-2012/13 российские стадионы заполняются на 49–50 процентов. Исключениями являются «Анжи» и «Зенит». На их матчах регулярны аншлаги, а средняя заполняемость стадионов превышает 90%. Цифры, сопоставимые с английскими. Но домашняя арена «Динамо» в Махачкале вмещает менее 15 тысяч человек, а «Петровский» в Питере – менее 22 тысяч. Так что и здесь гордиться особо нечем.

Но здесь стоит также отметить тот факт, что в России в отличие от той же Англии, футбольным клубам приходится бороться за своих болельщиков с командами из других игровых видов спорта. Особенно это касается конкуренции с хоккейными клубами. Все-таки в России хоккей по популярности футболу практически не уступает, а в некоторых регионах страны даже превосходит его.

Не случайно, Вячеслав Фетисов в бытность своего председательства в Совете директоров КХЛ с гордостью заявлял, что на хоккей в России ходит больше народу, чем на футбол.

Сейчас практически все ведущие российские клубы возлагают большие надежды на строительство новых современных стадионов, строящихся к чемпионату мира 2018 г., которые позволят клубам значительно приблизиться к уровню самоокупаемости.

Если же говорить о популярности футбола в Украине, то здесь футбол, бесспорно, является спортом № 1 в стране и его популярность среди населения Украины очень высока. Но при этом посещаемость футбольных матчей в Украине тоже, как и в России, крайне мала. Особенно если ее сравнивать с посещаемостью матчей в ведущих европейских чемпионатах. Поэтому потенциал для повышения зрительского интереса у ведущих украинских клубов тоже еще достаточно большой. Более того, по своему уровню доходов ведущие украинские клубы значительно уступают даже многим российским клубам. Даже, несмотря на то, что на матчи ведущих клубов Украинской Премьер-лиги в среднем народу ходит больше, чем на матчи Российской Премьер-лиги, уровень доходов, получаемых от продажи билетов и абонементов, у российских клубов выше, чем у украинских. Все дело здесь в очень низкой стоимости билетов на футбольные матчи в Украине, которые на много дешевле, чем даже в России.

Сейчас абсолютно все ведущие украинские клубы, как впрочем, и российские являются убыточными и существуют лишь за счет финансовых вливаний своих владельцев.

На сегодняшний день, среди украинских клубов наибольший потенциал для повышения собственных доходов имеет киевское «Динамо». Все-таки, самый популярный клуб в Украине сейчас не может похвастаться высокой посещаемостью своих домашних матчей на НСК «Олимпийский» в Киеве, который является самым большим стадионом страны.

Стоит также отметить, что при проведении чемпионата СНГ значительно возрастут расходы украинских клубов, связанные с перелетами. Расходы российских клубов по этой статье также возрастут, но не значительно по сравнению с расходами украинских клубов.

PS. На мой взгляд, наибольший потенциал в доходах российских и украинских клубов имеет продажа телевизионных прав, т.к. эта статья доходов у наших клубов сейчас крайне мала (даже турецкие клубы от продажи TV-прав получают доходы в разы выше, чем российские и украинские). Поэтому создание более сильного чемпионата, на мой взгляд, поспособствует увеличению доходов от продажи TV-прав и повысит интерес к нему  со стороны европейских болельщиков.

Автор: (SERG888)

Статус: Старожил (998 комментариев)

Подписчиков: 2

Комментировать