Титульные спонсоры в футболе

Темы:
Мировой футбол, Атлетик, Депортиво, Атлетико, Рейнджерс, Селтик, Шеффилд Юнайтед, Реал, Эспаньол, Айнтрахт, Ливерпуль, Арсенал, Аякс, Расинг, Барселона, Динамо, Севилья

- Каков твой титул, Байрек? _- Граф Трелхеймский, - проворчал тот. - А почему ты спрашиваешь?!__ - Да вот парнишка интересуется, - кивнул Силк. (с. Дэвид Эддингс. "Обретение чуда")

Сейчас на этом ресурсе встречается много обсуждений темы касательно отсутствия у киевского футбольного клуба титульного спонсора, а иными словами - надписи на футболке с названием той или иной организации.

Встречал даже комментарии, в которых некоторые "особо разбирающиеся" в правилах и регламенте пользователи утверждают, что дескать: "Как же так? Команду без титульного спонсора не допустят к выступлениям в Лиге Чемпионов!" Нелепость, не правда ли?

Но давайте по порядку.

Мы уже настолько привыкли, что на футболках наших, и не только, клубов привычно красуются названия организаций, к футболу имеющих отдаленное отношение, а чаще - не относяться к нему никаким боком.

Но меньше чем полвека назад мир не знал такого явления, а сегодня представить себе футболку профессиональной команды без титульного спонсора очень сложно. И мало кто догадываеться, что сей, так сказать, атрибут абсолютно не обязательный, и является банальной рекламой, за представление которой клуб иногда имеет "не банальные" деньги.

И "титульным" спонсор называется в данном случае, не за какие-то добытые или дающие клубу титулы и привелегии, а потому что размещен на титуле (анг. title - заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие), то есть - сверху на форме.

Небольшой экскурс в историю.

Логотипы спонсоров на форме футбольных клубов долгое время были "нон грата". Если конечно не считать нанесение на футболки значков и логотипов ведомств и организаций, к которым относились те или иные команды, например, в СССР. Переломить стереотипы общественного сознания, не желавшего видеть коммерческие логотипы рядом с эмблемами любимых команд, удалось только во второй половине 20 века. Если точнее - в 1970-ые годы.

По крайней мере, как известно сегодня, именно в 70-ых в Европе появились клубные комплекты формы с нанесенным наименованием или коммерческим знаком спонсора.

Первым клубом, разместившим логотип спонсора на майке, стал западногерманский клуб"Айнтрахт Брауншвейг".

Руководство команды подписало контракт с производителями знаменитого "Ягермайстера". И именно знаменитые оленьи рога - символ напитка - стали первым в мире изображением спонсора, размещенным на футболках игроков.

Через несколько лет западногерманский опыт переняли и в других ведущих профессиональных лигах. Например, в Великобритании первое упоминание о таком сотрудничестве футбольного клуба и спонсора относится к 1976 году.

Что касается команд Высшей лиги Соединенного королевства, то сегодня считается, что первыми в элите логотип коммерческой компании на своих футболках стали носить игроки "Ливерпуля". Именно мерсисайдцы стали первым британским профессиональным клубом, разместившем логотип спонсора на футболке, после того как они согласились на сделку с Hitachi в 1979 году.

Долгожителем среди титульных спонсоров британских команд можно назвать компанию JVС. Ее логотип появился на футболках ФК "Арсенал" в 1981 году. Это сотрудничество продолжалось до 2000 года!

"Долгожители" на футболках команд вскоре появились и в других странах. Так, первое имя спонсора на футболке «Аякса» появилось в 1991, им стал крупнейший банк в Нидерландах "ABN Amro". Он долгое время размещал свой логотип на майках амстердамцев. И именно этот период был, пожалуй, последним, когда "Аякс" буквально разрывал своих соперников по еврокубкам.

Из примера Испании.

Федерация футбола Испании одобрила идею продажи рекламных мест на игровой форме команд в сезоне-1981/82. При этом Мануэль Мейер, в то время возглавлявший «Эспаньол», выступил категорически против этого решения, назвав его «предательством клубных цветов и ценностей».

Решение было принято 9 октября 1981 года, причем из 124 клубов, принимавших участие в голосовании, «за» проголосовали 82.

Первым подобный контракт подписали «Расинг» и немецкий производитель бытовой техники Teka. 27 декабря 1981 года футболисты «Расинга» появились с эмблемой своего нового партнера на груди на стадионе «Сантьяго Бернабеу», где встретились с мадридским «Реалом». Следующим клубом, на футболках которого появился логотип спонсора, стал как раз «Реал», подписавший соглашение с компанией Zanussi. При этом итальянский концерн заплатил клубу 173 миллион песет за три года.

За 30 лет испанской федерацией футбола вводились всевозможные ограничения: было запрещено размещать на футболках рекламу площадью более 100 см?, а клубы, впервые решившие продавать места на трусах футболистов, были оштрафованы. Зато в течение последних дести лет логотипы спонсоров стали появляться даже на форме испанских рефери.

Не всегда титульными спонсорами футбольных клубов становятся торговые марки. Многие испанские команды поддерживают социальные проекты и организации своего региона, а также местные правительства. В 2003 году клуб Сегунды «Реал Мурсия» разместил на футболке слоган «Вода для всех», направленный против правительства провинции Арагон, которое отказалось поддержать Национальный гидрологический план. Команда «Депортиво Логроньес» была близка к тому, чтобы разместить на футболках рекламу эротического портала Buxcador.com, однако против этой инициативы руководства категорически выступили футболисты.

В 2006 игровая форма «Атлетико Мадрид» фактически представляла собой киноафишу. Согласно соглашению с Columbia Pictures, игроки команды выходили на поле с рекламой новых фильмов, которые представляла эта кинокомпания: «Спайдермен», ««S.W.A.T.», «Питер Пен» и т. д.

К настоящему моменту – с тех пор как последние "безрекламные" клубы Испании «Атлетик Бильбао» заключил соглашение с Petronor в 2008, а «Барселона» все же согласилась разместить на своих игровых футболках логотип Qatar Foundation, в Примере не осталось ни одного клуба, никогда не имевшего титульного спонсора.

Интересно, что в этом году «Севилья» провела предсезонные матчи с надписью «Я люблю огурцы» на рукаве игровой футболки. Этот слоган призван поддержать испанских фермеров, пострадавших от кризиса, разразившегося после массовых отравлений в Германии.

Два клуба - один спонсор

Нередко один и то же спонсор размещает свой логотип на футболках разных команд из одной страны или даже одного города. Причем порой это касается клубов - принципиальных соперников. Так, в Шотландии и "Селтик", и "Глазго Рейнджерс" нередко выходили на поле с одинаковыми надписями, например, Carling.

В позапрошлом году два клуба английской Первой лиги – «Шеффилд Уэнсдей» и «Шеффилд Юнайтед» – на совместной пресс-конференции объявили о том, что в сезоне-2011/12 у них будет два общих титульных спонсора. Две самые известные местные компании совместно поддержали сразу обе команды.

Эта сделка получила название «Поддержим Шеффилд», ее участники - автодилер Gilder Group и компания Westfield Health, работающая в сфере медицинского страхования. Каждый из партнеров получил «домашнюю» и «выездную» команды. То есть на своем стадионе «Шеффилд Уэнсдей» играл с логотипом Gilder Group, на выездных матчах на игровой форме команды размещалась реклама Westfield Health. «Шеффилд Юнайтед», наоборот, выходил на поле с символикой Westfield Health дома и Gilder Group на выезде.

Титульные спонсоры киевского "Динамо".

Первым официальным спонсором нашего клуба стал "Commodore" - американская компьютерная фирма. Впервые киевляне вышли с логотипом спонсора в матче 1/4 финала Кубка европейских чемпионов в сезоне 86/87 с "Бешикташем" 14 марта 1987 года в Измире. Тогда, к слову, турки безоговорочно капитулировали со счетом 0:5.

Уже в В январе 1988 года на международном турнире в Лос-Анджелесе киевляне играли в форме с титульным спонсором "OCRIM" - итальянского производителя зерноперерабатывающего оборудования. Кстати, первым спонсором у советских клубов "OCRIM" был у московского "Спартака" еще в 1987 году.

С 1989 по 1990 год титульным спонсором был итальянский Fisac Como-Italy - давнее текстильное предприятие в провинции Комо, которое обанкротилось в начале 1994 года.

В 1989 на международном турнире в Израиле, а в 1991-1994 годах - постоянно, спонсором стала "Lufthansa" - национальный авиаперевозчик Германии.

С 1996 по 2004 год титульным спонсором был украинский "Проминвестбанк" - самый "долговечный" спонсор киевского клуба, продолжительность спонсортсва этого банка остается рекордной - 8 лет.

С 2004 по 2006 год - "Энергохолдинг" - российская компания, осуществляющая управление энергетическими активами "Газпрома".

В 2006-2007 - Национальный оператор связи "Укртелеком"

С 2007 по 2013-й титульным спонсором являлся украинский "Приватбанк" - детище Игоря Коломойского, за рекламу которого, по некоторой информации, клуб выручил около 25 млн. долларов.

С 2013 по 2014 год последним на сегодняшний день титульным спонсором был "Надра Банк". На мой взгляд - самый нелепый логотип за всю историю титульных спонсоров столичного клуба.

С 2015 года клуб выступает без титульного спонсора.

Причины отсутсвия титульного спонсора многие видят разные, но видать Игорю Михайловичу деньги особо не нужны, а потенциальные спонсоры мало предлагают.

На "закуску" предлагаю посмотреть ролик с "Топ - 5" самых нелепых титульных спонсоров.

В работе использованы материалы "mysport.su", "dynamo-k-equip.narod.ru" и другие источники:)

Автор: (Aratt)

Статус: Наставник (3933 комментария)

Подписчиков: 3

9 комментариев
Комментировать