Изменим налоговую систему — и инвестиции потекут рекой, — говорит координатор группы «Налоги» Гражданской Платформы «Нова країна»
Павел Себастьянович в эфире «Громадського радіо» рассказал, как должна проходить реформа налоговой системы, и кто должен координировать процесс.
Наталия Соколенко: У нас есть 2 варианта проведения налоговой реформы: один предлагает Министерство финансов, второй – общественные независимые неправительственные организации, аналитические центры и народные депутаты.
Павел, почему нынешняя налоговая система нуждается в реформировании?Павел Себастьянович: Если мы посмотрим на экономическую ситуацию в нашей стране, то сразу видно, что что-то у нас не в порядке. У нас доход на душу населения получается 1700 долларов на человека. Для сравнения: в благополучных странах — в Великобритании, Франции, США — выходит порядка 50 тыс. долларов на душу населения, а в таких странах, как Польша, страны Прибалтики —17– 20 тыс. долларов. Мы отстаем от них в 10 раз. Причиной этому является экономическая политика, в частности, налоговая система. Она либо способствует росту предпринимательства, либо угнетает. Вот у нас налоговая система угнетает.
Наталия Соколенко: Что предлагается взамен существующей системе?
Павел Себастьянович: Есть 2 параметра, по которым оценивается налоговая система: ставки налогов и администрирование. Ставки — это непосредственно cуммы, которые должны уплатить люди по результатам своей деятельности, а администрирование — это процесс общения налогоплательщика и государства. Эти два параметра надо привести к тому, к чему наше общество уже созрело.
Ставки должны быть радикально уменьшены, ведь существующие ставки заставляют предпринимателя быть в тени. И из-за того, что люди не платят ставки налогов, большая часть экономики находится в тени. Правоохранители этим пользуются: берут дань с предпринимателей, чтобы те могли не платить в бюджет. Таким образом, все чиновники, которые в это вовлечены, являются очень богатыми людьми. Прокуроры, судьи, чиновники помогают предпринимателям не платить в бюджет.
У нас получается 2 бюджета: один — реальный, который должен выполнять социальную функцию (выплачивать пенсии и зарплаты), и второй — нереальный, который собирается в карманах налоговиков и правоохранительных структур. Изменить это может уменьшение ставок налогов.
Наталия Соколенко: В Минфине так не считают?
Павел Себастьянович: Как верстается бюджет? Каждый год верстается бюджет, который больше предыдущего. Ведомств и министерств с каждым годом становится все больше. И Минфин в данном случае выступает, как бухгалтер: он играет роль сведения баланса между доходом и расходом. Естественно, проводить реформы он не может, для этого есть Министерство экономического развития, которое должно было разработать реформу, а Минфин мог бы посчитать ее бюджет.
Наталия Соколенко: Почему этого не произошло? Ведь сейчас министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус выступает в роли реформатора?
Павел Себастьянович: Это прямое нарушение закона премьер-министром Арсением Яценюком. Он, вопреки закону и прописанному функционалу Минэкономики и Минфина, поручил проведение реформ Министерству финансов. Есть еще Государственная фискальная служба, которая изначально была подчинена Яценюком Кабинету Министров, то есть коллегиальному органу, а не конкретному министерству. В этом году,ГФС подчинили Минфину что также мешает реформированию службы.
То, что сейчас предлагает сделать Минфин, это повторить декабрь 2014 года. В ночь с 28 на 29 декабря под бешеным давлением принимались и бюджет и налоговая реформа. В результате экономика упала на 17% в первом квартале, и на 14% во втором. Минфин сейчас предлагает усиление налогового пресса.
Валентина Троян: Павел, хотелось бы поговорить о налогах и Донбассе. Глава Союза предпринимателей Луганска Сергей Давыдов говорит, что налоговая в Станично-Луганском районе массово штрафует людей, потому что они, пока стоял бизнес, ничего не могли платить. И теперь им необходимо предоставить около 30 документов для того, чтобы доказать наличие форс-мажора. Как быть людям?
Павел Себастьянович: Было бы очень классно, если бы была проведена настоящая налоговая реформа — и восточные регионы и оккупированные территории смотрели бы на нас с завистью и хотели бы к нам присоединится. Но то, что государство делает сейчас, только способствует разделению общества. То, о чем вы говорите, есть по всей Украине. Все предпринимательство в стране попало под пресс налоговой милиции.
У нас экономическими преступлениями занимаются все, кому не лень: МВД, СБУ, прокуроры, налоговая милиция — всего около 20 тыс. силовиков занимаются предпринимателями. В Великобритании, где население больше, чем у нас в 2 раза, экономические преступления расследует 3 тыс. человек. Вот почему нам надо сокращать такие структуры.
В том законопроекте, который мы подготовили, предлагается ликвидация налоговой милиции, сокращение сотрудников Государственной фискальной службы с упразднением районных инспекций. Это миф, что налоги платятся только из-за существования налоговой милиции. Каждый человек сам знает, что государство надо содержать. Поэтому заставлять людей платить больше — это тупиковая ситуация. Кроме того законопроект уменьшает нагрузку на фонд оплаты труда.
Наталия Соколенко: А где гарантии, что после уменьшения ставок платить налоги захотят все?
Павел Себастьянович: Сегодня существует конкуренция между тенью и бюджетом. Конкурируют два рынка внутри страны. Понятно, что если в бюджет надо заплатить около 60% от зарплаты и тут же существуют налоговые ямы, то все выбирают именно налоговые ямы. Ведь когда вы выбираете налоговые ямы, вы получаете не только наличные деньги, но и хорошее отношение со стороны налоговых органов. Как только государство снижает налоги, повышается конкурентоспособность бюджета. То есть бюджет становится более доступным для предпринимателя, и появляется возможность вести бизнес легально.
Наталия Соколенко: А вот премьер-министр Арсений Яценюк в курсе всей этой ситуации?
Павел Себастьянович: Когда пришел Виктор Ющенко и объявил, что то будет ликвидирована налоговая милиция, мы все платили белые зарплаты. Но это было до первых уголовных дел, когда стало понятно, что Ющенко всех обманул. Сейчас та же ситуация. Яценюк в прошлом году заявил, что налоговая милиция должна быть упразднена. И вот она до сих пор прекрасно функционирует. Конечно же, Яценюк в курсе всего.
Самая большая статья расходов бюджета — это Пенсионный фонд. Например, в Греции была проведена инвентаризация Пенсионного фонда, 15% пенсионеров оказались «мертвыми душами», в Грузии — 30%.
Наталия Соколенко: Вы думаете, у нас есть такое же большое количества «мертвых душ»?
Павел Себастьянович: Я не сомневаюсь. Нам сейчас говорят, что у нас 13 млн пенсионеров. Не верю! Вот что Яценюк официально поручил министру социальной политики Павлу Розенко? Составить реестр всех пенсионеров. Такого реестра до сих пор нет. Я уверен, что, как только будет произведена инвентаризация, окажется 9 млн пенсионеров. У нас ведь сейчас есть люди, которые одновременно и чернобыльцы, и афганцы, и дети войны, пенсионеры и инвалиды. Такого быть не должно. Сегодня, когда мы участвуем в войне, такое надо пресекать.
Валентина Троян: С какими проблемами из-за налоговой службы сталкиваются приехавшие с Донбасса люди, которые хотят перерегистрировать свой бизнес?
Павел Себастьянович: Наверняка, проблемы есть. И в их основе лежит отсутствие реестров. И когда воины АТО бегают, собирают какие-то справки, возникает вопрос: неужели так тяжело создать базу данных? Это ведь элементарный пользовательский уровень. Ведь можно завести реестр всех переселенцев.
Наталия Соколенко: Каковы шансы что предложений вами закон будет принят?
Павел Себастьянович: Этот закон будет революционным, если он пройдет. Уже 114 голосов депутатов у нас есть, а нам надо 226. Если мы пойдем по этому пути, то инвестиции потекут в страну рекой. Если закон не пройдет, значит, будем продолжать падение. Но важно помнить, что все-таки экономическую свободу людям нужно дать.