Бодибилдинг 50 лет назад и сейчас. Что изменилось в железном спорте?

Сегодня, как и пятьдесят лет назад, мнения относительно людей, занимающихся накачкой мышц, разделяются. При этом все чаще мы слышим нелестные отзывы в сторону бодибилдеров, появляющихся на экранах телевизоров или на улице. «Уродство, безобразие!» — вот слова, которые сходят с уст противников культуризма.

Даже чемпионы прошлого негодуют по поводу того, что случилось с их спортом. Но всегда ли было такое отношение? Чтобы выяснить, куда девалась эстетика мышц, которая изначально была целью культуризма, нужно углубиться в историю.

Бодибилдинг стал популярен благодаря тому, что его долгое время формировали такие принципы, как красота, сила, гармоничное и пропорциональное развитие мышечной, а также здоровый образ жизни. До этого, уходящий своими корнями далеко в античность, культуризм долгое время оставался незамеченным, а образ полубога Геракла трансформировался в толстяка-силача, как правило, завсегдатая пивнушек.

Однако уже конец XIX века привел на смену брюхастым богатырям атлетов, поражающих силой и красотой мускулатуры. Тела Евгения Сандова и Георга Гаккеншмидта затмили древнегреческие статуи, поразил людей невиданным до этих пор рельефом и идеальным пропорциями. Тем не менее, первое соревнование по культуризму прошло только в 1939 году. С того времени внешний вид бодибилдера претерпел немало изменений. Следующий этап данного вида спорта дал миру такие имена, как Джон Гримек, Гарольд Пул, Кларенс Росс, Рег Парк, Стив Ривз (фото) и многие другие.

Золотая эра бодибилдинга

Но на этом история не заканчивается. Период с 60-х по 70-е годы по праву считается «золотой эрой» бодибилдинга. Именно тогда мало кому известный, закрытый и непонятный спорт набирает популярность и получает широкое распространение. Дело Стива Ривза по продвижению бодибилдинга в массы продолжили великие атлеты — Серджио Олива, Билл Перл, Дейв Дрэйпер, Френк Зэйн, Арнольд Шварценеггер.

Железный Арни в интервью по случаю его пятидесятилетия журналу Flex с особым удовольствием вспоминает период 1972-75. Шварценеггера всегда раздражал тот факт, что культуристов не воспринимали всерьез, и в глазах широкой публики они были чем-то наподобие религиозных сектантов или хиппи. Однако в 1972 году случился перелом, и бодибилдинг вышел на страницы журналов и газет. Звезды начали активно интересоваться этим видом спорта. Так, Арни говорит, что его приятно удивило присутствие Аль Пачино и Джека Николсона на культуристическом шоу. Мускулистых ребят, вышедших на подиум, рисовали знаменитые художники, а на светских раутах возникала толкотня, когда там появлялся чемпион по культуризму. Спортсмены чувствовали себя звездами рок-музыки и кино.

Упадок

Следует отметить, что бодибилдеры золотой эры значительно превосходили предшественников по качеству мускулатуры и по массе, сохраняя при этом гармонию в пропорциях тела. Однако эта самая гармония приблизительно в начале 80-х годов начала теряться и отходить на задний план. По мнению Шварценеггера, в 80-х в бодибилдинге произошел застой, а 90-е стали началом настоящего упадка. Основная причина этому – то, что в этом виде спорта уже нельзя предложить ничего нового. Сторонний зритель чаще всего найдет турниры пресными и избавленными некой изюминки. Сейчас очень трудно договориться о телетрансляции культуристического канала, так как аудитория скажет, что ей это малоинтересно. Это подтверждают различные рейтинги зрительского интереса, и в большинстве случаев соревнования по бодибилдингу смотрят только бодибилдеры, а остальные просто выключают телевизоры.

Как альтернативу современным состязаниям, тогда еще будущий губернатор Калифорнии предлагает турнир по бодибилдингу «Арнольд классик». Что касается конкурса «Мистер Олимпия», то о нем Арни отзывается совсем нелестно. С его точки зрения в плане пропаганды спорта это событие бесполезно. На это мероприятие каждый год съезжаются все те же люди, которые завязаны по жизни на бодибилдинг. Это своего рода клуб по интересам, каким считался бодибилдинг до наступления золотой эры, причем участникам клуба, как правило, уже далеко за тридцать.

А вот в «Арнольд классик» его организатор видит настоящий праздник, так как помимо соревнований устраиваются спортивные выставки и чемпионат по боевым искусствам. Это и есть настоящая реклама бодибилдинга. Так, на турнире в 1997 году побывало 5000 человек, причем культуристов было меньше половины, а остальные были просто людьми из улицы, которые, возможно, впервые узнали об этом виде спорта. Реноме бодибилдинга зависит от того, сколько вкладывается в его пропаганду.

Причины падения интереса к бодибилдингу

Так что же случилось в начале 80-х? Дело в том, что спортсмены все большее внимание начали уделять объему мышц и набору необходимой для этого массы. И даже несмотря на рельеф и тщательную проработку мышц, телосложение атлетов становилось слишком массивным и грузным. В 90-х этот рост объемов прогрессировал, словно болезнь, и о пропорциях и эстетичности постепенно начали забывать.

Еще одна проблема заключается в том, что нынешние бодибилдеры похожи друг на друга, как две капли воды. В золотую эру участники соревнований значительно отличались друг от друга проработкой мускулатуры и объемами. Даже если сравнить современных чемпионов с атлетами тех лет, то большинство людей, разбирающихся в бодибилдинге, признает преимущество в атлетическом телосложении и эстетичности как раз последних. Возможно, это будет яблоком раздора, но позвольте привести несколько сравнений.

Антропометрические данные тогда и сейчас

Сейчас в бодибилдинге доминирует Ронни Колеман, и ему следует отдать должное. Каждый день, с понедельника по субботу он штурмует спортзалы, каждый раз поражая всех своими невероятными достижениями по поднятию тяжестей. Где другие культуристы борются с притяжением, а кровь, пот и слезы отбирают последнее удовольствие от усилий, Колеман рвется почувствовать 380-килограммовую штангу у себя на плечах, делая приседания, чтобы на руках были мозоли, или чтобы жим ногами с весом 1136 кг взорвал бедра, или чтобы жим с гантелями по 90 кг разбил вдребезги грудь. Этим он показывает, что если природа наделила человека недюжинной силой, то он может заниматься в зале каждый день по два часа и быть при этом счастливым.

Однако при всем уважении к стараниям Колемана и других современных атлетов, таких, как Насеры эль-Сонбати и Ятсы, их тела едва могут сравниться с уникальными пропорциями того же Френка Зэйна. В таблице приведены антропометрические данные двух характерных представителей нынешней и прошлой эпохи: вышеупомянутых Френка Зэйна и Ронни Колемана.

Как видно, приблизительно при одинаковом росте Колеман значительно превосходит Зэйна по всем показателям, однако эстетичны ли его пропорции? Пожалуй, вряд ли «перекачанные» чемпионы современности могут что-то противопоставить талии и широким плечам Стива Ривза, бицепсам Шварценеггера или спине Серджио Оливы.

Многие поклонники считают Ронни Колемана лучшим бодибилдером в мире. Да, его мышцы качественно проработаны, но в них нет эстетики. Его спина шире, но она никогда не будет выглядеть так грациозно, как у Серджио Оливы (фото) из-за огромной талии.

Еще один бич современного бодибилдинга – это ужасающие размеры ног, которые также не могут похвастаться красотой. Ноги Тома Платца (фото), которые считались в конце семидесятых невероятно огромными, могут лишь взывать к совести нынешних чемпионов.

Система тренировок

Со временем в бодибилдинге изменились и системы тренировок, при этом набор тренировочных принципов не представляет собой жесткую структуру. За все время существования культуризма происходило постоянное совершенствование методов тренировок, эффективность которых довольно относительное понятие: одну эффективную методику сменяла еще более эффективная. Если проследить динамику изменения методов тренировки в бодибилдинге, то можно обнаружить, что многие атлеты пользуются методиками 60-70-х годов.

Так, в 50-60-х годах даже наиболее успешные культуристы проводили тренировки 3-4 раза в неделю. Их программа включала упражнения для вех основных групп мышц, и на одной тренировке они работали над всеми группами. Однако это была малоэффективная система, так как мышечные группы, которые тренировались первыми, развивались лучше в виду большего количества энергии в начале тренировки. Те же мышцы, что прорабатывались во второй половине занятий, развивались слабее, что приводило к проблемам с пропорциями тела.

Джо Вейдер (фото) предложил альтернативный тренировочный цикл, разделяющий недельную программу тренировок на две части. Этот метод получил название «сплит». При четырех днях тренировки, например, в понедельник и четверг работа происходила с четырьмя мышечными группами, а во вторник и пятницу – с тремя другими. При шестидневном цикле под каждую тренировку было отведено 2-3 мышечные группы, как правило, два раза в неделю. Данная система была более прогрессивной и давала возможность равномерно развить разные мышечные группы.

Дальнейшее развитие тренировочных методик вместе с использованием системы «сплит» проявилось также в прекращении использования околопредельных весов, позволяющих выполнять в одном подходе только несколько повторений. Необходимость изменений возникла под влиянием научных исследований в области строения скелетных мышц и протекания процессов восстановления в мышцах.

Применение околопредельных отягощений, которые исключали продолжительные мышечные сокращения и, в свою очередь, не давали мышечной массе существенно увеличиться. Сейчас нам это понятно благодаря современной науке, но тогда время и уровень знаний были другие. Когда все-таки пришло понимание того, что большие веса не только не помогают в наборе массы мышц, но и требуют значительных затрат энергии, из принципа пирамиды (снижение количества повторений с одновременным увеличением веса снаряда) развилась так называемая усеченная пирамида (на предельном весе вместо одного повторения выполняется 2-4). В принципе, последний принцип в разных вариациях с успехом применяется в разных программах тренировок и по сегодняшний день.

Таким образом, методы тренировок за последние 50 лет принципиально не изменились. Изменилось отношение к бодибилдингу, а также приоритеты спортсменов, которые погнались за объемами в ущерб эстетике. Для того чтобы приспособить традиционные методики под современные объемы, как правило, нужен прием опасных анаболических препаратов. Арнольд Шварценеггер в вышеупомянутом интервью сказал, что из-за повсеместного применения «химии», репутация бодибилдинга значительно упала. Начиная с 90-х годов популярность бодибилдинга среди населения пошла на спад даже несмотря на появление организаций, пропагандирующих «натуральный способ тренировок» — NPD (Natural Physique Association)и NANBF (North American Natural Bodybuilding Federation) – без применения анаболических стероидов и прочей фармакологии.

«Если пресса и пишет о нашем спорте, то только по поводу чьей-то смерти. Открыл журнал и читаешь, что умер такой-то бодибилдер и такой-то. А потом еще один. Такая вот реклама нам всем».

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы выразить надежду на то, что бодибилдеры вернутся к истокам и будут отражать настоящую сущность своего спорта, и что главные ценности культуризма обретут свое начальное значение.

Главный аргумент, выдвигаемый Международным олимпийским комитетом против признания бодибилдинга официальным спортом, состоит в том, что бодибилдинг ухудшает атлетические качества человека, и в этом есть некоторый смысл. Перекачанные мышцы ног не способствуют, например, тому, что вы догоните вора, укравшего ваш бумажник.

К сожалению, по внешнему виду профессиональных бодибилдеров судят обо всем движении. То, как одеваются и передвигаются нынешние звезды, не прибавляет бодибилдингу очков. Редкие исключения, вроде Винса Тейлора (фото), лишь подтверждают закономерность.

Напоследок приведем фрагмент того самого интервью Арнольда Шварценеггера.

Источник

Источник

Автор: (sureman)

Статус: Опытный писатель (436 комментариев)

Подписчиков: 13

1 комментарий
Комментировать