Не один год я пытался найти ответ на вопрос, который тупо проигнорирован футбольной наукой: «что такое футбольная команда?». Я уже писал о том, что ключевое фундаментальное понятие в футболе «футбольная команда» не определено.
Тот, кто в это не верит, может просканировать тонны футбольной литературы, как нашей, так и зарубежной.
На круглом столе, организованном руководством министерства спорта Украины, я задал этот незатейливый вопрос.Вы бы видели реакцию седовласых Гуру от спорта. Одни начали возмущаться, другие кинулись к справочникам, чтобы ткнуть меня, необразованного, рылом в источник, но… так ничего и не нашли.
После этого, как вы понимаете, тема беседы была резко изменена, как будто я спросил у кого-то сигарету. Меня не парил вопрос о том, почему лучшие представители футбольной науки не удосужились дать определение ключевому понятию в футболе. Видимо, они не поняли, что отсутствие такого определения ставит под сомнение легитимность футбольной науки, как таковой.
Ну и Бог с ними, с футбольными жрецами. Мне нужно было найти ответ на главный вопрос в футболе. Я не мог удовлетвориться ответом, который получил от студента киевского универа физкультуры: «это когда двое и больше футболистов играют вместе».
Такое пещерное определение не может стать инструментом в работе тренера. Нужно было найти такое определение, которое было бы путеводной звездой, стратегическим вектором в работе любого тренера. И такое определение я однажды нашел.
А когда нашел его, то сразу же понял, почему такого определения (или подобного ему, или любого другого, но являющегося эффективным инструментом в работе тренера) нет в футбольной науке. Я не буду озвучивать свой вариант определения понятия «футбольная команда» по очень простой причине.
Если меня не понимают в более простых вещах, то найденное мною определение уж точно понято не будет. Никакого секрета я не делаю. Это определение неоднократно я выкладывал в своих авторских блогах и подвергал его тщательному анализу, руководствуясь логикой и здравым смыслом.
Чтобы закончить тему моего авторского определения понятия «футбольная команда», хочу сказать, что тем, кто хочет подискутировать со мной на эту тему – милости прошу в личку. Там и обсудим, а морочить голову читателям, думаю, не стоит.
Что я понял, найдя ответ на мучавший меня годами вопрос? Я понял то, что в формате современной футбольной науки такого определения не может быть в принципе! Знаете, почему?
Потому, что команду нельзя пощупать!!! Футбольную экипировку можно пощупать? Можно. Она подробно описана и проанализирована. Ее видят, и о ней поют. Футбольные ворота можно пощупать? Они также описаны и разработаны их стандарты. Их видят, и о них поют. Футболиста можно пощупать?
Можно! Именно ему, его величеству футболисту, и посвящена львиная доля науки. О-о-о! О нем спето много песен! Аэробные и анаэробные нагрузки, тесты Купера, проблемы скоростно-силовой подготовки футболиста, восстановительные процессы, масса вопросов, касающихся питания и т.д.
А что же делать с теми сегментами футбола, которые не имеют материальной природы? «Проигнорировать» – решили футбольные спецы и закрыли тему. Тем самым они показали материалистическую сущность современных подходов к футболу.
О первом нематериальном понятии в футболе мы уже поговорили. Второе понятие, без формирования которого говорить всерьез о подготовке футбольного Мастера невозможно, это МОТИВАЦИЯ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.
Для тех, кто не понимает, о чем идет речь, объясню. Закончилась тренировка. Тренер просит футболистов покинуть поле, собрать мячи и т.д. Но, Иванов отказывается уходить с поля, мотивируя это тем, что ему еще нужно поработать над контролем мяча. Тренер ему говорит о том, что это можно сделать в другой раз, но Иванов категорически отказывается.
Это и есть, уважаемые господа, сформированная тренером мотивация к самосовершенствованию! Понятие «мотивация к самосовершенствованию» также пощупать нельзя. Оно нематериально.
А если так, то, учитывая материалистическую сущность современной футбольной науки, такого определения быть не может в принципе. Два слова о мотивации к самосовершенствованию.
Нередко это понятие путают с понятием «мотивация». Под понятием «мотивация» очень часть подразумевают деньги. Согласен, деньгами можно мотивировать футболистов показать тот или иной результат.
Но, к мотивации к самосовершенствованию деньги не имеют никакого отношения! Деньги это вторая производная от рассматриваемого понятия. Сформированная мотивация к самосовершенствованию рождает мастерство (первая производная), которое, в свою очередь, открывает путь к деньгам (вторая производная).
Если принять эту простую формулу, то становится очевидным то, что без мастерства думать о деньгах бесполезно. А у нас очень часто телегу ставят впереди лошади – балуют большими деньгами подрастающих футболистов, а они, зная, что еще далеко не мастера, вбивают себе в мозги тезис о легкодоступности финансового благополучия.
Как сформировать эту самую мотивацию к самосовершенствованию? Об этом лучше поговорить отдельно. Здесь же могу сказать только то, что знания, которыми располагают современные тренеры, такой возможности не дают.
Третье определение – «критерий прогресса в футболе». Его также пощупать нельзя, а, следовательно, невозможно ознакомиться с его определением. Табло, как вариант расшифровки, кто-то приписывает ВВЛ, кто-то еще кому-то. Это неважно. Важно другое – такой вариант расшифровки этого определения некорректен.
Попробую объяснить. В одном сезоне команда «А» выиграла три раза, а в следующем – пять раз. Можно ли говорить о прогрессе команды? Если опираться на «таблоидную» версию, то можно.
Оказалось, что в одном сезоне команда «А» была аутсайдером в премьерке и вылетела в первую лигу, а там выиграла пять раз и застряла в середине таблицы. Так можно ли придерживаться «таблоидной версии» критерия прогресса команды?
Я понимаю, что «табло» - очевидный критерий, и приведенный мною пример – только лишь частность. Но, само понятие «победа», в плане определения критерия прогресса команды, некорректно.
Соперник мог недооценить вашу команду, у тренера ощенилась собака, и вся команда отмечала это событие, был у соперника труднейший перелет с двумя вынужденными посадками и т.д.
Победа команды совсем не означает наличие признака прогресса. Над расшифровкой этого понятия я думал около десяти лет. А когда, глядя в окно на ночной город, ко мне пришел ответ, то я так разволновался, что не смог заснуть до утра.
Все это я говорю к тому, что без понимания критериев прогресса вашей команды, вы не сможете объективно оценить, в какой точке пути к намеченной цели находится ваша команда.
Я привел три определения понятий, без расшифровки которых говорить об эффективной тренерской работе не приходится. Прислушиваться к моим словам или нет – право тренеров. Это их выбор. И еще.
Читатель «Chevy Chase», пожалуй, один из самых корректных и доброжелательных моих оппонентов на этом сайте. Но, даже он не хочет отвечать на очень важные для футбола вопросы, с которыми сталкивается в моих заметках. Почему?
Я пишу не для себя, не для самолюбования. Мне это не нужно. Я хочу услышать аргументированные опровержения моих мыслей. А их нет. И я не понимаю: то ли я прав, то ли оппоненты не хотят снимать корону, чтобы опуститься до моего уровня, до уровня дискуссии со мной.
Впрочем, вступать в дискуссии со мной или нет – право и решение тех, на кого я не могу влиять. Если их все устраивает, в том числе и нынешний мировой статус украинского футбола, то пусть будет все так, как есть.
Автор: Александр Володин (shuravi3591)
Статус: Начинающий писатель (181 комментарий)
Подписчиков: 12
-
Андрей Каневский(Andry_1)
- Эксперт
21.02.2016 23:22
Прочитал, вступать в дискуссию не буду....
- 2
-
Дмитрий Малюта(Malyuta)
- Наставник
21.02.2016 18:59
С одной стороны − плюс вам за то, что «роете» тему.
- 2
-
Александр Володин(shuravi3591)
- Начинающий писатель
22.02.2016 17:29
С одной стороны, Вы абсолютно правы - книгу можно и нужно написать, но такую, в которой были бы все мои наработки, практические эксперименты, мысли и идеи. С другой - у меня 16 книг. 15 из них - брошюрный объем. Одна - объем книги - около 250 страниц. Одним я эти книги дарил, другим - продавал. Третьим - выкладывал на главной странице своего сайта довольно объемную книгу "Как стать чемпионом... или пособие для тех тренеров, команды которых не финансируются". После полутора тысяч скачиваний получил две или три благодарности. Что касается студентов, то я читал лекции восьми группам в киевском универе физкультуры. Зав. кафедры прекрасно знаком с моими работами. Все всё знают, но никому это не нужно, почему-то. Биться и дальше головой о стену у меня уже не так много сил. Благодарен Вам за возможную помощь. Книгу, где сконцентрировать все, написать-то можно. Но, кто это будет читать? Ну, прочитают несколько тренеров и несколько футболистов и болельщиков. И что? Я это уже все проходил. Да, мне пишут из Беларуси, России, Турции, Тайланда и. разумеется обращаются украинские молодые тренеры. Точнее, писали. Благодарят и ладушки. До практических предложений дело не доходит. Свои авторские термины и высказывания я уже несколько раз встречал в других источниках, что говорит о том, что кто-то, да прислушивается. Короче говоря, Вы меня, кажется, убедили. Нужно написать только одну книгу, но такую, в которой каждый нашел бы ответы на те вопросы, которые его беспокоят. Спасибо за совет. Начну писать на днях. Думаю, что через пару месяцев выйду на связь. Механическая сумма книг - не то мероприятие, которое позволит написать нужную книгу, так как взгляды на некоторые вопросы претерпели изменения. Еще раз спасибо за совет. Книгу напишу, а дальше, как Богу будет угодно.
- 0
-
Дмитрий Малюта(Malyuta)
- Наставник
22.02.2016 18:17
Пока вы не дойдёте до угла, вы не увидите, что ТАМ, за углом. Сейчас дойти до угла − это написать книгу. Доверьтесь Богу/Вселенной. Сделайте СВОЮ часть работы. Прося «дождь» у Бога, приготовьте своё «поле» к дождю − напишите свою книгу :)
- 0
-
Александр Володин(shuravi3591)
- Начинающий писатель
23.02.2016 11:35
Спасибо. Фильм обязательно посмотрю.
- 1
-
A Kр(yyx)
- Наставник
21.02.2016 18:23
а чё тут сканировать? команда - группа участников спортивного состязания, составляющих одну из борющихся сторон этого состязания и действующих совместно и согласованно с целью как можно более успешного выступления с этом состязании
- 1
-
Александр Володин(shuravi3591)
- Начинающий писатель
22.02.2016 17:34
Как Вы считаете, Ваше определение имеет практическое применение? Ну, как инструмент для тренерской работы по созданию команды? Вряд ли, правда? Тогда зачем вообще давать определение команде? Итак всем понятно; 11 человек бегают за мячом, пытаясь его контролировать и забивать мячи в ворота соперника, причем, забивать больше. нежели соперник.
- -1
-
A Kр(yyx)
- Наставник
22.02.2016 22:06
я его хотя-бы озвучил. Вы, для начала, приведите своё. а мы и посмотрим, чье "инструментальнее" - чьим тренер будет шурупы крутить, а чьё только банки консервные вскрывать годится... а то спрятались за "я истину постиг, но в чем она никому не скажу... детство, ей-богу
- 1
-
Олександр Литвинов(KievTheBest)
- Эксперт
21.02.2016 17:13
Як чукча.)))
- 0
-
Андрій Людкевич(ALud)
- Наставник
21.02.2016 14:54
Я не думаю, що суть поняття "команди" зводиться до визначення «это когда двое и больше футболистов играют вместе», і більш глибокого і точного визначення не можна знайти. А якщо поритися в архівах, то там можна знайти сотні і сотні назв тем дисертацій, що не те, що далеких від приктичних потреб людства, а й зовсім відірвані від них, але вони існують як і їх автори, увішані науковими званнями. Любе проблемне чи дискусійне визначення можна науково і теоретично довести до як абсолюта так і нікчемності. І футбол тут не виняток. Відносно ж суті поняття "команда" то для болільників в своїй більшості, як на мене, воно вкладається в просте поняття - є результат -є команда, а якщо вона при цьому ще й демонструє видовищну гру, то це топкоманда, а як вона будується, на яких принципах, то питання третє, а може й десяте. Це як єдина дитина в сім'ї. всі інші тонкості і деталі цієї проблкми - дискусійні, точок зору і ,при цьому. дуже правдоподібних, може бути багато, на будь який смак. А тому, мені здається, суть визначення "команда" зводити до рівня визначення поняття 1-го закону Ньютона не варто, а подискутувати - можна.
- 3
-
Александр Володин(shuravi3591)
- Начинающий писатель
21.02.2016 17:36
Как болельщик, Вы абсолютно правы. Болельщика интересует результат. Все остальное - от лукавого. Что касается определения команды, то я поднял эту тему не так для болельщиков, как для тренеров. Определение команды, согласен с Вами, может трактоваться как угодно. Но, меня интересует то определение, которое может стать инструментом в работе тренера. А упражняться в краснословии - не мой интерес.
- -2
-
Андрій Людкевич(ALud)
- Наставник
21.02.2016 18:23
Я так думаю, що ми і тренери знаходимось на різних полюсах і якщо ми ще їх чуємо, то вони нас точно - ні. В своїй більшості їм нічим похвалитися в плані досягнень і вони це чудово розуміють, бо їхня стеля і нам відома. І якщо Маурініо - це унікальний випадок, як тренер, а Шьон, Міхелс.Лобановський, Фергюсон - це рідкісний талант + великий труд, то решта в своїй більшості просто заробітчани, а ми для них - це фон, на якому вони возвеличуються. І лише одиниці розуміють, що не лише книги чи статті про футбол несуть інформацію, а й, навіть, окремі думки будь кого. Це як рудимент - його лиш треба перебрати, але це теж неабиякий труд.
- 0
-
A Kр(yyx)
- Наставник
21.02.2016 20:38
а какого рожна Вы решили, что должно быть определение, которое может стать инструментом в работе, что современная тренерская мысль остро нуждается в такого рода "инструменте", что без "философского" осмысления и переосмысления понятия "команда" мировой футбол ждет тупик?
- 2
-
Александр Володин(shuravi3591)
- Начинающий писатель
22.02.2016 12:54
Это вопрос, на который я должен ответить? Если Вы считаете, что понятие, которым пользуешься, нет смысла определять, то не нужно говорить о науке. Это во-первых. Во-вторых, Можно вообще ничего не делать - тупо скупить суперталантов и заявить всему миру о своей гениальности.... как Рома Абромович. Он, правда, о своей гениальности не заявлял, но это уже другой вопрос. И еще. Если Вы считаете теорию, как таковую бессмысленной,. то и говорить нам не о чем. Удачи.
- -1
-
A Kр(yyx)
- Наставник
22.02.2016 22:18
а кто?
- 0
-
Виталий Баталер(Vitaliy123)
- Старожил
21.02.2016 13:59
Это что то вроде вопроса "Куда девалась дырка когда съели бублик"? Вроде как бы дырка в определённый момент есть а потом нет. Вопрос есть ли научное определение выражения "дырка от бублика" Есть желание заморачиваться на бред ищите.
- 4
-
виталий шемуда(wdsh56)
- Эксперт
21.02.2016 13:46
Скажу честно, прочитал пятое через десятое - ничего не понял, а перечитывать(пока) не могу себя заставить. Так что, может быть и рад был бы подискутировать, но не знаю о чем.
- 2
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
21.02.2016 12:31
Сыровато.
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
20.02.2016 23:27
Уважаемый Александр, я старался в меру своих сил не писать в Вашем блоге комменты, критикующие Ваши тексты, понимая, что когда Вы говорите "не нравится - не ходите сюда", то Вы по большому счёту правы. Но вот вдруг зашёл и прочитал следующее: "Впрочем, вступать в дискуссии со мной или нет – право и решение тех, на кого я не могу влиять. Если их все устраивает, в том числе и нынешний мировой статус украинского футбола, то пусть будет все так, как есть." Т.е. Вы считаете, что нежелание вступать с Вами в дискусии является критерием для определения устраивает ли нежелающего нынешний мировой статус украинского футбола или нет. И вот я пишу этот коммент дабы никто на этом сайте не подумал, что нынешний мировой статус украинского футбола меня устраивает, но при этом замечу, что вступать с Вами в дискуссию здесь не буду.
- 13
-
Александр Володин(shuravi3591)
- Начинающий писатель
21.02.2016 17:24
"вступать с Вами в дискуссию здесь не буду" - ключевое слово "здесь". Получается, что дискуссия возможна, но не здесь. Возникает естественный вопрос: ГДЕ?
- -1
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
21.02.2016 18:59
Здесь, т.е. в данном блоге. Тут вопрос в том, что особого повода для дискуссии то нет. С большинством того, что Вы написали я в принципе согласен. Я просто не думаю, что в этом есть какие-то откровения, по поводу которых стоит вести дискуссию.
- 2
Еще комментарииС другой стороны за одну установку выпишу вам претензию.
Эта установка − общая безответственность вашей позиции. «Вот, я такой умный, а меня никто слушать не хочет» говорите вы всем своим постом. Простите, но что это за детский сад? Вам 5 лет? Нет? Тогда берёте и
1) Пишите КНИГУ. В которой системно излагаете свою позицию. Качественно аргументируете каждый чих. Публикуете её в электронном виде (плюс через сервис печати по требованию регистрируете книгу, получаете для неё ISBN).
2) Находите единомышленников, которые помогут распространять ВАШЕ ВИДЕНИЕ, воплощённое в книге. А такие люди ОБЯЗАТЕЛЬНО найдутся − когда вы начнёте их целенаправленно искать. И работаете с этими людьми. Работаете с ними, помогая им понять многое изложенное в книге. И вместе с ними занимаетесь популяризацией книги среди тех людей, которые имеют отношение к ЛЮБОМУ ФУТБОЛУ (любительскому, детскому, юношескому, взрослому, женскому, пляжному).
3) Кто-то из них убедит прочитать вашу книгу кого-то из студентов институтов физкультуры. Кто-то из них убедит прочитать книгу кого-то из тренеров любительских команд. Кто-то из них убедит прочитать книгу кого-то из тренеров вторых команд, дубля, женских команд, помощников главных тренеров клубов УПЛ.
4) Раньше или позже, изложенные вами идеи пробьют себе путь на верх. В умы украинских футбольных тренеров. Главных тренеров. Я даже не делаю оговорку «если они выдержат проверку практикой», потому что очень похоже, что формируемая вами система знаний о футболе − верна и потому − практична.
НО. За вас никто не напишет эту книгу. И за вас никто не организует её продвижение в умы тех, кто отвечает за подготовку футболистов и тренеров.
И ещё. Важный момент. До вас никто не был способен сформировать цельное, системное представление о футболе. Вы − первый, кому оно далось, и кто способен его изложить. Прекратите ныть про «седовласых гуру», которые вас слушать не хотят и напишите книгу, чёрт вас подери. Через подобную ситуацию прошли сотни выдающихся ученных, которых сначала не хотели слушать. А потом, всё-таки, признавали. 2-3 века назад признание могло настигнуть ученного под конец его жизни или вообще после его смерти − через 30, 40, 70 лет после публикации работы. Сегодня, благодаря информационным технологиям, этого признания можно добиться гораздо быстрее. За год, три, пять. Так что − пишите книгу.
P.S.: Напишите книгу − стучитесь ко мне в Facebook. С удовольствием помогу спланировать следующие шаги и приму участие в некоторых из них.
Когда напишите, я подключусь, помогу спланировать дальнейшие шаги и помогу часть из них сделать :)
И посмотрите на досуге фильм «Противостояние гигантам» :) Некоторые концепции из этого фильма поддержат вас в вашем труде :)
и еще. я уже спрашивал, с чего Вы решили, что футбол критически нуждается в этих Ваших так называемых явившихся Вам ночью на огороде "струмэнтах". ну развивался же как-то футбол 150 лет без этого
наука науке рознь. есть фундаментальная, есть прикладная,..а есть вообще изобретательство и рационализаторство. нужно ли хорошему автослесарю доскональное- совершенное определение понятия "автомобиль"? или чтобы выпускать хорошие светильники надо в совершенстве разбираться волновой или корпускулярной теории света?
кстати, про теорию: такую "теорию" как "ворота можно пощупать, а команду пощупать нельзя" действительно считаю полной ***ней
Надо смотреть в небо дальше.
Предмет изучен слабо.
Можно было бы кое-что подсказать автору, но лень в воскресное утро писать много строк.