Первая остановка – удобно расположенная, но скрытая от болельщиков комната волонтеров. Большинство не знает о ее существовании. Это просторное помещение со столами у стен, баром и ширмой для переодевания в фирменную оранжевую толстовку. За три часа до матча тут уже хватает народа. Кто-то потягивает «Колу» или минералку, кто-то – пропускает бокал пива под обсуждение последних новостей.
На висящих по обе стороны телевизорах крутят повторы вчерашних матчей.У двери – магнитная доска со схемой стадиона по секторам и минипортретами каждого из волентеров. Сейчас все в центре. Потом для наглядности их могут передвинуть в закрепленные за ними зоны. Также есть распределение по цвету – зеленый, желтый, красный, белый, оранжевый – в зависимости от деятельности (четкость фото понижена умышленно):
В среднем к играм привлекается около сотни человек, всячески помогающих клубным работникам. Программа футбольного волонтерства в Дортмунде была запущена в 2006-м году после чемпионата мира. Волонтеры не получают денег (зато можно обзавестись бесплатным комплектом формы – при условии покрытия календаря всех домашних матчей в сезоне). Стимул – фан и обожание «Боруссии». Все имеют основную работу. Приставленная в качестве гида Соня в повседневной жизни трудится в социальной сфере. Обычный сюжет: семья болеет за «Боруссию», а сама девушка была на лондонском финале Лиги чемпионов с «Баварией».
Задач хватает, стадион «Сигнал Идуна Парк» вмещает больше 80 тысяч болельщиков. Правда, это история исключительно внутреннего масштаба. В еврокубках запрещены стоячие места, поэтому перед европейскими матчами фан-секторы тают до 12 тысяч (вместо 25 тысяч). Это стоит несколько десятков тысяч евро, но другого выхода из ситуации пока нет. Полностью переоборудовать фан-сектор никто и не думает – это явно не понравится тем, с чьим мнением здесь принято считаться. В Дортмунде три крупные ультрас-группировки. Основная занимает знаменитый 12-й сектор. К вышке заводилы, проводящего матч с мегафоном, идет электроника, усиливающая звук.
Логично, что из-за сокращения под Европу около половины самого драйвового, активного и шумного сектора остается без мест. Как их распределяют? Приоритет отдается самым проверенным, ветеранам. Не всегда, скажем, пятилетний стаж в фан-клубе расценивается как увесистый аргумент. Речь идет о 10, а то и 20 годах.
Просто приехать в Дортмунд и попасть на «Сигнал Идуна Парк» (да, мне тоже привычнее и ближе «Вестфаленштадион») по сути невыполнимая миссия. Больше 65 процентов заполняемости – 55 тысяч – обеспечивают держатели абонементов. Заполучить его непросто: летом в продажу поступают всего 18 тысяч – и это при огромной очереди желающих. Остальные места на стадионе расходятся по фан-клубам, спонсорам и гостям.
Вход в медиа-зону (место, где игроки дают послематчевые комментарии) украшен коллажем с легендарными для «Боруссии» персонажами. Среди них Штефан Шапюиза, Михаэль Цорк и культовый бразилец Деде. Совсем скоро – в день грядущего матча с «Реалом» – внутри будет не протолкнулся, все позиции будут строго прописаны. Кумиром азиатских журналистов предсказуемо выступает Синдзи Кагава, а вот Лукаш Пишчек вообще не любитель интервью. Кстати, молодым игрокам резервной команды запрещено общаться с прессой до тотального согласования (вплоть до дословного планирования ответов) с клубными службами. Неопытность и эмоциональность отдельных парней рискуют срикошетить по общему репутационному портрету.
Есть еще одно ограничение. Томас Тухель практически не общается с печатными СМИ. Те часто действуют в условиях нехватки места на полосе и вынуждены сокращать ответы любящего поразмышлять тренера. А кому это надо? Но в общем и целом, Тухель – находка для журналистов. В качестве примера: в прошлом сезоне «Боруссия» упустила победу над «Дармштадтом» на последней минуте. Томас без проблем обсудил все случившиеся. Входить в кабинет Клоппа было бы небезопасно: кипящий Юрген на эмоциях мог обвинить в потере очков кого угодно.
Перпендикулярно к медиа-зоне расположен тоннель, ведущий на поле. Рассказывают, что это самое компактное подтрибунное помещение в Бундеслиге. Этот факт сильно бесит телевизионщиков. Однако в «Боруссии» не планируют что-либо менять. Теснота продумана: выбравшись из узкого тоннеля на поле, к 80 тысячам, футболисты получают ментальный укол адреналина.
Клубные соцсети – фейсбук, твиттер, инстаграм – наполняют 5-10 человек. Тут тоже своя специфика. Перед недавним матчем с самым ненавидимым клубом Германии «Ред Булл Лейпциг» SMM-отдел Дортмунда на всех уровнях отказался от упоминания аккаунтов новичка: «В Бундеслиге играют 17 традиционных команд и одна непохожая на всех остальных. Мы преднамеренно не ссылались в интернете на ее официальные никнеймы. Учитывая количество наших подписчиков, это была бы неплохая, абсолютно бесплатная реклама коммерческого проекта».
Чтобы попасть в пресс-центр, надо воспользоваться лифтом. Среднестатистисческую игру «Боруссии» отрабатывают 50 журналистов. Многие из них перед матчем оставляют прогнозы. Один парень, близкий к «Дармштадту», предсказал счет 7:1 в пользу гостей. Что ж, разницу он действительно угадал (извиняюсь за блики света):
А вот конференц-зал. Когда кто-то хочет задать вопрос, он нажимает кнопку, тем самым посылая сигнал на экран модератору. Тот может как увеличить звук микрофона, так и полностью заглушить его:
Для штатного режима привычны 7-8 телекамер. Когда в Дортмунд вместе с «Ливерпулем» вернулся идеолог рок-н-ролльной «Боруссии» Юрген Клопп, их было 28.
Здесь же удалось отнять десяток минут у Бенедикта Шольца, курирующего бизнес-направление «Боруссии».
О пути клуба
«Безусловно, коммерческая часть крайне важна. Но у нас свое видение. Мы не можем как английские клубы, которые бьют один рекорд за одним. Мы ни «Челси», ни «Манчестер Юнайтед». «Боруссия» – клуб рабочего класса, мы просто не имеем права задирать цены на билеты. Важно ощущение близости к народу, к местности. Вот смотрите: мы могли бы заключать соглашения с мировыми пивными брендами, но с этого сезона сотрудничаем с Brinkhoff’s, которые варят пиво в Дортмунде».
О возвращении Гетце и переходах Хуммелса и Левандовского
«Футболки с фамилией Гетце – в топ-3 самых продаваемых. К Хуммелсу никаких вопросов, он воспитанник «Баварии». А Левандовски изначально не скрывал намерений и отработал контракт до конца как настоящий профи».
О Марко Ройсе на обложке FIFA 17
«Что касается FIFA, тут от нас ничего зависит. Лицензионными правами на Бундеслигу распоряжается непосредственно лига. Ройс на обложке – опять-таки дело и успех самого игрока, хотя, конечно, это плюс и клубу. Среди претендентов было 5 футболистов… 4? Что ж, вам наверняка лучше знать! В то же время мы проникаем на азиатский рынок через игру Pro Evolution Soccer. Благодаря нашему партнерству с Konami в новой части симулятора представлена команда, форма и стадион «Сигнал Идуна Парк».
«Боруссия» снесла второго соперника за 4 дня. «Дармштадту» достались те же 6 мячей, что и «Легии». При этом Тухель фактически полностью обновил состав, поиграв мышцами ротации. Два гола пяткой, удачный дебют гиперталантливого Эмре Мора, очередная заявка на статус открытия сезона от Кристиана Пулишича – и все это было еще одним большим футбольным днем для стадиона, на котором умеют работать и еще лучше знают, как болеть:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dyshite_glubzhe/1055303.html
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена