Кратко сформулированные основные тезисы Валерия Васильевича Лобановского, составленные по материалам фильма А. Андронова и С. Случевского – «75 минут с Валерием Лобановским» 2002 г.
ОБ ЭВОЛЮЦИИ ФУТБОЛА
Революцию мы уже не сделаем, будет медленный эволюционный путь развития футбола.
Будет расти скорость – коллективная и индивидуальная.
В 74-м году была, очевидно, последняя революция в футболе. Сборные Голландии и Германии показали, так называемый, тотальный, или коллективный футбол.
Идет развитие футбола. Надо не отстать. А если немножко опередить, то можно добиться хороших результатов.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ФУТБОЛ
Когда команда без мяча – надо отбирать мяч всем. Команда с мячом – надо пытаться атаковать теми людьми, которые в данный момент находятся в тех зонах, откуда можно развивать, готовить и завершать атаки.
Я помню высказывания некоторых специалистов, что нападающий должен входить в штрафную со «свежими ногами». Во-первых, не входить, а туда врываться надо. И потом, что это значит? Значит он должен после срыва атаки, постоять, отдохнуть, набраться сил, чтобы были «свежие ноги». Хотя в какой-то команде есть форвард, который освобожден от оборонительных функций. Есть такие команды, и они имеют право на жизнь.
Но если говорить о современном футболе, если говорить об универсализации, освобождаться от оборонительных функций не должен никто.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ
В рациональном футболе все игроки знают, что им делать, когда команда переходит в атаку и когда команда переходит в оборону. Они четко выполняют на поле то, что дано им на установке перед игрой.
УНИВЕРСАЛИЗМ В ФУТБОЛЕ
Прежде всего будущее за универсализацией (универсальный футболист это умеющий играть в обороне, умеющий готовить атаку, умеющий играть в атаке).
Команды будут иметь большой набор универсалов.
Если игрок играет только на своей позиции, сопернику проще подстроиться под эту игру. А если игроки меняются, появляются то на одном участке, то на другом, тогда сопернику приходится очень сложно. Расширение зон действий – это универсализм, это умение игроков сыграть в любой позиции.
Я не мог определить, где играл Гуллит. При ведении обороны – он в своей штрафной площадке, при организации атаки – он в середине поля, при завершении – он там. Это универсальный футболист. И чем больше будет таких футболистов тем эволюция футбола будет идти быстрее.
НАБОР ТАКТИК
Тактика – это расстановка игроков на поле в зависимости от соперника. Расстановка на поле сейчас не играет важной роли, если мы говорим о коллективном, тотальном футболе. Два нападающих или три – это арифметический подход. Футбол уже ушел немножко дальше. Мы говорим – группа атакующих. Это те, которые по темпу успевают организовывать и завершать атаку. Это может быть стоппер, это может быть либеро, это могут быть крайние защитники. Это коллективный футбол.
Тактика сейчас может быть одна – это оборона-атака.
Раньше вообще было очень хорошо – «дубль-вэ». Все понимают. Обыграл Лобановский на фланге «своего» – аплодисменты. Защитник здорово сыграл против Лобановского – аплодисменты. Всем все понятно. И вдруг появляется какой-то новый футбол. Нет ни крайних нападающих, защитники в атаке играют, непонятный футбол.
ПРЕССИНГ
Команда должна уметь прессинговать соперника в обязательном порядке. Если игроки выпадают из этого, то надежность игры команды в обороне снижается. И не только в обороне. Ведь что такое прессинг? Прессинг направлен еще на то, чтобы отобрав мяч, отрезать большую группу игроков, и быстро завершить атаку. Это не только эффективность обороны, это эффективность еще и атаки. Должны быть обучены игроки, они должны понимать, что без этого уже нельзя играть в футбол.
АТЛЕТИЗМ
Мы видим какой жесткий стал футбол, порой переходящий в грубость. Следовательно, к этому нужно быть готовым. Атлетизм– это не только 190 см. рост, а и 174 см, и 180. Атлет - игрок подготовленный вести борьбу.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО
Индивидуальное мастерство - один из важнейших компонентов футбола. Рост индивидуального мастерства необходим в сторону быстроты мышления и быстроты реакции принятия правильных решений в условиях прессинга.
Индивидуальное мастерство – это не только взял мяч и обвел пол команды. Индивидуальное мастерство – это принятие правильных решений в сложных экстремальных ситуациях. Можно всю игру играть без обводок, и быть более эффективным, чем тот который десять раз водил мяч. Ведение мяча – это задержка развития атаки. Любой мяч быстрее любого спринтера. Потому что мяч, который передается вперед быстро, – это скорость передвижения, скорость подготовки атаки, и она будет значительна выше.
О РОЛИ ТРЕНЕРА И ЕГО ШТАБА
Если происходит эволюция футбола, то естественно должна меняться организация тренировочного процесса. Я высказываю свою точку зрения и не навязываю ее. Главный тренер не должен со свистком ходить и свистеть нарушения. Он должен смотреть в целом на то, что происходит. А когда он смотрит в целом, он видит гораздо больше. Поэтому немножко должны поменяться функции.
Главный тренер несет ответственность за микроклимат в коллективе. Необходимо создать микроклимат, когда действительно будет коллектив, который будет жить одной идей, направленной на то, чтобы добиваться максимального результата.
Ассистенты – это должны быть хорошо подготовленные профессионалы, которые будут реализовывать программу главного тренера на каждом тренировочном занятии.
Мы ставим максимальные задачи. Но реализация может прийти завтра, через год, через несколько лет.
О ПРИНЦИПАХ ПОДБОРА КОМАНДЫ
Команды 75-го года очевидно уже не будет. Тогда были собраны самые талантливые игроки в Советском Союзе. Вряд ли это произойдет в футболе профессиональном, а мы сейчас профессионалы, а собрать всех лучших игроков не хватит средств у клуба.
Мне доверяли даже после 10-го места в 84 году. Очевидно руководство, видело перспективу на фоне работы с дублирующим составом, где росли игроки, и надеялись на будущее. Потом выиграли Кубок, чемпионат 85 и 86, Кубок Кубков и чемпионат. В 88-м году попали в финал Чемпионата Европы. На протяжении многих лет готовилась эта команда. Время.
В идеале необходимо подбирать футболистов, под тактику и идеи тренера, но чаще приходится моделировать игру из игроков имеющихся в наличии. Пример команды 97-2000 года.
Важно, чтобы игроки понимали требования и сознательно выполняли всё что им дается, иначе сделать команду будет очень сложно.
Мы считаем, что покупать дорогих, звёздных футболистов очень сложно, да они и не поедут к нам.
Дело в том, что мы используем тех игроков, которых можем приобрести.
Покупать футболистов второго сорта – значит мы будем средний уровень.
Нужно покупать перспективных, талантливых игроков 18 - 22 лет, и из них создавать конкурентоспособный коллектив. Это, с нашей точки зрения, перспектива. Этот путь сегодня наиболее рационален для футбола в бывших странах СНГ, и возможность добиться определенных результатов.
Мы играли на равных, другое дело мы не добились результата. Мы играли так, как требует современный футбол. Мы ни в чем им не уступили, мы уступили в результате. Значит должно быть дальнейшее повышение индивидуального мастерства, то, о чем я говорил: скоростные качества, атлетизм и так далее.
Команда может нравится, а может не нравится, но категорично заявлять – не правильно.
О ФУТБОЛИСТАХ-ЛИЧНОСТЯХ И ИНТЕРЕСАХ КОЛЛЕКТИВА
Личности во все времена необходимы. Личность - это лучший футболист на протяжении нескольких лет. Но есть личности, которые не принимают новые требования, и не понимают для чего это нужно. Они воспринимают все по-своему, а значит о дальнейшем развитии уже не может быть и речи.
Раньше играли на звезд, сейчас звезды играют на коллектив.
Развивается командная игра, а индивидуальности по прежнему должны проявлять свои лучшие качества.
Станиславский говорил: «1% таланта, 99% – труда», но если имеются талантливые футболисты, значит нужно постараться из них сделать хороших игроков.
О ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Футболист, который в совершенстве владеет всего несколькими тактико-техническими приемами – это не футболист современного футбола. Футбол сейчас требует более широкий арсенал т-т действий.
В «Динамо» (Киев) постоянно идет поиск рациональных нагрузок. Какой смысл от нагрузки, если будут садиться определенные функции. Ранее были методические требования – 1300 часов в год. Это где-то по три часа в день.
Считаю больше 750 быть не должно. Надо готовить людей к интенсивной игре, а не три часа стоять. Поэтому те, кто говорят, что в «Динамо» (Киев) тяжелейшие нагрузки и тому подобное – это недопонимание с их стороны. Или незнание.
ОБ АНДРЕЕ ШЕВЧЕНКО И РОНАЛДО
Акцент очевидно тренеры сделали на то, чтобы Андрей больше был нацелен на ворота, и ему пока это удается. Он работает для коллектива, так, как тренер ставит перед ним задачу. Но другой тренер может по-другому ставить задачу, если смотрит на современный футбол немного по-иному.
Роналдо эксплуатирует свой талант. Но если человек только работает за счет своего таланта, он не растет, он будет опускаться.
О ЛЕГИОНЕРАХ В «ДИНАМО»
Есть проблемы с языком, трудности в плане психологической подготовки. Надеемся, что легионеры будут обладать минимальным запасом слов.
О ЗНАЧЕНИИ МОТИВАЦИИ В ФУТБОЛЕ
Достижение результата, вот уровень мотивации.
Приходят новые футболисты в команду, у них уровень мотивации – стать конкурентно способными известным футболистам. Вот это всегда обязательно присутствует и это нормальный процесс.
Говорить о том, что я пришел и у футболистов появился новый уровень мотивации, – это немного не правильно. Есть тренеры, так называемые «тренеры-пожарники» – они приходят и спасают команду в трех-четырех играх. Вот это мотивация.
Приходит следующий тренер – опять на какое-то время появляется новый уровень мотивации.
Пришел западный тренер. Новый уровень мотивации будет иметь место некоторое время, но в дальнейшем все зависит от идей этого тренера, от постановки тренировочного процесса, от его требований.
В футболе пока никто не создал команду, которая все время выигрывает у других, нет такой команды, пока не удается ее создать.
Спады и подъемы, это нормальная вещь.
Предъявление требований «вы должны», «вы обязаны» – это советские лозунги.
О «ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ» В ФУТБОЛЕ
Надо всегда говорить: «с моей точки зрения». Но если вы написали категорично, то все читают, а оказывается все не так. Я вспоминаю годы, когда команда подымалась на какую-то вершину – молчали. Через год команда опустилась в силу определенных объективных причин – «тактика не та», «подбор игроков не тот», «использование игроков не там, где нужно», «подготовка не та» и вообще все не то.
ФУТБОЛ – НАУКА ИЛИ ТВОРЧЕСТВО
Футбол – это творчество и все предвидеть невозможно.
Тренер – это творческая личность, он имеет право на ошибки, а иначе футбол не будет развиваться.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Я высказываю только свою точку зрения, а где-то процесс идет по-другому, все зависит от того, как тренер смотрит на организацию и постановку дела в коллективе. Еще раз повторяю, это моя точка зрения, я не собираюсь категорически на этом настаивать, я акцентирую на этом внимание критиков, журналистов.
Сформулировал в тезисы Александр Ольшанецкий
Полная печатная версия фильма: http://pressing.net.ua/pressing/menu/Persons/Articles/12692
сделал даже вывод, что дело даже в расстановке запятых, ибо "ученики" склонны понимать все буквально или "выдирать" из контекста удобные им фразы ((
Например "Команды будут иметь большой набор универсалов"... а ведь этим не сказано, что они будут состоять только из универсалов. большой набор - ведь их может быть и 3 и 5.
там же в определении универсала нет идеи массового перевода игроков на другие позиции - "это умение игроков сыграть в любой позиции".
У нас же эти слова понимаются как воспитание игрока, которому все равно где играть..
и так в каждой главе подмечаются интересные вещи
Интересно, что материал с "Прессинга", куда он попал... с "ДК от Шурика", судя по ссылке. Стало интересно докопаться до первоисточника. Результат:
http://old.dynamo.kiev.ua/Press/Interv4/loban5.htm (!!!)
"Это ли не чудо?" :)))
Браво, А. Андронов и С. Случевский, А. Попов и А. Ольшанецкий!
http://old.dynamo.kiev.ua/Sources/logopage.shtml
учетная запись этого пользователя была удалена
==Тактика сейчас может быть одна – это оборона-атака.==
да уж, судя по этим цитатам, olschanetzki для Лобановского - почти то же самое, что Энгельс для Маркса:)
учетная запись этого пользователя была удалена
--------
Золотые слова!!!
Спасибо за подборку! Согласен, что проблема "последователей" Лобановского, скорее всего, заключается в недопонимании полной концепции. Есть такая зен-буддистская притча
...если я буду Вас учить о Луне и укажу пальцем на Луну, то Вы можете принять мой палец (которым указываю) за ту самую Луну...
"Быстрота мышления и быстрота реакции принятия правильных решений" - тождественные понятия.
По всей видимости в этой фразе вместо "и", должна стоять запятая. Это - или неточности расшифровки интервью, или ВВЛ оговорился.
Александр - нет проблем ! Ваше право таким же образом решить судьбу этого поста, как и предыдущих. Когда в ответ на мое ироничное замечание коллега бросил мне фразу на грани (если не за гранью) откровенного хамства. Не ожидал, чес-гря...
Знаете, терпеть ненавижу залезание на "умняк" ради того лишь, чтоб полюбоваться собой "уникальным" !
Чванливость, скорее снобизм, - зело поганая черта, а уж когда это еще сопровождается отсутствием элементарного чувства юмора.... Лобановского "мы" поправляем... :-)
Упреждая заранее некоторые сомнения подтверждаю - день сегодня действительно был тяжелым ! :-)))
Больше хороших дней, всем нам!
Приношу свои извинения всем, кому омрачил сегодняшнее утро )
Не обязательно... Мышления может подразумевать "анализ" ситуации, возможного развития.
Время реакции выбора, например, не связано с быстротой анализа/мышления.
Тем более, что спора никакого нет. Просто, на мой взгляд, в текст вкралась небольшая неточность. Вот и все.
Дима ниже пишет об условном рефлексе, который тренируем.
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
ситуации невозможно смоделировать. Поэтому быстрота МЫШЛЕНИЯ должна присутствовать изначально, чтобы в средней фазе прохождения сигнала по маршруту вход-анализ-принятие решения-выход задержка была минимальной. Тут по аналогии с шахматами : блиц-партии - это немножко другой вид спорта в отличие от классики...
Просто, это лишний раз доказывает, несколько различное понимание людьми одного и того же термина.
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
Быстрота мышления во многом зависит от генетических данных и формируется в основном в детско-юношеском возрасте. Развитие быстроты мышления происходит, под воздействием умственной нагрузки, с помощью спортивно-математических спец. упражнений в игровой или соревновательной форме.
Быстрота реакции принятия правильных решений, также во многом зависит от врождённых генетических способностей, но находится не на подсознательном уровне, а на уровне рефлексов, стереотипных реакций живого организма на определённые воздействия, проходящие с участием нервной системы. Развитие быстроты реакции принятия правильных решений происходит в процессе тренировки, путём повторения технико-тактических упражнений и увеличения скорости их выполнения, в условиях приближённых к игровым. Тем самым формируется устойчивый рефлекс, позволяющий быстро реагировать и принимать правильные решения.
Исходя из выше изложенного, "быстрота мышления" и "быстрота реакции принятия правильных решений" несколько разные понятия. ИМХО.
учетная запись этого пользователя была удалена