Вокруг чего строится идентичность футбольного клуба и его болельщиков?

Темы:
Шахтер, Динамо, Вакансия

В одной из множественных, заядлых и, по сути, бессмысленных интернет-перепалок вокруг противостояния «Динамо» – «Шахтёр» довелось увидеть интересное возражение новомодного фаната «горняков». На претензии по поводу прошлого, настоящего и пожеланий насчёт будущего самого богатого человека Украины он возмутился.

Мол, нельзя уничижать «Шахтёр» лишь из-за негативной личности его президента. В тот момент я вправду задумался, правильно ли всецело отождествлять владельца клуба и его футбольный актив? Донецкий клуб существовал задолго до того момента, как перешёл в руки одиозного олигарха. Аналогично можно сказать и про «Динамо», добившееся множество славных побед ещё до перехода в собственность братьев Суркисов. Идентичность клуба формируется на основе множества факторов, которые сочетаются, наслаиваются и отмирают по мере удлинения футбольной летописи. Да, для настоящих, нормальных футбольных болельщиков из Киева и Украины за стильным эллипсоидом с горняцким огоньком очевидно проглядывает рыжая шевелюра. Но у нейтральных наблюдателей (например, зарубежных фанатов, журналистов, специалистов) не возникнет вопросов о том, с чем ассоциировать, прошу прощения, «Восточноевропейскую Барселону». Имя клуба, любое из общепринятых его прозвищ (будь то «горняки» или «кроты»), название болельщицкого сайта – всё красноречиво свидетельствует, где зарыта собака. Команда шахтёров, горняков. Команда индустриального края, имеющего несчастье оказаться в ментальном плену у собственных минеральных ресурсов, который повлёк пёстрый этнический состав и мнимую исключительность. Но есть ли такие социокультурные, профессиональные или географические маркеры у нашего «Динамо»? Даже если были раньше, не потускнели ли они и не трансформировались ли?..

100% болельщики Динамо

Футбол и процессы, которые он провоцирует в обществе, не первый год становятся объектом изучения исследователей, спорту чуждых. Его социальная, культурная и даже политическая значимость вряд ли кем-то недооценивается. Само понятие футбольного клуба давно эволюционировало из того феномена, который представляло собой в викторианской Англии. Это уже не просто учреждение, культивирующее среди джентльменов и не очень активные гимнастические упражнения и игры на свежем воздухе. Кроме непосредственных членов клуба, теперь являющихся профессионалами, к нему ощущают причастность многочисленные болельщики. Они не обязательно лично знакомы с футболистами, защищающими его цвета, и не связаны с ними родственными или другими очевидными узами. Почему же они переживают именно за эту эмблему и цвета? Причин обычно несколько, они могут действовать вместе или по отдельности, имея разную важность для каждого конкретного фаната. Давайте посмотрим, какие из таких болельщицких «стимулов» выделяются, и насколько они значимы конкретно для киевского «Динамо».

Где родился, там и пригодился. Поддержка команды своего города или региона – распространённое явление. Нередко слава и достижения футбольного клуба из небольшого населённого пункта могут поспорить с потугами остальных отраслей, способных прославить малоизвестный город. Даже в случае примечательных и без футбола городов вроде Барселоны или Ливерпуля, одноимённая спортивная команда делает заметный вклад в реноме места своей прописки. В Киеве активное становление профессионального клубного футбола (тогда – «команд мастеров» в противовес «коллективам физкультуры») пришлось на советское время. Партия решила, что в городе будет один флагман, поэтому другим клубам, имеющим серьёзные амбиции, традиционно было нелегко. Однако поддержка «Динамо» вышла за пределы Киева и области, давно распространившись даже за границы Украины. На важных играх «бело-синих» традиционно можно увидеть плакаты, по которым легко определить, что гости Киева также переживают за свою команду. Они подчёркивают: «Динамо, Коростышев (Чернигов, Винница, Черкассы, Кременчуг и т.д.) – с тобой!». Так что «монополии» киевлян на поддержку этого футбольного клуба, если она когда-то вообще чувствовалась, не наблюдается. Красноречивое прозвище фанатов ДК, «хохлы», которым наделили их за этническое происхождение «старшие братья» с северо-востока, лишь подчёркивает этот факт. Киевляне стали народной украинской командой. Легко провести аналогию с загребским «Динамо», которое всё время нахождения его родной страны в лапах СФРЮ было спортивной отдушиной хорватских болельщиков. Бренд стал настолько крут, что декоммунизирующий ребрендинг в виде переименования в «Кроацию», в итоге, признали ошибочным и отменили.

Фактор привязки клуба к профессиональному сообществу, а точнее – ведомству, также явление распространённое. Хотя в СССР это и имело повсеместный характер, принцип не был чем-то уникальным именно для него. Команды железнодорожников или шахтёров можно найти и в странах, где их возникновением не руководила партия. Вот только вместо «Торпедо» будет «Сошо», вместо «Локомотива» – «Пеньяроль», а вместо «Шахтёра» – «Шальке 04». Причины возникновения ФК под спонсорством автомобильных, железнодорожных или горнодобывающих компаний назвать легко. На любом уровне организованный спорт требует затрат, так что патронаж заинтересованного финансового источника укрепляет позиции клуба. Бонусом идут болельщики из числа работников и их семей. «Динамо», ни для кого не секрет, выросло из интернационального спортивного общества органов внутренних дел. Более того, желающие попотчевать «жареными» фактами британские газетчики пару лет назад копнули глубже. Они намекнули в представлении соперника своего «Ман Сити» по 1/8 финала ЛЧ, что «Динамо» был даже клубом не МВД, а органов госбезопасности. К милиции его, якобы, привязывали для конспирации. В любом случае, сейчас назвать «бело-синих» милицейским клубом не приходит в голову даже самым радикальным его противникам. Да и нейтральность названия «Динамо» не накладывает однозначных ассоциаций как в случае с «Пахтакором» (с узбекского – «Хлопкороб») или «Байером» (фирмой, свыше столетия производящей лекарства).

Важным ядром идентичности футбольного клуба может стать и политическая (идеологическая) составляющая. У спорта далеко не всегда получается оставаться вне политики. Особенно, если помнить, что большая политика на самом деле является производной от большой экономики. Без последней же финансированию крупных спортивных проектов взяться неоткуда. Вряд ли в современном мире кого-то обманут «народные» команды или «народные» республики, правда? С другой стороны, тут идентичность клуба и его болельщицкой среды может не то что не быть тождественной, но и смотреть в разные стороны. Даже пребывать в разных плоскостях. Большинство активных фанатов футбольных клубов продолжают исповедовать националистические или правые взгляды. Однако вряд ли кто-то из официальных лиц поддерживаемых ими клубов станет говорить, что, дескать, мы против социализма и иммиграции, против борьбы с расизмом и т.д. Это не мешает консолидации болельщиков вокруг поддерживаемых ими идей, даже если клубом они фактически не декларируются. Однако тут уже речь идёт о modern football, футболе больших денег, и контркультуре, его отрицающей. Это тема для отдельного разговора. На деле же мы имеем размытость политических взглядов даже среди болельщиков крупнейших ФК Украины. Вряд ли фанаты «Динамо» все до единого отказались от такого «социалистического зла» как субсидия на оплату коммунальных услуг. С другой стороны, болельщики «Шахтёра», по определению якобы ассоциирующегося с рабочим классом, не замечены в левых взглядах. Владелец клуба тем более.

Важный «магнит» для приверженцев футбольного клуба – его славная история, трофеи и достижения. В том числе и завоёванные только что, чего греха таить. Тех, кто следует лишь такому принципу выбора любимой команды, презрительно называют «глорихантерами». Однако изначальный толчок в стан фанатов с теми или иными цветами часто даёт завоёванный кубок или просто выдающиеся результаты вкупе с соответствующей им игрой. Упрекнуть в этом новоиспечённых болельщиков разумно лишь тогда, когда они покинут клуб без поддержки, как только от него отвернётся фортуна или результаты ухудшаться из-за других факторов. Немало нынешних преданных поклонников «Динамо» влюбились в команду всей своей жизни именно в периоды её ярчайших успехов. Пожалуй, громкое имя киевского клуба давно стало важнее в плане идентичности бренда ДК, нежели фактор прописки или корней из ведомственного клуба МВД. С другой стороны, молодые любители футбола, которые не помнят годы расцвета «Динамо», вполне могут поддерживать «Шахтёр», не будучи жителями Донбасса или сыновьями-внуками горняков. Успехи «оранжево-чёрных», каким бы способом те их ни достигли, играют важную роль в приросте всеукраинской армии поклонников донетчан. Можно плеваться, мол, это не настоящие, «картонные» болельщики, пришедшие «на готовенькую славу». Однако для менеджмента клуба и команды, нуждающейся в активной поддержке, такие категории не столь существенны.

Интересный фактор любви к той или иной спортивной команде – семейные традиции. Во времена расцвета таланта Дэвида Бэкхема многие иностранные журналисты дивились жизненному пути прославленного «красного дьявола». Мол, уроженец Лондона, в котором нет недостатка в именитых футбольных коллективах, в детстве грезил лишь «Манчестер Юнайтед» и ложился спать в его футболке. Секрет прост: родители Дэвида болели за МЮ ещё до переезда в столицу, что перевешивало в глазах мальчика предпочтения окружающих его ровесников. Забавные истории, связанные с семейными традициями поддержки футбольной команды, далёким от британских реалий людям покажутся выдумками. Чего стоят только неудавшиеся смотрины потенциального жениха – фаната «Эвертона», который увидел в доме тестя изобилие символики «Ливерпуля». Сколько бы ни пришлось ждать трофеев любимой команды, если за неё болели дед и отец, вряд ли тебе есть куда деваться. Наверняка в среде поклонников «Динамо» есть целые династии любителей «бело-синих», в чём фанаты точно видят лишь предмет для гордости. А как иначе?

Попытки сформировать идентичность футбольных клубов искусственно начались давно и не являются исключительно нынешней напастью. Проникающая за пределы спортивного сообщества реклама, агрессивный маркетинг, пиар – на выходе сегодня имеем людей, поддерживающих «Манчестер Сити», но родившихся и проживающих в Юго-Восточной Азии. Как долго будет давать эффект такой подход, характерный для постиндустриального сообщества и развитого капитализма в целом, вопрос спорный. Вряд ли он обеспечит результат сам по себе, без наличия каких-то вышеперечисленных факторов. Однако некоторые из уловок успешных маркетологов от игры миллионов не помешало бы взять на заметку и менеджерам славного киевского клуба.

Перечень факторов, влияющих на неповторимые имя и репутацию футбольного клуба, приведённый здесь, конечно, далеко не полный. Он наглядно показывает, что люди, теряющие покой и сон из-за переживания за родную команду, сходят с ума не без причины. Пусть любовь – штука, не поддающаяся логическому объяснению, с точки зрения биохимии она давно разжёвана. А что вы считаете важным для формирования идентичности клуба? Какова природа вашей «биохимии» чувств к клубу с расписной кириллической Д на груди?


Автор: (czarpikapa)

Статус: Старожил (913 комментариев)

Подписчиков: 0

9 комментариев
Лучший комментарий
  • dmitry dmitry(Dmitry55) - Наставник
    13.11.2017 17:14
    Я родился и вырос в Киеве, так что как и все киевляне, болею за Динамо. В армии для меня было настоящим шоком увидеть что есть нормальные люди, болеющие за Спартак. Долго сомневался в их нормальности (наверное они в моей ).
    • 2
Комментировать