Базарный день
Барышники с числа готель- и хостельеров, взвинтившие в десятки раз цены на проживание в Киеве в день финала футбольной Лиги чемпионов, окромя неприглядности сего поступка и втаптывания с размаху в грязь исконной киевской гостеприимности и авторитета столицы, наглядно подтвердили - рынок гостиничных услуг в государстве отсутствует.
Как нет, впрочем, и рынка АЗС, автомобильного рынка и многих других.Если в развитых странах рынок это мощный регулятор экономики, обуславливающий неизменную конкуренцию производителей и их продукции, подтягивающий качество производимых ими товаров и предоставляемых услуг, то здесь вместо рынка функционирует организованный базар с доминирующим принципом объегорить потребителя для сиюминутной максимализации вырученного бабла.
В государствах с устойчивой рыночной экономикой подобное жлобство готельеров сразу бы натолкнулось на автоматическое срабатывание рыночных контрмер со стороны смежных сегментов бизнеса – B2B, рынка общественного питания, перевозок, развлечений и т.д. У доморощенных же смежников вроде бы и есть понимание, что зарвавшиеся готельеры срежут существенную часть их доходности от проведение футбольного события – ибо болельщики не прилетят в Киев заблаговременно и не станут задерживаться в столице после финала, не оставляя здесь свои кровные за питание, выпивку, сувениры, развлечения и т.д., особенно если «Реал» и «Ливерпуль» организуют для своих фанатов дополнительные чартеры с вылетом ночью сразу после матча, – однако вменяемая реакция отсутствует как класс. Слуги государевы, способные властным кнутом умерить кэшевые хотелки, похоже, только и ждут, чтобы отщипнуть у готельщиков свою долю внезапно свалившегося куша. Градоначальник - ну что ему за дело до испанцев с англичанами, это ж не Вовчик дерется в Киеве за чемпионский пояс WBA.
Безобразие с тарифами на проживание для футбольных болельщиков из-за бугра ставит участников рынка - собственников отелей и хостелов на уровень барыг времен охаянно критикуемой ими поздней совдепии, бравшими по чирик с рыла за просмотр запрещенной видеокассеты с фильмом «про это», и ассоциирует их с продавцом кочета из известного анекдота, заламывающего цену не из-за уникальных способностей самца курицы, а по причине сильного желания денег.
Аналогичное стремление легкой наживы присуще и тем лицам, которые аккумулировали билеты на финал Лиги Чемпионов по квотам национальной федерации футбола, оргкомитета, спонсоров и почетных гостей. Массовый выброс на рынок тикетов не для продажи по ценам от 1,5 тыс.евро вполне способен обернуться такими зияющими проплешинами на трибунах НСК «Олимпийский», что рачительно ожидающая на мачте аншлага УЕФА, непримиримая к подобным эскападам, еще нескоро позволит Киеву принять ни финал еврокубка, ни другое мало-мальски стоящее футбольное состязание.
На такое развитие событий, сулящее готельерам недополучение будущей прибыли, их сейчас не волнует. Они ведь не на рынке, на базаре, и грядущий финал в Киеве – для них базарный день. А перспективное планирование – это рыночный инструментарий, место которого в базарных отношениях уверенно вытеснено понятиями «как карта ляжет», «завтра посмотрим» и «поживем-увидим».