На календаре 6-е января, а это значит, что сегодня свой 81-й ДР отпраздновал бы Величайший тренер, замечательный и очень эрудированный человек — Валерий Васильевич Лобановский.
Перечислять все достижения нет никакого смысла, любой уважающий себя болельщик и так всё знает. Рассуждать о тактике мэтра — тоже. Только он единственный знал и точно понимал что он делает, для чего и почему именно так.
Я хотел бы вспомнить одну байку, а ещё прикрепить парочку цитат «Мэтра» которые и сегодня актуальны.
Итак, байка.
Есть старый, очень старый анекдот.
"Динамо" приехало в Москву играть со "Спартаком". И Лобановский говорит игрокам: "Есть сведения, что вас хотят фанаты побить на улице. Тогда матч сорвется, и "Спартак" - чемпион". Поэтому если вы куда-то будете выходить, сделайте так, чтобы вас никто не узнал". Леонид Буряк переоделся, загримировался, вышел, купил все, что надо, и уже возле гостиницы спрашивает у бабушки: "Почем семечки?". "Для всех – по 20 копеек, а для тебя, Буряк, по 15", - говорит бабуля. Буряк испугался, бегом переоделся, перегримировался. Опять подходит к бабушке: "Почем ваши семечки?". - "Я ж тебе сказала уже, для всех – по 20 копеек, а для тебя, Буряк, по 15". Буряк опять бежит переодевается, меняет облик до неузнаваемости, снова подходит к этой бабушке с тем же вопросом. Она в третий раз ему объяснила. И он в недоумении: "Бабушка, да откуда ж вы знаете, что я - Буряк?". - "А я – Лобановский!".
Цитата на заметку нынешнему поколению «Динамо», которые не умеют реагировать на критику. И становится очень стыдно, когда после ничьей или проигрыша 97% всех игроков игнорируют прессу. Ужасное неуважение к людям занимающихся своей профессией.
"Критиковать не только можно, но и нужно. И если критика конструктивная, если в ней есть какое-то рациональное зерно, то она идет только на пользу тем, кого критикуют". В.В.Лобановский.
• Остальные цитаты Васильича
«Если хотим опережать, нет смысла подстраиваться».
«Нет команд в мире, которые бы не проигрывали».
«В футболе нет атакующей и оборонительной игры. Должна быть гармония»
«Платини не подошел «Ювентусу». Я не знаю, кто его приглашал, но не повезло. Год не повезло, потом адаптировался к условиям. Вы хотите, что бы Лобановский один раз увидел игрока и сказал: «Вот это футболист!»
«Все сегодня требуют одного — результата. Мне думается, настало уже и у нас время контрактных начал в работе с тренерами. Заключается с тренером контракт, положим, на два года, и он знает, что эти два года ему дано право работать, искать, реализовать свои идеи, свое направление»
«Футболист, попавший в определенную зону, должен выполнять функции, характерные для этой зоны. Дело идет к полной взаимозаменяемости или к специальной, будем так говорить, универсализации футболистов. Нет смысла из нападающих делать защитников и наоборот, хотя иногда переквалификация наблюдается»
«Мы всегда игрокам напоминаем — команда «Динамо» (Киев) это имя. Мое мнение, что мы не сможем найти таких селекционеров, которые смогут привозить нам футболистов экстра-класса, но за небольшие деньги»
«Необходимо приучаться к правильной оценке игры и возможностям того или иного игрока. Тогда футболист будет знать себе цену и нормально воспринимать, что его хочет купить тот или иной клуб. Пока к этому мы еще не приучены»
«Если вы будете кричать «Караул» после поражения в товарищеском матче, то как вы сборной поможете? У тренера и так сложное положение, а вы хотите все прямо сейчас. И тренеры, и игроки тоже хотят прямо сейчас — но не все удается. Терпение нужно»
«Еще раз повторю — сделать команду за один год невозможно. В этом плане мне понравилось высказывание одного из тренеров «Ливерпуля». Он сказал: «Мы к этому шли 6 лет»
«Мягкость и элегантность — не составляющие футбола, это вообще субъективные показатели. В надежности, своевременности и в работе с мячом на скорости мы выглядим подчас предпочтительнее соперника. Все решает скоростная техника, а не просто техника владения мячом —нет уже такого понятия»
«Я согласен с Эриксоном, мы с ним об этом говорили еще лет 20 назад, что должна быть модель (структура) игры, а под нее уже подбирать игроков»
«С первых шагов принял это для себя как главную, самую первую заповедь. Стал приглядываться к игрокам, старался их понять, принять их такими, как они есть: их характеры, настроения, запросы, вникнуть в семейные и личные дела, копался порой даже в таких пустяках, которые, казалось бы, вовсе никакого отношения к футболу не имеют…»
«Суть современного футбола – в создании численного преимущества на разных участках поля. И первейшее требование к игроку – как можно быстрее переходить от обороны к атаке и наоборот»
«Современный футбол эволюционирует очень медленно, потому что некоторые игроки, так называемые звезды, получая огромные гонорары, которые не соответствуют уровню их мастерства, хотят, грубо говоря, эксплуатировать свой талант без попытки повышать уровень мастерства»
«Я не понимаю, как можно любить какую-то одну тактику и отмахиваться от другой. Каждая тактика хороша, если она приводит к желаемой цели. А цель всегда одна – победа!»
«Когда в 1958 году бразильцы показали 1+4+2+4, это была революция в футболе. Новый виток - система 1+4+3+3, еще один - 1+4+4+2. Сейчас исходная расстановка не имеет никакого значения. Конечно, порядок на поле должен быть. Не могут же все десять полевых игроков встать в линию! Но теперь уже не исходная расстановка играет роль, а реализация коллективных задач»
«Эволюцию футбола, с моей точки зрения, тормозят звезды. За них дают деньги, которых они не стоят. И тогда они теряют мотивацию, работают так, как сами считают нужным, и по-другому работать не будут»
«Что из себя представляет современная техника в футболе? Она прежде всего направлена на борьбу с пространством и временем»
«Формула успеха в большом футболе тоже давно в принципе известна: жесточайший отбор выносит на гребень только тех, кто обладает способностью к колоссальной концентрации душевных и физических сил в момент наивысших испытаний».
«Без экспериментирования, риска, умения брать на себя всю полноту ответственности, не дожидаясь команды сверху, движение вперед немыслимо».
«В основу модельных характеристик игрока я в первую очередь заложил бы высокие морально-волевые качества, склонность футболиста к универсальности действий и потенциальные функциональные возможности. Далее все зависит от тренера…»
«Я не знаю, что это такое – талант. Иногда ведь достаточно счастливого стечения обстоятельств, чтобы пришел успех – вот вам и «талант». Но искать, благодаря каким личным качествам, благодаря каким методам большой тренер систематически добивался успехов, – полезно».
«Актер не может опираться на титулы, звания, степени. Не может кичиться стажем и в будущем видеть себя в ореоле славы… Движение – это жизнь, покой – это смерть. К тем, кто способен на движение, театр относится взыскательно, но подоброму. К другим, окаменевшим, омертвевшим, театр взыскателен, но суров».
«Умение рационально использовать свои физические и духовные возможности приходит только с накоплением опыта, со зрелостью».
«Для себя я твердо усвоил с первых же дней: тренер должен свято помнить, не забывать ни на минуту, что работает с людьми, которые в значительной степени делают из него тренера. А люди в отличие от роботов имеют душу, часто довольно уязвимую, иногда – строптивую. Тренер, безусловно, должен досконально разбираться в футбольном деле, но это одна сторона медали. Другая - тренер обязан одинаково хорошо понимать и душу игры, и душу людей».
«Сейчас мы говорим о так называемой "умной" универсализации. Что я имею в виду? Ну, например, мы не поставим нападающего Шевченко на место правого защитника. Но если он попадет в эту зону, то должен уметь сыграть и там. А будущее, я считаю, вообще за полной универсализацией».
«Я отношу себя к категории людей, которые не любят признаваться в своей неправоте, но – с годами и опытом – стараюсь после совершения ошибки вести себя таким образом, чтобы окружающим не составило труда убедиться в том, что я ошибался. Открытость – наука тяжелая».
«Нам удалось не допустить пассивной обороны, которая рано или поздно приводит к пропущенному мячу».
«Своими ощущениями я никогда ни с кем не делюсь. Пока хранишь их в себе – они сильны, стоит обсудить с кем-нибудь – расхолодил и себя, и собеседника».
«Поражением тренера я считаю только неспособность тренировать. Хочет человек, старается – не может. Это поражение. А проигрыш на футбольном поле – совсем другое дело. Проиграл – думай, докапывайся до причин».
«Еще в молодости я приучил себя никогда не выставлять напоказ собственные переживания».
«Каждый жест тренера, слово, взгляд – это тоже воспитательная работа. Манера одеваться, причесываться, тон разговора – также относятся к категории воспитательных средств».
«Настоящий тренер обязан внимательно следить за современными мировыми тенденциями, постоянно узнавать что-то новое, а не использовать из сезона в сезон одни и те же наработки».
«Без журналистов не может идти развитие футбола. Они могут или тормозить процесс, или двигать его вперед».
«Я - сторонник сдержанных оценок, будь то победы или неудачи».
«Часто говорят, что та или иная идея принадлежит Лобановскому, дескать, Лобановский придумал. А я ничего никогда не придумывал, я только учился, учился и учился».
«Свобода - это прежде всего желание и возможность делать то, что не запрещено законом».
«Я не знаю, что это такое - талант. Иногда ведь достаточно счастливого стечения обстоятельств, чтобы пришел успех - вот вам и «талант». Но искать, благодаря каким личным качествам, благодаря каким методам большой тренер систематически добивался успехов, - полезно».
Тренер воспитавший 3-х обладателей "Золотого мяча"
Ссылка на видеоматериалы с ВВЛ
Светлая память Вам, Валерий Васильевич!
Спасибо за всё!!!
«Об игре могут судить и анализировать только профессионалы ... Я ещё раз говорю, судить об этом могут профессионалы а не дилетанты» © Валерий Лобановский
«Меня не интересует, почему нет. Меня интересует, что ты сделал для того, чтобы было да!» © Валерий Лобановский