Главный стадион Киева на киноэкране (часть 1)

Темы:
Динамо

После вчерашнего матча нет охоты анализировать нынешнее состояние "Динамо", вникать в нюансы тренерских замыслов Михайличенко, комментировать действия мадам со свистком или страдания Степашки. И так на душе грустно. Счет на табло, место наше – в таблице, а черно-оранжевая команда выходит на поле "Олимпийского" в статусе хозяев.

Может быть, до конца сезона все же появятся какие-то поводы для оптимизма, но покамест хочется отвлечься от текущего положения дел. Тем более, за время карантина была возможность пересмотреть кое-что из старого доброго кино. И обнаружилось, между прочим, что довольно много отечественных художественных фильмов успели запечатлеть главный киевский стадион – нынешний НСК "Олимпийский".

Кадр из фильма "Тарапунька и Штепсель под облаками"

Изучив соответствующий материал (около двух десятков кинолент до начала 1990-х годов), я решил отобрать десять фильмов и коротко рассказать о них тем, кто интересуется нашей футбольной историей.

Итак, № 1. Весной

Это произведение выдающегося кинооператора-авангардиста Михаила Кауфмана было снято в 1929 году в необычном жанре документально-художественного фильма. Здесь почти отсутствуют постановочные кадры, а картина в целом как бы передает поток жизни. Одна из сцен происходит на так называемом "Красном стадионе" – предтече "Олимпийского". Стадион был открыт в 1923 году и располагался на месте нынешней площади перед НСК.

Это была весьма незамысловатая поляна, а трибуны на насыпном валу вмещали порядка 3–5 тысяч зрителей. Однако на "Красном стадионе" по крайней мере до 1933-го проходили футбольные матчи основных киевских команд, в том числе и юного "Динамо". Мы это видим и в фильме "Весной".

Автор фильма показал и трибуны.

Не исключено, что мы видим здесь реальные типажи тогдашних болельщиков.

С 1933 года начал принимать спортивные зрелища стадион "Динамо". Что же касается "Красного стадиона", то после возвращения Киеву статуса столицы Украины его решили ликвидировать, чтобы выстроить новую арену выше по склону Черепановой горы, уже тысяч на 50 зрителей. Это сооружение было готово к лету 1941-го. Его собирались ввести в строй под названием "Республиканский стадион", однако торжественное открытие пришлось надолго отложить – оно ведь было намечено на 22 июня 1941 года...

Поле стадиона опробовали во время нацистской оккупации, а стабильное положение главной спортивной арены Украины он обрел уже после Победы. Послевоенное название Республиканскому стадиону было дано в честь Никиты Хрущева – тогдашнего руководителя Украины, а затем и Союза.

Стадион им. Н.С.Хрущева. С открытки начала 1950-х гг.

Одноярусная чаша трибун имела со стороны Бессарабки разрыв с проходом для зрителей. Склон над стадионом поначалу был пустынным, заросшим травой и кустами.

№ 2. Центр нападения

Фильм "Центр нападения" – спортивная комедия, снятая в 1946 году Киевской киностудией (режиссеры-постановщики Семен Деревянский, Игорь Земгано). Здесь, между прочим, фигурируют и стадион "Динамо", и стадион имени Хрущева. Причем последний показан как арена некоего Городка, куда переехал работать главный герой фильма Андрей Кравченко (артист Виталий Доронин). Он по сценарию – не только классный форвард, но и способный инженер, конструктор мотоциклов.

Вот этот стадион, с которого футболисты уходят в подтрибунное помещение.

Здесь же тренируется и прыгун с шестом.

На пустых трибунах загрустила героиня фильма – врач Лена (актриса Екатерина Деревщикова).

В этом же фильме участвовали такие известные актеры, как Юрий Лавров (тренер), Андрей Сова (молодой футболист Степа) и другие. А в образе футбольного комментатора предстал легендарный Вадим Синявский.

Вернемся на поле нашего стадиона. Здесь идет тренировка футболистов, а у кромки поля мы видим Кравченко (Доронина) и репортера Юру, в котором можно узнать знаменитого Юрия Тимошенко – Тарапуньку.

Так уж вышло, что неизменный партнер Тарапуньки – Штепсель (Ефим Березин) тоже снимался на главном киевском стадионе. Только в другой киноленте.

№ 3. Тарапунька и Штепсель под облаками

Веселый фильм-короткометражка, снятый в 1953 году, как бы показывает Киев с высоты первой городской телебашни (стоявшей когда-то вблизи Малоподвальной улицы), на которую взобрались Тарапунька и Штепсель. Потом Штепсель с помощью зонтика спланировал вниз, чтобы помочь незнакомой старушке найти чиновника-бюрократа, смывшегося в рабочее время на футбол.

И вот мы видим вход на стадион имени Хрущева, куда под звуки марша Блантера устремился поток болельщиков.

Штепселю с бабусей не пробиться. Но артист быстро находит решение. "Пропустите бабушку Голубева!" Толпа немедленно расступается.

"Скажи, сынок, а кто такой Голубев?" – "Правый защитник, мамаша". – "Ага, адвокат, значит".

Играют динамовцы Киева и московское "Торпедо".

Болельщики на трибунах отчаянно переживают.

Переживает и мальчишка, меняющий цифры на табло. По его лицу видно, когда гол забивает чужая команда, а когда своя.

После гола, забитого киевлянами, Штепселю удается найти на трибуне бюрократа и добиться от него нужной подписи для старушки. Однако итог матча, увы, не в пользу "Динамо".

Киевская команда медленно и печально покидает поле.

В таком же минорном настроении зрители (впереди – безутешный Штепсель).

Да и автобус, в котором уезжают игроки "Динамо", больше похож на катафалк...

Тогда, в 1953-м, киевляне очень увлекались футболом, но еще не привыкли к победам и трофеям. Позже, в 1960-х годах у них уже прибавилось оптимизма.

№ 4. Звезда балета

Фильм-ревю был снят на киностудии имени Довженко в 1964 году (премьера состоялась в 1965-м), режиссер-постановщик Алексей Мишурин. Главное действие киноленты – шоу балета на льду во Дворце спорта, но несколько сцен происходят и на соседнем стадионе (к тому времени переименованном в Центральный). Туда пытаются прорваться герой фильма Степан Митин (артист Валерий Панарин) с мальчиком Мишей (Андрей Веселовский). Но контролерша начеку. "Вы куда?! Это же билеты не на стадион, а во Дворец спорта! Этот номер у вас не пройдет!"

На трибунах – множество болельщиков, праздничная атмосфера.

"Пацан, кому букет?" – "Каневе". – "Молодец!"

Звездным сезонам "Динамо" времен тренера Виктора Маслова сопутствовала реконструкция стадиона, проходившая в 1966–1967 годах. Был надстроен второй ярус, и киевский Центральный стадион стал стотысячником. Его измененный облик тоже отмечен в кинематографе.

№ 5. Дед левого крайнего

Лирический фильм, снятый на киностудии имени Довженко в 1973 году (режиссер-постановщик Леонид Осыка), стал бенефисом великого комического актера Мыколы Яковченко. Он играет здесь старого работягу Трофима Бессараба, внук которого Виталий Бессараб – знаменитый нападающий, кумир киевских болельщиков. В этой роли снялся не кто иной, как Анатолий Бышевец.

Вот таким показан в фильме Центральный стадион. Осветительные мачты еще старые, башня подъемника репортажно-информационного комплекса не увенчана олимпийской эмблемой.

А на поле кипят страсти. Играет сборная СССР.

Левый крайний Виталий Бессараб забивает решающий гол.

Но вскоре удачливого форварда "ломают", и с поля он уходит уже при посторонней помощи.

На этом игровая карьера левого крайнего заканчивается. Вот арена Центрального стадиона днем, с пустыми трибунами.

Сюда в последний раз приходит Виталий Бессараб.

Он срывает травинку, а потом садится на зеленый газон и печально медитирует.

Так уходит футбольная эпоха...

(Продолжение следует)

Автор: (Mykhajlo)

Статус: Наставник (1584 комментария)

Подписчиков: 5

10 комментариев
Лучший комментарий
  • Sender Neotesa(sender.neotesa) - Эксперт
    01.06.2020 23:21
    Спасибо!
    Отличная подборка!
    • 3
Комментировать