Пять дней, 11 взлетов и 11 посадок, 7486 километров пути. Корреспондент «СЭ» совершил путешествие по восьми городам, в которых пройдет чемпионат Европы 2012 года.
Шасси небольшого белоснежного самолета мягко коснулось раскаленной и довольно короткой взлетно-посадочной полосы. Мощные струи выхлопов реактивных двигателей вдавили в землю тонкие стебли ковыля и распугали гревшихся на бетонных плитах птиц. Впрочем, покружив пару минут над степью, они вернутся на насиженные места. В течение следующих двух-трех часов их никто не потревожит — семь рейсов в день позволяют аэропорту жить полусонной жизнью.
Выехав с потрескавшейся рулежной дорожки на перрон, самолет остановился перед бледно-розовым величественным зданием, построенным по всем канонам сталинского ампира — псевдодорические колонны, лепнина, барельефы. В качестве приветствия — золоченые буквы «Львiв» на каждом из двух портиков, развевающийся на шпиле желто-синий флаг и тишина.
* * *
Через год перед болельщиками, которые приедут сюда на три матча группового этапа чемпионата Европы, должна предстать совсем иная картина. Здание нового терминала, отвечающего всем международным стандартам, обещают сдать в ноябре нынешнего года. В эти же сроки должны расширить, продлить и вообще привести в порядок взлетно-посадочную полосу, на которую сейчас даже не самый крупный 737-й «Боинг» едва ли рискнет приземлиться. Европейские авиакомпании, совершающие рейсы во Львов, пока предпочитают использовать маленькие турбовинтовые самолеты.
Стройка нового терминала идет ударными темпами, и скоро, говорит губернатор Львовской области Михаил Цымбалюк, здесь можно будет принять воздушные суда из Америки и Китая. Бюджет в 173 миллиона евро, выделенный на это направление, позволяет не экономить на материалах и рабочей силе — если строители успеют, то это будет уютный и современный аэропорт.
Пусть пока здесь только голые стены, строительная пыль и висящие провода коммуникаций. В том, что все будет сделано в срок, в УЕФА не сомневаются. Логично, объект так же важен, как стадион. Это — первое, что увидят туристы, а о силе первого впечатления всем хорошо известно.
Кстати, сталинская эклектика старого здания никуда не денется. Сносить его, к счастью, никто не собирается и даже выделят на реконструкцию около 7 миллионов евро. Вполне разумное решение — построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жолтовского комплекс будет придавать современному аэропорту неповторимый ретроколорит.
* * *
— Hello, my name is Andriy Sadoviy, glad to see you all.
Дело было в конференц-зале львовского отеля «Днiстер», но невольно вспомнился Виталий Мутко и его знаменитый декабрьский спич в Цюрихе. Однако светловолосый мужчина в элегантных очках без оправы и пижонском светло-голубом вельветовом пиджаке поверх клетчатой рубашки на лавры российского министра спорта не претендовал. Произведя должное впечатление на собравшихся иностранцев, он обезоруживающе улыбнулся, развел руками и перешел на родной для себя украинский.
Знакомьтесь, это мэр Львова Андрей Садовый — личность неординарная, противоречивая, но, несомненно, яркая. Вот только некоторые факты из его биографии: предложил возобновить в городе сложившееся в XIII веке магдебургское право; показал с балкона львовской ратуши средний палец участникам оппозиционного митинга; распорядился доплачивать по 85 долларов к пенсии ветеранам Украинской повстанческой армии (УПА).
— Футбол для нас не просто хобби, а предмет всеобщего восхищения, — рассказывал львовский мэр, пока на большом экране менялись красочные слайды. — В 1894 году в нашем городе был проведен первый футбольный матч в истории Польши и Украины — сразились сборные Львова и Кракова. Можете себе представить, как мы рады, что в нашем городе пройдут три матча Euro. Это настоящая гордость!
В ходе пресс-конференции автор этих строк не мог не поинтересоваться у Садового насчет мер безопасности, которые будут приниматься в ходе чемпионата Европы. Ведь еще свежи в памяти события, произошедшие в городе 9 мая этого года.
— Львов — самый безопасный город Украины, — ответил мэр. — Мы станем образцом для всей Европы. Силы правопорядка готовы справиться с любым вызовом. Что касается столкновений 9 мая, то это была провокация, и мы ведем расследование. Серьезно тогда, кстати, никто не пострадал.
* * *
Львовская фан-зона расположится в сердце города — его историческом центре. Прогуливаясь там в компании мэра, который одинаково радушно общался и с журналистами, и с простыми прохожими, мы наткнулись на неожиданные транспаранты. «EURO 2012 СТРОИТСЯ НА НАШИХ СЛЕЗАХ» — гласил один. «НАШУ ЗЕМЛЮ ОТНИМАЮТ БЕЗ КОМПЕНСАЦИИ» — кричал второй. Хозяев плакатов найти не удалось, поэтому узнать, в чем, собственно, дело, было не у кого. Мэр пожал плечами: пусть говорят, что хотят, никто не запрещает. Свобода слова!
Как выяснилось позже, речь шла о поселке, через который — от города к стадиону — пройдет трасса. Жители поселка не соглашаются продавать свою землю, а требуют равноценных участков в том же районе плюс компенсацию. Недавно к делу подключился УЕФА и, по некоторым данным, в ближайшие дни представитель протестующих полетит в штаб-квартиру организации в Ньон для переговоров с чиновниками. Им следует поторопиться, потому что 10-километровая дорога из центра к стадиону и вправду неважная. Общественный транспорт сюда тоже, по сути, пока не ходит.
Зато строительство самой 32-тысячной арены в самом разгаре. Как и в случае с аэропортом, темпы почти стахановские, правда, сейчас готова лишь половина, а точнее — 52 процента стадиона. Каждый день, 24 часа в сутки, на стройке находится до тысячи рабочих. Генподрядчик — та же компания, что занималась «Донбасс Ареной» в Донецке. Частных инвесторов нет, все деньги выделяются из бюджетных средств. За ходом работ постоянно следят несколько иностранных специалистов. В октябре стадион планируют сдать в эксплуатацию, а 15 ноября «Львов-Арена» примет товарищеский матч между сборными Украины и Австрии.
* * *
Донецк — стопроцентный антипод Львова. Не только географический, но и политический, исторический и культурно-языковой. Вдоль улиц проплывают не древние соборы, а суровые цеха заводов, вместо площади Степана Бандеры — старый добрый проспект Ильича, всюду говорят и пишут по-русски, а возраст города насчитывает всего-навсего сто с небольшим лет. Когда князь Даниил закладывал первый камень львовской крепости, на месте будущего промышленного центра Украины простиралось необъятное Дикое поле.
Все эти контрасты особенно заметны, если прилететь в Донецк прямиком из Львова — как это сделали путешествовавшие по городам ЧЕ-2012 журналисты. Столица восточной Украины, кстати, основана иностранцем — валлийским промышленником Джоном Юзом, приехавшим в эти края строить металлургический завод. Именно поэтому до 1924 года город назывался Юзовкой.
Самое важное отличие от Львова в контексте подготовки к Euro — практически готовый новый терминал аэропорта и действующий современный стадион, хорошо известный болельщикам под именем «Донбасс Арены». Основной источник финансирования — не государство, как во Львове или Киеве, а самый богатый человек Украины Ринат Ахметов.
На стадионе, кстати, играет не только «Шахтер», но и национальная сборная. Правда, для желто-синих арену горняков счастливой не назовешь — в трех матчах они не сумели одержать ни одной победы. Последний раз крупно уступили Франции — 1:4. А ведь в Донецке, между прочим, подопечные Олега Блохина проведут как минимум одну встречу группового этапа Euro. Тогда и снимут заклятье?
* * *
Короче говоря, с организационной точки зрения к Донецку вопросов немного. Кто-то, конечно, может поинтересоваться, чем фанатам занять себя в промышленном городе без особых достопримечательностей, но оргкомитет дает на это вполне убедительный ответ: смотреть футбол и болеть за свою любимую команду. Благо, все условия для этого есть — прекрасный стадион, ухоженная территория вокруг него, большой парк культуры и отдыха, где будет устроена фан-зона на 80 тысяч человек.
Плюс к этому организаторы решили разбить в чистом поле так называемый «Кемпинг парк 2012». Это обычный палаточный лагерь с душными клеенчатыми шатрами, разделенными на четыре секции по две кровати, в которых собираются продавать места за 25 евро в сутки.
В эту цену входит бесплатное пользование общим душем, биотуалетами и, возможно, доступ к интернету. Все остальное, включая еду и напитки, за дополнительные деньги. Еще обещают развлечения — футбол, баскетбол, волейбол, а для тех, кто захочет размяться, турники и брусья. Также планируют показ матчей на больших экранах. Задача — разместить 6-7 тысяч фанатов.
Как все это в итоге будет выглядеть, пока сказать сложно, но одно ясно точно: если срочно не поменять подход к исполнению неплохой, но сложно применимой в наших условиях идеи, то, уверен, фанатов не наберется и половины.
* * *
— Геннадий Николаевич, вопросов дико много, готовьтесь!
Пока автобус вез журналистов на очередную пресс-конференцию, женщина из украинского оргкомитета, составлявшая нам компанию и внимательно впитывавшая все настроения, не теряла времени даром — обзванивала знакомых из городской администрации Донецка.
— Все нужно объяснять с улыбкой, они это любят, — продолжала она, заговорщически прикрывая рукой мобильный телефон. — Будут спрашивать про транспорт, гостиницы, обязательно поднимут тему безопасности.
На том конце «провода» слушали внимательно, возможно, даже делали пометки. И позже, на презентации Донецка в качестве принимающего города, нас сразу же завалили цифрами, заранее ответив на все вопросы. Закончены работы на 36 объектах, для решения транспортной проблемы закупят 143 троллейбуса, 25 трамваев, 150 автобусов, под гостиницы переоборудуют целый ряд санаториев.
На следующий день, уже в Киеве, эта неутомимая женщина сделает еще пару звонков, только вот ее дружелюбный тон сменится менторским, и безымянный подчиненный, не успевший вымыть забор на выезде из киевского аэропорта, будет жестко отчитан:
— Ты был обязан проконтролировать! Какое подтверждение? Что ты не знаешь? Ищи кого хочешь, Игоря поднимай, пусть вылизывают забор. Будешь сам обо всем докладывать!
Такое внимание к мелочам, безусловно, похвально, но только если все в порядке с самым главным. Сначала все-таки надо построить само сооружение, а уже потом мыть забор вокруг него. Пока же новый терминал D аэропорта «Борисполь» обещают сдать в конце октября.
* * *
Строительство 70-тысячного Олимпийского стадиона в Киеве, который примет финал, по официальным данным, завершено примерно на 86 процентов. Но в целом впечатление пока такое же, как и от львовской арены, — бетон, арматура, балки, каркас крыши. В Киеве признают, что Олимпийский стадион — самый сложный объект всего Euro. Это не новая арена, строящаяся с нуля, а масштабная реконструкция старой, открытой аж в 1948 году. При этом на работы выделено почти 400 миллионов евро — довольно много для «ремонта».
Генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино уверен, что Супер-Борис и Супер-Григорий, как он называет вице-премьера Бориса Колесникова и президента ФФУ Григория Суркиса, со всем справятся.
— У нас нет сомнений в том, что Киев будет готов в срок. Думаю, что в 2012 году Колесников и Суркис перейдут на новый уровень, и я смогу их назвать Мега-Борис и Мега-Григорий.
— 95 процентов объектов будут сданы уже в нынешнем году, за 7-8 месяцев до турнира, — пообещал, в свою очередь, Мега-Борис. — У нас достаточно времени не только на строительство, но и на исправление возможных ошибок. Впрочем, их быть не должно — над всей инфраструктурой работает серьезная команда специалистов.
И все же самая серьезная команда, по мнению вашего корреспондента, работает не в Киеве.
* * *
Площадь Свободы в Харькове — шестая по величине площадь Европы и одиннадцатая — всего мира. В дни Euro она сможет вместить до 45 тысяч фанатов. С одной ее стороны возвышается 20-метровый памятник Ленину, с другой — новое здание 11-этажного пятизвездного отеля «Харьков Палас», где во время чемпионата Европы будут жить самые важные болельщики и разместится офис УЕФА.
В народе эту гостиницу называют «Ярославская», но российский город здесь ни при чем — дело в том, что главного харьковского богача и филантропа зовут Александр Ярославский. Именно благодаря ему Харьков, а не Днепропетровск, как было задумано изначально, примет матчи чемпионата Европы. Именно его усилия сделали Харьков образцовым украинским городом в глазах УЕФА.
Ярославский, свободно изъясняющийся по-английски, сразу полюбился европейским коллегам. В течение нескольких часов он возил журналистов по городу и лично все показывал: вот 35-тысячный стадион с английским газоном, вот база с несколькими тренировочными полями, вот открытый в августе 2010 года новый терминал аэропорта. Единственная серьезная проблема — пробки, но и она решаема. Просто в районе стадиона «Металлист» сейчас идет ремонт 53 улиц, но когда он будет закончен, движение нормализуется.
Сколько же Ярославский на все это потратил?
— 265 миллионов евро — вот мой вклад в развитие города, — со смехом сказал он на прощание, заходя вместе с нами в самолет. — Не юаней, не йен, не американских долларов, а евро, запомните!
Что ж, поверим на слово, хотя очень похоже, что г-н Ярославский несколько приуменьшил свои заслуги.
* * *
Украину европейская делегация покидала со смешанными чувствами. И вовсе не стадионы или аэропорты смущали коллег — по этой части как раз особых опасений у них нет. Даже несмотря на то, что в том же Донецке есть, возможно, лучшие на восемь городов стадион и база, большинство из опрошенных мною журналистов предпочли бы во время чемпионата Европы жить и работать в Польше.
«Я не могу здесь расслабиться, у меня другой менталитет», — признался корреспондент итальянской La Gazzetta dello Sport. «Никаких предубеждений, но для европейского человека украинские реалии тяжеловаты, Польша нам намного ближе», — вторил ему коллега из голландского Voetbal International. «Хотя это не значит, что она готова лучше», — тут же оговорился он.
Что ж, вполне допускаю, что в Донецке российские болельщики будут чувствовать себя лучше, чем английские или испанские. Вероятно, что и некоторые сборные, которым выпадет жребий играть в Харькове, все равно предпочтут тренироваться где-нибудь в Гданьске. Но неужели это значит, что во время чемпионата организаторам придется прибегать к масштабной футбольной сегрегации по принципу: Запад отдельно, Восток отдельно? Это же противоречит всем принципам УЕФА...
Увы, за год до Euro такие настроения среди моих западноевропейских коллег оказались весьма сильны. Что скрывать: Польша действительно довольно сильно отличается от Украины. Как и в чем именно? Об этом вы прочитаете в одном из ближайших номеров «СЭ».
Спорт — Экспресс
у них и со стадионами проблемы, и с гостиницами. это они только громкие заявления делать могут