(обновлено, см. комментарии)
Ссылка на блог Александра Прутян с вопросами:
http://www.dynamo.kiev.ua/user/prutyan/60316.html
ФизКульт привет, Александр, ещё раз! Взаимно рад общению с тобой, и с другими болельщиками! Прости, что получилось не вечером, как обещал, а несколько позже.
Все 16 лет, которые живу и работаю в Германии, мне посчастливилось заниматься любимым делом: поиграть в футбол в командах различного уровня, организовать и возглавить спортивный клуб, содержать любительскую футбольную команду, пройти практику тренер-селекционер в клубе Бундеслиги, создать фирму занимающуюся спортменеджментом, и главное, в марте этого года, войти в правление Международного фонда развития футбола имения В.В. Лобановского. Так что давайте знакомиться!
Александр, благодарю за актуальные вопросы, и за возможность поделиться своими мыслями. Конечно же я в курсе происходящего в украинском футболе и в любимом клубе. Единственное я, как и ты, болельщик "Динамо" Киев, поэтому незангажированное мнение высказать видимо не получится, но то что касается немецкого футбола в сравнении с украинским, можно попробовать. При этом прошу учесть, что объёмный ответ на твои вопросы в формате сайта не возможен, поэтому буду лаконичен, но откровенен.
1. Рекорды посещаемости в Бундеслиге.
1.1 Высокий уровень жизни.
Финансовое состояние позволяет гражданам организовывать свой досуг. Футбол в Германии - один из самых доступных и раскрученных десятилетиями видов массовых развлечений. Большая часть зрителей на трибунах обычные люди - любители футбола, многие с детьми. На ганноверской 50 - тысячной "АВД Арене" средняя посещаемость тысяч 40, независимо от места команды в турнирной таблице. Стоимость билетов от льготных - 10 евро, до крутых - 70 евро, не считая ВИП, средняя цена примерно евро 25-35 будет.
Считаю, именно в этом, в разнице уровней жизни, основная причина не высокой посещаемости стадионов в Украине. (Наполняемость "Донбасс Арены" для меня не показатель, там совершенно не рыночные отношения, а свои хитропродуманные комбинации. Которые, не будь всем известных возможностей, были бы неосуществимы.)
1.2 Зрелищный немецкий футбол высокого уровня.
Да это так! По-сравнению с украинским - это как небо и земля. При этом бешенная преданность болельщиков к родному городу и клубу, подогреваемые супер рекламой на ТВ и в СМИ.
Кстати, афиш по городу никогда не было и нет.
1.3 Совершенная инфраструктура:
транспортное сообщение, парковка, сервис, безопасность, гастрономия, клубные карты, безналичный расчёт, комфорт, фан-индустрия.
При этом почему-то совершенно нормально воспринимается дефицит парковочных мест; марш бросок в пару километров от метро к стадиону; под чутким контролем конной полиции; очереди в кассах перед матчами; перекупщики с билетиками из под полы; очереди за пивом, а потом в час пик в туалет; стюарды перед глазами через каждые десять метров; бешеные цены на атрибутику и сувениры. Возможно всё это неотъемлемая часть футбола. Ведь так было, и возможно будет всегда.
Может поэтому бывая на матчах в Украине и на родном и уютненьком "Динамо" им. В.В. Лобановского, где главное действие - это футбол, не замечаешь какие-то недостатки. Чесное слово, в Киеве я получаю не меньшее удовольствие от футбола чем в Германии. Скажу больше, просто кайф только от того что находишься среди своих, смотришь живьем любимую команду. А если ещё не в ВИП, то можно семечки по-лузгать и "Оболонью" побаловаться (ничем не хуже немецкого). И так было со мной всегда, ведь не всю жизнь живу за границей. Наверное от человека многое зависит. Знаю немало киевлян и донетчан, любителей футбола, которые разделяют мою точку зрения.
1.4 Активная работа самостоятельных, независимых, региональных фан-объединений,
благодаря см. 1.1
1.5 Работа клуба (на примере "Ганновер 96") с болельщиками:
3-4 раза в неделю открытые тренировки, ежемесячные автограф сессии в массовых местах, регулярные посещения школ города и шефство над ними, товарищеские матчи с любительскими командами (от 5 в год), ежегодные праздники футбола, экскурсии по стадиону, клубные торговые точки (более 10 в городе, около 100 в области), билетные кассы на стадионе и в центре города, интернет билеты, клубные карты, более 30 фирм спонсоров и партнеров в ВИП-ложах.
Уже сейчас особых отличий не много, учитывая отдалённость учебно-тренировочной базы, а с вводом "Олимпийского" и после реконструкции "Динамо" возможности увеличатся, и всё будет "как в лучших домах ЛондОна и ПАрижа".
1.6 Различие между органами управления футболом и лигами в Германии и Украине.
Политическая и экономическая стабильность Германии, соблюдение буквы закона содействует успешной работе футбольных организаций, чего не скажешь об Украине. Остаётся только надеяться, что хуже не будет.
1.7 Значительное ментальное отличие между немцами и украинцами.
Немцы тоже много не работают, но уж если делают что-то, то делают это отменно. Это и даёт повод гордиться собой. Может всё дело в размере "жабы", и в расстоянии от края где хата стоит, до места где ближний руку помощи тянет?
1.8 Незавидное наследство постперестроечного периода.
Тут и комментировать нечего. Всё и так понятно. "Ломать не строить".
2. Тенденции развития "Динамо" Киев, его перспективы.
Давая оценку происходящему в "Динамо" Киев последние годы, и говоря о перспективах на будущее, необходимо учитывать несколько первостепенных факторов:
- грандиозные изменения в сторону коммерциализации произошедшие в мировом футболе за последние лет 10,
- годы разрухи связанные с распадом Союза и всей системы социалистических отношений,
- политический и финансовый расклад сил в стране.
2.1 Мировой футбол
последние годы в корне отличается от того футбола, когда наш клуб одерживал громкие победы и был законодателем мод. Финансовая подоплёка изменила до неузнаваемости спорт номер 1.
Коммерциализация сделала своё дела. Образовалась группа клубов, так называемых - грандов, с фантастически раздутыми бюджетами, и создавшими свой мирок. Ни один клуб из вне не имеет теперь шансов одержать победу в Лиге Чемпионов и даже подобраться к заветному полуфиналу. Исключение составляют команды звёздочки возглавляемые тренерами - гениями (Лобановский - "Динамо" К, Мауриньо - "Порто").
Удивляют (а-ля Газзаев обещавший победу в ЛЧ) желания о больших победах на евроарене, но ничем не обоснованные и оторванные от реалий сегодняшнего дня.
Считаю, не стоит переоценивать последние наши успехи и победы некоторых клубов из бывшего СССР (тем более за счёт чего они порой добивались) в канувшем в лету кубке УЕФА.
Лига Европы - уже другой турнир. Хочется надеяться престижность его будет с каждым годом, за счёт финансовых вливаний, значимее.
Так же надеюсь на реформы УЕФА, затеянные Платини и вскоре вступающие в силу, направленные на выравнивание бюджетов клубов, что позволит вернуть футбол в среду спортивных состязаний, а не борьбу кошельков.
2.2 Распад СССР
нанёс невосполнимый ущерб футбольному хозяйству. Потеряно целое поколение футболистов, а затем мажоры хлынувшие в футбол нарушили систему естественного отбора по спортивному принципу, что тоже не способствовало повышению уровня отечественного футбола.
Ещё великий Лобановский сказал, что в современном футболе без легионеров не обойтись. Валерий Васильевич сам столкнулся с проблемой формирования команды в последние годы, и не от хорошей жизни прибегнул к услугам иностранных футболистов. Правда Мэтр ещё тогда предостерёг от покупки дорогих звёздных футболистов, которых могут в лучшем случае привлечь большие деньги, но не перспективы профессионального роста. Предвидя ещё большие сложности в будущем, он чётко наметил путь развития клуба. Это - подготовка собственных резервов, и приобретение молодых перспективных игроков 18-22 лет, из которых создавать конкурентоспособный коллектив. Этот путь, по его мнению, наиболее рационален для футбола в бывших странах СНГ, и дающий надежду на определенный результат. Хочу подчеркнуть - на определённый результат.
2.3 Политика - Экономика - Футбол.
Или наоборот, разницы нет. Единственное, сейчас расклад не в нашу пользу. Дай Бог, чтобы "сильным мира сего" хватило мудрости давать футболу развиваться естественным путём, а не вершить судьбы людей и целых команд в угоду личных амбиций. К сожалению разыгрывается худший сценарий для нас.
3. Инициативы болельщиков
Буду прям, даже под страхом быть не понятым.
Болельщики "Динамо" Киев с сайта "ДК от Шурика", с моей легкой руки когда-то названные "Шурики", и я конечно в их числе, всего навсего малая часть от всех болельщиков "Динамо". Соответственно мы не отражаем мнение всех болел, и даже не всех посетителей сайта. Да и среди нас нет единства мнений. Кто-то более сдержан в суждениях, а кто-то подвержен повышенной эмоциональности. Это всё нормально, сколько людей столько и мнений. Главное не наносить вред команде. Порой оно как? Вроде хочешь помочь, а оно получается наоборот. Ведь футболисты, тренеры, менеджеры тоже живые люди. Хорошо если они посмеялись и пошли дальше, а если после оскорблений не могут уснуть. Критика и критиканство - разные вещи, а грань между ними очень незаметная.
Я считаю каждый должен заниматься своим делом. Болельщик болеть, и поддерживать свою команду, и в радости, и в горе. Чем я сейчас и занимаюсь.
По поводу инициатив болельщиков думаю, что сайт не лучший способ для обращения к руководству. Это как крик в никуда. Приемлю более официальные формы общения. Например через фан-клуб или напрямую через секретариат.
Если это не "велосипед" и не "старые грабли", то возможно некоторые идеи могут воплотиться в жизнь. Хотя я мало в это верю, что можно что-то подбросить новенькое. Там ведь не за красивые глазки сидят. Люди чего то добились, осуществили свои идеи. Наверно они, уж точно не глупее нас с вами.
Ещё одно. Все же для более глубоких суждений необходимо находиться внутри команды. Из вне велика вероятность ошибиться. Это касается и меня, и всех болельщиков.
4. Реакция на интервью господина Несенюка.
Коллег не принято обсуждать, и я не буду, всё же я не только болельщик. Коротко, меня особо ничего не резануло. Форма подачи информации и стиль общения - да! Но я заметил, что на подсоветском пространстве так принято. Какой-то приблатнённый стиль. Так на сайте тоже самое.
5. Почему Гарра Дембеле подписывает контракт с "Фрайбургом", а не с Динамо?
Мне кажется и сейчас в "Динамо" и "Шахтёре" не мало нашлось бы желающих перейти в тот же "Фрайбург" под меньшую зарплату и без возможности играть в еврокубках. Это от амбиций зависит, ну и от страны обитания не в последнюю очередь. Шейхи арабские тоже почему-то какие-то "Болтоны" выбирают. Вот только почему?
Итог: При моём оптимистичном характере, по-поводу "Динамо" я настроен пессимистично. Исхожу из выше перечисленных аргументов и реалий сегодняшнего дня. Это как "горе от ума". Но думаю это лучше чем тешить себя иллюзиями на фоне былых побед, а потом биться в конвульсиях.
С уважением, АО
P.S. Оставляю за собой право удалять флуд.
С Сабо ладно - он человек нервный и, одновременно, очень упрямый...)
И с Газзаевым мне тоже понятно - команду реально тренировал не он, а Милевский и К. Неформальный лидер наш))
Вообще, в команде есть неприкасаемые. Догадаетесь с первого раза. Может, им И.М. Суркис что-то задолжал?
Давно их можно уже отдать "в добрые руки", "звезд" наших....Так никто же не берет.
Без мотивации, без желания, без горения в глазах и сердце, а команде "Динамо" Киев делать нечего.
Но если вам так уж хочется, то все-таки советские методы лучше работали, когда игроку можно было пообещать сослать "выводным собаки на Камчатку", чем когда игрок ездит на Феррари. Поэтому вам с таким подходом сперва придется заняться устройством политико-общественного строя страны - :)
Не могу пройти мимо, когда речь идет "о формировании команды по Лобановскому"...)
Наверное, Вы вряд ли знакомы с моей точкой зрения по этому "животрепещущему" вопросу", но еще раз хочу подчеркнуть, что нам (главному тренеру, всему тренерскому штабу) нужно научиться работать с теми, кто есть)...
Ведь они, по большому счету, не последние в своем роде футболисты - "они ведь не бездельники и могли бы жить..., им бы понедельники взять и отменить..." .
Мне кажется, весь вопрос в тренерском подходе, харизме тренера, авторитете в глазах игроков и, как следствие, в тренировочном процессе, возможно,в индивидуальном подходе к каждому...
Почему у Лобановского это получалось? Я понимаю, что он один.И на все времена.
Но он показал, похоже, единственный правильный путь достижения результата. Без иностранцев. Это не для нас. Мы не Европа, не Германия, Испания...Они не для нас.Советский менталитет и должен по-прежнему базироваться на жестких советских подходах. Авторитарных, если хотите. Другого пути я пока не вижу.
Посмотрите,в середине 90-х вернулся Лобановский (в новое время!), и почти с теми же игроками за короткий срок стал выигрывать все подряд...., нет, громить всех подряд. В разные годы его игроки говорили примерно одно и тоже: "выходили на матч как лошади...". В смысле физической мощи и уверенности в себе. Значит, можно.
Рецепт надо знать.
Здравствуйте!
На мой взгляд Вы совершенно правы. Роль тренера всегда имела большое значение в футбольном коллективе, а в современном футбола она главенствующая как никогда.
Не думаю, что нам нужно отказываться от легионеров совсем, опять же если ссылаться на Лобановского.
Уверен советские методы сегодня не актуальны.
Рецепт надо знать, и даётся он откуда-то с Выше, и то не всем.
______________________________
Принципы формирования команды, основанные на подготовке собственных резервов, которые вы приписываете Лобановскому, не соответствуют действительности. Хороши ли были его принципы, основанные отнюдь не на местном таланте - другой вопрос.
А кого из футболистов вы видете реальным усилением Динамо?
Можно ли на выделенные Суркисом 40 милионов реально усилится?
Причем это долгосрочная программа и опыт , который долгое время себя оправдывает , при этом на академию в год тратит до 30 миллионов евро :)
Да, действительно - не получилось!
"...там совершенно не рыночные отношения, а свои хитропродуманные комбинации..." ПОЧТИ ВСЕ эти хитропродуманные комбинации Вы перечислили в п.1.2. - 1.5.
А именно:
- мощная рекламная компания в СМИ, а также на афишах, биг-бордах;
- открытые тренировки , посещение школ, интернатов с проведением уроков футбола игроками ОСНОВЫ ШД;
- сервис, безопасность, гастрономия, парковки, клубные карты, льготы, скидки, безналичный расчёт, спонсоры в VIP ложах , всё это присутствует в полном объёме;
- экскурсии по стадиону, клубный музей, множество клубных магазинов (как отдельных, так и отделов ВО ВСЕХ крупных магазинах города);
- множество касс продажи билетов, множество распространителей (реализаторов) по всему городу, продажа билетов через сеть газетных киосков, продажа билетов во многих барах и магазинах;
Доводится часто читать суждения в основном Киевских болельщиков о посещении ДА "на шару". Более 20 лет покупаю абонементы, имею массу друзей знакомых, сослуживцев посещающих стадион, и ни разу не наткнулся на эту самую шару. Впрочем можете этому не верить, может быть я просто невезучий.
P.S.
Считаю дурным тоном поверхностное, тем паче негативное суждение по вопросу, как минимум недостаточно изученному.
РОЛЬ И УЧАСТИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Председатель Комитета Государственной думы
Российской Федерации по туризму и спорту А.С. Соколов
Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, местные органы власти, организационная структура управления спортом, Земля, финансирование спорта, спортивные сооружения, бюджет, коммуна.
Сегодня в отличие от 60-80-х годов огромную роль в развитии физического воспитания и спорта в ведущих спортивных державах мира начали играть местные органы власти. Это относится ко всем территориальным органам управления в разных странах: провинциям, графствам, штатам, округам, землям, воеводствам, гминам, муниципалитетам, коммунам и общинам. Причем речь идет обо всех сферах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, начиная с физического воспитания в школах, спорта для всех и спорта высших достижений и кончая профессиональным спортом. Однако во многих странах это участие осуществляется по-разному.
В связи с тем что российская система организации и управления физкультурно-спортивным движением перешла к территориальному принципу, зарубежный опыт в этой области, несомненно, для нас полезен и интересен. Особый же интерес представляет опыт Германии и Франции.
Германия. В соответствии с Конституцией (ст. 30) и федеративной структурой Германии содействие спорту в стране является прерогативой Земель. В настоящее время (после объединения с ГДР) их 16, в том числе 5 новых Земель в бывшей ГДР. Отметим, что в четырех Землях (Бранденбург, Северная Рейн-Вестфалия, Саксония и Тюрингия) занятия спортом гарантируются конституциями Земель, а в пяти - приняты законы "О поддержке спорта".
Организационная структура управления спортом в Землях представлена на схеме:
Правительства Земель практикуют тесное сотрудничество с федеральным правительством и национальными спортивными организациями, а также городами, общинами и коммунами. В соответствии со своей автономией организационные вопросы в Землях решаются по-разному, но приоритет отдается следующим направлениям:
- спорт в школах и подготовка преподавателей физвоспитания;
- студенческий спорт;
- спорт для всех, и прежде всего среди молодежи, женщин, пожилых и инвалидов;
- строительство, модернизация и содержание спортсооружений;
- содействие спорту высших достижений;
- помощь спортивным клубам и командам.
Следует подчеркнуть, что в Германии нет единой структуры управления спортом на земельном уровне. Она, да и механизм регулирования спортом значительно отличаются в разных Землях. В ряде Земель (Баден-Вюртенберг, Мекленбург - Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Саксония, Саксония - Анхальт) за развитие спорта отвечают министерства по делам культов, в других (Бавария, Бранденбург, Гессен, Шлезвиг-Гольштейн) - министерства по делам образования, науки и искусства, по вопросам образования и спорта, по делам женщин, труда и социального порядка и т.д., в Тюрингии - Министерство по социальным вопросам и здравоохранению, в Рейнланд-Пфальце - Министерство внутренних дел, а в Землях Бремен и Гамбург - сенаторы по внутренним делам и т.д.
Как отмечал в своем выступлении на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации (19 ноября 1996 г.) представитель Министерства внутренних дел Германии П. Гласс, "Земли отвечают за спорт на местном уровне (спорт для всех, школьный и университетский спорт), а также за поддержание спортивных учреждений и инфраструктуры. Кроме того, на наш взгляд, одна из основных задач Земель - обеспечение равных условий для занятий спортом в разных населенных пунктах.
Откуда Земли берут средства на развитие спорта? Это прежде всего средства налогоплательщиков из федерального и земельного бюджетов. Кроме того средства поступают от лотерейных обществ и организаций. Причем в разных Землях эта процедура происходит по-разному. Так, в Баден-Вюртенберге эти средства отчисляются через госбюджет полностью, в Баварии, Рейнланд-Пфальце, Шлезвиг-Гольштейне - большей частью. В Гессене и Северном Рейне-Вестфалии лотерейные общества часть денежных средств переводят спортивным союзам напрямую. Оборот лотерейных обществ составлял в начале 90-х годов около 9 млрд. марок в год. Примерно 40-60% из них шло на содействие спорту в Землях.
Следует подчеркнуть, что только 1/6 расходов на спорт покрывается за счет доходов спортивных организаций Земель. Это в основном доходы от налогов на тотализатор, на спортивные лотереи, от спортивных сооружений и т.д. Так, в 1991 г. такие доходы составили более 250 млн. марок.
В стране существует 11 различных программ поддержки спорта, которые отличаются историческими, финансовыми и территориальными особенностями. Эти программы решают в федеральных Землях четыре основные задачи: 1) содействие строительству спортивных сооружений; 2) развитие спорта в школах и вузах; 3) содействие спортивным организациям, и прежде всего спортклубам и командам; 4) помощь особым группам населения (инвалидам, заключенным, иностранцам и т.д.).
Строительство и реконструкция спортсооружений - одна из значительных статей расходов Земель и муниципалитетов. На эти цели расходуются миллиарды марок.
Большое место в деятельности Земель занимает содействие спортивным организациям. Причем помощь оказывается только тогда, когда собственных средств для решения поставленных задач у этих организаций не хватает. Эти субсидии используются для оплаты административных расходов, приобретения спортивного инвентаря и оборудования, выезда спортсменов на соревнования, проведения учебно-тренировочной работы и организации соревнований.
Для поддержки занятий спортом лиц в специальных группах в стране появились новые программы - "Спорт как профилактика заболеваний", "Спорт для осужденных", "Спорт для безработных", "Спорт для наркоманов", "Спорт для иностранцев" и т.д. Подчеркнем, что конференция земельных министров спорта объявила оказание помощи этим спецгруппам одной из основных целей государственного финансирования.
Муниципальные органы власти в округах, городах и общинах считают себя первыми помощниками в деятельности спортклубов. Общины и города бесплатно предоставляют муниципальные спортсооружения в распоряжение клубов, несмотря на значительные расходы по их содержанию и аренде.
Конгресс Немецкого гимнастического союза в 1994 г. потребовал включения в уставы территориальных коммун пункта "Содействие спорту", развитие которого с тех пор стало обязанностью коммун.
Кто же в немецких общинах (коммунах) принимает решение по узловым вопросам содействия спорту и как протекают процессы принятия решений по спортивной политике на местах?
Отвечая на этот вопрос, исследователь Крамер, опросившая 152 руководителя различных спортивных ведомств, подчеркивает, что "Совет общин все больше превращается в орган ратификации решения политических кругов. Данный опрос показал, что местные партийные организации, руководители которых зачастую возглавляют общественные спортивные организации, оказывают сильное влияние на принятие решений в области спортивной политики.
Начиная с 1974 г. социал-демократическая партия Германии (СДПГ) утверждает документ под названием "Поддержка спорта. Основные направления", который формулирует принципы спортивной политики СДПГ.
Для примера возьмем развитие спорта в Земле Рейнланд-Пфальц. Здесь вся работа осуществляется на основе "Земельного закона об общественном содействии спорту и рекреации".
В этой Земле проживает 1,3 млн жителей и действует 5888 спортивных и гимнастических клубов. Более 500 тыс. человек занимаются неорганизованным спортом. Ежегодно из земельного бюджета на развитие спорта выделяется более 30 млн марок. А начиная с 1990 г. Земельный спортивный союз получает средства на свою деятельность из доходов определенных лотерей, проводимых обществом "Спорт-тот о Гмбх".
В 1989 г. при поддержке правительства Земли был учрежден Фонд содействия спорту, выполняющий две конкретные задачи: 1) оказывать поддержку элитным спортсменам и спортивным клубам, работающим в области спорта высших достижений; 2) способствовать работе олимпийского опорного центра в Майнце.
Основу спортивного движения в Германии составляют спортивные клубы. Не случайно Немецкий спортивный союз развернул в 90-е годы кампанию "Спортивный клуб - это выигрыш для каждого". К 2000 г. планируется увеличение числа клубов с 84 до 100 тыс. с 30 млн занимающихся.
Спортивные клубы предлагают сегодня около 240 видов физической и спортивной активности. По подсчетам экономистов, их деятельность с годовым оборотом в 2,5 млрд. марок влияет на экономику страны в общем размере 17 млрд. марок в год.
В 1996 г. состоялась вторая Всегерманская конференция на тему "Спорт и здоровье в спортивном клубе", на которой обсуждались вопросы оказания им помощи.
Почему же спортивные клубы стали фундаментом немецкого спорта? Это связано не только с приобщением населения к спорту и с традициями, но и со сложившейся системой налогообложения. Важнейшей правовой основой для налогообложения спортивных клубов в Германии является право считаться общественно полезной организацией, что регулируется § 1 - 68 налогового законодательства, дающего определенные налоговые льготы. А по закону о содействии спортивным клубам от 18 декабря 1989 г. им предоставлены значительные льготы. Подчеркнем, что около 5,5 млн немцам, добровольно работающим в области спорта, ежегодно снижаются суммы выплачиваемых налогов в размере 2400 марок на каждого.
В начале 90-х годов расходы коммун на спорт в Землях составляли 7,07 млрд марок в год.
Во многих коммунах ежегодно или на какой-то определенный период разрабатываются директивы содействия спорту. Особо оговариваются в таких директивах ассигнования коммун на текущие расходы. Как правило, во всех директивах имеются пункты, касающиеся содействия школьному спорту.
Франция. Спортивное движение Франции построено как по вертикальному, так и по горизонтальному подчинению.
В стране 22 региона, 90 департаментов и 36 тысяч коммун. В крупных городах действуют муниципальные спортивные ассоциации. В середине 90-х годов их насчитывалось около 700. При большинстве из них имеются Дома спорта или муниципальные спортивно-оздоровительные центры. Деятельность этих ассоциаций координируют муниципальные отделы спорта.
Известный французский экономист В. Андрефф подчеркивает, что роль местных органов власти и их действия в области физического воспитания и спорта сводятся к трем направлениям:
1) строительство и модернизация спортивных сооружений с учетом потребностей населения;
2) организация различных видов физической активности и спорта для всех групп населения;
3) финансирование.
Спортивные бюджеты муниципалитетов сильно разнятся в том или ином городе и зависят не только от спортивных традиций, наличия профессиональных и других команд, спортсооружений, но и от отношения руководства муниципалитета к спорту. В среднем в провинциях Франции на спорт расходуется 10,33 франка на каждого жителя.
Спортивный бюджет в разных провинциях Франции в 1991 г. представлен в табл. 1.
Таблица 1
Как видно из табл. 1, в бюджетах провинций доля расходов на спорт колеблется от 1,65 до 6,93%, в то время как бюджет Министерства спорта составляет всего 0,18% от общего госбюджета.
Общая сумма ежегодных затрат местных органов власти на спортивно-оздоровительную деятельность в своих областях, городах, регионах и коммунах составляет примерно 22-25 млрд. франков.
Помимо прямых финансовых дотаций государство оказывает местным спортивным организациям и спортсооружениям косвенную помощь в виде освобождения от налогов зрелищных мероприятий, предоставления им права на бесплатную установку буфетов и рекламы на стадионах, а также в виде выделения различных займов.
В городах с населением свыше 50 тыс. жителей действуют муниципальные спортивно-оздоровительные центры. В настоящее время их около 400.
Большое значение в развитии спорта во Франции имеют коммуны. Как правило, подавляющее большинство из них расходует на нужды спорта 5% коммунального бюджета.
В 1995 г. Национальный центр по территориальному общественному функционированию провел анкетирование членов около 400 французских коммун с населением более 5000 жителей. Согласно данным этого опроса большинство коммун отдает предпочтение развитию спорта для всех, уделяя основное внимание содержанию спортивных сооружений, вопросам спортивной политики для молодых (школа, колледж, университет) и оздоровительной профилактике.
Отмечая резкое возрастание спортивных бюджетов коммун, специалисты подчеркивают, что это происходит в основном из-за увеличения зарплаты и штатов спортивных организаций, клубов. Наблюдается также уменьшение количества добровольцев, работающих в спорте без вознаграждения. И это считается тревожным симптомом.
Что же касается непосредственно проведения спортивной политики в коммунах, департаментах и регионах, то ее можно определить следующим образом. Коммуны занимаются развитием спорта в школах, спортивно-оздоровительных клубах/центрах и неорганизованным спортом среди населения, строительством и содержанием спортсооружений, организацией спортивных мероприятий. Департаменты координируют спортивное движение, ибо в его структуре уже есть различные комитеты и федерации, которые занимаются организацией как спорта для всех, так и спорта высших достижений, включая профессиональный спорт, и, конечно, строительством спортсооружений. Регионы выполняют те же функции, что и департаменты, но на региональном уровне.
От размера коммуны зависит и наличие в ней службы спорта. Проведенное в 1990 г. анкетирование показало, что 89% общин, население которых превышает 5000 жителей, имеют спортивные службы.
Согласно расчету, проведенному Национальной федерацией муниципальных спортивных служб, на одного человека, работающего в службе спорта, приходится примерно 1000 жителей.
О том, какое место занимают субсидии центральных и местных органов, нагляднее всего свидетельствует деятельность спортклубов. Следует отметить, что в целом размеры дотаций профессиональному футболу превышают дотации, получаемые от муниципалитетов всеми остальными видами любительского спорта (табл. 2).
Таблица 2
По данным департамента молодежи и спорта Верхнего Рейна, анализировавшего в 1993 г. работу 443 спортивных клубов, их среднегодовой бюджет составлял 122,9 тыс. фр., в т.ч. поступления от соревнований - 29%, членские взносы - 24,1%, различного рода субсидии - 25,1%, спонсорские вклады - 3,2%, другие доходы - 18,4%.
На что же расходовались данные средства? Экипировка и оборудование - 28,4%, проведение соревнований - 23,3%, административные расходы - 13%, транспортные расходы на участие в соревнованиях - 12,4%, зарплата тренерского состава - 12,1%, арендная плата - 10,8%.
Строительство спортсооружений является прерогативой территориальных общин, , в частности коммун. Во Франции больше 90% спортивной собственности принадлежит территориальным общинам (коммунам). Как правило, эти спортсооружения управляются самими коммунами и финансируются ими.
В коммунах существует две формы финансирования спортсооружений: 1) за счет налогоплательщиков; 2) за счет пользователей. Форму выбирает сама коммуна. Как правило, превалирует смешанное финансирование.
Законы, определяющие компетенции территориальных общин (кодекс для коммун, законы о децентрализации 1982 - 1983 гг.), не имеют пунктов о спорте. Закон о спорте (1984 - 1992 гг.) не ставит перед территориями, включая общины, определенной задачи в области спорта. Он лишь одобряет их участие в его организации. Посредничество территориальных общин является скорее политическим выбором в общих положениях о компетенции муниципального совета. Это положение идентично и для региональных советов. То есть избранные на местах органы сами решают иметь или не иметь спортивный орган в своей структуре.
О том, какое значение во Франции придается роли и участию местных органов власти в развитии спорта, говорит и проведение в 1993 г. конференции "Спорт и территориальные общины", а в 1995 г. - форума, на котором присутствовало более 900 участников, на тему: "Какими будут завтра общественные территориальные спортивные органы?"
Из приведенного нами материала видно, что спорт в Германии и Франции уже не может обойтись без помощи местных органов власти.
По нашему мнению, первостепенную роль в развитии спорта в ведущих зарубежных странах играет прежде всего объективное понимание роли спорта в развитии общества, его необходимости в здоровом образе жизни человека. Уже с детских лет у многих людей вырабатывается потребность в занятиях различными видами физической активности и спорта. Занятия спортом в школе, колледже или университете укрепляют эту привычку, превращая ее в потребность. А нормальные условия жизни для большинства населения позволяют заниматься различными видами спорта, не думая о расходах. Именно в этом вопросе - в оказании помощи занимающимся - зачастую многие муниципалитеты и видят свою главную роль.
Появление во второй половине 90-х гг. тенденции сокращения расходов местных органов власти на спорт не служит в рассматриваемых нами странах, да и в России, основанием для отказа в этой помощи. Спорт и местные органы власти совместно ищут новые формы сотрудничества.