пролог:
зима пришла. на улице мороз, дует холодный ветер, все небо заволкло, светлеет поздно, темнеет рано, серые будни. а хочется солнечного света, тепла, зелени, лета.
и только воспоминания о солнечной италии, ее теплым море, памятниками всемирного наследия и самих итальянцев, любящих жизнь во всех ее проявлениях, согревают душу (и еще вливание чего-нибудь горячительного во внутрь).
предлагаю и вам присоединиться к моим безответственным странствиям по городам и весям страны, где растет самый вкусный виноград в европе и где футбол, называемый калчио, это религия.
приезд:
мое знакомство с этой замечательной страной началось летом с ее второго по величине и вероятно первого по значимости города милана: центра промышленности, моды и медиа индустрии, самого богатого из больших городов италии.
коренные миланцы убеждены в том, что пока вся остальная италия занимается своим любимым делом - валяет дурака ("дольче фар ниенте" - сладость ничегонеделания), только они и работают, кормя при этом всю остальную страну: так что, донбасс, пардон, милан - порожняк не гонит!
в амстердаме, откуда я летел, была мрачная погода, моросил легкий дождик (два солнечных дня в голландии - это уже лето удалось), а в милане было солнечно, тепло и приятно.
шаттл-поезд из аэропорта мальпенза доставил меня в огромное монументальное здание миланского вокзала, построенное во времена бенито муссолини - там он встречал гитлера посетившего с официальным визитом италию в 30-е года, где оба диктатора душегубы снюхались. теперь в темных закутках этого здания тусуются наркоманы, а в старых вагонах стоящих на запасных путях обитают нелегалы.
быстро заселившись в гостиницу прямо возле вокзала (эконом вариант) и хряпнув "лагерного" итальянского пивка "настро адзурро" (похоже на наше "оболонь" с зеленой этикеткой) для смелости, пошел знакомиться с италией.
первые впечатления:
первое впечатление, что я попал совсем не в италию, а куда-то в лондонский сити - деловой центр: все куда-то бегут, спешат. совсем несоотвествие с нашим общим представлением об италии и ее размеренной жизни. и только довольно часто встречающиеся по дороге кафешки с мороженным (джелато) напоминали об этой стране.
впечатление улучшилось, когда я вышел на просторную соборную площадь милана (пьяцца дель дуомо) с его фасадом пламенеющей готики, на которой местные тиффози празднуют очередное скудетто одной из миланских "полосатых" команд. это массивное здание, которое строилось почти 600 лет и является второй по величине церковью мира после собора святого петра в ватикане.
любоваться удивительным фасадом этого собора - сокровища европейской культуры, мешала толпа молодых смазливых итальянских девок в миниюбках, сгрутовавшихся возле памятника витторио эммануэле второго, первого короля объединенной италии.
такое влечение этих девчат ("рагацце" по итальянски) к бородато-усатому королю на коне объяснялась не тем, что у него был самый большой "прибор" среди всех правителей голубых кровей того времени: они ждали своей очереди на прослушивание на очередную "реалити-шоу" итальянского телевидения.
девушки были ничего так, но настолько шумные, что я решил спрятаться от него в темную прохладу собора, пройдя через бронзовые двери, со сценами изобращающие историю славного города милан (и его футбольных клубов) за последние несколько веков.
внутри зданий:
внутри стояла статуя святого мученика бартоломео, державшего в руках свою кожу, снятую с него безбожниками варварами более тысячи лет назад - как по мне, лучше уж на девок шумных смотреть. но как настоящий "следопыт", я решил идти дальше: залезть на крышу собора и прогуляться по ней.
недалеко маячилo уродливое здание "торре веласко", а вдали виднелось когда-то самое высокое здание милана и всея италии, небоскреб конца 50-х годов фирмы "пирелли", владелец которого семья моратти "рулила" миланским "интером" более полувека. виды крыш милана соприкосновение с культурой и искусством навело и вдохновило меня на одну умную, я бы даже сказал гениальную, мысль: "надо выпить!"
сказано - сделано. благо что на соборную площадь выходит также одной стороной галерея витторио эммануэле второго: крытый пассаж крест-накрест улиц с магазинами, ресторанами и забегаловками на первых этажах, и офисами или жилыми квартирами на других (не уверен, туда я не забирался). в этом пассаже есть фан-шоп ассоциации футбола (а на самом деле футбольного клуба) "милан", a в одной из забегаловок этой галереи неискусства умницы итальянцы выдумали аперитив "кампари" - вот его, родимого, я и решил тяпнуть.
в самой галерее возле четырех выходов на разных концах света, выложены мозаикой гербы четырех важных городов италии: милана, рима, флоренции и турина. если будете как-то там, дуйте к выходу там бык ставший надыбы выложен - герб турина. аккуратно становимся пяточкой на яйца этому быку и по часовой стрелке делаем поворот на 360 градусов, не убирая пятку с его гениталии: миланцы говорят, это приносит удачу. турин соперничает с миланом как промышленный так и футбольный центр италии, поэтому между ними нет никакой любви.
смелее вперед:
залив горючего вовнутрь, надругавшись над символом одного из больших итальянских городoв и наплевав в душу всем туринцам италии, во мне проснулся дух нигилизма и решительности. я решил: "а кого и чего, собственно говоря, мне боятся?" щас пойду во всемирно известную оперу - "театро алла скала" (у нас она известна по именем "ла скала", школу которой прошел украинский тенор анатолий соловьяненко).
несмотря на лидирующее место в мировой опере, здание "алла скалы" снаружи выглядит довольно скромно. аллы там не оказалось - аллы по-моему требованию для меня не позвали, ну и не впустили меня туда - забастовка работников театра, и как результат оперные представления до конца сезона отменены. следующая остановка -
“модная" улица:
милан столица всемирно известной итальянской моды: все мы слыхали, вероятно, о джорджио армани - милиардере, входящем в десятку богачей италии, джанни версаче, убитого в майами маньяком, "голубых" мальчиках дольче и габана, роберто кавалли, гуччи там всяких и так далее. и если на на одной из улиц милана, вы видите высокую стройную девушку приятной внешности без макияжа на лице - на 100% будьте уверены что это модель (замученная визажистами на показах моды).
и в самом городе, возле пассажа, есть тихая, неприметная улочка, под названием монте наполеоне. людей там мало, почти нет, хотя магазины по одной и другой стороне улицы. магазины всех итальянских дизайнеров, кто есть кто в моде - все самое новенькое, свеженькое, последний писк моды. в эти магазины меня не пустили - не потому что морда у меня была уже пьяная и еще небритая (хотя все может быть), просто туда простым смертным не зайти, а только по приглашению или "записи на прием".
на эту улицу тихо и шурша подъезжают машины премиум класса, оттуда выходят шоферы, открывающие двери дамам, знаменитости или великие мира сего (в италии) и те быстренько заскакивают в одной из таких магазинов. футболисты, некоторые звезды "милана" и "интера" входят в этот список. то ли видение у меня уже было затуманенное "зелёным змием", то ли просто невезуха - но ни с кем из знаменитостей у меня побрататься и выпить на брудершафт не вышло.
а я так уже размечтался о том, как спрошу у нападающего "интера", не-абы-якого пыяка и хронического бухаря, бразильца адриано - "ты меня уважаешь?!" или прошвырнусь по барам и другим злачным местам с любимцем всех миланских женщин кристианом виери!
здоровый образ жизни:
после такого облома, на следующий день, я твердо решил начать здоровый образ жизни прогулкой по пешеходной виа данте в историческом центре (чентро сторико) в милане, до парка сермионе: там, где свежий воздух.
в парке я обнаружил, к своему удовлетворению, множество разных неитальянских девиц, броско и минимально одетых, сидевших на скамеечках как стаи птичек на проводах. на чешском языке таких, например, называют емким и ласкающем мужское ухо словом "шлапка".
но мое внимание в парке больше всего привлекло здание, напоминающее что-то между крепостью и казармами - кастелло сфорческо: дворец рода сфорца (не путать с швейцарским футболистом чириако сфорцей, игравшим за "интер"), рулившим миланом в средневековье. одним из символов этого рода является змея, фигурирующая также на эмблеме машин "альфа-ромео", производящихся в милане, а также она есть одним из талисманов миланского "интера".
" по ленинским местам":
насладившись видами замка, парка и девушек-"шлапок", я решил теперь пройтись по "ленинским местам" города. пардон, по "леонардовским местам" - там, где бывал-живал да винчи в милане. даже стыдно стало: раньше ведь как было - все "туристо совьетико - облико морале", первым делом на экскурсию по местам где работал сам ленин, и только потом по магазинам отовариваться капиталистическим продуктом. а я леонардо оставил напоследок.
а что сам леонардо да винчи, как я его называл в других блогах - пахан движения ренессанса в мире, оставил после себя в милане?
в первую очередь это фреска "тайная вечеря" в тихои монастырской церкви санта мария делле грацие (вход только по записи заранее, количество эксурсантов в день строго ограничено из-за того что их дыхание меняет влажность воздуха, влияющию на состояние этой фрески). в миланском национальном музее науки и технологии есть модели его изобретательского гения, а в библиотеке амброзианы (кстати, название миланского "интера" во времена муссолини - тот считал "интернационале" слишком коммунистическим) его книги. Леонардо также оставил в милане систему каналов, построенных по его чертежах и огромные, я бы даже сказал гигaнтские, статуи коней (?!)
храм футбола:
ну и на десерт: посещение "кафедрального собора" футбола в милане - стадиона "сан сиро". очень впечатляющий стадион, как "камп ноу" в барселоне, только по другому.
с тех пор как добавили крышу над трибунами перед домашним чeмпионатом мира в 1990 году, на стадионе не прекращаются проблемы с газоном поля, его качеством - туда перестал попадать солнечный свет, трава растет в неестественных условиях и ничего поделать с этим не могут вот уже несколько десятков лет.
стадион делят обе миланские команды: обычно в чемпионате, когда одна играет тур дома, другая в это время колесит где-то гостях. кроме того когда встречаются обе команды друг с другом. тогда - ховайся в жито!
миланские тиффози люди буйные: когда их любимая команда забивает гол - скачут аки обезьяны дикие. самым шиком среди них, находясь на первом ряду второго верхнего яруса, забраться на перила, держась за них только ногами, и в то же время размахивать во всю руками, дирижировать толпой болел, спиной к самому полю: не знаю, были ли жертвы среди таких "дирижеров" - лететь вниз головой в первый ярус это ужасный конец без вариантов.
стадион еще называют "джузеппе меацца", по имени легендарного нападающего "интера", капитана сборной италии - дважды чемпионов мира в 30-е годы, который заканчивал свою карьеру в "милане". но об этом и о истории этих легендарных клубов, членов "полосатой мафии" как их называют в италии, грандов европейского и мирового футбола, подробнее во второй части.
постскриптум:
написАл что надо пить в милане, а чем акусывать забыл - не порядок! котлета по-милански: телячья отбивная обваленная в хлебних крошках и зажаренная - очень напоминает венский шницель по виду и вкусу. или паста (так итальянцы называют свои макаранные продукты разных видов - спагетти, например) по-милански с сардинками в томате: рецепт от южан иммигрантов из бедной сицилии тысячами приезжавших на заработки в индустриально развитый северный милан. ну и запиваем это все (ну снова неудержался!) дешевым красным шипучим вином ламбруско, производящимся на юге провинции ломбардия (столица милан).
між іншим. в нац гімні Італії є доволі неоднозначна згадка про якихось козаків з Австро-Угорської імперії
Італійці як очерет, що гне
Мечі найманців:
Австрійський орел
Уже втратив оперення.
Кров Італії
Кров поляків
Він пив разом з козаками,
Але це обпекло його серце.
що б це означало?
А щодо поляків - вони (армія крайова, або те що від неї залишилося після захоплення польщі німеччиною та срср), разом з британцями та американцями визволяли італію від гітлеровців та понесли великі втрати захоплюючи такі містечка як монте кассіно та його монастир що стоїть угорі.
від міста нічого не залишилося, отже його збудували знов за декілька сот метрів від там де воно було раніш. а у поряд чоловічим монастирем є меморіальне польське кладовище з білим орлом на вході
приємна зимня погода є у Римі чи на південь від нього, до яких сподіваюсь ми колись дійдемо.