Пауза в еврокубках породила некое затишье на местном сайте.
В ожидании матча Динамо-Шахтер противоборствующие стороны отложили в сторону мышки и клавиатуры до того самого момента, когда снова можно будет лихо писать блоги на тему «Кто так играет?», «Тренера – в отставку» или «Верю в команду» и «Дайте поработать».
В ожидании очередных шедевров литературно-аналитического искусства, некоторые блоггеры увлеклись прикладной Мифологией.
Почитал я их, и так захотелось написать что-то умное, что поразмыслив целых тридцать секунд, я и набросал нижеследующий текст. Умно не получилось. Зато недостаток умничания с лихвой заменяет количество написанного. Но писать же что-то надо, а то Томар снова упрекнет в недостатке фантазии.
Мое почтение докладчику ДимасикС, автору блога «Развеян ли миф» http://dynamo.kiev.ua/user/Dimasiks/71449.html. Весьма недурственное развеяние мифа о развеянии мифа с использованием вполне научного подхода.
Увы, я не настолько одарен, как вышеупомянутый докладчик, равно как и Вал.Динамо, и не смогу блеснуть математическими выкладками, да и статистическими данными не порадую. Ибо согласно одного давно известного мнения, есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика. К сожалению, в некоторых вопросах она весьма спорное «подспорье». Особенно в вопросе посещаемости стадиона.
Я ни в коем случае не дерзну состязаться в красоте слога с вышеупомянутыми авторами, ибо я – профан, один из тех, кого присутствующие здесь спецы презрительно кличут «недоболела».
Может быть, так оно и есть.
Но вернемся к посещаемости.
Начну по порядку. И начну издали.
Родился я в… не, пожалуй, не настолько издали.
1996 год. Атланта. Олимпиада. Владимир Кличко. Тогда я впервые узнал о украинском боксе. Да и не только я узнал о боксе благодаря победам братьев Кличко.
Регулярное пускание под откос всякого рода «экспрессов» сделало их кумирами миллионов. Многие из тех, кто ранее даже не отличал джеб от хука, начали радостно рассуждать о пользе апперкота и истинном смысле фразы «хороший удар по печени заменяет кружку пива».
Подчеркиваю: именно регулярные победы позволили Кличкам собирать стадионы. А отнюдь не разговоры типа «для тех, кто не понимает – идет процесс подгонки резинки от трусов» или «я много махал руками, но по сопернику так и не попал. Наверное, нефарт».
Пиар был уже гораздо позже, когда о них знал весь мир. Но «вначале была победа».
Благодаря победам братья Кличко – уже раскрученный бренд. На них ходят уже просто потому, что они – Кличко.
Теперь о маркетинге.
Небезызвестный Филипп Котлер, заложивший основы маркетинга в своем фундаментальном труде «Основы маркетинга», утверждает, что любую вещь или услугу можно выгодно продать. Умельцы могут продавать даже воздух. Яркий пример – консервы с «воздухом майдана», продававшиеся на Крещатике после оранжевой революции.
Проще говоря, умеючи можно кому угодно втюхать что угодно. Но и втюхать можно по-разному.
Например, тщательно культивируя слухи о мощи предстоящего соперника. Этож дважды чемпион Болгарии, гроза «Оцелула» или еще какого-нибудь «лула», широко известного среди своих немногочисленных фанов гранда мирового футбола. Матч еврокубковый. Все вроде тип-топ, явка болел обеспечена. Но не все так просто, господа.
Наука маркетинга настолько сурова, что требует, чтобы результаты покупки соответствовали ожиданиям от покупки (проще говоря, если Вы покупали мерседес, а Вам продали нечто напоминающее «Запорожец» Вы вряд ли останетесь довольны). Несоблюдение этого правила может привести к потере клиента и повторной покупки не будет.
Таким образом, получив сиюминутную прибыль можно потерять стабильный доход (например, в виде регулярных посещений болелами стадиона).
Что ожидает болельщик, приобретая билет на футбольный матч?
Приятного времяпровождения. Возможно, даже в кругу семьи.
Непередаваемой атмосферы стадиона. Гула Голосов. Криков Ультрас. Флагов с портретами Бандеры или Шухевича J.
И, конечно же, ФУТБОЛА. То есть созерцания того, как две команды путем филигранных пасов и хитрых комбинаций вколачивают красивейшие голы в ворота друг друга. Для полного комфорта желательно чтобы свои забили хотя бы на один больше. По достижении всех упомянутых факторов болела достигает определенного уровня эйфории и готов возлюбить даже ближнего своего. Даже если этот ближний – Несенюк.
Что же он получает в действительности?
Уладив все недоразумения со скидками билетами и абонементами, с трудом преодолев пресловутые турникеты (которые, как утверждают некоторые болелы, созданы скорее для того чтобы НЕДОПУСТИТЬ болел на стадион) болельщик видит одиннадцать футболистов, которые с резвостью черепахи пытаются затолкать мяч в ворота соперника. И когда это им все-таки удается, оказывается, что соперник поступил точно также, только на полчаса раньше, в результате чего результат матча классифицируется как «боевая ничья».
Естественно, болела почувствует себя слегка «обманутым» в ожиданиях. Станет ли он брать билеты на следующий матч? С точки зрения маркетинга – нет. Если, конечно, он не ультрас и не владелец абонемента.
Конечно, есть много других факторов, побуждающих человека совершить покупку и прямо влияющих на посещаемость. Все необходимо – и рекламные кампании, и система скидок или бонусных предложений, поддержание порядка на стадионе, удобные сиденья, чистые туалеты… Вообще, необходимо делать все, чтобы болельщик чувствовал себя человеком. Это то, что «ИМС и Ко» никак не хотят признавать.
Наверняка все помнят достаточно свежее английское дерби со счетом 8:2. Насколько мне известно, проигравший клуб компенсировал фанатам результаты «неудачного» выступления своих футболистов. Пойдет ли фанат на следующий матч? Конечно.
Но это не столь важно, как сама игра.
Для тех же, кто все же не уверовал в необходимость побед клуба для повышения посещаемости спортивных соревнований – читаем выше историческую справку о братьях Кличко.
мне действительно понравился Ваш блог, кроме шуток.
Изначально я не намеревался встревать в Ваш с ВалДинамо блогодиалог, но поразмыслив достаточно долго я решил осветить проблему с несколько иной стороны.
В любом случае, спасибо за отзыв.
Предыдущих авторов на эту тему, каюсь, не читал, вернее, начинал, но не осилил, видимо, сыграл роль тот же пресловутый низкий С.У.
А по посещаемости, вернусь к своему, невоспринимаемому предыдущими авторами примеру. Заря в сезоне 72-го года, когда стала чемпионом, собирала, в среднем, на своем маленьком стадионе, по 30-35 тысяч, примерно так же было и в Днепропетровске в годы чемпионства Днепра. Мой вывод: для наших болельщиков, прежде всего, игра и положительный результат, а туалеты, барабаны и прочая фигня - на адцатых местах. Еще болельщика может привлекать отдельный яркий игрок, каким, к примеру, был Стрельцов.
Спасибо за блог!
Но есть местные особенности вполне конкретных регионов.
Есть Киев с его представлением об "игре".
Т.е. команда может быть ОЧЕНЬ звездной, классной, недавно сокрушившей Барселону или Реал, а на ее игры в ЧУ придет не 60 000, а жалких 5 000 человек.
Посмотрите этот ролик, игра с Днепром 1998 год.
http://www.youtube.com/watch?v=r3ENMqXvQCU
Неужели эти игроки НЕ ЗАСЛУЖИВАЛИ полных стадионов?
А если заслуживали, почему пустые трибуны?
Это не статистика, не рассуждения, это реальные кадры посещаемости игры команды, сокрушавшей Барселону и игравшей по полуфинале ЛЧ.
Конечно, популяризация футбола в целом и Динамо в частности, должно присутствовать. Но представьте рекламу: Вчера "Динамо" взуло "Барсу" 3:0. Вызовет ли ажиотаж ответка? Безусловно.
Что касается Днепра - согласитесь, Днепр не Барса. Как правильно писал ДимасикС, уровень футбола, демонстрируемый соперником то же фактор, сказывающийся на посещаемости.
Альтернатива - вон Клоз вчера на хоккей ходил. Давайте повышать посещаемость за счет шарового входа и стучащих барабанов.
Как только халява закончится, все эти халявные посетители исчезнут вместе с ней.
Из цепочки выпала одна команда - Динамо Киев. Ладно, Вы не желаете посещать игры команды ДК Семина. Ну не нравится Вам игра, дело вкуса.
Но вот команда Лобановского 1998 года, что с ней? Почему ее ИГНОРИРОВАЛИ, в матчах ЧУ?
Киевский болельщик ведь именно игры этой команды (ДК) игнорировал.
Потому, что рассказывая, "ну кто такие Днепр, Зирка, СК Николаев", болельщик пропускал игры команды Динамо Киев.
Так ли уж НЕДОСТОЙНЫ были игроки ДК того времени, из игра, чтобы прикрываясь "не тем соперником" и прочими отмазками, болельщики игнорировали команду?
Может таки нужен маркетинг для привдечения ДРУГИХ болельщиков, которые оценят шоу, сервис, желание провести ткаим образом время с семьей?
Барселоне тоже не повезло с соперником Осасуна, но на 8:0 пришел полный стадион.
И так на каждый матч, хотя есть откровенно слабые соперники.
Ответ - конечно, достойны. Но, видите ли, Барса, как и Кличко - это раскрученный бренд. На нее ходят по-любому. А еще потому, что 8:0. А не вымученные 2:1.
Кроме того, простите великодушно, не смотря на разницу во взглядах не вижу причин относить Вас к людям типа Чертополоха. Еще раз подчеркиваю - победоносность - фактор важный, но отнюдь не единственный.
"Конечно, есть много других факторов, побуждающих человека совершить покупку и прямо влияющих на посещаемость. Все необходимо – и рекламные кампании, и система скидок или бонусных предложений, поддержание порядка на стадионе, удобные сиденья, чистые туалеты…"
Все это надо. Но согласитесь, говорить придите на стадион поддержать проигравшее вчера Динамо и придите на стадион посмотреть на разгромившее вчера МанСити Динамо - это реклама совершенно разного уровня.
Представьте рекламу Запорожца и Мерседеса. Какая из них вызовет больший интерес?
Динамо надо побеждать, тогда и "маркетинг" даст результаты гораздо быстрее...
за последний сезон - ни разу не посещал стадион. Принципиально. Не хочу платить деньги за игры типа "казанского разлива"... жду обвинений в "недоболелости":)
учетная запись этого пользователя была удалена
Представьте, тот кто просто просматривает результаты матчей, видит счет Ильичевец-Динамо 8:2. Вызовет ли у него интерес следующий поединок этих команд? Несомненно...
О просмотре игр МанСити - любой болела знает (даже такой профан, как я), что команды английского чемпионата на порядок выше наших доморощенных команд. Это так сказать аксиома.
В чем собственно, противоречие?
учетная запись этого пользователя была удалена
конечно горожан... странно представить такой ажиотаж если бы матч был с тем же Кремнем...
читайте блог, там все написано:
"И, конечно же, ФУТБОЛА. То есть созерцания того, как две команды путем филигранных пасов и хитрых комбинаций вколачивают красивейшие голы в ворота друг друга. Для полного комфорта желательно чтобы свои забили хотя бы на один больше. По достижении всех упомянутых факторов болела достигает определенного уровня эйфории и готов возлюбить даже ближнего своего. Даже если этот ближний – Несенюк."
странно, что не любите словоблудия. Вы уже битый час этим занимаетесь :)
Штампы как раз и придумывают для того, чтобы долго и нудно в очередной раз не объяснять очевидные вещи.
весьма показательно на мой взгляд, и приводит меня к мысли, что Ваши "изыски" не более как попытка вызвать меня на написание оскорблений в Ваш адрес.
снова повторюсь,
"две команды путем филигранных пасов и хитрых комбинаций вколачивают красивейшие голы в ворота друг друга."
вырывание фразы из контекста и требование объяснений может продолжатся до бесконечности.
Хотите доказать мою неадекватнось? пожалуйста.
Читайте блог:
"ибо я – профан, один из тех, кого присутствующие здесь спецы презрительно кличут «недоболела»."
Там все написано. И никаких доказательств не нужно.
Филип Котлер "Основы маркетинга".
Лично я почерпнул все знания о маркетинге именно там. Там же все необходимые ссылки на первоисточники.
учетная запись этого пользователя была удалена
"Конечно, есть много других факторов, побуждающих человека совершить покупку и прямо влияющих на посещаемость. Все необходимо – и рекламные кампании, и система скидок или бонусных предложений, поддержание порядка на стадионе, удобные сиденья, чистые туалеты…"
Я не утверждаю, что игра единственный фактор. Я говорю, что он немаловажный.
Кто показывает игру? На кого больше всего ходят? По-моему, матч Динамо-Шахтер вызовет куда больший ажиотаж чем вызвала игра Кремень-Динамо. Почему? потому что Шахтер показывает куда более содержательную игру, чем Кремень.
повторятся кстати, тоже...
повторение мать учения
я не продаю товар. Открывая очередной блог я не ожидаю ничего сверхестественного. Я просто читаю и ставлю "Мне нравится" если мне нравится, и просто закрываю, если не нравится совсем.
Это очень существенная разница. Спорить не зная сути вопроса - зыбкая почва.
учетная запись этого пользователя была удалена
зрелищная игра...
НЕ вылет из ЛЧ и не несуразная ничья со Сток-Сити... Один раз взули Ман-Сити и будем еще десять лет вспоминать об этом подвиге?
Это что, задел на будующую пятилетку?