Прощание со "Страстями"

Зритель больше не увидит в эфире 5-го Канала ток-шоу «Українські пристрасті» (производство «Савик Шустер продакшн»). Чем запомнилась эта футбольная программа? Народ ее смотрел довольно активно. И, вероятно, главная причина интереса к передаче была в ее равноудаленности от «сильных мира футбольного». Я не собираюсь утверждать, что другие известные продукты украинского футбольного эфира были и есть – заметно не объективны, но боюсь, что мое мнение вовсе не будет представлять большинство позиций болельщиков. А их точки зрения ясно выражены в интернете, и от этого не отмахнешься.

Ведущий «Страстей» – Петр Мага – и болельщик со стажем, и модерирует не первый год, как в эфире, так и на стадионах перед началом матчей. Обладая хорошей памятью на разные моменты футбольной жизни, как на полях, так и за их пределами, на имена футболистов и тренеров нынешнего и минувших времен, он чувствовал себя вполне раскрепощено в общении с профессионалами. Все это как бы в плюс передаче.

Чего ей не хватало? Элементарно, Ватсон. Живых сюжетов, прежде всего, хайлайтов тех событий во время матчей, которые живо обсуждались в студии. Вопрос – очень непростой для украинского футбольного ТВ. С одной стороны, мировой профессиональный спорт, а футбол в этом деле в лидерах – давно уже не просто «голы, очки, секунды», а грамотно спроектированный бизнес. Где коммерческим локомотивом выступают поступления именно от ТВ. А точнее – от телекомпаний-правообладателей на трансляции самих соревнований. Сами же правообладатели, руководствуясь все теми же коммерческими интересами, не подпускают на стадионы съемочные группы телекомпаний-конкурентов. Стратегически выглядит все верно. Но ключевой момент для украинского футбола в другом – как раз сейчас в отличие от английского, испанского, немецкого, итальянского он нуждается в пропаганде не в меньшей степени, чем в цивилизованной коммерциализации. Справедливо, или нет, это вопрос спорный, но именно сегодня отечественный футбол не так интересен потенциальным покупателям телевизионной картинки за рубежом, следовательно, особых доходов оттуда он не получает.

Поэтому, сколько бы ни внедряли «Страсти» в футбольный эфир передовые технологии с 3-D графикой, футбольных профессионалов, а за ними и рядовых телезрителей, все подобные картинки, пусть и вертящиеся во всех плоскостях, не убеждали. Ну не будет уважающий свою работу тренер или арбитр разбирать нюансы игровой тактики команд, ошибки футболистов, спорные моменты решений судей на поле по застывшему кадру. Ведь очень важно понять, что происходило10, 5, 3 секунд до этого мига, и что произойдет позднее. Пока же у зрителей, а они откровенно пишут об этом в интернете, подобные «анимации» вызывали ассоциациями либо с оловянными солдатиками, либо с известными кадрам из кинофильма «Чапаев», когда занятие по военной тактике народный герой проводил на картошке.

Понимали ли авторы программы ущербность подобных эпизодов в самой передаче? Несомненно. Не раз, и не два Петр Мага жаловался в эфире, что каналы-трансляторы не идут «Страстям» навстречу в этом. Руководители же спортивных департаментов этих каналов, с кем доводилось общаться, отмечали, что никаких серьезных предложений по этому поводу от производителей «Страстей» они не получали. Вот так… Знаете, я поверю и тем, и другим. И вот почему.

По нормальной логике коммерсантов, а телеканалы-трансляторы – коммерческие, нечего выращивать самим себе конкурентов. «Это раз», – как любил говаривать известный сыщик Эраст Петрович Фандорин. Следующее, а какую цену можно выставить за хайлайты? И чтобы каналу-продавцу было интересно, и чтобы у покупателя нервы не сдали. Пока, как мне думается, такую цену потенциальные продавцы еще не сложили. Исходя из таких аргументов, я верю Петру Маге и его коллегам.

Но я верю и его оппонентам, что, мол, они не получали не просто приемливых для себя предложений, а вообще предложений. Именно четких предложений, а не абсолютно ничего не значащих телефонных звонков либо случайно оброненных фраз при личных встречах. Основание для такой веры, пусть и косвенное, есть. Я не помню в «Страстях» даже обычных сюжетов вне футбольного поля, где вовсе не надо думать о телеправах трансляторов. Хотя бы самых коротких интервью с футболистами, тренерами, болельщиками, самых скромных репортажей с тренировок, официальных событий футбольной жизни. Для чего они нужны? Именно такими внестудийными материалами намного лучше и подводить к диспуту в студии, и углублять его в середине передачи, даже завершать сами дебаты. Внестудийные съемки и по самой сути прибавляют новые грани ток-шоу, и по визуальному восприятию зрителей только украшают его. Сама программа просто обедняется, когда почти 1,5 часа на экране лишь 7-8 «говорящих голов» в студии.

И еще мимо одного момента никак не пройти. Савик Шустер – известный приверженец обострения диспута в студии. Оттого и в названиях у него сплошные «Страсти», то африканские, то украинские. Вроде, все делается грамотно: драматургический конфликт – генератор качественного сюжета. Но во всем надо знать меру. Когда из семи гостей студии одновременно говорят все семь, да и восьмой – ведущий – не отстает от них, от такого драматургического замысла, я не уверен, что футбольные болельщики в восторге – кроме собственно страстей, хотелось бы услышать внятную позицию каждого.

Тем не менее, «Українських пристрастей» футбольному эфиру да еще на канале, имеющему иные жанровые приоритеты нам будет не хватать. Продолжат ли подобную передачу Савик Шустер с коллегами на другом канале, пока покрыто туманом.

Источник: "Прессинг",Семен СЛУЧЕВСКИЙ, для «ПРЕССИНГА»

Автор: (sergiy_tyschenko)

Статус: Старожил (632 комментария)

Подписчиков: 0

6 комментариев
Лучший комментарий
  • Butra Butra(butra) - Наставник
    19.12.2011 14:49
    В стране еще остались каналы "неохваченные" Шустером. И я не сомневаюсь в появлении к ЕВРО12 очередных "страстей", или как-то по другому, в исполнении Шустера. И она не будет принципиально отличаться от всех предыдущих проектов. Саввик слишком любит себя в телевизоре, что-бы обращать внимание на качество продукции предлагаемой телезрителю.
    • 1
Комментировать