Рейтинг УЕФА для евротурниров подразделяется на:
1) Рейтинг футбольных ассоциаций (определяет представительство команд от каждой страны и стадию, с которой клубы страны стартуют в евротурнирах);
2) Рейтинг футбольных клубов (используется для посева команд при жеребьёвках с целью не допустить встречи сильных команд на ранних стадиях евротурниров);
Принцип начисления рейтинговых очков простой: 2 очка начисляется в случае победы и 1 очко в случае ничьей. Если же эти очки заработаны в квалификационных раундах, то они делятся на два. Вот только эта система начисления рейтинговых очков одинаково распространяется как на Лигу чемпионов (ЛЧ), так и на Лигу Европы (ЛЕ), хотя общий уровень соперников в ЛЧ намного превосходит уровень соперников в ЛЕ. Кроме того, футбольные клубы из ведущих европейских чемпионатов, выступающие и в ЛЕ, очень часто отдают приоритет перед ЛЕ своему выступлению в национальном первенстве. Во многом это связано с финансовой составляющей, т.к. премиальные от удачного выступления во внутреннем первенстве для клубов, представляющих, например, сильнейшие лиги Англии, Испании и Италии, значительно превышают все возможные премиальные от участия в ЛЕ. Так победитель ЛЕ прошлого сезона «Порту» получил от УЕФА по фиксированной части премиальных всего 6,5 млн. евро. Для сравнения, по итогам прошлого сезона Английской Премьер-лиги, ставший чемпионом страны – «Манчестер Юнайтед» только от продажи телевизионных прав получил доходы (распределяются между клубами АПЛ пропорционально месту, занятому в итоговой таблице) более 71 млн. евро, занявший 7-е место «Эвертон» - более 58 млн. евро, а хорошо знакомый «Динамо» Киев по матчам ЛЕ – «Сток Сити», занявший 13-е место - более 51 млн. евро. В Испании каждый клуб заключает индивидуальные контракты с телевидением и основная доля доходов от продажи телевизионных прав приходится на мадридский «Реал» и «Барселону» (в среднем по 140 млн. евро на команду), но и команды, занимающие места в верхней части турнирной таблице также имеют немалые доходы по этой статье (в среднем 18-40 млн. евро). Практика индивидуальных контрактов клубов с телевизионными компаниями действовала до недавних пор и в Италии, но начиная с сезона-2010/2011 серия А стала подписывать коллективный договор на реализацию телевизионных прав. Это позволило поднять общий доход лиги, при этом в минусе оказались топ-клубы - "Ювентус", "Интер" и "Милан", чьи доходы от продажи телевизионных прав по итогам сезона 2010/2011 немного снизились по сравнению с предыдущими сезонами и составили 77-88 млн. евро, доходы же по этой статье еще четырех клубов вошедших в семерку лучших по итогам прошлого сезона составили 40-60 млн. евро. Теперь значительная часть средств полученных от продажи телевизионных прав на матчи серии А выплачивается в разных пропорциях в зависимости от места занятого командами в турнирной таблице.
Здесь стоит также сравнить премиальные, выплачиваемые участникам каждого из евротурниров - ЛЧ и ЛЕ, которые состоят из двух частей: фиксированной (за матчи, победы и выходы в следующий этап) и переменной (телевизионные и рекламные контракты). И обе части этих премиальных для команд участвующих в ЛЧ значительно больше премиальных для команд-участниц ЛЕ. Так, максимально возможное количество премиальных фиксированной части для команд, попадающих в групповой этап ЛЧ на прямую без участия в квалификационных и плей-офф раундах ЛЧ (участникам этих раундов также начисляются премиальные), составляет 31,5 млн. евро, тогда как для участников ЛЕ составляет всего лишь 6,44 млн. евро. Примерно такое же соотношение получается между двумя евротурнирами и по размерам переменной части премиальных. Переменные выплаты или так называемые «ТВ-доходы» никак не зависят от результатов матчей или продвижения команды по турнирной таблице. Они распределяются в зависимости от участия национальных медиагрупп, рекламодателей и телекомпаний в общем котле централизованной кассы УЕФА. Именно поэтому ТВ-доходы, подлежащие выплате клубам различаются от страны к стране. Во многом благодаря ТВ-доходам, «Манчестер Юнайтед» опередил «Барселону» по совокупным общим доходам за выступление в ЛЧ 2010/2011, тем самым, став командой, получившей больше всех премиальных в этой ЛЧ. Уступив «Барселоне» по фиксированным премиальным на 3,4 млн. евро (€27,3 млн. против €30,7 млн.), манкунианцы опередили каталонцев на ТВ-доходах с разницей в 5,6 млн. евро (€25,9 млн. против €20,3 млн.). Больше же всех на ТВ-доходах заработал лондонский «Челси», закончивший свое выступление в ЛЧ лишь на стадии четвертьфинала. Но благодаря рекордным ТВ-доходам «Челси» по общей сумме премиальных ЛЧ 2010/2011 обошел примерно на 5 млн. евро двух полуфиналистов того турнира – «Шальке-04» и «Реал».
В нижеследующей таблице наравне с фиксированными премиальными приведены «переменные премиальные» (или так называемые «ТВ-доходы») в разрезе каждого клуба, игравшего в ЛЧ 2010/2011:
Источник: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/sixflags/233247.html
Вышеприведенная таблица не отражает премиальные для участников квалификационных раундов и раунда плей-офф, так как там источники выплат совсем другие.
Стоит отметить тот факт, что, как видно из таблицы, дошедший до четвертьфинала ЛЧ 2010/2011 донецкий «Шахтер» в общем итоге премиальных уступает греческому «Панатинаикосу», который, не победив ни в одном матче, занял последнее – четвертое – место в группе. Высокие премиальные «Панатинаикоса» объясняются высокими ТВ-доходами (€14,3 млн.) этого клуба, которые получились в результате того, что в прошлом сезоне ЛЧ греческие телекомпании, рекламодатели и спонсоры в общей сложности выплатили УЕФА 29 млн. евро (клубы получают лишь 50% от сумм, перечисленных телекомпаниями рекламодателями и спонсорами своей страны).
Кроме того, следует также учитывать, что 50% медиа-денег страны делится на количество клубов, представленных в Лиге чемпионов от этой страны. Так, например, 50% от 17 млн. евро, выплаченных российскими телекомпаниями, рекламодателями и спонсорами в ЛЧ сезона 2010/2011 были поделены на два российских клуба, выступавших в том сезоне ЛЧ – казанский «Рубин» и московский «Спартак». Из этих денег «Рубин» получил 4,5 млн. евро, а «Спартак» – 4,1 млн. евро. Эта разница в суммах, полученных «Рубином» и «Спартаком», объясняется дополнительными средствами, специально поступившими в группу «Рубина», где матчи этой группы вызвали больше интереса чем группы «Спартака».
В этом сезоне ЛЧ российскими телекомпаниями, рекламодателями и спонсорами выделено больше денег по сравнению с прошлым сезоном ЛЧ. И вылет казанского "Рубина" подарил играющим там "Зениту" и ЦСКА примерно по 1,5 млн. евро. Иначе пришлось бы делить 9-9,5 млн. евро ТВ-доходов на троих.
Т.к. на этом форуме среди болел часто ведутся дискуссии о 6-м месте в рейтинге УЕФА для футбольных ассоциаций, то считаю нужным сказать и о том, что даёт это место для страны и клубов по сравнению с местами с 7-го по 9-е в этом рейтинге. Отличие этих мест заключается в том, что страна, занимающая 6-е место рейтинге, по сравнению со странами с местами с 7-го по 9-е, имеет право выставить в ЛЧ больше на одну команду, попадающую сразу в групповой этап. Бесспорно, это хорошо для клуба, занявшего в чемпионате своей страны второе место, т.к. помимо престижа, участие в ЛЧ это еще и хороший заработок для любого клуба. Для чемпиона же страны участие еще одного клуба от страны в ЛЧ – это потеря определенных премиальных от ТВ-доходов. Но помимо этого нужно учитывать и то обстоятельство, что клубы страны, занимающей в рейтинге УЕФА 6-е место, проводят меньше матчей в квалификационных раундах ЛЕ чем клубы стран, занимающих в рейтинге места с 7-го по 9-е. Ну а поскольку в квалификационных раундах ЛЕ в основном участвуют команды из не очень сильных чемпионатов, то, как правило, команды из более сильных чемпионатов легко набирают рейтинговые очки в матчах с этими командами. Для сравнения можно посмотреть на количество рейтинговых очков, которое набрали, например, команды России, Португалии и Украины в этом евросезоне в квалификационных и групповых раундах. Все эти страны выставили в этом сезоне в евротурнирах по 6 команд, с той лишь разницей, что Россия в отличие от Португалии и Украины выставила в этой ЛЧ 3 команды и российские клубы сыграли меньше матчей в квалификационных раундах ЛЕ. Но при этом у всех трёх этих стран через раунд плей-офф ЛЕ не смогли пробиться по две команды. Итак, если сравним количество рейтинговых очков в квалификационных раундах, то увидим, что больше всего очков среди сравниваемых стран в этих раундах набрала Украина (1,92), а меньше всех Россия (1,08). Но если посмотреть на показатели этих стран в групповых раундах, то турнирная ситуация получится противоположная квалификационным раундам: больше рейтинговых очков среди трёх этих стран набрала Россия (7,83), а меньше – Украина (4,49). Португалия же в квалификационных и групповых раундах набрала 1,66 и 7,34 очков соответственно.
P.S. В последнее время всё больше известных в футбольном мире людей высказываются за изменение системы начисления рейтинговых очков в евротурнирах в пользу присуждения большего количества рейтинговых очков как для клубов так и страны за удачные результаты клубов в ЛЧ. Но пока этого не произошло, ЛЕ многими амбициозными клубами будет рассматриваться в основном лишь как способ зарабатывания рейтинговых очков, которые необходимы для более высокого посева при жеребьёвках ЛЧ. Такое отношение клубов к ЛЕ могло бы измениться, если бы УЕФА значительно увеличила премиальные для команд-участниц ЛЕ, но пока в этом вопросе никаких серьёзных изменений не происходит и клубы сильнейших лиг Европы по-прежнему очень часто выставляют на матчи ЛЕ не сильнейшие свои составы.
В начале 90-х, скажем, на уровне 1/8 турнира суммарная стоимость команд была достаточно близка.
КЧ был чуть впереди, затем КК, затем КУЕФА. Разница между турнирами была в пределах 10-15%.
Сейчас, за счет создания ЛЧ и притока ТВ денег, ситуация изменилась и на уровне 1/8 турнира суммарная стоимость команд ЛЧ была где-то в 2 раза выше чем в ЛЕ.
Так что рано или поздно все эти бонусы должны быть отменены и в ЛЧ начисляться в 2 раза больше очков чем в ЛЕ.
По переменным премиальным (ТВ-доходам) точных данных пока нет, есть только приблизительные.
ЛЕ по самой своей сути - не кубок чемпионов и даже не кубок обладателей кубков, не кубок победителей, а кубок проигравших, кубок для тех команд, которые на том или ином этапе (национальном чемпионате, квалификации, групповом турнире ЛЧ) проиграли и не смогли пробиться в число 16-ти самых сильных - то есть, условно говоря, утешительный турнир за почётное 17-е место. Понятно, что к нему и интерес публики, телевидения и рекламодателей намного меньше, чем к ЛЧ - да и несправедливо будет, если победитель ЛЕ получит больше, чем команды, вылетевшие в 1/8 ЛЧ.