Конец января лишний раз напомнил болельщикам, как мало значения имеют в профессиональном спорте все эти голы, очки и секунды. Новичок валлийского «Кардиффа» Эмилиано Сала на днях попрощался с болельщиками «Нанта», в котором провел большую часть карьеры, сел в двухместный частный самолет — и... пропал.
Последний раз на радарах этот самолет отображался посреди Ла-Манша ранним утром 22 января — и на данный момент все, кто был на борту, уже официально признаны мертвыми.
Причины такого печального признания очевидны. Незадолго до пропажи сигнала самолет, на котором летел Сала, запрашивал экстренную посадку на острове Гернси (том самом клочке суши, где вырос Мэтт Ле Тиссье). Сам футболист успел отправить голосовое сообщение: «Я переделал кучу дел в Нанте, а сейчас в самолете, который вот-вот развалится, лечу в Кардифф... Если через полтора часа от меня не будет новостей, не знаю, пошлют ли кого-нибудь на поиски, ведь найти меня невозможно. Боже, как страшно!»
В случае возникновения у самолета каких-либо проблем над проливом с ледяной водой шансы выжить могут быть только при моментальном спасении. Учитывая, что на берегу ни одной из густонаселенных стран, которые разделяет Ла-Манш, Сала и пилот Дэйв Хендерсон за это время не объявились, при всех надеждах на лучшее приходится констатировать: спасти их могло только чудо.
Впрочем, чудом очень многие болельщики и эксперты могли бы назвать и показатели Салы на старте сезона. Последний тур Лиги 1 он пропустил из-за спешно оформлявшегося перехода, а до него верхушка бомбардирской гонки была такой: Кильян Мбаппе — 14 голов, Николя Пепе — 13, Сала с 12 мячами делит третье место, опережая Неймара и других звезд.
Такая результативность великолепна сама по себе, но дополнительных штрихов ей придают детали. Если Неймар и Мбаппе играют в атакующей и очень результативной команде, то «Нант», цвета которого до последнего времени защищал Эмилиано, до сих пор выдавил из себя всего 26 голов. Сала забил почти половину мячей «канареек», его голевой вклад был и остается наибольшим для одного конкретного игрока французской лиги в текущем сезоне.
Да даже во всех топ-чемпионатах настолько ярко выраженных лидеров атаки очень мало: Кристиан Стуани в «Жироне», Кшиштоф Пентек, перешедший из «Дженоа» в «Милан» — и, пожалуй, всё.
Царем и богом атаки провинциального клуба стал парень, в которого категорически не верили на старте карьеры. Хотя Сала родился в Аргентине, он не сыграл в профессиональных лигах родной страны ни одного матча: из-за того, что тренировался в сотрудничавшей с европейскими клубами академии, в 20 лет оказался в «Бордо».
Понятно, что в таком возрасте некоторые футболисты выигрывают чемпионат мира, но Сала к вершинам шел долго. В составе недавнего соперника «Мариуполя» аргентинец был не более чем дублером: за три года на контракте он подарил «Бордо» всего один гол. Почти все это время он был в арендах, причем порядковый номер дивизиона, в который отправляли Салу, постепенно уменьшался.
Сезон в «Орлеане», представлявшем третий дивизион Франции, принес Эмилиано 19 мячей в 37 матчах. Сезон в «Ньоре», игравшем во втором — двадцать в сорока. Тогда Сала стал одним из лучших бомбардиров лиги, дал скромнейшему (один сезон в элите за всю историю) коллективу побороться за место в Лиге 1 — и, соответственно, получил шанс в следующем сезоне в «Бордо».
Не в лучший момент: в команде уже был видный уругвайский нападающий Диего Ролан, который с 15 мячами стал одним из лучших бомбардиров сезона и уверенно выиграл конкуренцию у Салы.
Но Эмилиано уже заявил о себе как о бомбардире, дальше надо было просто оправдывать авансы. Уже вторую половину сезона-2014/15 Сала провел в «Кане», забил пять голов — и заслужил контракт в «Нанте». А в желтой форме все стало для аргентинца совсем просто: игрок основы, игрок Лиги 1. На место в сборной при живых Лионеле Месси, Серхио Агуэро и еще десятке звезд он, конечно, не претендовал, но был видным форвардом чемпионата Франции.
Сала, в отличие от многих латиноамериканцев, не был зациклен на культуре родной страны. «Я считаю, что здорово учиться у других, открывать новое... В футболе встречаю много интересных людей, у них другая культура, иной образ жизни. И мне это нравится. Я общаюсь с людьми из разных слоев общества — и если завтра у меня будет такая возможность, поеду в их родные страны, чтобы узнать побольше. Это настоящая мечта».
Также Сала рассказывал, что после окончания карьеры был бы рад жить в Африке, а в футболе даже в детские годы предпочитал английскую премьер-лигу, болел за «Арсенал». "Мне нравится Испания, в Примеру стремятся многие латиноамериканцы, но я бы очень хотел поиграть в Англии«,- говорил аргентинец. И вот, шанс практически представился.
Всплеск результативности заставил присмотреться к аргентинцу команде с одной из самых слабых атак во всей АПЛ. «Кардифф», вяло идущий на вылет (третье с конца место в чемпионате, двадцать голов в 25 матчах, из них ни одного в последних четырех), решился усилить атаку именно благодаря Сале. «Нант» сопротивлялся, и его можно понять: продажа игрока фактически лишила бы атаки команду, сейчас идущую на 15-м месте в чемпионате. Но за 17 миллионов фунтов, ставшие рекордом и для «Кардиффа», и для «Нанта», стороны договорились.
Сала подписал контракт с валлийским клубом, вернулся во Францию и простился с «Нантом». А потом случилось то, что случилось...
Мы все любим говорить шаблонное «спорт жесток» при вылетах команд в низшие лиги, непопадании игроков в заявки на крупные турниры, других обидных вещах. Но в таких ситуациях, как с Салой, спорт действительно становится жесток и безжалостен.
Почему в Мюнхене разбился «Манчестер Юнайтед»? Об этом не принято говорить, это преподносят как трагическую случайность, но ведь причины лежат на поверхности: самолет возвращавшегося из Сербии клуба произвел дозаправку и не смог нормально взлететь с заснеженной взлетно-посадочной полосы. А взлетать с нее потребовалось потому, что клуб спешил после матча Кубка чемпионов в Англию на матчи внутреннего первенства — и, конечно, не имел времени, чтобы подождать, пока полосу приведут в порядок.
Быстрее, выше, сильнее. В случае со спортсменами первое слово олимпийского лозунга часто оказывается роковым. Чаще, конечно, это выражается в простых рецидивах, связанных с попытками как можно быстрее вернуться после травмы, но иногда последствия просто катастрофичны. Великий «Торино» разбился, возвращаясь с выставочного матча в Португалии, «Шапекоэнсе» на своем пути к финалу Копа Судамерикана вообще сел в самолет с недостатком топлива...
Злая гримаса судьбы: всего за несколько десятилетий футбол прошел путь от времен, когда футболисты летят многие тысячи километров на матч обычным гражданским рейсом (на одном борту с разбившимся «Пахтакором» находилось полсотни никак не связанных с футболом людей) до времен, когда аутсайдер премьер-лиги отправляет за новичком отдельный самолет, чтобы сэкономить какую-то пару часов.
Беда в том, что этот самолет по характеристикам уступит некоторым автомобилям. Piper Malibu весит около полутора тонн, имеет мощность в 310 лошадиных сил и выглядит таким себе колибри в мире железных птиц. Даже как-то не удивляет, что непогода над Ла-Маншем могла отправить пилота и пассажира данную машину на дно.
Такие самолетики, как Piper Malibu, не имеют того дублирования всех возможных систем, которые есть в «Аэробусах» и «Боингах». Если самолеты крупных авиакомпаний спокойно движутся по курсу после попадания молнии, то такие летающие такси может похоронить и попавшая в двигатель птица. Поражает, что руководство «Кардиффа» в принципе позволило Сале добираться в Уэльс таким рискованным образом — но объяснение этому есть.
От Нанта до Кардиффа прямые рейсы не летают. На общественном транспорте добираться около девяти часов: достаточно сделать крюк через Париж и тот самый тоннель под Ла-Маншем. Но клубу, выложившему 17 миллионов фунтов за одного игрока, он был нужен как можно быстрее. Piper Malibu должен был домчать Салу не за девять, а за полтора-два часа. Президент «Кардиффа» Винсент Тан отправил за новичком собственный самолет — предположу, что в «Кардиффе» хотели видеть игрока на дневной тренировке...
Надеюсь, в наше становящееся более гуманным время депутаты и чиновники смогут как-то законодательно запретить подобное проявление бессмысленного шика и риска чужими жизнями одновременно. Футбольные люди могут и даже должны думать, что нет ничего важнее голов, очков и секунд, но власть имущие для того и нужны, чтобы их сдерживать.
...Пилот Дэйв Хендерсон окончил факультет искусств и географии Йорка, основал собственную авиационную консультационную фирму. Совершил больше сотни трансатлантических перелетов, бывал в Гренландии и Японии, Флориде и Калифорнии. Ему было всего шестьдесят — и, конечно, он заслуживает теплых слов и памяти не меньше, чем Сала.
Виталий ПАСИЧНЫЙ
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости