Бывший руководитель Коммерческого центра киевского «Динамо» Андрей Петренко в день своего рождения пообщался с Dynamo.kiev.ua, рассказав о том, как он вошел в структуру столичного клуба, и о том, как появился официальный интернет-магазин ФК «Динамо» (Киев).
— Как ты оказался в «Динамо»?
— Это произошло довольно давно, еще в 2004 году. Тогда у клуба появилась необходимость поддерживать жизнь официального сайта фан-клуба «Динамо», и я был приглашен на эту должность. В принципе, работа была интересной, у нас в планах имелась целая масса идей по развитию проекта, но вот только возникла серьезная проблема с выплатой зарплаты. Ее нам попросту не выплачивали, и в итоге, я целый год не получал положенные мне деньги.
Это было странно, поскольку по всем признакам было понятно, что ФК «Динамо» исправно финансирует свой фан-клуб и, в частности, его сайт, но куда девались эти деньги, оставалось загадкой. Но всё это не помешало приобрести руководителю фан-клуба, тогдашнему вице-президенту «Динамо» Вадиму Костюченко джип Audi стоимостью 60 тысяч американских долларов.
— И какой был найден выход?
— Жить-то надо. Пришла идея создать интернет-магазин по продаже атрибутики киевского «Динамо». Я сего создал самостоятельно, и он вполне успешно начал свою работу на поддомене Dynamo.kiev.ua. Проект был успешным. Идея создания такого магазина давно витала в воздухе, я ее просто систематизировал и воплотил.
Но просто нам не было. В те времена как службы доставки, так сервисы электронной оплаты еще не были широко развиты в нашей стране, как это есть сейчас, но нам удавалось без сбоев доставлять продукцию по всему миру с возможностью оплаты. Был филиал нашего магазина в США. Классно поработали. Вопрос состоял не просто реализовать что-то. Интересно было выстроить логистику по всему миру. Интересно было решать трудные задачи. Например, неожиданно возник спрос на нашу продукцию в Японии. Оказалось, Макс Шацких засветился со сборной Узбекистана в Азии, и японцы резко стали нас покупать. Вот и решали задачу по оперативной доставке туда и оплате.
— Но тогда это еще не был официальный магазин ФК «Динамо»?
— Нет. Но в конце 2005 года президент «Динамо» Игорь Суркис принял решение о создании клубной инфраструктуры по торговле атрибутикой. К тому времени о моём магазина в «Динамо» уже знали, видели, что он успешно работает, поэтому мне было предложено возглавить новую официальную клубную структуру. Само собой, я принял это предложение без раздумий.
Дальше был разговор с Игорем Суркисом, которому я детально изложил свои идеи по созданию и развитию инфраструктуры клубных магазинов. Он внимательно меня выслушал и сказал: «Работай. Меня прибыль не интересует. Ты должен поднять имидж клуба».
Далее началась работа, куратором в которой у меня в клубе был первый вице-президент «Динамо» Виталий Сивков. Очень жалею, что не попал к нему раньше. Удалось бы реализовать намного больше проектов. Сначала я Сивкова форменно возненавидел. Он очень жесткий руководитель. Однажды мне приснился сон, в котором я с ним поговорил по душам. После этого внутренне успокоился и попытался понять его требования к работе. Он по своей сути трудоголик. На работе спозаранку, в курсе всего происходящего и всех нюансов. Если ты «косячишь» — получаешь по полной. Похвалу у него очень трудно заработать. Но даже если все-таки заработал, то это вовсе не значит, что завтра не «отгребешь» по полной опять. Спуску он никому не давал.
— Что такое коммерческий центр «Динамо» и зачем он был создан?
— Систематизация в одно целое всех каналов мерчендайзинга. Создание системы онлайн и оффлайн реализации продукции. Киев — город одной команды. Я ставил целью привить динамовский стиль всем — детям, мужчинам, женщинам. Спортивное направление, детская, повседневная одежджа...
Появился магазин у колоннады стадиона «Динамо» имени Лобановского. Но самый большой и интересный опыт я получил при реализации проекта магазина с музеем на НСК «Олимпийский». Тогда меня к себе вызвал Виталий Сивков и сказал: «Будешь организовывать всё, что касается твоего направления. Но если ты думаешь, что ты все знаешь, все умеешь, я тебя разочарую. Это не так. Поэтому ноги в руки и вперед смотреть как это реализовано у других. Сначала Украина, Россия (это было до войны). Потом посмотрим».
С Москвой было просто. Там очень много динамовских болельщиков. Очень помогли. Я был у них как переходное знамя. Из рук в руки. Жил у них. Они меня вывозили по всем точкам, все показали. Не впечатлило. Ожидал большего. Ну, думаю, в Питере «круче». «Зенит», Газпром, хваленый менеджмент. Тоже не впечатлило. Из всех лучшим оказался тогда «Шахтер».
После возвращения меня вызывает Сивков и говорит — ну что, посмотрел, как работают другие? Теперь поедешь, и посмотришь как надо работать. И отправил меня в Британию. Вот это было действительно «вау»! Вишенка на торте. Я впитывал все, как губка. Изучил работу «Тоттенхэма», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуля», «Блэкпула». За что я очень признателен «Динамо». Думаю, мне это еще пригодится.
— Слышал, что ты имеешь непосредственное отношение к появлению легендарной формы «Динамо» в виде национальной вышиванки?
— Это долгая история. С самого начала, как я начал заниматься темой динамовской атрибутики, хотел привнести свою «фишку», отличительный элемент. Ведь общество «Динамо» — большое, а правильное «Динамо» только одно. Эмблемы и цвета у всех подобные. Я на стадионе с четырех лет, и знаю эту атмосферу.
Идея болельщиков киевского «Динамо» тесно переплетается с национальной идеей. Это и отличало «Динамо» (Киев) от остальных. Наши болельщики — патриоты клуба и страны. Поэтому и появилась мысль буквально вплести слово «Динамо» в национальную вышивку. Технически вплетал мой друг Сережа Сегеда, он же der schadenfroh schall со Стены Шурика и ОБСИЛФа. Ми сидели на телефоне перед компьютерами: я — в Киеве, он — в Херсоне. Я говорил, что хочу видеть, он воплощал. Так появилась динамовская роза-вышиванка, которая популярна и по сей день. Ее даже признали динамовские «ультрас», у которых своя культура и они редко признают идеи «официалов».
Могу сказать, что национальная идея в рядах болельщиков «Динамо» витала в воздухе. Отдельно от меня создала свой вариант розы фанатская группировка «Viva!». Но они делали розы для своего круга. И очень расстроились, когда их идею своровали и стали продавать их розы в городе в сувенирных лавках. Впрочем, как и мои. К слову, абсолютно не похожие друг на друга.
Развитием идеи стала динамовская вышиванка. Я поехал в Яремче, договорился с народными мастерами, которые вручную изготовили партию сорочек-вышиванок в динамовском стиле. Их буквально размели тогда. Телеканалы снимали сюжеты. Идею стали реализовывать другие клубы. А когда я увидел черно-оранжевую вышиванку в магазине «Шахтера», то просто улыбнулся.
Но моей мечтой все же было создать форму клуба с национальной вышивкой. Я и ее осуществил. Долго вел переговоры с adidas на эту тему. Я не знаю, кто из европейских клубов воплощал подобное. По моей просьбе художник Ольга Коваль нарисовала эскизы формы. Показали Игорю Суркису, ему понравилось. И таки выстрадали. Как по мне — очень даже достойно вышло.
Жаль, что остался нереализованным еще один вариант. Все знают, что у клубов есть третий комплект игровой формы. Такой есть и у «Динамо», но его никто не видел. А мировые клубы это успешно развивают и на этом зарабатывают. Мы разработали третий вариант. Не в динамовских цветах. Жаль, что не удалось воплотить. Это был бы разрыв шаблона. В хорошем смысле.
— Одним из наиболее успешных проектов коммерческого центра под твоим руководством, наверное, можно считать ретро-коллекцию экипировок «Динамо» прошлых лет?
— К сожалению, идея до конца не реализована. На самом деле ничего нового в этой идее нет. У клуба есть история — бери и воплощай. Одна из киевских компаний изготовила 26 вариантов ретро-формы. Какой именно год пользовался наибольшей популярностью? Вот так сходу сказать не могу. Народ закупал целыми сумками все года.
— А что планировалось дальше?
— Мы с британской компанией, которая выпускает коллекции одежды для ведущих европейских клубов пошли дальше. Стилизовали целую линейку одежды в белом и синем вариантах 1927 и 1954 годов — игровую форму, спортивные костюмы, поло, свитера, куртки и планировали запустить серию. К слову, до этого мы реализовали проект повседневной одежды в динамовском стиле. Довольно успешный проект.
— А почему не реализовали?
— Началась война, никто вкладывать деньги не решился. А потом я ушел из клуба. Идея осталась на бумаге. Хотя британцы звонят время от времени. Есть интересные предложения для клуба. Интересуются из первых уст, насколько изменилась ситуация, чтобы вместе с клубом реализовать новые идеи.
— Эскизы можешь показать?
— Да без проблем! (Улыбается).
— Ты все время упоминаешь динамовских болельщиков, которые помогают реализовывать различные идеи. Какие интересные моменты можешь рассказать?
— Ну, например, легендарный выезд в Москву, на матч плей-офф Лиги чемпионов-2008/09 со «Спартаком» в котором «Динамо» победило со счетом 4:1. Это было нечто! Собралась вся динамовская тусовка из многих стран. Задача стояла нелегкая. Многие хотели на трибунах быть «на цветах» и заказали атрибутику. А ты попробуй раздать ее в Москве! «Мясные», если бы вычислили, «порешили» бы на месте. Без шуток. Наших ребят в динамовской экипировке в кафе избили стульями, кастетами, бутылками. Мой друг до сих пор хранит разорванную футболку в крови.
Наш штаб находился в одной из гостиниц. Знали только избранные. На входе дежурили ребята. Но главной задачей было распространить среди своих несколько тысяч билетов на наши сектора. Я не знаю, как нам удалось уговорить сотрудниц стадиона Лужников, но нам выделили целую кассу. Неофициально, естественно. Кассиром был Костя из Новосибирска, он разбирался в русских деньгах. До касс стояла цепочка из наших ребят, которая отфильтровывала «спартачей».
— По каким признакам?
— В основном задавали вопросы о клубе, истории. Могу сказать — с задачей справились. Удалось без потерь вернуться всем на свои места.
Александр ПОПОВ
КТО помнит?
Приветствую :)))
учетная запись этого пользователя была удалена
После того, как жигули стали регулярно "выигрывать", то 8-летняя грузинская девочка, ("случайно" оказавшаяся ОДНА в Киеве на футболе), то 9-летний грузинский мальчик, то директор армянского ресторана, тогда народ перестал покупать лотерейные билеты и ходить на футбол. (Да ещё и некоторый игровой спад был у "Динамо" в 1988, 1989 годах).
Справедливости ради в 1987 году стадион был полон не только из-за розыгрыша автомобилей, (тогда это уже не было дефицита на б/у...), а благодаря великолепному сезону 1986!