Кинематографисты Украины в долгу перед Валерием Лобановским. Игровые фильмы высокого профессионального уровня о героях спорта вошли в историю мирового кинематографа и имели серьезный бокс-офис (кассовые сборы). В их производстве активно принимали участие творцы топ-класса.
Одну из лучших, на мой взгляд, психологических кинодрам «Проклятый Юнайтед» о парадоксальной судьбе английского футбольного тренера Брайана Клафа начинал снимать всемирно известный режиссер, лауреат «Оскара» и других известных премий Стивен Фрирз (фильмы «Опасные связи», «Кидалы», «Королева», «Шери» и пр.). Но завершил ленту другой «оскароносец» Том Хупер (картины «Отверженные», «Король говорит» и др.).
В чем я вижу потенциальную фору фильмов о героях спорта перед иными темами? Спорт, как никакая другая сфера жизни общества, не считая самой страшной — войны, дарит изначально (!) своим творцам огромный шанс — драматургический конфликт как основу сюжета. Во всех прочих случаях конфликт надо сочинять, а тут он уже обозначен: вышли на поле две команды, на ринг два боксера, и предстоит поединок — одни обречены на победу, другие — на поражение. Творцам остался лишь «пустячок» — грамотно и высокохудожественно развить некий подарок судьбы — драматургический конфликт.
Фильмы о спорте можно делать во благо обществу, а можно и во зло. Режиссер, заодно и актриса, фотохудожник с мировым именем Лени Рифеншталь сняла знаковый фильм «Олимпия» об Олимпийских играх 1936 года в Берлине, фильм, который до сих пор признается Международным олимпийским комитетом (МОК) лучшей картиной о спорте. Однако лента была сделана по заказу Гитлера и Геббельса, и до сих пор не утихают споры: чего в ней больше — прославления красоты спорта или идей нацизма.
В последние годы в РФ по личному указанию Путина как госзаказ сделаны игровые фильмы «Легенда № 17», «Движение вверх», «Тренер», «Лед», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». Спору нет, эти фильмы режиссерски сняты классно, буквально по лекалам Голливуда. Оттого и кассовые сборы резко превышают затраты на само производство лент. Но важнее идейный посыл, а он прост как дерево: «Мы русские, мы круче всех!». Возможно, основная доля кассового успеха даже не в уровне режиссуры, а в том, что такой девиз по душе пресловутым 86% населения РФ. Видать, поэтому сей госзаказ, в частности, поспешил продюсировать известный шовинист Никита Михалков.
Для начала зададимся вопросом: представителя какого вида спорта выбрать героем будущего фильма? Наша страна богата чемпионами и рекордсменами мирового уровня. Те же гимнасты Шахлин и Астахова, легкоатлеты Борзов и Бубка, гандбольный тренер Турчин и другие. Но, как не без тонкой иронии подмечено на плакате в редакции одного известного СМИ нашей страны, «в Украине есть два вида спорта — футбол и... все остальные». Горько, но справедливо.
Отечественный футбол одарил нас признанными в мире именами. Далеко не каждая страна воспитала сразу трех обладателей «Золотого мяча» (трофей лучшего футболиста континента в сезоне): Олег Блохин, Игорь Беланов, Андрей Шевченко. Впереди Украины лишь Германия и Италия (по пять лауреатов приза), Англия и Франция (по четыре). Наравне с нами Нидерланды и Португалия. Вовсе не стыдно быть в такой компании.
И все же, думается, со мной согласятся очень многие, главной кандидатурой для фильма должен быть Валерий Васильевич Лобановский. Почему? Валерий Васильевич — победитель как спортсмен, как наставник, как новатор, как психолог. Бесспорно, подобных характеристик в нашей стране заслуживает не такое уж большое количество людей.
За многие десятилетия: с начала 60-х годов ХХ столетия и по нынешнее время документалисты создали уже целую «Лобаниаду» — около полутора десятков лент, где Валерий Васильевич либо главный герой, либо один из героев. Сам грешен, снимал «Галактику «Динамо», «75 минут с Валерием Лобановским» и др. Вот и ответ на вопрос.
В чем перспективность качественного односерийного либо двухсерийного фильма? Умелые творцы способны выбрать самый малый период деятельности героя — неделю, даже один день. И через этот промежуток показать всю его жизнь. В этом, наверное, и проявляется искусство — в малом показать большое. Для других героев это, может, и верно. Но не в случае с Лобановским. Каждый период его жизни интересен, каждый насыщен драматургическими коллизиями, иногда забавными, но чаще — чуть ли не трагическими. И это касается не только футбола, но и других сфер жизни.
Спортивная биография ВВЛ огромна — она, по большому счету, включает в себя четыре эпохи:
Лобановский — ребенок, подросток. Его семья, его окружение в юные годы. Лобан — футболист. Радости побед и горечи поражений. Лобановский и его непростые отношения с тренерами — Ошенковым, Соловьевым, Масловым;
Лобановский — начинающий тренер и его совместный триумф в тандеме с Олегом Базилевичем в 1975 году. То «Динамо» — «Команда звезд»;
Лобановский — признанный в мире наставник и его триумфы с киевской командой в 1986 году и сборной СССР в 1988 году, «Динамо» — 86 — уже «Команда-звезда»;
возвращение Лобановского в Украину после работы за рубежом. Триумф «Динамо» в 1998–1999 годах. Последние дни.
Экран должен показать аудитории портрет не только героя, но и страны, даже двух стран — СССР и независимой Украины, чтобы чуткий зритель ощутил дух разных эпох. Хочется сделать не только серьезный байопик, но и показать «воздух» времени в родных герою Киеве и Украине. Один умный продюсер, выслушав подобные тезисы, с высоты своего опыта четко определил количество серий — 12. Доверимся профессионалу.
Основным инвестором должна выступить родная держава. Это дело совести власть предержащих, да и всего нашего общества. А если присоединятся инвесторы, то им честь и хвала. Ведь есть еще опасность, что игровой фильм о Лобановском могут снять в РФ с подачи Кремля, чтобы «потроллить» нас: мол, украинцы не умеют ценить того, чем славна их история. Формально это не запретить — большую часть своих достижений Валерий Васильевич завоевал в советские времена, в частности, именно он был главным тренером сборной СССР на «звездном» для него Евро-1988. Лобановский — личность государственного масштаба.
Семен СЛУЧЕВСКИЙ
==================================
А можно здесь в ответ снять фильм под названием "Путин: путь людоеда".
Формально этого не запретить: большую часть своей деятельности, когда он сформировался как международный террорист и убийца мирного населения, он находился на службе в советском КГБ, впитав и переняв весь опыт античеловеческой деятельности СССР в мировом масштабе.
А о Лобановского фильм ой как нужен и при этом его начало должно быть положено ещё пока есть много тех людей которые были с ним в молодости и могут подсказать каким он был не только как тренер, но и как простой человек. Да и насчёт раши легенду №17 сняли отлично в свое время.
учетная запись этого пользователя была удалена
Это вообще будет кощунство.
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена