Что еще не так с Европой?

В продолжение темы конкурентного сосуществования европейской и американской моделей спорта. Как устроены обе пирамиды?

Игорь Линник

На сей раз сначала поговорим о заокеанской формуле подготовки спортсменов. Она не только специфична, но и всем своим существом отличается от европейских подходов. В первую очередь — тем, что государство, то есть бюджет США, вообще не финансирует спорт как таковой. В буквальном смысле — ни единым центом!

Тогда откуда берутся олимпийские чемпионы, игроки профессиональных клубов и прочие всевозможные звезды? А вот откуда.

Пирамида спорта США

Детьми будущие спортсмены приходят в общеобразовательные школы — обычные либо частные, где у них есть обязательные уроки физкультуры, начальные соревнования. Эти же школы в нескольких возрастных группах выставляют свои команды на чемпионаты по самым разным видам спорта — игровым и индивидуальным — на местном, региональном (внутри штата) и национальном уровне. Так и выстраивается система первичного отбора-селекции.

Лучшие, более престижные школы, делающие ставку на одну или несколько спортивных дисциплин, постепенно подтягивают к себе самых талантливых детей. Тех из них, кто добивается чего-то значимого, со временем берут на карандаш колледжи и университеты. Самых лучших они затем приглашают на учебу, предполагающую в том числе и специальные спортивные стипендии.

Другие дети, скажем, не сумевшие проявить себя в раннем возрасте, но достаточно трудолюбивые и упорные, могут раскрыться чуть позже. Главное, что у них все равно остается шанс быть замеченными если и не на школьном этапе, то на студенческом. Правда, путь в колледж и университет для них может потребовать от них больших усилий и даже платы за образование.

Но до того дети, не ставшие маленькими звездочками школьных чемпионатов, могут натаскивать себя в секциях коммунальных или муниципальных, где их родителям приходится уже частично оплачивать занятия спортом. Самых обеспеченных, естественно, с распростертыми объятиями ждут в частных академиях, где отработана своя система селекции. С кем-то могут индивидуально заниматься физкультурой — любой каприз за ваши $, а кого-то и реально подводят к звездной карьере.

Вторая ступень этой разветвленной системы могучего социального лифта — соревнования среди колледжей. Будь то американский футбол, борьба, гимнастика или плавание... — американские университеты десятилетиями соперничают друг с другом за таланты, предлагая им, к слову, не только стипендии, но и профессиональные условия для тренировок!

Вот эти несколько лет обучения тебе и даны для того, чтобы определиться — настолько ли ты хорош, чтобы состояться в спорте профессиональном, где уровень конкуренции и требований высочайший (но и персональные контракты ого!), или все же тебе лучше сконцентрироваться на получении образования, чтобы стать юристом или бизнесменом, психологом или инженером...

В таком случае спорт в твоей жизни уже сыграл роль социального трамплина. И именно в этом сила американской модели спорта — поиск талантов и помощь в устройстве жизни не только для них, но еще и самых усердных, настойчивых и терпеливых. Расчет здесь на что? Если тебе хватило упорства с добрый десяток лет мотивировать себя для занятий спортом, значит ты человек с высокой самодисциплиной, характером и готовностью шлифовать себя и в дальнейшей жизни. Ты достоин этой стартовой помощи!

И это не в масштабе нескольких личностей, а в тысячах, десятках тысяч реализованных вариаций американской мечты — большим и живым потоком, год от года поднимающим наверх во всех смыслах самые здоровые силы общества!

Не тянешь — уходи!

Тогда что такое олимпизм в американской модели спорта? И какова роль спортивных федераций?

До 1978 года, когда был принят Закон о любительском спорте и учрежден Олимпийский комитет США (United States Olympic Committee), управление спортом осуществлял, а участием спортсменов США в международных соревнованиях занимался Союз любительской атлетики (Amateur Athletic Union, созданный еще в 1888 г). Ныне этот Союз продолжает активничать в формате добровольного общества, занимаясь развитием юношеского спорта и до сих пор играя значительную роль в отдельных дисциплинах — например, в легкой атлетике или в любительском баскетболе.

В свою очередь ОК в конце 1970-х инициировал процесс создания различных федераций, каждая из которых с тех пор и устанавливает правила отбора спортсменов в олимпийскую сборную США. Роль же самих федераций в развитии того или иного вида спорта уже не столь весома, поскольку организацией соревнований на школьном, студенческом, а тем более на профессиональном уровне они не заняты. Там правят балом всевозможные лиги.

По большому счету задача спортивных федераций сводится к координации национальных усилий на олимпийском направлении. Не случайно тот самый закон 1978 года наделил Олимпийский комитет исключительным правом использования в США слов «олимпийский» и «олимпиада». К слову, никаких дотаций ни федерации, ни ОК из государственного бюджета не получают!

Олимпийский комитет функционирует исключительно за счет спонсорских средств, прав на телетрансляции и пожертвований, перераспределяя их между федерациями. К примеру, в четырехлетнем цикле между Играми 2016 и 2020 гг., эти вливания составили около $700 миллионов. Принцип финансирования прост — кто выигрывает медали, тот больше получает.

Да, при таком подходе успешные федерации становятся богаче, другим же достаются крохи. Но поскольку все и всем известно заранее — пенять неудачникам остается только на себя. Ведь ничего не мешает им самостоятельно привлекать спонсорские средства на развитие своих дисциплин. Как это делают ассоциации самых престижных из олимпийских видов спорта США — таких как плавание или спортивная гимнастика. Они многократно увеличивают собственный бюджет за счет альтернативных сборов.

У этой капиталистической суровости есть одно несомненное преимущество — спрятаться за чью-либо спину невозможно. Не справляешься — уходишь. В любительском спорте мерило оценки — победы. В профессиональном процветает только то, что пользуется спросом и интересом со стороны платежеспособной публики.

Собственно, этот комплексный и жесткий естественный отбор и рождает огромнейший потенциал американской модели спорта. Противостоять ей пытается разве лишь китайская модель, основанная на безразмерных госрасходах и жесточайшей восточной дрессуре.

Европейская пирамидка

А что же Европа? В сравнении с заокеанским ее спорт выглядит как пункт раздачи гуманитарной помощи. И не такой уж и малой.

Вот пример Германии. За тот же период 2016–20 гг. на профессиональный спорт ФРГ выделялось более 600 млн. евро. Эта сумма, вполне сопоставимая с американской, напрямую направлялась из Министерства внутренних дел на счета спортивных союзов и их вышестоящей организации — Олимпийской спортивной конфедерации Германии (Deutsche Olympische Sportbund). Это подобие НОКа объединяет 89 тысяч спортклубов, в которых зарегистрировано около 27 миллионов участников, то есть каждый третий немец...

Разумеется, в таком распределительном котле финансовая поддержка размазывается, охватывая слишком большое количество спортсменов, из-за чего лучшие атлеты Германии уже далеко не всегда могут претендовать на мировое лидерство. Кроме того, спортивные структуры на уровне федеральных земель не редко дублируют функции федераций. Что не только приводит к излишним тратам, но и плодит некую безответственность — сложно разобраться, кто за что отвечает.

Курирующее спорт МВД Германии вместе с подобием НОКа бьются над тем, чтобы сделать эту систему более эффективной. Но поскольку речь идет о больших деньгах и немалой власти, детали этой дискуссии особо не раскрываются.

Зато суть проблемы раскрывают результаты. Так, если по итогам Олимпиады-2008 команда Германии финишировала пятой в общем зачете с 41 медалью, а на Играх 2012 и 2016 гг. — шестой и пятой с 44 и 42 медалями, то на Олимпиаде-2020 в Токио она уже была лишь девятой — с 37 медалями (у США при том же бюджете наград в три раза больше — 113).

Или рассмотрим пример Великобритании, в 2012 году на «домашних» Играх в Лондоне (65 медалей) поднявшейся на четвертое место в общем зачете, а затем в Рио (67) и Токио (65) подтверждавшей этот результат. Здесь государственные деньги выделяют лишь на те виды спорта, где есть реальный шанс получить медали. При этом треть средств поступает из фонда национальной лотереи, а две трети выделяет правительственное агентство UK Sport. И эта сумма, опять же, сопоставима что с американской, что с немецкой.

Ориентация на успех отражается и в доходах спортсменов: атлеты из Великобритании, занимающие топовые позиции в мировых рейтингах, могут зарабатывать до 30 тысяч фунтов в год (около $40 тыc., но это не считая персональных рекламных контрактов).

Для сравнения: в Германии Фонд поддержки немецких спортсменов (Deutsche Sporthilfe) платит вдвое меньше, но поддерживает втрое больше спортсменов, чем британцы. А в Швейцарии доходы половины профессиональных спортсменов не превышают 14 тысяч швейцарских франков, то есть около $15 тыc. в год. Нужно быть отчаянным энтузиастом, чтобы посвятить всю свою жизнь профессиональному спорту за такие деньги.

Да, один из способов дополнительного заработка в Швейцарии и в Германии — занятие спортом в рамках службы в армии, где в свободное от тренировок время спортсмены могут получать образование для дальнейшей карьеры. Но сравните этот «армейский» орднунг с простотой американской системы...

Украинский опыт

К слову, если кому-то покажется, что на фоне других Украина выглядит жебраком, то практика, мягко говоря, это совсем не подтверждает.

Только на 2022 год Министерство молодежи и спорта Украины получило из госбюджета рекордные 8,2 млрд гривен, что немногим меньше $300 млн! Эти средства распределены на семь направлений, из которых, на мой взгляд, наиболее интересны такие: «Развитие физической культуры и спорта и спорта высших достижений» (2,6 млрд. грн.), «Подготовка и участие спортсменов в зимних Олимпийских, Паралимпийских, летних Дефлимпийских играх, а также Всемирных играх по неолимпийским видам спорта» (1,6 млрд. грн.), «Спорт лиц с инвалидностью» (0,9 млрд. грн.), «Развитие спортивной инфраструктуры» (2,7 млрд грн.).

Объединив первые два из указанных направлений, выходим на прямые госдотации в размере 4,2 млрд гривен — или $150 млн! Умножьте их на четыре — срок олимпийского цикла — и получите сумму, вполне сопоставимую не только с немецкой или английской, но и американской!!! А вот какова эффективность этих расходов? И есть ли ответственность за показанные результаты?..

И в заключение о футболе. В котором у нас есть такой регулирующий орган, как Украинская ассоциация футбола. Которая, являясь общественной организацией, ничего в футбол не инвестирует, но, получив от Министерства молодежи и спорта наделяющий полномочиями мандат на осуществление деятельности по развитию этого вида спорта и еще несколько «исключительных прав» (см. Устав УАФ, Статья 1, пункты 3–3.3), толкует их по-своему.

Так, вожди национальной федерации, прикрываясь именем государства, а также формально коллегиальным форматом администрирования, едва ли не в одиночку решают — какие соревнования участвующим в них футбольным клубам нужны (например, не вызывающие интереса у публики женские), а какие (например, на молодежном мужском уровне) — нет. Они же, диктуя участникам соревнований нормативы по содержанию детских и юношеских команд, а по сути — требуя готовить как можно больше профессиональных футболистов, совершенно не обременяют себя вопросами типа: какова их квалификация? в каком количестве они нужны? как, куда и кому их трудоустраивать?..

Все это пущено на самотек, отдано на волю Провидения и без какого-либо управленческого участия в судьбе молодых людей, зачастую выпускаемых в жизнь без какого-либо иного навыка, кроме умения играть в футбол на уровне ниже среднего — без профессии, без базовых знаний, необходимых для получения какой-либо новой профессии...

И снова-таки, спросить у нас не с кого... Твои проблемы — только твои! Иди и играй. Как можешь. Как умеешь. Где сможешь...

Игорь ЛИННИК

Футбольный клуб

Автор: (babiors)

Статус: Читатель (4 комментария)

Подписчиков: 162

4 комментария
Лучший комментарий
  • Maxwell Johnes - Наставник
    21.02.2022 14:32
    Я, как человек немного знакомый "из первых рук", примерно могу объяснить, "зачем".

    Для школ, (high schools) это в основном об общественной гордости данного мелкого города/района.

    Для институтов всё намного более интересно. Там четыре основных рычага:

    1. Телевизионные и стадионные деньги. Очень во многих местах, особенно на югах, университетские команды (американский футбол и баскетбол) в разы более популярны, чем профессиональные. Если Вам интересно, NCAA football приносит самой богатой команде $391 Миллион долларов в год. 30й, например, сверху - чуть больше $100 Миллионов.

    2. Шушера, вертящаяся вокруг. Богатые бывшие выпускники, нынче болельщики. Если Вы внимательно посмотрите на любой кампус, увидите дома с их именами. Они жертвуют институтам много миллионов долларов, плюс внегласно и нелегально платят студентам-атлетам за то, что те идут играть именно за этот институт. Но это вообще ящик Пандоры.

    3. Бывшие атлеты, имена-легенды, которые позволяют рекрутировать новые поколения. Плюс атлеты тоже традиционно жертвуют много денег свой alma mater и поддерживают как институт, так и команды.

    4. Это позволяет привлекать обычных студентов. Которые платят за обучение, которые становятся потом бустерами, или просто дарят деньги alma mater без отношения к спорту (как недоучки из Харварда Bill Gates и Steve Balmer, например).

    С прошлого года атлетам-студентам позволено зарабатывать некоторые деньги, в частности за автографы, рекламу, и т.д. До того более сони лет это было абсолютным табу. Но, в общем, институтский спорт, футбол и баскетбол - это бизнес с ВВП (валовой продукт) заметно поболее, чем бюджет большинства стран, например. И деньги с этих двух видов спорта идут на поддержку остальных видов спорта в институтах, кстати. Ну, маленькая часть.

    О "государстве" и школах - в Европе не совсем понимают, чем в Америке занимается государство. Что нормально, так как государственная система США построена сильно иначе, чем привычно для европейцев. В частности, деньги на школу в основном тратит город и county (графство), в которых школа находится. Они берут деньги из налогов на недвижимость. Чем лучше район, тем лучше школа, так как больше денег. Чем лучше школа, тем лучше район, так как народ именно там хочет жить и готов платить больше за дома. Цена домов на, в буквальном смысле, соседних улицах может отличаться в 2 раза, если они принадлежат разным school districts, например. А вот государство, особенно, федеральное правительство, к этому вообще не имеет отношения.

    К чему оно имеет отношение, это к поддержанию Конституции. Поэтому в далёком 1972м году приняли закон, называющийся Title IX. Я могу объяснить его детальнее, но сводится он к тому, чтобы мужские и женские университетские команды примерно одинаково финансировались институтами. Потому, что права мужчин и женщин должны быть равны.
    • 1
Комментировать