Размытая фигура в центре кадра — Александр Кучер, главный тренер «Днепра-1». Силуэт молодого коуча дополняется титром с именем и должностью — белые буквы, наложенные на яркий модный цвет. Все титры на английском языке, ведь «Львов» против «Днепра-1» — трансляция международных стандартов. Других не может быть на международной платформе Setanta! Может?
У платформы «Setanta» есть одна маленькая проблема — физическое отсутствие в наших футбольных широтах. «Вот вам деньги, дайте нам готовую картинку» — простая логика, с которой «Setanta» летом обратилась в Украинскую Премьер-лигу, чтобы та искала подрядчиков с качественной техникой. В середине августа УПЛ объявила, что «технический тендер» выиграли три подрядчика — компании «Українська майстерня телебачення», «Софт Групп» и «Инженер Сервис». У этих компаний есть дорогая качественная техника для нормального показа футбола. Так почему же на выходе такой откровенный шлак? Почему эти трансляции собираются «из г*вна и палок»? Почему УПЛ выбирает более дешевую технику? И какова реальная цена такого продукта?
Возможно, кто-то еще не понял, но «Setanta» не имеет своих мощностей продакшена и, по сути, является покупателем и ретранслятором картинки (АПЛ, Бундеслига, НБА, НХЛ и т.д.). Согласно договору, УПЛ за «сетантовские» деньги должна была предоставить заказчику готовый сигнал.
В поисках «правильного транслятора» и «правильного производителя сигнала» УПЛ очень тужилась, писала регламенты, скандалила с клубами-отказниками. Все, чтобы захватить лакомый кусок финансирования от «Setanta» и технически овладевать средствами на техническое производство. Тендерируя футбол, и УПП, и УАФ (получившей свой процент по продаже прав), конечно, думали исключительно о зрителе. Ну не о себе же! И что теперь зритель имеет на выходе? И что есть у заказчика? Давайте посмотрим.
Оператор Андрей (имя изменено— прим. ред.), который много лет работает на трансляциях футбольных матчей, на условиях анонимности согласился дать комментарий относительно качества трансляций так называемого «официального вещателя».
— Как случилось, что в недешевой футбольной трансляции мы видим столь дешевый кадр? — спрашиваем Андрея о кадре с Кучером.
— Некачественный объектив. Это если объяснять читателю на простом языке. Говоря профессиональным языком, «он размывает на длинном фокусе». Камера, показывающая тренера, называется «реверсной». Она находится по другую сторону поля напротив тренера. Согласно требованиям тендера, который писали в УПП, эта камера должна иметь такое качество, чтобы увеличивать в 33-кратном размере. Но какой бы ни была камера, если у нее плохой объектив, все это до одного места.
— Это может быть плохая работа оператора?
— Нет, это плохая техника. Мы говорим не только об этом кадре. Я таких примеров видел много за эти несколько туров. Плохой фокус, бледная, невнятная, часто пересвеченная картинка.
«На какие хуавеи это все снимается?» — плюются теперь те же люди, которые два месяца назад радостно пускали слюну по поводу трансляций УПЛ на «Setanta Sports». Вдруг выяснилось, что прямой эфир матча «Минай» — «Динамо» сильно уступает в качестве показа «Саутгепмтон» — «Челси». Белоснежка, смотревшая сладкие сны английской Премьер-Лиги, проснулась от стартового свистка матча «Ворскла» — «Александрия». УПЛ сама написала технические требования, чтобы с радостью их же и не выполнять!
Кстати, у видео под названием «Ворскла VS Александрия. Полный матч» (4-й тур) ютубе «сетанты» вы не увидите полного матча. 30 минут размытые фигуры бегали, затем зависли, а затем вообще наступила 9-минутная тьма.
Пока зрители наслаждались черным экраном, арбитр Юрий Иванов на несколько минут остановил игру. Мало кто обратил внимание на это событие, а зря. Даже для украинского футбола она уникальна. Вот что написала Премьер-лига на своем сайте:
«В конце первого тайма телетрансляция матча приостановилась, поскольку на стадионе „Минай“ имела место нестабильность работы электросети, в связи с чем потребовалось дополнительное время для перезапуска Передвижной телевизионной станции».
«Дрова», на которых подрядчик показывал этот матч, не выдержали напряжения и перегорели. Резервного генератора, который в таких случаях обязательно должен находиться на борту машины ПТС, похоже, не было. Перезагрузка ПТС — это потеря времени.
Но это никак не повод останавливать футбольный матч. В каких регламентах это написано? Бывали ли в истории футбола такие случаи? Как вообще такое возможно? Возможно! После поломки ПТС где-то в Доме футбола поняли, что сильно обо*рались, что это несет репутационные риски и, очевидно, быстро дали указание арбитру приостановить матч — пока телевизионный сигнал снова не появится))) Представьте уровень катастрофы! Деньги у «Setanta» взяли, технические требования написали, съемочные группы привлекают, а на выходе — шлак!
«Камеры несбалансированы, картинка темная. По качеству картинки видно, что камеры очень старые, возможно, искусственно переработаны в HD». — говорит Алексей (имя изменено— прим. ред.), опытный режиссер концертов и спортивных трансляций. Мы говорим с ним о трансляцию «Верес» — «Рух» в 5-м туре. «Верес» как раз открывал обновленный стадион и, наверное, рассчитывал на качественный показ «официальным вещателем».
«Зрителям „Setanta“ стоит забывать о качественном показе УПЛ» — добавляет Алексей. И приводит пример еще одного свежего матча — «Металлист-1925» — «Колос»:
— В Украине очень узкий круг людей, которые снимают и показывают футбол. Все знают друг друга и очень трудно что-то скрыть в плане организации трансляций. Насколько мне известно, эту трансляцию собирали из старых 20-летних камер, самых первых HD-камер. Они показывают бледную, ненасыщенную картинку. Было заметно, как камеры «дергаются». Это означает, что они были закреплены на старых «поношенных» штативах.
— Можно ли сказать, что показ этого матча был бюджетным?
— Я не знаю, какую цель ставили перед собой организаторы. Только говорю о технических средствах.
По результатам тендера на производство Setanta выделила Премьер-лиге 1.6 млн долларов. Заказчик рассчитывал, что за эти деньги УПЛ и ее подрядчики предоставят качественную картинку 240 матчей (30 туров по 8 матчей). Приблизительно по 6,5 тысяч долларов на производство одного матча. Оба наших собеседника убеждены, что в реальности трансляции чемпионата Украины от так называемого «официального вещателя» стоят значительно дешевле.
«Различные трансляции априори не могут обходиться в одинаковую сумму. Ведь машины ПТС, а также большинство сотрудников базируются в Киеве. Следовательно, показ киевских матчей будет дешевле«— говорит Андрей. И добавляет несколько рыночных цифр: «Логистика машины, например, у Львов + расходы на персонал трансляции (гонорары, суточные) будут стоить где-то 3-3,5 тысячи долларов. Реальная цена аренды такой устаревшей техники, которую юзают подрядчики УПП — где-то 1,5-2 тысячи долларов. В сумме— никак не 6,5 тысячи. Так это я говорю о выездном матче. Трансляция игры „Металлист-1925“ — „Колос“ в Киеве стоила в 2-3 раза дешевле, чем выездная. Где-то в пределах 2-2,5 тысяч долларов».
После того, как 5 клубов «отвалились» на «1+1», сезонная нагрузка на УПП снизилась до 165-ти матчей. Если «Setanta» оставила для их производства те же 1.6 миллионов, это вообще роскошь. За почти 10 тысяч долларов можно изготовить чрезвычайную качественную картинку одного матча. Впрочем, пока неизвестно, не забрали ли «сетантовцы» остальные.
Сколько стоит трансляция, в которой не показывают голые — вопрос риторический. Андрей Цуриков забил у ворота «Ингульца» красивый мяч, но сбрасывать друзьям ссылку на полный матч вряд ли будет. Гол Цурикова на старте второго тайма «Ингулец» — «Александрия» стал жертвой «зависона» некачественной техники. Цена такой трансляции — тоже 6,5 тысячи баксов?
Кажется, после 5-ти туров чемпионата уже ни у кого нет сомнений, что за «конторки» отдают футбол для платформ «Setanta». Чем больше по турниру, тем четче понимание — от организаторов соревнований по Дому футбола и от их подрядчиков качества не стоит. Главное, чтобы финансирование не останавливалось.
Вот вам на финал хорошая история о деньгах. Помните, как в первом туре на матч «Заря» — «Ворскла» приехали 2 ПТС — «упл-овская» и «плюсовская»? Тогда хозяин матча, «Заря», отказалась пускать на стадион ПТС подрядчика УПЛ. Несколько источников нам подтвердили, что «Setanta» распорядилась выплатить за этот матч членам съемочной группы полный гонорар — «люди приехали в Ужгород, потратили кучу времени». Но где-то в Доме футбола гонорары людям срезали наполовину — «так они не работали». Куда делась разница — пока неизвестно. И есть большие сомнения, что ее вложили в качество трансляций.
Василий ЛЕВЧЕНКО для Dynamo.kiev.ua
Мінусів не боюся, бо тієї кількості, яка залишиться, більш ніж достатньо, що проставити свої оцінки під час трансляції.
Лише не зрозумів, то Сетанта не така чи павелківці?
Болею за Динамо, если что.
https://youtu.be/t712aCafpeg