Создается впечатление, что он никогда не остается в одиночестве. Вокруг него, с ним — постоянно друзья, коллеги, болельщики. И дети — на протяжении многих лет знаменитый футболист работает тренером детско-юношеской школе киевского «Динамо» имени Валерия Лобановского. Там и состоялся наш разговор.
— Виталий Григорьевич, существует то ли легенда, то ли байка: Гавриил Качалин — главный тренер сборной СССР по футболу — собрал команду, чтобы познакомиться с игроками. Каждый из футболистов рассказывает о себе — кто он, откуда. и вот доходит очередь до Хмельницкого. А вы говорите: «Я родился на хуторе Тимошовка,вот — мой дом, вот — Нестор Махно. Больше ничего не помню». Было такое?
— Что-то было (смеется). Понимаете, нас человек 30 вызвали, и каждый встает и начинает: «Я такой-то, родился в семье рабочих-крестьян, в комсомол приняли тогда-то…» Одно и то же. Никто не слушает этого! Вот и решил немного развлечь ребят.
— А если действительно, то что помните? Как из Гуляйполя на футбольне поле вышли?
— Я мало прожил на Запорожье. В 1947-м, когда мне было четыре года, мама с нами, пятью детьми (я был маленьким, все остальные — девушки, настоящее бабье царство!) Переехала в Мариуполь, тогда еще Жданов. Там и увлекся футболом. Играли детьми где попало и чем попало, часто босыми. Первые соревнования, в которых принял участие, был городской турнир среди дворовых команд. Еще школьником попал в местную юношескую команду «Азовмаш», взрослый состав которой выступал в классе «Б» украинской зоны союзного чемпионата.
С 1961-го начал играть за основу. Появились и первые заработки — совсем, поверьте, не лишние. А потом был «Шахтер» Олега Ошенкова. Ему меня рекомендовали наши тренеры Евгений Шпинёв и Олег Жуков, которые и сами когда-то выступали за горняков. В Донецке провел три сезона, едва не став обладателем Кубка СССР (на финальную игру 1962-го года меня не взяли), поэтому призы и медали пришлось дособирать уже в «Динамо» (смеется).
— Вы выросли в крае, который в силу разных обстоятельств был преимущественно русскоязычным. Но вы, в отличие от многих даже нынешних молодых футболистов, хорошо говорите по-украински, общаетесь на нем. У вас в детстве и позже была украиноязычная среда?
— А какой мне еще разговаривать, если я — Хмельницкий? (Смеется.) Но там, где я вырос, действительно разговаривают преимущественно на русском. Во времена индустриализации на юг и восток Украины на освоение шахт, для строительства металлургических комбинатов, заводов ехали люди со всего СССР, было много переселенцев. Поэтому и язык общения был интернациональный, тогда — русский. Я и сам в русскую школу ходил. Но учился хорошо, по украинскому вообще четверок не было. Я даже золотую медаль мог получить — «срезали» меня на экзамене по математике. Интересно, что ниже, чем нужно, оценку мне поставила молодая учительница, муж которой тоже был футболистом, играл защитником в «Азовмаше». Правда, я тогда только начинал и о моих футбольных успехах она, пожалуй, не знала. А так, возможно, и получил бы «отлично» по блату (смеется).
— Помню, как-то, давно уже, к нам на «прямую линию» с читателями приходил Олег Базилевич. А он — коренной киевлянин. Однако на все вопросы отвечал по-украински. Когда поинтересовались, откуда такое владение языком, Олег Петрович даже обиделся: «Это же мой родной язык!»
— Правильно! Скажу и другое: раньше мы все не то, чтоб способнее, но наверняка охотнее к обучению были.
— Вас пригласили в «Динамо» на левый край вместо Валерия Лобановского. Но ведь вы правша…
— Я действительно «правосторонний». Однако тренеры почему-то, еще в «Азовмаше», определили мое место на левом фланге атаки. Пришлось привыкать, приспосабливаться, выдумывать что-то свое, что давало бы преимущество над защитниками. Скажу, что образцом для меня был именно Лобановский. Впервые увидел его на поле, когда (тогда выступал еще за Жданов) приехали в Киев на матч с армейцами столицы. За день до поединка посмотрели игру динамовцев с алматинским «Кайратом». Тогда «Динамо» победило, если не ошибаюсь, 5:1. Валерий Лобановский поразил своими действиями, ведь участвовал чуть ли не во всех результативных атаках, сам забил два мяча. Тогда я и понял, кто главный в атаке! (Смеется.)
— То, что «подсидели» Лобановского, не отразилось затем на ваших отношениях?
— Когда пришел в «Динамо», Валерий уже год выступал преимущественно за «дубль», поэтому на «живое» место я не претендовал — конкуренции между нами не было. Виделись редко. Если и встречались, то: «Привет» — «Привет». «Как дела?» — «Нормально». Вот и все. Лобановский был профессионалом и понимал, что его проблемы не во мне
— А как болельщики отреагировали на ваш приход? Не сравнивали с Лобановским — он же был любимцем киевской публики?
— Может, какая-то ревность и была изначально. До первой игры с армейцами Одессы. Думаю, после того матча зрители уже забыли о Лобановского — у них новый кумир появился (смеется).
— Виталий Григорьевич, вы продолжаете считать, что нападающие должны обязательно специализироваться?
— Игра на разных — любых — позициях имеет свою специфику, которая обусловливает специальные умения, навыки, особенности техники, если хотите — даже игровую ментальность. Приведу один, немного, возможно, смешной, пример, о котором уже как-то рассказывал журналистам. В 1968-м году мы в гостях играли с московским «Торпедо». У меня игра не пошла — дай, думаю, хотя бы защите помогу. Отошел в оборону, а тут мне дают мяч. Решил отпасовать вратарю, чего в жизни раньше никогда не делал! Ну и выдал блестящую передачу на ход Стрельцову. Тот, не поблагодарив, как стрельнет по Рудакову! Хорошо, что Женя парировал, а то имел бы я на орехи. Тихонько-тихонько и побежал назад, то есть вперед — туда, где и нужно быть форварду. Универсализм должен быть. Но его не нужно абсолютизировать. Каждый должен лучше делать что-то свое.
— Хмельницкого вспоминают как смельчака, против которого часто нарушали правила. Кто-то подсчитал, что в первом сезоне за динамовцев вы «заработали» для команды 9 пенальти? Скажите откровенно — так получалось в борьбе или, возможно, хитрили, специально шли на обострение в штрафной?
— Всегда доигрывал эпизод до конца, никогда не падал специально, не симулировал. В наше время такие «представления» вообще не были в почете. Тогда мужчины играли в мужской футбол! Жесткий, но человеческий! Однако, к слову, уже в следующем сезоне Тофик Бахрамов (был такой известный советский арбитр), когда меня несколько раз заваливали в одном из матчей, сказал: «Вставай, Хмель, вставай! Хватит пенальти — с игры забивай!»
— Вы выделялись особым умением играть головой — на опережение, как говорят, рыбкой. Это опасно — нырять?
— Об этом не думалось. Главное — видишь мяч, хочешь до него добраться и хочешь забить. Но должен быть и определенный расчет — нападающий всегда должен взвешивать свои действия.
— О теоретической дискуссии о том, каким должен быть нападающий, а точнее — кто лучше играет головой, у кого преимущество — у высокого нападающего или низкого… Что главное?
— Главное — правильно выбрать позицию, первым встретиться с мячом. И нападающий, и защитник, оба действуют в условиях дефицита времени и пространства. В футболе, особенно современном, часто есть лишь мгновение для того, чтобы забить или наоборот — отбить, выбить мяч. Кто лучше воспользуется предоставленной возможностью, тот и выиграет. Блестящее умение использовать минимальный шанс продемонстрировал Андрей Шевченко, забивший два гола в ворота шведов на Евро-2012. Он, ветеран команды, показал младшим — тем же Ярмоленко с Милевским — как это нужно делать. И, согласитесь, рост здесь был ни при чем. Шевченко правильно оценил ситуацию, точно выбрал место и не убоялся возможного столкновения.
— Но любое столкновение — это столкновение. Вы умели терпеть удары?
— Иногда действительно было очень больно. А я еще без щитков играл — это разрешалось. Некоторые тогда вообще форсили — играли со спущенными гетрами, «по-модному». У каждого свои были прихоти (смеется). Но, как говорится, назвался груздем — полезай в корзину. Куда же в футболе без ударов? Вот и бьют — не только по мячу.
— Не хотелось иногда дать сдачи?
— Хотелось. Даже давал, за что и пострадал.
— В течение одного сезона вас трижды удаляли с поля…
— Каюсь, было. Первый раз удалили во время повторного матча за Кубок Кубков с «Селтиком» в Тбилиси в январе 1965-го. Тогда сцепились с защитником соперников Джимми Крейгом. А рядом пробегал Виктор Серебряников. Вот и решил помочь — зацепил шотландца по носу (тот у него ничего себе был). А боковой судья, не разобравшись, указал на меня — выходит, пострадал я за товарища.
Второй раз красную карточку «заработал», когда со сборной были в турне по Южной Америке. Тогда наигрывали разные составы, игроков тасовали. В каком-то из матчей против какого-то клуба Николай Морозов выпускает меня вместо Месхи за минут 10 до окончания игры. Выхожу, мне сразу же дают пас. Но соперник, Алсиндер (между прочим, игрок сборной Бразилии), рукой придерживает и забирает мяч. А мне же всего 22 — я горю желанием показать себя во всей красе! Ну и сбиваю бразильца сзади Судья, конечно, свистит, и я, пробыв в игре секунды, наверное, две, покидаю поле.
В последний раз удалили меня уже в Ростове, в матче на первенство Союза. Играли здорово — я два мяча забил, Биба забил, еще кто-то. Словом, побеждаем 5:0, и здесь их молодой защитник (видимо, чтобы хоть как-то поквитаться) грубо «въезжает» в меня. Я не выдержал — оттолкнул его. А он возьми да и упади на газон. Дисквалифицировали меня на месяц, видимо, по сумме совершенных «преступлений».
— Вы участвовали в отборочном турнире чемпионата мира 1966-го года, а впервые вышли на поле в повторном матче с греками в Пирее. Хоть и не забили, но сборная победила — 4:1. Какие впечатления от дебюта?
— Была жара. Перед матчем у меня из носа пошла кровь — остановить не могли. Но моя фамилия уже была внесена в стартовый протокол — заменить нельзя. Ничего, отлежался. Сыграл, вроде бы хорошо, один мяч Банишевский с моей передачи забил.
— Следующая игра — 17-го октября — тоже была на выезде, с датчанами. Их устраивала только победа, но 3:1 выиграли гости. Первый гол после перерыва провел Метревели, и снова с вашей подачи…
— Я тогда прошел какого-то из Хансонов (их, этих Хансонов, у датчан полкоманды было) и заметил рывок Славы — ему и отправил мяч. Потом мы ту игру по телевидению в два часа ночи смотрели — хозяева, чтобы заманить побольше болельщиков на стадион, транслировали ее в записи. Сборная отправилась домой, а мы с Сабо остались в Копенгагене — через два дня уже в Осло киевское «Динамо» играло еврокубковый матч. Поэтому мы на последний матч сборной против Уэльса не попали. Без нас, кстати, сборная проиграла — 1:2.
— Однако не попали вы и в Англию. Почему Николай Морозов не взял вас на чемпионат?
— После моих удалений с поля в Москве решили, что я «психологически неуравновешенный». А я не такой! Но выводы для себя сделал. В дальнейшем меня не то что не выгоняли никогда, а и предупреждений не было. Вместо меня в сборную взяли нашего Поркуяна, который поехал на чемпионат и сыграл в Англии отлично. Правда, вернувшись, сел на лавку запасных.
— Пример Валерия Поркуяна вообще, по-моему, феноменальный. Дебютант, который еще и в «Динамо» фактически не наигрался, с корабля на бал попадает в сборную, а на мундиале становится лучшим бомбардиром команды! Не жалели о своем шансе?
— Скажу откровенно, что для нас, киевских динамовцев, тогда главными были выступления все-таки за «Динамо». Благодаря, возможно, и Виктору Маслову, мы считали его даже сильнее сборной. Поэтому поехал в Англию, или не поехал — ничего страшного. Но, конечно, с годами понимаю, что мог сыграть не на одном, а на двух мундиалях — такое не каждому выпадает за футбольну карьеру.
— Накануне отборочных матчей уже мундиаля-70 сборная СССР, которую тогда возглавлял Гавриил Качалин, отправилась в Латинскую Америку, где сыграла несколько матчей. На уровне сборных — с колумбийцами. Советские футболисты победили соперников 3:1, а два гола забили вы…
— Мы тогда первыми открыли счет после удара Гершковича, но колумбийцы сравняли, поэтому на перерыв ушли при счете 1:1. Во втором тайме мы имели ощутимое преимущество и, как написали после матча местные газеты, проходили защиту соперников, как нож сквозь масло. Я забивал в конце игры: один мяч — ногой, второй — головой.
— Какой смысл был в таких длительных и постоянных поездках за океан?
— Длительные сборы давали возможность проверить достаточно большое количество игроков, испытать их в разных сочетаниях, наиграть состав. А почему ездили в Южную Америку? Так тепло там! Ну и зарабатывали немного. За матч нашей сборной хозяева платили, если не ошибаюсь, девять тысяч долларов. Если на поле выходил Яшин, то добавляли еще тысячу — Лев Иванович был очень популярен.
— Что-то и игрокам доставалось?
— Нам платили суточные — по 85 долларов за каждую страну. Поэтому чем продолжительнее турне и больше стран — тем лучше было и футболистам.
— После возвращения из Америки сборная провела несколько достаточно невыразительных товарищеских поединков в Европе. Правда, один из них все же выделю. Это матч с командой ГДР в Лейпциге. Помните?
— Несмотря на товарищеский статус матча и позднее время его проведения, он вызвал огромный интерес — посмотреть на игру пришло более 90 тысяч зрителей. Руководство, помню, просило нас играть с хозяевами осторожно, без грубостей — друзья же. А немцы взяли и забили первыми. Гол, правда, был хорошим — Лёве обыграл подряд нескольких наших и пробил мастерски. Мы ответили той же монетой. У нас забивал Пузач, который проводил первую игру за сборную. Толя «накрутил» защитников и послал мяч точно в нижний угол ворот. После перерыва с лету забил и я. Тоже красиво — под перекладину.
Однако победу не удержали. Произошло это так. Я выбил в аут, чтобы Метревели смог заменить Хусаинов. Немцы быстро ввели мяч в игру, и здесь ошибся Шестернев, а затем и Рудаков, которые упустили нападающего.
— «Расписали» результат?
— Даже не думали! За ничью только полсуммы премиальных получали, какие там договаривания? Да и не было такого на уровне сборных в наше время.
— Отбор в Мексику сборная начала с нулевой ничьей в Белфасте. Тяжелая была игра?
— Тяжелая, но интересная, вкусная. У ирландцев Бест, Дуган играли — очень сильная команда. И мы не подарок были. Никто не хотел уступать. Для меня, впрочем, матч завершился поражением. Во втором тайме порвал мышцу ноги и на три недели выбыл из строя — следующие отборочные матчи пропустил.
— Свой второй поединок в отборе вы провели в Стамбуле против турок. Этот матч завершал турнир и фактически решал судьбу путевки на мундиаль. Сборная СССР открыла счет после удара Асатиани, но хозяева сравняли его. Турки — на подъеме, идут вперед и тут… срабатывает связка Серебряников — Хмельницкий… Как это было?
— С Виктором у нас всегда было взаимопонимание. Он отлично видел поле, а так «вырезать» передачу, как Серебряников, мало кто умел. Партнер подал, а я слета не стал задерживать мяч. Затем Бышовец сыграл на Асатиани, и тот поставил победную точку.
— В официальную заявку сборной попало (если учитывать Капличного и Шмуца) аж восемь украинских футболистов. Солидный десант…
— Каждый из моих партнеров был достоен главной команды! С кем-то мы играли вместе или соперничали во внутренних соревнованиях, но всегда (и не только в сборной) поддерживали дружеские отношения.
— С кем-то, говорите, приходилось соперничать. Например, с вратарем московских армейцев Шмуцем. Сильный был голкипер?
— А иначе бы не взяли в сборную! Алексей тогда фактически вторым вратарем в команде был, а это не мелочь! Правда запомнился он болельщикам, думаю, не только надежной игрой, но и курьезным голом, который сам… занес в свои ворота. В матче первенства Союза с ереванским «Араратом» Шмуц с линии ворот решил ввести мяч в игру рукой. А для этого же нужно размахнуться! Отвел руку назад, а мяч следовательно и пересек линию ворот! Судья это зафиксировал и указал на центр — гол! Выдающийся гол! (Смеется.)
— О Капличном, игравшим персональщика, говорили, что он мог «съесть» любого из нападающих. Он правда был таким неуступчивым?
— Капля был жестким. Такой, знаете, сухой, жилистый, скуластый — никому не давал спуску. И землякам тоже. Он сам с Подолья, из Дунаевцев. Оттуда еще, кажется, семья жены Жени Рудакова. Капличный позже книгу написал, мне тоже подарил. Он был одним из лучших советских защитников.
— Вы вышли на замену уже в стартовом матче мундиаля — против хозяев. Нулевая ничья — закономерна?
— С мексиканцами встречались в товарищеском матче где-то за два месяца до первенства и тогда также было 0:0. Поединок же на чемпионате был, конечно, бескомпромиснейшим, жестким. Пришлось непросто, ведь хозяева стремились во что бы то ни стало победить. К тому же, полдень, солнце в зените, температура воздуха за 40. Единственная тень — от какого-то громкоговорителя по центру поля. Боролись мы на равных, поэтому результат нас устроил.
— Во втором матче сборная СССР убедительно победила бельгийцев — 4:1. и вы забили с передачи Евружихина свой первый мяч на чемпионатах…
— Хорошо помню: атака справа, прострел, центральный защитник собрался выносить мяч, и я его опережаю… У меня сохранилась газета со снимком, где зафиксирован этот момент — там нескольких сантиметров не хватило, чтобы защитник не попал мне ботинком прямо в висок. Но не попал, а я попал — в дальний угол.
— Сальвадорцев прошли, создается впечатление, по инерции…
— А у них вообще «проходная» сборная была. Они даже бельгийцам не смогли противостоять, когда там игроки загуляли: ван Химста в «бардачке» поймали, конфликт в команде был. У нас тогда два мяча Толя Бышовец забил. И у меня момент был — не повезло.
— Вы играли и в четвертьфинале против уругвайцев. уже в дебюте могли забить после передачи того же Евружихина, но не попали… Что помешало?
— Соперники против наших нападающих действовали персонально. Против меня здоровенный такой Убинас. Когда Гена прострелил, я выскочил вперед, но соперник успел немного задеть мне ногу. Пробить, как следует, я не смог. Успел отбросить на Бишовца, но момент для атаки уже потеряли. Это был, пожалуй, единственный за всю игру опасный момент. И у нас, и у соперников. Мы возились, молотили друг друга все время, но ничего путного вблизи ворот так и не создали. Все шло к ничьей. В случае такого результата тренеры даже впервые включили в запасные Поркуяна, чтобы было кому тянуть жребий для определения победителя.
— Уступили из-за ошибки судьи?
— Мяч тогда на полметра вышел за линию ворот! А судья ослеп! Однако в поражении виноваты сами. Потому что вместо того, чтобы бороться, остановились.
— Кто не доиграл до конца? Защитники, Кавазашвили?
— Не обвиняю кого-то персонально. Виноваты все, кто там был. Но футболисты видели, что мяч вышел за пределы поля! И Еспарраго видел, что он вышел. Уругваец забил, но не торжествовал. Он лежал и смотрел на судью. А тот взял и показал на центр.
— Но посмотрим на ситуацию с точки зрения уругвайского нападающего. Он также видел, что мяч вышел, и тоже мог остановиться? Но свистка не было — мяч в игре!
— Еспарраго действовал правильно. На его месте я бы тоже довел дело до завершения — забил бы.
— Помню, накануне чемпионата мира 1986-го года, когда сборная СССР отправлялась опять в Мексику, одна из газет поместила слова напутствия игроков мундиаля-70 младшим коллегам. и вы тогда предостерегали их не повторить ваших ошибок, не полагаться на судью, а все решать на поле своей игрой. Как в воду смотрели!
— Наверное, каждое поколение обречено на свои ошибки… Помню ощущения после первой поездки сборной за океан. Только разместились, вышли пройтись и — быстро назад. Полотенца увлажняли, головы ими обматывали — жара, духота. Играем стартовый матч — все хорошо, ведем 2:0, а под конец еле ползаем — 2:2. Однако во втором матче уже легче, а там, глядишь, и не чувствуешь ничего особенного. Человеческий организм ко всему привыкает, просто нужно время для акклиматизации. Мы отправлялись на чемпионат заранее, чтобы быть в норме. Соперники не были сильнее нас. Сложилось, как сложилось — в футболе такое не редкость.
— А что это за история была с полицейским и вашим переодеванием?
— Жили в гостинице под постоянной охраной полицейских. Особенно колоритным был один из них — толстый такой, килограммов 120, мы его еще «чикоко» прозвали — «цыпленок» по-нашему. А днем жара была невероятная. Вот охранник (а пост его был во внутреннем дворике) и снял китель с фуражкой и повесил их на вешалку. А мы томились со Славой Метревели. Делать нечего — давай примерять эту форму. Все смеются — Лев Иванович, другие… И впрямь смешно — форма же не по размеру. Думали, что нас никто не видит — журналисты и просто посторонние не имели доступа в отель. А нас с вертолета сфотографировали… И на следующий день снимок в газете — мы при полном параде! И текст — оскорбление чести мундира офицера!
Приезжает наш мексиканский друг и чуть не плачет — неприятности у парня, а у него же семья, трое детей и на пенсию скоро. Старостин нам: «Придурки! Вам по 30, а все хихонькы-хаханьки! Дошутились — человека с работы из-за вас выгоняют!» Мы — глаза долу, а что делать? Пришлось тому же Старостину с водкой ездить даже к местному министру внутренних дел улаживать конфликт. Но уладили. После того, как все прошло, полицейский приходил к нам, мы пожали друг другу руки, остались, словом, друзьями. Вот так мы расслабились.
— Часто расслаблялись?
— Во время сборов, соревнований это, если хотите, психологическая необходимость, предохранитель срывов. А забавных случаев хватало. Возвращаемся как-то из Южной Америки домой через Амстердам. Утром было несколько свободных часов, поэтому решили пройтись по городу. Забрели в какую-то лавочку возле одного из каналов. Смотрю — игральные карты с обнаженными красавицами. Сам я в карты не играл и не играю, но дай, думаю, возьму на сувениры, кому-нибудь подарю — экзотика же. Прошу показать. Продавец — этакий дедушка — подает, а сам почему-то хитро улыбается. Значение я поэтому не придал, открываю колоду, а меня как ударит током! Аж колоду из рук выпустил. Покупаю!
В аэропорт ехали автобусом. Впереди на лучших местах — председатель федерации футбола Николай Ряшенцев, тренеры, мы — где-то позади. А со Славой Метревели решили, что разыграем начальство. Вот товарищ поворачивается ко мне и разыгрываем спор. Я как бы хвастаюсь картами, а он тоже будто пытается отобрать их у меня. Крик-шум! Слава кричит: «Николай Николаевич, а идите-ка сюда! Смотрите, что Хмель купил!» Ряшенцев подходит, забирает карты, а Метревели подъюживает: «А вы откройте, откройте!» Тот открывает — а дальше вы знаете. Весь автобус взорвался смехом! Конечно — такого чиновника разыграли.
— Позволяли себе подшучивать над начальством?
— Ряшенцев был нормальным человеком — смеялся вместе со всеми. Правда, дураками нас со Славой все же обозвал.
— Говорят, у вас много интересных историй, связанных и с киевским «Динамо». Мне Серебряников рассказывал, как вы вместе ужа в комнату Маслова подбрасывали.
— Это не я! Я уважал Деда, разве смог бы? Мне всякое приписывают. Вот, например, на высших тренерских курсах 1976 года в Москве учились вместе с Эдуардом Малофеевым. И после занятий частенько, взяв еще Виктора Прокопенко, шли где-то посидеть, отдохнуть. А идти было далековато, через Измайловский парк, недалеко от которого жили.
Возвращались иногда поздно, а поскольку была осень, болото, то часто замызгаными, как говорят, по уши. Конечно, сразу же заваливались отдыхать. Но вот однажды утром просыпается Эдик в своей комнате на первом этаже, а у него следы его обуви ведут к постели, затем — по стене, далее — по потолку, затем снова — к выходу. Почему-то все заподозрили, что я сделал. Но не я! Это, пожалуй, штангисты, которые жили с нами на тренировочной базе (хитро улыбается).
Признаюсь однако в другом грехе. Как-то к нам на динамовскую базу в Конча-Заспу должны были приехать секретарь ЦК партии с министром внутренних дел УССР — для какой-то очередной накачки. А мы с Витей Банниковым подготовились и вывесили флаг с надписью «Анархия — мать порядка! Вся власть — вратарям и нападающим!» Маслов как увидел: «Трофимовна! (У нас завхозом была.) Немедленно снять!» Сняли. А жаль — мы хотели как лучше.
— Маслов строгим был?
— Он был понятным для нас. Великий как тренер и человек. Именно он, а не кто-то за рубежом, придумал схему игры с двумя нападающими, благодаря которой киевское «Динамо» не знало равных годами. Никогда не показывал превосходства, с ним можно было поговорить о чем угодно, посидеть за столом, рюмку (и не одну) выпить. Знаете, плохих или чужих Дедом не называют.
— А других тренеров как между собой называли?
— Николаева — Черный полковник, потому что армеец. А вот у Качалина прозвища не было. Иногда — Дядя Гава и все. А Морозов — Блатной.
— А чего так?
— А он вид такой имел. В кепочке, часто подшофе.
Юрий БОНДАРЬ
Его самоотдача в каждой игре была запредельной!
Таких футболистов сегодня просто не бывает!
Виталий Григорьевич, БРАВО!!!
Здоровья и Долголетия!!!
-
Игорь Кутузов(fan19461960)
- Наставник
21.02.2018 11:54
Изредка у Хмеля бывали и неудачные игры, но выкладывался он всегда до конца (а в неудачных особенно). Как у Высоцкого: "Был упрям он и зол, но шёл..". Здоровья, удачи и долгих лет жизни тебе, Мастер.
- 0
-
Кри Ро(ssvmai)
- Наставник
20.03.2013 13:41
да ..были ЛЮДИ в наше время!не то что нынешнее племя...
- 0
-
Александр(noelplus)
- Старожил
20.03.2013 09:16
Это интервью вызывает самые теплые, добрые чувства!!
- 0
-
Нет Нет Нет(serikoffserg57)
- Наставник
19.03.2013 18:27
- 3
-
Валерий Сикорский(VTS)
- Эксперт
19.03.2013 17:39
Да, забыл поблагодарить Вас Виталий Григорьевич за интервью и самое главное, за ту радость, которую Вы давали болельщикам своей игрой и игрой всей команды Динамо Киев. Эти времена останутся в памяти у Вас и у нас, болельщиков, навсегда.
- 5
-
Валерий Сикорский(VTS)
- Эксперт
19.03.2013 17:30
Да, было время,, были игроки! Вся команда была боевая. Сколько защитников Виталий накручивал на пятаке, а потом резко уходил от них. Доставалось ему и Бышевцу больше всех. Но его легче без трусов было оставить, чем уложить на газон. На ногах стоял до последнего. Зозуле, Милевскому, да идругим нынешним игрокам показать на примере Хмельницкого, как надо играть и играть до конца. Столько он получал по ногам в нынешнем Динамо вся команда не получает. Трудяга невероятный. Да и весь состав был ему под стать. Остались одни воспоминания о славе ДК.
- 6
-
Legionnaire(Legionnaire)
- Опытный писатель
19.03.2013 16:30
классное время было :)
- 1
-
В. В. Л.(valya1204)
- Эксперт
19.03.2013 15:06
- 6
-
dima fffffff(dima_bil)
- Начинающий писатель
19.03.2013 14:39
Хотілось щоб від таких великих футболістів передалось сучасним гравцям трохи майстерності, відданості командіГрою Хмельницького захоплювались цілі покоління вболівальників..Дякую за прекрасне інтерв"ю.
- 5
-
Александр(noelplus)
- Старожил
19.03.2013 12:52
Балагур в жизни.. Колючий, острый , яркий, неординарный, харизматичный форвард.
- 4
-
Роллан Вентура(FanDin)
- Эксперт
19.03.2013 11:40
Интересно, а помнит ли Хмельницкий Олега Ключникова?
- 1
-
коротченко тарас(terry)
- Начинающий писатель
19.03.2013 08:45
никак не могу найти именно тот дом где жил Хмель в нашем Мариуполе.....Вродь и дед один уже сказал где , но подтвердить не могу......буду искать....
- 4
-
Сергій Кармановський(deratizator)
- Старожил
19.03.2013 08:38
С утра и такой позитив! РЕСПЕКТ!!!
- 4
-
Alex(greecealex)
- Наставник
19.03.2013 08:08
А играли то не за контракты а за клуб и страну, и как играли!К сожалению игры Виталия Хмельницкого не видел, но первый мой тренер всегда почемуто его приводил в пример.
- 7
-
Виктор Сиряк(Rotkiv)
- Опытный писатель
19.03.2013 07:33
Спасибо за интервью. Здоровья тебе Виталий Григорьевич.
- 6
Еще комментарииучетная запись этого пользователя была удалена
как вратарь мяч в ворота принес - вобще прекрасно :))
учетная запись этого пользователя была удалена
Эх!! Сейчас бы такого!!!!!
Благодарю Вас Виталий.