— 7 апреля «Динамо» проиграло дома «Шахтеру» — 1:2. Какие впечатления оставил у вас тот матч?
— Киевляне играли на невероятных эмоциях, были заведены. Благодаря прессингу имели определенное преимущество. Что касается собственно игры в футбол, в частности контроля мяча, лучше был «Шахтер». Меня поразило поведение его игроков после того, как команда сравняла счет. Никто не стал праздновать гол. Схватили мяч и понесли его в центр.
— О чем это говорит?
— Об осознании своей силы. Запас прочности у «Шахтера» больше.
— При счете 1:1 не забил стопроцентный мяч Браун Идейе. «Динамо» нужен более квалифицированный нападающий?
— Я считаю нигерийца очень приличным форвардом. Лучшим в «Динамо» — точно. Даже сейчас Идейе с руками оторвет команда немецкой бундеслиги, заплатив 10 миллионов.
У человека неудачный период. Думаю, Идейе надо было поставить на второй матч против «Бордо». Было бы неплохо после того, как футболист завоевал Кубок Африки, выслать за ним самолет. Сказать: «Браун, ты нам нужен, спасай «Динамо». Не надо праздновать успех и ездить на приемы к президенту. Взять за руку и привезти в Киев. Тогда был бы эффект. А так человек приехал выхолощенный, не прошел сборы и не может органично влиться в команду.
— Какая главная проблема украинских клубов?
— Отсутствие должного количества добротных отечественных игроков. Их негде брать. Полностью разрушена система детско-юношеского футбола. Это все равно, что закрыть все средние школы и открыть только элитные университеты. Дети должны получить базовое футбольное образование. Где? В ДЮСШ. А их нет.
В 1964-м сборная СССР заняла второе место на Кубке Европы. Результат был расценен как позор. Выгнали тренера, а в стране ввели турнир «Кожаный мяч», открыли футбольные школы. Еще через пять лет создали спортивные интернаты. В 1970х — специализированные школы олимпийского резерва. Их должен был иметь каждый областной центр. И тогдашние команды второй лиги чемпионата СССР сейчас спокойно бы входили в десятку нынешней украинской Премьер-лиги. Сегодняшний «Черноморец» занял бы третье-пятое место в той второй лиге.
— Сейчас в «Динамо» пытаются создать украинский костяк команды.
— Для чего? Чтобы выигрывать у «Днепра»?
Показательный позапрошлый год. Украинская сборная 21-летних поехала на чемпионат Европы. У нас было много «звезд». А в последнем туре испанцы не дали нашим даже мяча коснуться. Возили, как детей. Куда нам с таким уровнем? Сражаться на поле можем, обыграть благодаря этому поляков — тоже. А на нормальном уровне со сборной поступят так, как испанцы на молодежном Евро-2011.
— Испания — футбольный эталон. Тягаться с ними трудно не только нам.
— Я воспитан в Советском Союзе. Для меня места ниже первого — поражение. Я вспоминал 1964-й и выводы после проигранного финала Евро. 1972 — то же. 1988 — уже нет. С этого и началось.
Лет 10 назад я разговаривал с Александром Головко. Спросил его: «Что не сбылось в карьере?» Ответил: «Сыграть в финальной части Кубка мира или чемпионата Европы». Только сыграть. Понимаете разницу?
Моя точка зрения: и сборная, и «Динамо» должны ставить максимальные задачи. Выход в 1/8 или 1/4 финала — это не достижение. Достижение — это титул.
— Нынешний чемпионат Украины сильнее, чем тот, что был в конце 1990-х. Но тогда «Динамо» было в полуфинале Лиги чемпионов, а теперь наших команд на таком уровне нет. Почему?
— Во-первых, не надо сравнивать ту Лигу чемпионов, в которой отсутствовали матчи 1/8 финала, с нынешней. Во-вторых, в те времена «Динамо» не имело чемпионата Украины. Была определенная идеология. Согласно ей, Киев переносил матчи внутреннего чемпионата, потому что защищал престиж страны на международной арене. Команда играла благодаря прессингу, беготне и прочной защите. Такой динамичный футбол можно показывать раз в месяц. После этого — месяц отдыха. Задача — сыграть три матча весной. Если везло — куда-нибудь попадали. В 1999-м — в полуфинал Лиги чемпионов.
— Какая логика в назначении Блохина главным тренером «Динамо»?
— Снятие Семина и приход Блохина — чрезвычайный всплеск эмоций.
Юрий Павлович, начиная с весны 2012-го, после поражения от «Шахтера», потерял контакт с командой. Фактически не управлял ею. Плыл по течению, понимая, что это его последняя работа на таком уровне. Команда играла все хуже и хуже. Поэтому отставка Семина была вопросом времени.
— Нынешний главный тренер может исправить ситуацию?
— Блохин, работая со сборной, показал, что может настроить футболистов на игру. Он вынужден опираться на украинцев. И не потому, что они слышали о «Золотом мяче-1975», а иностранцы — нет. Просто легионеры не поймут футбол Блохина, который требует чрезвычайных физических усилий. В Европе так не играют. Такой футбол может принести результат, но играть в него два раза в неделю — нереально.
Ведущие футболисты мира проводят 60 матчей в год. В самом высоком темпе — 10-15. Сажать на скамейку запасных Месси, Роналду, Ибрагимовича или Кавани, чтобы дать им отдохнуть, никто не будет. Зрители не поймут. Потому что они ходят на «звезд», а западноевропейский футбол продается.
— Сколько времени вы, как болельщик «Динамо», даете Блохину на то, чтобы построить команду уровня четвертьфинала Лиги чемпионов — стадии, с которой начинается реальная борьба за титул?
— Думаю, это не способен сделать ни один тренер. Блохин не требует 50 миллионов на трансферы. Работает с теми, кто есть, — работягами, без «звезд». Чтобы вернуться на европейский уровень, нужны футболисты, которых нет. И для сборной нет. Всегда смеюсь, когда тренеры национальной команды просматривают 30 игроков. Что их пробовать? На пальцах одной руки можно посчитать тех, кто достоин выступать за сборную. Остальные — бей-беги.
Ахметов хочет выиграть Лигу чемпионов. Для этого он с коллегами должны возродить массовый футбол. Только тогда будет из кого выбирать, потому что первоклассные иностранные «звезды» в Украину не поедут. А в нашем чемпионате за «Шахтером», «Динамо», «Металлистом» и «Днепром» никого нет. Нет.
Пять лет назад в Манчестере был свободный вечер. Сел на электричку, поехал в пригород на матч четвертой лиги. Полный стадион, тысяч 20 зрителей, атмосфера. У нас третьей лиги нет. Зато есть никому не нужные киевский «Арсенал» и донецкий «Металлург».
Пришли 60 000 на «Динамо» — «Шахтер». Когда такая цифра будет в следующий раз? Через полгода? Об этом надо думать. А у нас весь футбол построен на том, чтобы отчитываться об успехах. Хозяину, первому секретарю, президенту. Это идет с советских времен. Тогдашние футболисты думали, дадут ли им премию или квартиру, устроят ли на завод. Решение этих вопросов зависело не от публики, а от первого секретаря. А для этого нужен был результат любой ценой.
Я с детства играл с одноклассником в футбол один на один. Традиция сохранилась. Он стал профессиональным футболистом, я — любитель. Во время одного матча как перекосит мне по ноге! Говорю: «Ты что делаешь?» — «Прости, нас так учат, — отвечает. — Если не скосишь, завтра не будешь играть».
— Почему посещаемость матчей «Динамо» падает?
— На «Динамо» так ходили всегда. В 1970-х и 1980-х на матчах типа «Динамо» — «Кайрат» было 15-20 тысяч зрителей. 100 000 — на еврокубковых поединках или со «Спартаком», иногда с тбилисским «Динамо».
— Впервые я попал на нынешний «Олимпийский» в августе 1987 г. Был матч с московскими одноклубниками. 68 000 пришли.
— Потому что лотереи уже начали разыгрывать, «жигули». Прекратили — стадионы опустели. Наши люди идут смотреть на соперника, а не на свою команду. Вспомните первый матч «Динамо» после возвращения Шевченко. Полный стадион. А дальше? Почему бы не ходить дальше? Такой футболист вернулся! А нашим неинтересно.
— На «Шахтер» ходят.
— Ежегодно на «Донбасс Арене» делают какое-то шоу. Не купишь абонемент на футбол, не попадешь на шоу. Так продают 30-40 тысяч абонементов.
Нашу Премьер-лигу не интересует точное количество зрителей на матчах. Доверились инспектору — сколько тот напишет. Как продавать футбол в таких условиях? Как в высшей лиге могла играть «Оболонь» и как можно допускать туда «Севастополь», если у них стадионы на пять тысяч зрителей?
— Многие областные центры не имеют приличной футбольной команды. Должна ли администрация области способствовать этому?
— Считаю, обязана. Но удерживать на уровне здравого смысла. Ни один областной центр не обеднеет, если станет выделять ежегодно 8 миллионов гривен для команды второй лиги.
— Существует ли в Украине тренерская школа?
— Надо четко понимать термин — тренер. Реально тренерское образование имеет Моуринью. Он ходил на курсы, изучал анатомию — вещи, которые нужны тренеру. Ясно, если ты играл, тренировку провести сможешь. Но этого мало. Что дальше? Если у нас ставится тактика, то достаточно примитивная. Да, Таран поставил тактику «Кривбасса». Но это тактика второй лиги.
Кстати, команды нынешнего главного тренера сборной Михаила Фоменко — «Гурия», «Динамо», «Металлист», «Таврия» — всегда были узнаваемы по почерку. Дисциплина, организация. Когда Кучук сменил Бакалова в «Арсенале» — прогресс увидели все. Аналогично — Кононов в «Карпатах».
— Александр Головко недавно выиграл в Германии квалификацию Евро для 17-летних.
— Работа с детьми и взрослыми — разные вещи. Тем более, на уровне национальных сборных.
Мне импонируют люди, которые хотят что-то доказать. Демьяненко уволили из «Динамо», он не пошел за кем-то фишки носить, а поехал в Азербайджан, Узбекистан, выиграл аналог азиатской Лиги Европы. Показал, что он — тренер.
— После поражения «Шахтера» от «Боруссии» Ринат Ахметов раздумывал, оставлять ли Луческу на посту главного тренера. Оставил. Правильный выбор, сильный тренер?
— Сильный. Первому встречному «Интер» не дадут.
— Почему «Днепр» весной играет неудачно?
— Хуанде Рамос — очень хороший тренер, у него интересные занятия. Но с футболистами общается через переводчика — это проблема. Есть моменты, когда надо контактировать напрямую. А это невозможно. В таких условиях сбой очень реален. Когда тренер говорит на другом языке, то в команде появляется альтернативный центр влияния. Его составляют люди, которые общаются на своем языке, который отличается от языка тренера.
— Что бы вы изменили в правилах футбола?
— Ничего. Это наиболее доступный вид спорта. Когда я служил в армии, то мы играли камнем. В хоккей или баскетбол им не поиграешь. И ошибки, в частности судейские, — это часть игры, зрелища.
— Есть ли польза от пребывания Пьерлуиджи Коллины на должности куратора украинских арбитров?
— Коллина говорит с нами языком цивилизованного мира. В нем тоже есть договорные матчи, судейские ошибки. Но там другой уровень разговора об этом. Коллина пытается нас на него вывести. А нам это не нужно.
Роман ШАХРАЙ
Это интервью на украинском языке (источник) >>>
Хорошее интервью. И Николай - замечательный парень. Но я тоже в армии служил. Гоняли там в футбол(например, в дыр-дыр после обеда в кирзачах зимой) , ясен перец. Мячи, конечно, были еще те. Скажем прямо, не Адидас. Но чтобы камнем? Суровые, однако, у Николая были в армии времена. И мужики. Может Николай в Челябинске служил?
-
Саня Мирон(sena)
- Наставник
20.04.2013 09:05
По поводу Брауну полностью поддерживаю Николая:
- 0
-
Юрий Иноземцев(trez)
- Опытный писатель
19.04.2013 15:19
...Команда играла благодаря прессингу, беготне и прочной защите. Такой динамичный футбол можно показывать раз в месяц. После этого — месяц отдыха. Задача — сыграть три матча весной. Если везло — куда-нибудь попадали. В 1999-м — в полуфинал Лиги чемпионов...
- 0
-
Anatoliy Gamon(gamon)
- Опытный писатель
19.04.2013 13:22
- -1
-
Андрей UA(andrik-ua)
- Опытный писатель
19.04.2013 10:38
Хорошее интервью, много интересного. Спасибо.
- 0
-
Александр Кравченко(Karambol)
- Старожил
19.04.2013 00:25
О балабол Насенюк отозвался,помню его блоги и комментарии на этом сайте, такое нес ,что ни в одни ворота не влазило,человек который не признает другого мнения только его и оно всегда правильное,меня забанили только за то что я ему написал все что о нем думаю.
- 1
-
Вадим v_dim(v_dim)
- Эксперт
18.04.2013 13:50
- 1
-
Максим Третьяков(newport)
- Опытный писатель
18.04.2013 13:42
Даже не собирался читать, кинул взглядом... и зацепился с первых строчек, на удивление очень интересно и объективно!
- 2
-
Валентин Петриченко(Luny69)
- Опытный писатель
18.04.2013 13:24
Чуть ли не сказать - приятно удивил. Только на многом верно сказанном насыпана нервозность или обида, - мол вот, бля, ну вот "все не так".("беготня", "только первые"). А так норма.
- 2
-
Иван Глоба(kirnis)
- Наставник
18.04.2013 12:18
Как никогда согласен с Несенюком. Человек реально оценил прошлое, настоящее и будущее украинского футбола. А при Лобановском в одном матче искрометно втаптывали в газон соперника, а в следующем ходили дохлые по полю. Но у Блохина такое конечно не прокатит.
- -1
-
кирилл артамкин(kir123)
- Наставник
18.04.2013 11:11
- 2
-
coca cola(fc-pc)
- Начинающий писатель
18.04.2013 11:02
У мужика явно депрессия,ностальгия замучила.Но ето возростное:"А вот внаше время....!"Я не думаю что так уж все плохо.
- -3
-
Имя Фамилия(nehochussoritsa)
- Начинающий писатель
18.04.2013 10:36
- -7
-
Ярослав(YARY)
- Эксперт
18.04.2013 08:26
Жёстко, как катком прошёлся! Понравилось, как потролил "Черноморец".
- 4
-
vvz(vvz1952)
- Опытный писатель
18.04.2013 04:17
to Александр Лившиц
- -3
-
Александр Лившиц(Polugoevskiy)
- Наставник
18.04.2013 02:53
- -5
Еще комментарии-Было бы неплохо после того, как футболист завоевал Кубок Африки, выслать за ним самолет. Сказать: «Браун, ты нам нужен, спасай «Динамо». Не надо праздновать успех и ездить на приемы к президенту. Взять за руку и привезти в Киев. Тогда был бы эффект.
Человек выиграл Кубок Африки,а его наказали на игру не выпустили.....мы как хозяева на Евро сыграли, и эйфория была,а чел выиграл кубок континента и должного внимания не оказали....ИМС и ОВБ нельзя так!
А что, прессинг - это плохо? Вон после Палыча никак вспомнить, как он делается не можем. Беготня - это называется командная скорость. Советую уважаемому автору посмотреть матчи Боруссии Дортмунд (например) - они тоже занимаются беготнёй? И многие другие клубы в БЛ, АПЛ. По-видимому, Несенюк прихильник футбола по Сёмину (дыр-дыр). Ну а то, что у Динамо была прочная защита - это конечно недостойно команды европейского, а тем более мирового уровня!
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
Кстати "Гурия" из Ланчхути -2500 жителей, ПОЛНЫЙ стадион на 10000 зрителей !!!
По ускоренной раздаче тренерских лицензий недоучкам - тоже согласен.
Автор высказался разве-что грубовато, но по сути верно. Разве в футболе не бегают с мячом и за мячом, не пытаются его отобрать и т.п. Не верите - посмотрите на игру Барсы..
учетная запись этого пользователя была удалена