Поиграв в нескольких клубах Украины и ближнего зарубежья, залечив несколько тяжёлых травм, он принял решение стать на непростой тренерский путь, сумев проявить себя на этом поприще должным образом. Благодаря Кикотю украинский футбол узнал Александра Рыбку, Виталия Федорива, Дениса Дедечко, Владимира Лысенко... Как оказалось, свою тренерскую работу он строил по лекалам первого тренера.
— Павел Николаевич, помните, когда впервые познакомились со Шпаковым?
— Я играл за «Восход» на первенство Киева, поэтому приходилось не раз встречаться со сверстниками с «Динамо» в том числе. Возможно, уже тогда он заприметил меня. Известно, что Сан Саныч лично ездил смотреть многие игры других команд и после одной из таких пригласил нас с Виктором Морозом в «Динамо». Понятно, что реалии тогда были совершенно другими, чем нынче. И если тебя приглашали из маленького клуба в «Динамо», то любой тренер считал за честь отпустить своего игрока в настолько авторитетный клуб.
— Шпаков открыл дорогу многим молодым футболистам. Часто ли вы пользовались советами первого тренера, как в футбольной карьере, так и на тренерской стезе?
— На самом деле после выпуска мне очень часто не хватало его поддержки. Ведь он мог настолько доступно объяснить игрокам какие-то моменты, что сложнее было не понять его требования. Причём, это касалось не только спортивной составляющей. Ближе к выпуску, когда мне только исполнилось 16 лет, у меня наступил сложный период. Передо мной возник вопрос: что делать дальше? В то время футбол больше расценивался больше как хобби, ведь это не профессия, и не квалификация. И даже несмотря на то, что передо мной могли открыться отличные перспективы футболиста, я стоял на распутье, что не могло не сказаться на моём состоянии.
Важно, тренер сам увидел — со мной творится что-то не то. На тот момент я был лидером команды, её заводилой, капитаном, а тут сижу замкнутый в себе, в своих переживаниях. Сан Саныч подошёл и по-отцовски выслушал меня, сумев поддержать. А его слова я помню до сих. Тогда он сказал, что всё зависит конечно же только от моего решения, и он примет и поддержит любое из них. И именно тогда я понял, что я не один, что есть ещё кто-то рядом, кто поможет мне в любой ситуации. И это стало импульсом в моей дальнейшей карьере, о которой я ни капли не сожалею. В целом же, я обязан Шпакову практически всем, чего добился в жизни.
— Ваша карьера футболиста особо не заладилась. Когда поняли, что ваше призвание — тренерская работа?
— Действительно, в Украине по разного рода причинам мне не удалось закрепиться. Зато были успешные этапы карьеры в Словакии, Чехии. После этог я вернулся в киевскую «Оболонь», но после долгих лет за границей перестроиться на украинские рельсы было уже непросто.
После одного из матчей за команду ветеранов, ко мне подошел Виктор Кащей, работавший в то время старшим тренером академической группы в «Динамо», пригласив своим помощником. Тем более, что с методами работы Виктора Иосифовича я был знаком не понаслышке, команды Шпакова и Кащея всё время на первенство Украины двумя составами ездили. Вот тогда-то мне и повезло вновь получить возможность работать с Сан Санычем.
Кстати, именно у него я научился многому по планированию этапов, циклов подготовки, что очень важно для подготовки детских команд. В этой сфере он очень силен. К слову, в своё время он перспективные планы писал на пять лет вперёд. И он никогда не отказывал в помощи. Если другие тренеры, возможно, не знали или не хотели делиться информацией, то Сан Саныч с удовольствием всё объяснял и растолковывал. Я очень многое почерпнул из этих бесед.
— Насколько высоким был авторитет Шпакова в школе на Нивках?
— Авторитет в школе у него был огромный. Я не слышал, чтобы о нём плохо говорили. Я всегда отношусь к нему уважительно, как говорится, на вы и шёпотом. Он — человек простой. Когда меня в юношескую сборную приглашал Игорь Жабченко, то неизменным консультантом у нас являлся Сан Саныч, который всегда с удовольствием отправлялся в том числе и на выездные матчи. Его слово было очень веским. Если возникала какая-то тупиковая ситуация, то к нему всегда можно было подойти, спросить совет, который всегда будет аргументированным, точным и правильным.
— После Нивок вас пригласили в РВУФК. Можно ли сравнивать условия подготовки игроков на этих двух базах?
— Сравнивать, конечно, тяжело, потому что структуры разные. На Нивках есть конкретная специализация — футбол. В РУВФК ситуация другая. Там футбол — один из видов спорта среди остальных. Там же есть и плавание, и фехтование, и единоборства, и хоккей... То есть, узкого направления на какой-то конкретный вид спорта нет. Конечно, РУВФК — структура попроще. Там тренера имеют статус учителей. И хоть лицензия для работы с детьми не является основополагающим требованием, футбольные тренеры у нас работают опытные. Честно говоря, от работы в РУВФК я получаю удовольствие, а с возрастом, который я веду (1997 г.р.) мне работать интересно. Заметно, что с ребятами мы нашли общий язык, ведь впервые за всю историю существования этой группы мы закончили первый круг соревнований ДЮФЛУ на третьем месте имеем все шансы по итогам сезона оказаться среди призёров. Перед выпуском для ребят это огромное подспорье и мотивация в будущем.
— Но при этом, в конце первого круга вокруг вашей группы возникли определённые недоразумения. Что на самом деле случилось?
— На самом деле, ничего особенного не произошло. Естественно, перед выпуском дети и родители переживают, что будет дальше, поэтому иногда слишком эмоционально ведут себя, позволяя делать не самые приятные заявления. Не обошла стороной эта участь и мою группу, когда двое родителей пытались обвинить наш тренерский штаб в двойных стандартах. Другое дело, что остальные родители и сами молодые футболисты обратились с коллективным письмо к министру образования, после чего вопрос был закрыт. В нашей работе бывают разные ситуации и хорошо то, что хорошо заканчивается.
— Всё ли в порядке с мотивацией у детских тренеров в Украине, учитывая недооценку этой профессии? Ведь зарплата учителя физкультуры, к которой, кстати, приравнивается тренер в РВУФК, недостаточна даже для минимального проживания. Откуда в такой ситуации берётся мотивация, чтоб работать и отдаваться на полную?
— Детский тренер выполняет свою работу от души и сердца. Он прикипает к своей работе и воспитанникам. У меня сейчас как раз такая ситуация. Я работаю с молодыми парнями, и в процессе этой работы я настолько прикипаю к ним, что мне уже тяжело с ними расставаться. Кого-то нужно отчислять, кого-то — зачислять или отпускать. И ты очень болезненно перестраиваешься на следующую группу. Ты всех до одного вспоминаешь, потому что они каждый день были перед твоими глазами. Я могу каждого выпускника вспомнить, рассказать о его сильных и слабых сторонах, особенных качествах. Поэтому здесь вопрос мотивации заключается не столько в материальном стимуле, сколько, можно сказать, в спортивном интересе.
Когда мы, ветераны, собираемся на стадионе имени Банникова, когда молодёжь собирается, то приходят иногда такие ребята как Саша Рыбка, Виталий Федорив, Денис Дедечко, Володя Лысенко. Этим футболистам исполнилось 25-26 лет. Это ребята, которые выступают за сборную Украины, они играют в премьер-лиге. Ты на них смотришь и вспоминаешь, то время, когда им было по 12-13 лет. Ты видишь плоды своей работы, знаешь, что вложил в них по максимуму душу, принимал участие в их воспитании. Это просто приятно, когда ребята на новый год или на день рождения звонят и поздравляют.
А что касается материального положения, то здесь всё очень сложно. Я считаю, что с детьми заниматься намного сложнее, чем со взрослыми. Становление характера ребёнка происходит с семи лет до 18 лет. Причём, каждый год из года характер ребёнка разнится. Ты не знаешь, чего от твоего воспитанника ждать завтра. С ребёнком нужно всё время подстраиваться под ситуацию. Нужно быть для ребят авторитетом, как Сан Саныч Шпаков был для нас — и в футбольной ситуации, и в жизненной. В то же время, нужно уметь и наказывать и строго спрашивать. У взрослых уже сформировались отношения «тренер-футболист». Есть какие-то контрактные условия, которые нужно выполнять.
У нас в чемпионате играют высокооплачиваемые иностранцы. Наших — Ярмоленко, Коноплянка, Зозуля — раз, два, и обчёлся. Может нужно делать акцент на своих воспитанниках? Растить своих футболистов, открывать больше школ, заинтересовывать и мотивировать детских тренеров. Может быть, какую-то программу составлять и выносить на государственный уровень, чтоб своих хороших ребят было как можно больше, чтоб была конкурентоспособная сборная в Европе.
Приходилось читать, что многие воспитанники Шпакова ратуют за создание специальной премии его имени для присуждения лучшим детским тренерам. Я полностью поддерживаю эту инициативу и считаю, что она принесёт пользу нашему футболу. Ведь от государства подобного ждать не приходится.
— Где вы себя чувствовали комфортнее: когда выходили на поле или сейчас, когда находитесь на тренерской скамье?
— Однозначно, мне больше нравится тренировать. Да, как футболист я не достиг больших успехов. Честно, я уже забыл наслаждение, которое я получал, когда играл в футбол. Конечно, ощущения, когда выходишь на футбольное поле, даже сейчас, играя за ветеранов ни с чем не сравнить. Но работа тренером — это совсем другое, нельзя сравнивать. От тренерской работы я получаю больше удовольствия. Здесь больше переживаешь за коллектив. А футболист, в первую очередь, переживает за себя. И уже потом — за команду. Мне нравится сам организационный процесс. Повторюсь, когда ты видишь плоды своей работы, то это не ни с чем несравнимо.
Антон Багатеренко, для Dynamo.kiev.ua
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости
Читать все комментарии (3)