Александр ИЩЕНКО: «Учим детей на примерах Беланды, Сидорчука, Рыбалки, Гармаша»

Темы:
Динамо

Итоги уходящего, 2014-го года для ДЮФШ «Динамо» им. Валерия Лобановского подвел старший тренер школы Александр Ищенко, который также рассказал о специфике работы и кадровых вопросах.

Александр Ищенко (фото: В.Раснер)

— Нашей основной задачей была и остается подготовка игроков, которые бы соответствовали требованиям, которые предъявляет главный тренер Сергей Ребров, а также испанские наставники в командах U-19 и U-21. Игроки должны отвечать требованиям этих команд и представлять перспективу для основной команды. Мы целенаправленно работаем над решением этих задач и, считаю, наметились подвижки в лучшую сторону. Сейчас есть приличное количество игроков, которые в ближайшем будущем вне всякого сомнения будут настойчиво стучаться в двери перечисленных выше команд. Уверен, что мы будем иметь качественное пополнение в лице украинских футболистов, выпущенных из ДЮФШ «Динамо».

— К тренерской работе в школе стали привлекаться испанские специалисты из первой и молодежной команд. Какой результат дает их работа?

— Это было системное взаимодействие, своего рода стажировка и на базе в Конча-Заспе, и на Нивках. Мы полностью изучили, как работают команды U-19 и U-21. А по средам и четвергам первую часть занятий проводил Висенте Гомес, который за них отвечает, а также их тренеры Юрий Мороз и Юрий Лень. Причем, они проводили и тематические занятия, и теоретические, как с футболистами, так и с тренерским составом. Так что мы получили достаточно информации, которая пригодится нашим наставникам в дальнейшем. В том, каким видят тренировочный процесс испанские специалисты, есть много положительного. Это поможет нам в решении поставленных задач, поскольку их требования очень высокие и, я бы сказал, жесткие. Сейчас в академических группах работают тренеры, которые сами в недавнем прошлом были игроками «Динамо», поэтому им легко воспринимать новый материал, они «схватывают на лету» в том, что касается качества передач, их направленности, видов ведения, осуществления прессинга, отбора мяча, строжайшего соблюдения игровой дисциплины. Все это вместе с блоковой методикой, по которой наша школа работает уже два года, позволит нам качественно подготовить технически оснащенных и тактически подготовленных футболистов.

— Наверняка, и дети с воодушевлением воспринимают новшества? Им интересно?

— Да, я обратил внимание, и тренеры это подтвердили, что уровень восприятия детей выше. Для нас это, может, в какой-то степени и обидно, ведь требования у нас те же, но ответная реакция у игроков на испанцев лучше. Возьмем к примеру, первую команду. Элементарное упражнение на разминке, когда футболисты бегут в парах и должны ударить другого по ладошке. Мы обратили внимание, что сначала это носит мотивационный характер, потому что нужно бежать на максимальной скорости, плюс, передается энергетика. Казалось бы, мелочь, но она дорогого стоит — интенсивность и эмоциональность возрастает, ребята «заряжены», а результат налицо.

— Изменилось ли что-то в работе школы после прихода на пост главного тренера первой команды Сергея Реброва?

— Прежде всего, стоит сказать о том, что Ребров — тренер новой, европейской формации. Я и сам, образно говоря, продукт Советского Союза, и в один из периодов, года три назад, когда я еще сомневался, волновался, смогу ли я поднять пласт молодежного и юношеского футбола. Наверное, это естественная реакция, ведь три десятка лет я проработал с первыми командами. Но после того, как я на протяжении трех лет исколесил почти всю Европу, бывал в ведущих футбольных школах, сделал для себя вывод, что мне, все-таки, это нравится и увлекает. С другой стороны, я обратил внимание на то, что для тренеров европейской формации не чуждо приходить на тренировки молодежных, юношеских команд своих школ, проводить занятия со старшими группами. Лучшие выпускники по четыре человека на постоянной основе работают с первой или молодежной командами. Мне было приятно, что со Сергеем Станиславовичем мы поняли друг друга с полуслова в том, что касается обучения тренеров, направленности на модернизацию тренировочного процесса, который не стоит на месте, его качественное улучшение. Главный тренер должен не понаслышке или из прессы узнавать, что, скажем, в команде U-21 есть интересный футболист. Речь, в частности, о Яремчуке, которого отметили испанские специалисты. А два года назад, когда он забил 20 мячей в чемпионате U-19, о нем никто не говорил. А в первой же игре за дубль против запорожского «Металлурга» он в первом тайме забил два мяча, но почему-то не оказался в заявке главной команды. Думаю, сегодня такого бы не произошло. Верю, что отношения, которые сегодня выстроены между главной командой и футбольной школы, будут плодотворными. Школа — это один из цехов, который должен напрямую работать по методике и направленности главной команды, знать фундаментальные упражнения, которые выполняет основной состав, принимать активное участие в анализе, разборах того, что происходит в U-21 и U-19. К слову, мы уже достигли договоренности, что в этих командах будут по две недели работать по четыре человека из выпускной группы нашей школы, чтобы такой немаловажный фактор, как адаптация футболиста во взрослом футболе, нивелировать. Кроме того, за два месяца молодые футболисты будут знать весь набор упражнений, который есть у испанских тренеров и методику их работы. Естественно, футболистам будет значительно легче при переходе. Сегодня этот процесс уже налажен, и мы видим, что футболисты с удовольствием воспринимают новшества, которые внесли в тренировочный процесс и Сергей Ребров, и его испанские коллеги.

— Динамовские структуры возглавляют специалисты с международным опытом. Это помогает идти в ногу со временем и ориентироваться на передовые европейские стандарты?

— Естественно. Мы много говорим о том, что наш футбол требует качественного улучшения. Например. Я приехал в Португалию на базу сборных, а там висит большой плакат: «Изменить футбол к лучшему можно, лишь повысив уровень подготовленности тренеров». Вот вам ответ на главный вопрос. В Центре лицензирования ФФУ подвижки к лучшему видны. Я могу так говорить, поскольку сам проходил там курсы, начиная с 1998-го года выпуска, когда мы получали лицензию УЕФА. Но хотелось бы еще более качественного усовершенствования с ориентиром на передовые технологии для организации учебно-тренировочного процесса. И в обязательном порядке футболисты должны понимать, какие существуют формы развития современного футбола.

— На днях известный футболист Парфенов, который работает в России и является другом Реброва в интервью сказал, что был бы рад привлекать прогрессивные технологии и методики в работе, если бы для этого было соответствующее оснащение и оборудование. В динамовской школе подобных проблем нет?

— Я не замечал, чтобы первая команда использовала какие-то недоступные нам спортивные снаряды или другое оборудование, которое бы качественно влияло на выполнение того или иного упражнения. Главное «включать мозги». Можно просто делать передачи в парах, а можно поставить перед футболистом конус, и, чтобы получить мяч, он уже вынужден двигаться, открыться, создать пространство — это вырабатывает навык. Это и заставляет футболистов «включать мозги», чтобы принять мяч, обработать и отдать партнеру, который движется в другую сторону. Мы постоянно говорим о том, что необходимо применять систему, которая у нас уже работает, чтобы с первой минуты тренировочного занятия футболист думал и творчески работал на поле. А особого оборудования для этого не нужно. Рауль запросто показал упражнения на равновесие, которые мы сейчас активно используем, и спросил: «Что для этого нужно?» — только желание работать. А оно у нашего тренерского состава присутствует с избытком.

— Сейчас в динамовской ДЮФШ работает много достаточно молодых тренеров, которые еще в недавнем прошлом сами были футболистами: Венглинский, Дмитрулин, Яшкин, Радченко, Косюк, Сытник и др. Как можете оценить их работу?

— Пока давать оценку преждевременно. Но в то же время, при всем уважении к тренерскому составу, который работал прежде и возглавлял академические группы, многим было под 60 лет. Я обратил внимание на то, что им тяжеловато обеспечить современный тренировочный процесс, переступить через себя. Ведь для этого нужно также поменять психологию, понять, что сегодня футболисты уже другие, к ним нужен другой подход. У нас было много разговоров, в том числе, и на повышенных тонах. Бывало, я даже вмешивался в ход тренировочных занятий, потом мы выносили это на тренерский совет. Кто-то соглашался, кто-то — нет, но пришел тот момент, когда было принято решение, как говорится, дать дорогу молодым тренерам, которые должны вырасти в специалистов, интересных для молодежной и основной команд «Динамо». Самое главное, могу с уверенностью сказать, что современная «начинка» тренировочного процесса кардинально отличается от того, то было даже 10 лет назад. Я через себя переступил. Для меня, например, не составляет труда проводить открытые уроки в том, что касается игры головой, быстрого перехода из обороны в атаку, прессинга, особенно индивидуально-группового. Естественно, у меня есть конспекты, по которым я работал сам 10 лет назад, и если сравнить их с сегодняшними, то общая направленность и требования осталась, но футболисты совершенно по-другому воспринимают те упражнения, которые им предлагаются.

— Собственный пример тренера иногда более эффективен?

— Да, как пробить головой, сделать передачу или остановить мяч, наверное, лучше Яшкина, Дмитрулина, Косовского, Венглинского, Сытника или Костюка, вряд ли кто-то покажет. Иногда на тренировках я даже делаю замечание тренерам: «Яшкин, не ты ж усовершенствуешь удар из точки в точку, а футболисты». А они рты пооткрывали и смотрят, как он попадает из пяти пять, словно в лузу. Хотя, с другой стороны, понимаю, что ребята четко видят на примере, что это возможно сделать. Вот оно, рядом. Принцип наглядности никто же не отменял, причем, это самый главный педагогический принцип. Когда футболист видит, как это можно сделать, это проявляется и на поле. И настроение есть, и воспринимают они по-другому, чем когда тренер стоит, засунув руки в карманы, и рассказывает: «Куда ты бьешь?», еще и с десяток эпитетов налепит. Мы открыты для родителей, для всех. Когда пытаются нас уколоть, мол, у вас по блату играют в академических группах, я всегда говорю — придите и попытайтесь устроить своего сына по блату: зайдите ко мне, к тренеру, посмотрите, что вы услышите.

 В условиях кризиса, который присутствует в стране и затрагивает футбол, больше ли шансов у молодых украинских футболистов, воспитанников собственных футбольных школ, проявить себя?

— Я бы подходил к этому вопросу с другой стороны: мы все — тренерский состав, да и сам футболист — должны сделать все, чтобы игрок был востребован. Сегодня в командах Премьер-лиги играет больше всего воспитанников именно киевского «Динамо». Но большого удовлетворения у меня от этого нет. Я был бы больше доволен, если бы заиграл, например, Харатин. Он же дебютировал в первой команде, а потом стали видны определенные проблемы, которые есть в его игре, он о них знает, и испанцы ему много раз говорили, и мы общаемся с ним на эту тему. У Игоря есть перспектива, но кое-какие нюансы нужно доработать, внести определенные корректив в свою игру и в понимание того, что от него требуется тренерами. Та же история с Яремчуком и Цыганковым. Правда, последнего замучили травмы. Есть еще Михайличенко, Тымчик, Щебетун — один из лучших бомбардиров U-19, который теперь забивает и за U-21. Словом, есть группа игроков, которые уже через год-два могут быть востребованы в молодежной команде. Но для этого необходимо, чтобы футболисты не прекращали работать над самими собой. У нас индивидуально-групповой метод подготовки: в школе мы работаем над качеством, а уже в командах U-19 и U-21 — там уже командно-соревновательный метод подготовки. И футболисты перестают работать над развитием своих качеств, а это нужно делать до тех пор, пока не повесишь бутсы на гвоздь. Нет предела совершенству.

У Реброва и испанцев высокие требования — никто не застрахован от того, чтобы сесть на скамейку запасных. Это видно на примере Мигеля в начале чемпионата и концовке осенней части. Разница существенная — и подкаты пошли, и возврат назад на максимальной скорости при потере мяча, и отбор, и забитый мяч головой.

— Разбирают ли в детской школе игры первой команды «Динамо»?

— Обязательно. Это ведь целая пирамида, а мы — лишь одно из ее подразделений. Конечно, мы ориентируемся на организацию игры главной команды. Если мы играем с двумя футболистами, которые действуют под нападающим, то мы и требуем от них активной игры в завершающей фазе, с вбеганиями в штрафную площадь, участием в активных точках. Это делается на примерах Беланды, Сидорчука, Рыбалки, Гармаша. Если игрок не выполнил до конца установку, он сел на лавочку. Все помнят, как это было с Беландой, который снизил свой КПД на поле, сразу оказался в запасе на две игры. Потом снова вышел — и мы увидели прежнего Юнеса. В группе U-17 на этой позиции играют Лесовой, Козак, Смирный. Мы говорим им, что мало отдать пас нападающему, нужно убежать, сыграть на опережение, заработать пенальти, обыгрывать соперника в зоне. Показываем это на конкретных примерах из первой команды — это быстрее воспринимается, да и нам легче.

— Пример Никиты Бурды стал сильной мотивацией для футболистов из U-17 и U-19, как можно попасть в обойму основного состава, даже не побывав на сборах с главной командой?

— Естественно. Слова тут излишни, конкретный пример говорит сам за себя. Считаю, на данный момент тренерский состав качественно укомплектован таким образом, что он в состоянии оснастить футболиста, подготовить его технически и тактически, и игроки могут в короткие сроки адаптироваться к требованиям первой команды, выходить на поле и не портить общего рисунка. Хотя, есть и отдельные проблемы, но мы понимаем, что центральный защитник вынужден играть и справа, и слева. Но таковы требования — каждый футболист должен уметь делать на поле все. Хотя лично я противник этого. Считаю, центральный защитник — это не левый защитник. Пусть он лучше хорошо справляется со своими прямыми обязанностями. Потому что у нас по пальцам можно пересчитать игроков, которые могут качественно отбирать мяч, без нарушения правил, и не менее качественно организовывать атаку.

— Существует ли у нас финансовая заинтересованность тренера в подготовке хорошего футболиста?

— Как-то я был на базе сборных De la Rosa в Испании. Мне очень понравилась наша встреча с тренерским составом академии мадридского «Реала». Там вообще не принято говорить, что тренер подготовил того или иного футболиста. Готовит вся школа, вся система. Так же и у нас: «школа подготовила», «Динамо» подготовило», «Лобановский подготовил», «официантка подготовила», «водитель подготовил». Ведь это единый механизм. Если хоть кто-то выпадает или тормозит, это не будет способствовать росту футболиста. Поэтому главная мотивация у тренеров ДЮФШ «Динамо» — это то, чпто они будут востребованы. Сейчас Федоров работает помощником главного тренера первой команды, U-19 возглавляет Юрий Лень, который также много лет проработал в школе. Летом выпустятся ребята 1998-го года — очень хорошая команда, чемпион Украины, много игроков уже выступают на постоянной основе за U-19. У них есть прямая перспектива, пусть растут, они сами это понимают. Да и для клуба важно подготовить собственные тренерские кадры, чтобы не искать потом на стороне.

Официальный сайт ФК «Динамо» (Киев)

Автор: (AWAW)

Статус: Эксперт (11225 комментариев)

Подписчиков: 394

8 комментариев
Лучший комментарий
  • Jeka Sidor(mal4utan) - Старожил
    27.12.2014 19:30
    Ждем по-больше молодых наших звездочек в основном составе!!!
    • 4
Комментировать