Во время очередной паузы на игры сборных, тренерский штаб киевского «Динамо» не сидел, сложа руки, а думал и анализировал, сотворив, в итоге, революционный шаг в виде новой модели игры команды с тремя защитниками. Апробированная в товарищеском матче на полтавской «Ворскле» схема, готовилась к своему дебюту в Александрии. И, действительно, дебютировала.
Валерий Лобановский, в своем последнем крупном интервью, обратил внимание на то, что еще в далеком 1984 году, на семинаре европейских тренеров, пришли к выводу, что предыгровая тактическая схема расстановки не имеет никакого значения. Все дело в тех функциях, которые выполняют игроки и в том диапазоне действия, который ими охватывается. Потому и в случае с «Динамо» речь должна идти не о номинальных трех защитниках: Пантиче, Виде и Кадаре, и не о двух вингерах-латералях Антунесе и Морозюке, а о том, что данная схема привнесла в игру «Динамо» в целом. Матч в Александрии все это наглядно продемонстрировал.
Как-то мы отмечали, что в киевском клубе есть две действительно европейские звезды: Ярмоленко и Гармаш. Все остальные — подносчики рояля, и других музыкальных инструментов, обслуживающие этот дуэт или соло, когда на поле кто-то один. Все время так получалось, что помимо своих основных обязанностей — творить, упомянутые примы делали еще очень много той работы, которую они сами не любят и не очень умеют делать. То есть, как бы, могут, но когда делают, получается, что то главное, что у них есть, выполняется не с таким эффектом или вообще куда-то исчезает. Так вот, новая модель игры освободила Ярмоленко и Гармаша и дала им возможность играть в футбол. Теперь уже чистыми вингерами стали Морозюк и Антунес, а в центр поля был отдан на откуп Шепелеву и Сидорчуку.
Киевские примы «расправили крылья». В первом тайме это было не так видно, потому что команда еще не понимала, что и кто должен делать. Этим и был обусловлен ранний пропущенный мяч, в то время, когда еще не разобрались, кто кого должен держать. Да и вообще сумбур первого тайма, стал своего рода «утряской» и «притиркой», свойственной новому построению.
Кроме того, причиной атакующей пассивности «Динамо» в первой половине, во многом, стала такая же пассивность форварда Яремчука, почему-то снова выбранного в основной состав вместо Беседина. Роману Яремчуку 21 год, в это время Шевченко уже забивал «Барселоне» и был основным форвардом команды. Какие могут быть оправдания такой вялой неуверенной игре? Гармаш и Ярмоленко искали Яремчука и не находили все его игровое время. До выхода на поле Беседина «Динамо» представляло собой копье без наконечника или паровоз без локомотива. Всему задуманному потенциалу было некуда деться, поскольку впереди ничего не предлагалось и никого не себя не отвлекалось. Яремчук вообще скорее играл за своих бывших одноклубников, дополняя их оборону еще одним человеком.
Но только на поле появился Беседин — командная игра сразу приобрела то, чего ей не хватало. Мяч, который Артем забил сразу же после выхода, только подтверждение этому. Прострел Ярмоленко и замыкание Беседина, рванувшегося на ближнюю штангу. Второй мяч, который провел Гармаш нужно, на мой взгляд, показывать и в детских академиях, и в разных футбольных учреждениях. А еще, я бы показал этот гол Андрею Николаевичу Шевченко (если только он его сам не видел) и задал бы вопрос: «почему?». Почему, так сказать, данный игрок не в основе сборной? Кто у нас так еще забивает? Гол напомнил нечто похожее, что сотворила связка Ярмоленко — Гармаш в Черногории: тоже сильный удар первого и гениальное добивание второго. Недаром Денис был без опеки, это все тоже следствие новой модели игры, которая позволила Ярмоленко и Гармашу, двум главных художникам киевской игры, передвигаться впереди так, чтобы запутать соперника.
К чести хозяев, после второго мяча они попытались вернуться в игру, создавала некоторое давление на оборону «Динамо», но киевляне отстояли. А третий забитый мяч, снова показал значение Гармаша для командной игры. То, что он может сделать, если его грамотно использовать. Мы когда-то отмечали, что по потенциалу, это футболист уровня Бессонова. К нему нужен подход, ключ к его двери и бальзам к его душе. Тогда он золотой. То, как он сделал третий мяч, этому даже не научишь. Отбор у защитника и идеальный пас на Ярмоленко. Это игра Гармаша — силовой футбол в тылу врага, заряженность на борьбу, жесткий, но в пределах правил отбор мяча. Еще в первом тайме Можаровский ему свистнул фол на вратаре, которого не было и в помине, и тут нужно было видеть реакцию Гармаша — горькая обида. Этому игроку не все равно, что там на поле. Из таких футболистов и должен состоять коллектив, а не из вежливых политкорректных нежинок.
Новая схема, а точнее, новая должностная инструкция требует шлифовки, и простой привычки. Ясно, что нужно было что-то менять, и это что-то найдено. Но, если с атакой все более-менее в порядке, то вот к обороне, конечно, есть вопросы. Тем не менее, время для построения игры сзади есть. Формат чемпионат, ругаемый, в том числе, и Ребровым, оказался идеально подходящим для динамовцев, создающих и экспериментирующих, в боевых условиях. Выясняется, что в команде есть свои мастера, которым просто нужно дать возможность творить. В этой ситуации не нужны и легионеры, по крайней мере, те, которые считают себя исполнителями. Впереди еще много испытаний, но победа в четыре мяча на выезде — это всегда успех, над кем бы ее не одерживали, тем более над такой крепкой неудобной командой, и в таком убедительном художественном стиле.
Артем ЖОЛКОВСКИЙ, для Dynamo.kiev.ua
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости
Читать все комментарии (16)