Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Очевидное невероятное, или Ещё раз о работе тренера сборной страны

2018-12-30 13:13 О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог ... Очевидное невероятное, или Ещё раз о работе тренера сборной страны

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Александр Пушкин

Для полноты картины работы тренера национальной сборной, особенно юношеской, на мой взгляд, следует добавить такие характеристики его деятельности.

Фото - А.Попов

Во-первых, в отличие от тренера клуба, практика которого является регулярной, постоянной и вполне размеренной на протяжении всего спортивного сезона с обычными недельными микроциклами (если, конечно, команда не играет в клубных турнирах УЕФА), тренеру национальной юношеской сборной, как правило, достаётся пять-шесть, максимум семь мероприятий в году, которые зачастую не имеют одинаковых пауз между матчами или сборами, различаются по продолжительности и соревновательному характеру (селекционный сбор, два спаренных ма­тча или турнир).

Например, первая национальная сборная команда страны собирается, в лучшем случае, шесть раз на протяжении календарного года, при условии участия в финальном раунде УЕФА Евро или Кубка мира ФИФА: пять дат ФИФА (март, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь) плюс финал и период матчей накануне финала (на конец мая — начало июня запланированы «подготовительные» матчи вместо июньской даты ФИФА). Но при этом только между осенними датами ФИФА пауза составляет один месяц, а между ноябрьской и мартовской — уже три месяца, между мартовской и июньской, июньской и сентябрьской — два месяца.

Во-вторых, тренер юношеской сборной команды кроме отсутствия системности и регулярности в своей работе, как следствие, сталкивается с паузами по 3-4 месяца, когда его сборная не проводит матчей или учебно-тренировочных сборов (УТС).

В-третьих, наставник сборной работает в условиях дефицита времени на подготовку команды к матчам. И временные рамки довольно жёсткие: перед матчем у тренера будет только два-три дня, из них один может уйти на перелёт, да и футболистов он может не видеть 3-4 месяца. В лучшем случае, при условии попадания в финальный раунд чемпионата Европы УЕФА U-17/19 или Кубка мира ФИФА U-17/20 тренер получит максимум 13 дней (согласно последней редакции 2016 года Regulations on the Status and Transfer of Players: «не позднее утра понедельника недели, предшествующей неделе, когда соответствующее финальное соревнование стартует») на подготовку сборной к первому матчу, а то и меньше, если первый матч финальной части состоится раньше воскресенья «недели, предшествующей неделе, когда соответствующее финальное соревнование стартует», и если национальная ФА не станет безоглядно следовать Регламенту ФИФА и увеличит указанный срок в рамках национальных правил по статусу и трансферу футболистов.

В худшем случае, у тренера в зависимости от возрастной категории, времени года и типа матча (официальный или товарищеский/международный) может оказаться и два, и три, и шесть (внесоревновательный период — январь и младшие юноши) или максимум семь (накануне мини-турнира УЕФА) дней согласно правилам, действующим в ФФУ. К этому следует добавить, что в подавляющем большинстве случаев приглашённый футболист накануне приезда в сборную команду проведёт полноценный официальный матч в рамках чемпионата страны соответствующего уровня, что дополнительно создаст проблемы для тренерского штаба и команды врачей. Как следствие, необходимо позаботиться о его восстановлении и участии в матче иногда спустя два-три дня. А если повезёт, то в запасе у тренера окажется четыре дня, правда, один из них может уйти на перелёт и прочие транспортные потери, если, конечно, речь не идёт о начале подготовки к финальному турниру (когда у тренера будет до 13 дней) или УТС во внесоревновательный период (например, в январе).

В-четвертых, тренеру национальной юношеской сборной следует быть готовым и к такой схеме: играть два дня подряд (во время юношеского международного турнира команда может провести за пять дней четыре матча), играть через день (спаренный товарищеский матч) или через два дня на третий, и это в официальном турнире.

В-пятых, тренер сталкивается с проблемой ограниченного набора футболистов. На финальном турнире чемпионата Европы УЕФА U-17/19, Кубка мира ФИФА U-17/20 или футбольном турнире летних Олимпийских игр в заявке только 18 футболистов (c сезона 2017/18 УЕФА увеличил заявку до 20). Как правило, во время УТС накануне тех самых финальных раундов тренер может рассчитывать максимум на 22-23 футболиста, если национальная ФА достаточно щедра. Обычно же тренер имеет в распоряжении не более 20 футболистов, (зачастую только 18) во время международных товарищеских матчей. Особенно трудно наставнику приходится во время международных турниров: заявлены всё те же 18 футболистов, которым за 6-7 дней необходимо сыграть до 4-5 матчей. При этом его коллеги из клубов обладают большим числом кандидатов во время подготовительных, особенно предсезонных, мероприятий, хотя заявки на матчи тоже ограничены числом 18.

В-шестых, нельзя не отметить ещё одну особенность — это краткосрочные турниры, состоящие из трёх матчей (мини-турнир УЕФА и групповые этапы финальных раундов чемпионата Европы УЕФА U-17, U-19, U-21 и Кубка мира ФИФА U-17 и U-20, а также футбольный турнир Олимпиады), которые, естественно, требуют наработки специфической турнирной игровой практики.

В-седьмых, следует учитывать уровень конкурентной борьбы (в сборных играют сильнейшие футболисты страны своей возрастной категории) и ограниченное число участников финальных турниров УЕФА и ФИФА.

Как видим, тренер сборной команды работает в условиях дефицита времени на подготовку команды; с ограниченным числом мероприятий и матчей, которые сопровождаются большими временными паузами; в очень плотном графике матчей (два матча подряд, матчи через день или через два на третий на протяжении, например, недели); с ограниченным количеством футболистов и, наконец, в условиях высокой международной соревновательной конкуренции. Всё указанное, несомненно, требует от тренера сборной команды специфических знаний, навыков и опыта работы, который может появиться только в такой специфической сфере, как институт национальных сборных команд. Поэтому наставник такого уровня должен уметь принимать неочевидные решения. И это одно из важных качеств тренера именно сборной команды национальной ФА.

Слова о неочевидных решениях принадлежат Владимиру Цыткину, который стал первым в истории ФФУ тренером вратарей национальных юношеских сборных команд (работал с вратарями с 2003 по 2013 гг.) и возглавлял национальную юношескую сборную команду Украины 1998 г. р. с 2013 по 2016 год.

Владимир ЧЕРНО-ИВАНОВ

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

RSS
Новости
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть