— Юрий Павлович, какая у вас была самая безумная футбольная идея, которую вы хотели воплотить в жизнь?
— Безумное в футболе уже сложно что-то сделать. Футбол — консервативный вид спорта, и чего-то кардинально нового еще никто не придумал. Но та игра, которую сейчас демонстрирует «Барселона», — это действительно скачок в развитии. Я его объясняю тем, что Гвардиола ясно представлял это новое направление и имел под воплощение своих идей в жизнь необходимый подбор игроков. По большому счету футбол, который сейчас показывает «Барса», где-то проскальзывал еще в наше время. Еще со времен Константина Бескова, когда каждый игрок знал свой маневр, играли в два касания. Но сейчас на примере «Барселоны» заметен явный прогресс в этом направлении.
— Что вам мешает сделать то же самое в «Динамо»?
— Я «танцую» от возможностей игроков. Сегодня есть определенные исполнители, и я из них должен выжать максимум потенциала. А какая будет тактика — это во многом зависит и от предстоящего соперника.
— Если вам дать 250 миллионов евро в год — чтобы бюджет был сопоставим с «Барселоной», «Динамо» сможет играть на равных с каталонцами?
— Я думаю, мы еще находимся не в той стране. Что Россия, что Украина. Игроков можно собрать на эти деньги, но уровень чемпионата постепенно их понизит, не даст им совершенствоваться, развиваться. Те большие мастера, которые придут за 250 миллионов евро, со временем станут хуже — потому что во внутреннем первенстве не будет соответствующей конкуренции. Все должно идти постепенно. А вот если придут молодые мотивированные игроки, то вполне реально создать команду, которая сможет что-то выиграть. Но уровень «Барселоны» может быть только в испанской лиге.
— Давайте поговорим об уровне судейства в наших краях. О каком футбольном судье вы можете сказать, что это — честный человек?
— Я в людях этой профессии очень сильно разочарован. На протяжении всего того времени, когда на осколках СССР образовалось 15 новых стран, у меня нет полной уверенности в неангажированности того или иного рефери. Они все время под каким-то прессом находятся. Это либо их окружение, либо свою роль играет надобность в деньгах, либо на них давит важность результата для той или иной команды. В итоге до конца не верю в объективность. В свое время мне нравился наш Николай Латышев. Не зря ему первому из советских рефери было присвоено звание арбитра ФИФА, и он судил финал чемпионата мира-1962. Наше последнее поколение арбитров мне не так симпатично. А вот в международных матчах мне нравилось, как судил Коллина.
— В 1991 году вы удивили многих, улетев в Океанию тренировать олимпийскую сборную Новой Зеландии. Когда поступило предложение, были сомнения, принимать его или нет?
— Конечно, сомневался. Все-таки не в соседний город нужно было ехать. Но в итоге решился. Было интересно попробовать — познать другой мир, посмотреть другой футбол. Деньги, конечно, тоже играли свою роль. Но в большей степени меня привлекал стимул поработать за границей, выучить английский язык, понять менталитет новозеландцев, посмотреть на их жизнь.
— Из «Локомотива» отпустили без проблем?
— Тогдашний министр путей сообщения вместе с начальником Московской железной дороги меня прекрасно поняли. Дали добро и сказали, дескать, через год возвращайся, мы будем держать для тебя место.
— А могли остаться в Новой Зеландии на более продолжительный срок?
— Мог. Там было много интересного. Только вот футбол находится на не очень высоком профессиональном уровне. Развивать его от самых низов мне не хотелось. Я все-таки был уже профессиональный тренер.
— Игорь Добровольский признавался, что, уехав из московского «Динамо» в 1990 году, сразу подписал контракт с «Дженоа», согласно которому его зарплата составляла 60 тысяч долларов. Сумасшедшие по тем временам деньги. Сколько вам платили в Новой Зеландии?
— Значительно меньше. Он ведь футболист был, а я тренер. Притом тренер начинающий.
— Ваши ожидания от Новой Зеландии как от страны оправдались?
— Целиком. Это были фантастические впечатления. Я по сей день вспоминаю и мечтаю туда поехать. Три года назад мы с семьей отправились на отдых в Австралию. Планировали побывать и в Новой Зеландии — от места нашего отдыха было три часа лета. Но что-то не сложилось с визами.
— Экзотики в Новой Зеландии хватало?
— Всего хватало. Страна в основном англоязычная. Не знаю, как сейчас, но тогда англичане продавали свои дорогие дома в Великобритании и отправлялись доживать свою беззаботную жизнь в Новую Зеландию. Там вырученных от продажи жилья в Англии денег хватало не только на приобретение дома, но и на жизнь. Выехало в Новую Зеландию и немало русских. Там вообще было много приезжих. Помню, что диаспоры разделили сферы своего влияния. Ресторанным бизнесом занимались преимущественно итальянцы, рыбным — выходцы из Югославии. Морепродукты в Новой Зеландии просто изумительные. И вообще там приятные люди живут.
— Но только футбол в Новой Зеландии — далеко не самый популярный вид спорта. По сравнению с регби — бедный родственник.
— Именно там я осознал, что регби — потрясающий вид спорта. В Новой Зеландии в регби играли очень мощные аборигены из племени маори. Сборная страны по регби являлась одним из законодателей мод в мире. Новозеландцы действительно оказались очень талантливыми регбистами и, увы, не очень талантливыми футболистами.
— Когда вернулись в Москву, еще долго снились сны о племени маори, которое так хорошо играет в регби?
— Нет. Я живу сегодняшним днем и думаю о дне завтрашнем. Если у меня сегодня день хорошо прошел — были продуктивные, интересные встречи, на тренировке все прошло гладко или даже выиграли игру, у меня и завтра будет хорошее настроение. А если сегодня был плохой день, надо обязательно завтра начать день с хорошим настроением. Потому что людей с плохим настроением плохо принимают. А вспоминать то, что было... Наверное, надо, чтобы оно где-то у тебя осталось. Но жить этим не стоит. Я прошлым не живу, и мне оно не снится.
— А будущее снится? Евгению Кучеревскому часто снились сны, кого поставить завтра на игру в стартовом составе. У вас было что-то подобное?
— Бывает, что у меня есть сомнения перед поединками. Сомнения на ночь. Сны, конечно, могут что-то подсказать, но мне нужна объективная реальность. А объективная реальность — это последние тренировки вверенной тебе команды, функциональное состояние игроков, их настроение и тактическая выучка — подходит ли футболист под ту тактику, которая разработана на конкретную игру. Ты можешь ошибиться, но если ты будешь все время полагаться на чутье — это неправильно. Иной раз я обращаю на это внимание. Но больше обращаю внимание на прожитую неделю перед матчем. В этом случае допускается меньше ошибок. Я могу всех выслушать, но приму конечное решение самостоятельно. Исхожу из постулата, что лучше отвечать за свои ошибки, чем за чужие.
— Кто, кстати, был для вас самым проблемным игроком в «Локомотиве»?
— Простых игроков там не было. Проблемными были наши знаменитые Евсеев и Лоськов, очень проблемным — бразилец Лима, приехавший к нам из «Ромы». Но мы находили общий язык. Ради интересов команды свои личные амбиции ребята направляли на общее дело, и мне это нравилось.
— В какой период вам было сложнее работать с «Локо» — в начале 90-х, когда на домашние матчи команды приходило по 1500-2000 человек, или в начале нынешнего века, когда он завоевал популярность и стал одним из ведущих клубов России?
— Каждое время сложное по-своему. В начале 90-х российский чемпионат только начинал свое восхождение на новый, более качественный уровень. Считаю, что на тот момент громадную рекламу российской лиге сделали две специализированные спортивные газеты: «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт». По сути такой сильной рекламы российские команды тогда не заслуживали — уровень игры был не тот. Но упомянутые издания стали делать отчеты о матчах на итальянский манер, народу это понравилось. В итоге в тот сложный период материальной и структурной перестройки пресса всколыхнула у общественности интерес к футболу.
— Сколько записей в вашей трудовой книжке?
— Первая — «Спартак» Орел, класс «Б», команда второй лиги, должность — инструктор физкультуры. Вторая запись — «Спартак» Москва, снова инструктор физкультуры. А как там дальше, уже не помню.
— А помните, от какого предложения в своей тренерской карьере отказались, а теперь жалеете?
— Предложения были, но если посмотреть назад, то недостаточно серьезные. И сейчас про них я не вижу повода вспоминать.
— Может, тогда вспомните о ситуации, когда работа на тренерском мостике команды для вас соответствовала поговорке «два медведя в одной берлоге»?
— Надо, чтобы второй был медведем. А у меня в оппонентах ходили полумедведи, медвежата. Называть фамилии не буду.
— Осенью известный журналист написал про вас довольно критический опус (речь, видимо, о Василии Уткине. — Ред.).
— Тренер — это очень критикуемая профессия. Одну игру проиграл — масса критики. Следующую выиграл — столько же похвалы. У нас же не бывает сейчас чего-то ровного, особенно в журналистике.
Когда киевское «Динамо» обыграло «Манчестер Сити», всю неделю до следующей игры у нас были самая лучшая в мире команда и самый лучший тренер. Затем, когда в следующем матче мы не победили, у журналистов закрались первые сомнения — лучшие ли команда и тренер? А когда мы в четвертьфинале Лиги Европы уступили португальской «Браге», мы уже стали, наверное, худшей командой. Поэтому я к критике спокойно отношусь. Критика ведь тоже разная бывает. Есть критика, которую специально заказали. Я ее сразу отличаю. Вот вышло мое интервью одной российской газете. Я уже знал, что после этого в мой адрес будет критика, и знал, от кого, — это касаемо вашего вопроса по существу. Поспорил с друзьями и в итоге даже выиграл бутылку хорошего вина.
— Может, тогда не стоило давать интервью, которое вызвало столь бурную реакцию оппонентов?
— Почему же? Я говорю то, что считаю нужным. Есть люди, которые своей критикой могут помочь или хотя бы заставить задуматься над существующими проблемами. А то, что меня критикуют, — так я на это давно махнул рукой: прошло — ну и прошло.
— Роман Абрамович какое-то время старался держать курс на русификацию «Челси» — контракты с «аристократами» подписали трое выходцев с постсоветского пространства, которые, увы, закрепиться в Лондоне так и не смогли. Не знаете, вопрос о русском тренере перед Абрамовичем никогда не стоял?
— Об этом нужно спрашивать непосредственно у Романа Аркадьевича. Мне сложно судить, возникали у него такие мысли или нет. Но с термином «русификация «Челси» я не согласен. С Шевой подписывался контракт не потому, что Андрей — русскоязычный футболист. Украинец тогда был игрок № 1 в Европе. Его брали как игрока на определенное место, с определенными возможностями. И я не считаю, что у него в «Челси» ничего не получилось. Там просто невозможно отыграть за команду все 100 процентов матчей. Шевченко сыграл в 60 процентах. У Жиркова этот процент был, конечно, поменьше. А насчет тренера — если Андре Виллаш-Боаш ничего с «Челси» в этом сезоне не выиграет, может, Абрамович и захочет взять русского наставника.
— У вас вроде хорошие отношения с Абрамовичем? Иногда ведь летаете на домашние матчи «Челси»?
— В любое время могу позвонить Роману Аркадьевичу. У нас уважительные отношения друг с другом еще с того времени, когда я тренировал сборную России. Он многое сделал для российского футбола. Это благо, что такие люди есть в футболе. В Украине тоже есть Суркис, Ахметов, Коломойский, Ярославский и другие. Они вкладывают свои деньги, и это ведь не только на благо их команды, но и на благо всего футбола. Появляются базы, поля, детям есть где заниматься. С улицы дети уходят в спортивные секции. Если таких людей не будет в спорте — жизнь сильно обеднеет.
— Футбол в Украине и в России станет прибыльным бизнесом, когда уровень жизни украинцев и россиян поднимется до уровня жизни англичан и немцев?
— Вне всяких сомнений. Это должно идти параллельно.
— Мы с вами до этого счастливого футбольного будущего доживем?
— Конечно, доживем — тут даже вопросов нет. Потому что мы оптимисты. Все равно жизнь улучшается, происходят изменения. А в футболе изменения происходят значительно быстрее, чем в жизни. Уровень футбола в России и в Украине неуклонно поднимается. Наши лучшие клубы соревнуются в Лиге чемпионов с лучшими командами Европы, а нынешний аналог Лиги Европы — Кубок УЕФА — выигрывали «Зенит», ЦСКА и «Шахтер». Скажите, в каких других отраслях мы можем соревноваться с Западной Европой? Уверен, уже в ближайшее время российские или украинские команды еще выиграют в Европе что-то серьезное.
Максим Розенко, FootballMag
===================================================
Семин - Полная противоположность Лобановскому...
===================================================
- Когда начинаешь объяснять тренерам тенденции развития современного футбола - слышишь ответ: "Это все хорошо вы говорите... А вот у меня такие игроки! Что мне делать? Мне ж нужно как-то под них подстроится..." Перспективы, будущего - никакого, если самому подстраиваться под игроков...
Игрок под тактику... Да... Вот это будущее. Вот это прогресс, когда тренер видит свою модель, свой рисунок игры, и под него подбирает тех или иных исполнителей.
В.В. Лобановский, 1997-ой год, развернутое интервью журналу "Советский спорт"
-
Ivanov Ivan(dk_best)
- Наставник
11.01.2012 09:40
- 0
-
GVF GVF(Serg572)
- Опытный писатель
10.01.2012 15:52
Лучше бы вы, господин тренер, танцевали под свою дудку, а не подстраивались под чужую. Что-то вам мешает танцевать. И как дережор вы слабоват. Вы не можете из относительно довольно приличных музыкантов создать великолепный ансамбль. А с прекрастными музыкантами даже я за дережора прокачусь с ветерком , они и сами сыграют не ниже своего уровня.
- -2
-
Анатолий Максаков(MAKC7777)
- Наставник
10.01.2012 13:55
Безусловно, Ю.П. Семин, как специалист, понимает футбол лучше,
- -1
-
Анатолий Максаков(MAKC7777)
- Наставник
10.01.2012 13:39
Феномен Барсы:
- 0
-
владимир розвадовский(titarini)
- Старожил
09.01.2012 21:58
плохому танцору...
- -2
-
Leon Zadov(lleo)
- Наставник
09.01.2012 20:18
- 0
-
Дмитрий Дротянко(Avangard)
- Начинающий писатель
10.01.2012 12:50
Полностью поддерживаю Вашу точку зрения!!!
- 1
-
Василий Степанов(DKforever)
- Старожил
10.01.2012 16:21
lleo! Спасибо за здравый смысл!
- 0
-
ttt rrr(poiu7)
- Начинающий писатель
09.01.2012 14:14
ура патроты Динамо а кого в тренеры ?????? а кто лидер ШеваСТАР Хачик миля
- -2
-
jeja jeja(jeja)
- Старожил
09.01.2012 13:32
когда Валерий Васильевич рвал Барсу, уровень украинского чемпионата был куда хуже, чем сейчас...Проведя аналогию по мнению Палыча, сейчас Динамо просто обязано обыгрывать всех и вся и ежегодно брать ЛЧ.
- 1
-
ttt rrr(poiu7)
- Начинающий писатель
09.01.2012 14:39
при ВВЛ ДК была сборная Украины +лучшие игроки СССР которые играли далеко не за идею а за
- -2
-
jeja jeja(jeja)
- Старожил
09.01.2012 14:58
я имел ввиду годы независимой Украины, чтобы некоторые понимали всю печальность ситуации - лихие девяностые. Развел был у Динамо тогда соперник в чемпионате? Да и чемпионатом это можно было назвать с натяжкой, при том даже для тех, кто уверен, что Динамо выбирало себе игроков откуда захотят и "за так", то в 90е этого и близко быть не могло...тем не менее Лобан показывал результат...
- 0
-
виктор марченко(viktor58)
- Читатель
09.01.2012 12:10
За его прибывание в Динамо я неувидел совершенства, одно и тоже игра от обороны пугливая тактика никакого созидания короче бей беги, о каком совершенстве тренера можно говорить. Лицо команды это лицо тренера, так что он просто себя исчерпал, это сугубо мое мнение. Когда то президент Суркис освободил тренера Михайличенко но потом признался ,что после Лобановского это был лучший тренер. Теперь он жалеет, что убрал Газзаева, чтото не то получается... Наверное танцор там не один... Может они не ту профессию выбрали...
- 1
-
Влад Б(Vlad770)
- Начинающий писатель
09.01.2012 12:07
Я думаю , что со мной многие согласятся , что у динамо большие проблемы , как внутри команды, так и во всех Европейских выездных играх, надо не ахинею всякую нести , а решать проблемы, и для начала внутри команды.
- 2
-
Alex Leontyev(hustler963)
- Начинающий писатель
09.01.2012 11:34
- 1
-
Виктор Брода(viktor_53)
- Наставник
09.01.2012 11:07
Ну а хреновому танцору,всегда что-то мешает ...... .
- 1
-
Д Д(Boris67)
- Наставник
09.01.2012 11:06
в первую очередь, тренер должен повышать свой уровень.
- 0
-
Valentyn Klimov(walent)
- Наставник
09.01.2012 10:51
Все оно конечно так,но и главный тренер команды должен работать над тем что бы постоянно повышался уровень игры команды в целом и каждого отдельно взятого игрока в частности.
- 0
-
Дмитрий Дротянко(Avangard)
- Начинающий писатель
10.01.2012 12:48
Газаев работал уже, диспиплиной команду нашей молодости не взять. Такие как Милевский, Алиев, Ярмоленко не будут работать в 7-мь потов и слушаться тренера с малым именем. У Лобановского была неограниченная власть, у Газаева и Сёмина этой власти нет. Вот и получаем что имеем - ходящих игроков по полю и средненький результат для клуба с именем. И это уже на протяжении 10 лет.
- 1
-
виктор марченко(viktor58)
- Читатель
09.01.2012 10:22
Нужно убрать неуправляемых, или давить штрафами, скамейкой запасных, чтоб они потом свои контракты выкупали, вы понимаете о чем или о ком, я говорю, Свалили все на бедного Хачериди. Вы видели хоть раз, чтобы кто нибудь из игроков Барселоны друг с другом поругался, а тут дятел и т.д. Вот и результат. Мне очень нехочеться обвинять футболистов и называть их фамилии, я сам был в этой шкуре, но просто когдато град превратился в как говорит Виталий Кварцяный в 7-ю лигу.
- 0
Еще комментарииучетная запись этого пользователя была удалена
чем все вместе взятые болельщики.
Но, что касается других, так необходимых тренеру качеств, то он не
обладает тем характером, здоровьем и эрудицией, опытом, какой необходим
для создания высших достижений: Лобановский, Курчатов, Королев, Глушков.
А именно таким должен быть человек, который выведет Динамо из кризиса.
Пример Челси и Абрамовича, который заработал деньги не адекватным трудом,
является тому подтверждением!!!
1. Заставляет соперника бегать без мяча,
когда же Она теряет мяч, у нее возникают проблемы, как и у всех.
2. Забивает гол за счет неожиданных проникающих адресных передач в штрафную.
И все это делается на высочайшей культуре паса, взаимопонимания,
индивидуального мастерства, сыгранности, простоты, надежности.
Но даже Барсе было бы тяжело играть против Марадонны, Зидана, Платини, Кройффа, Ван Бастена, Герда Мюллера. У Барсы уже сейчас в дерби возникали серьезные проблемы с Мадридским Реалом.
Чем отличаются теперь Реал и Барса от других - целым созвездием совместно играющих игроков.
Интер сломал Барсу т.к. там тоже было созвездие игроков во главе с Эснайдером.
Помню, когда в баскетбольном Чикаго Булз играл Майкл Джордан, то он контролировал
игру и мяч большую часть времени, и соперник молил Его: "Дай хоть немножко подержать мяч".
Так вот Барса ставит в такую ситуацию всех своих футбольных соперников
учетная запись этого пользователя была удалена
Через оставшиеся 10 туров в ЧУ будет интересно почитать посты этих же писателей по поводу долгожданного чемпионства.
Динамо Киев лидерства уже не упустит. Хочется это кому-то там на востоке или нет.
машины квартиры поездки за рубеж
учетная запись этого пользователя была удалена
какой тренер, так и команда играет.
эту аксиому еще ни кто не отменял.