Поэтому откровенный разговор с известным журналистом и телекомментатором касался, прежде всего, вопросов его новых функций в клубе. Не обошлось, конечно, и без исторических экскурсов в прошлое славного клуба и вздохов по его настоящему.
— Хоть я и был достаточно неплохо знаком с тем, чем теперь занимаюсь в клубе, себя как «рыба в воде» пока не чувствую, — начал разговор Алексей Михайлович, — так, как, например, в журналистике. Сказать, что строил себе карьеру с намерениями оказаться когда-то на каком-нибудь почетном месте в клубной иерархии, не могу. Хотя, мне кажется, это скорее плохо, чем хорошо. Молодой амбициозный человек должен быть карьеристом в хорошем смысле этого слова. Меня устраивало то, что я имел в плане должности и хобби — пресс-атташе клуба и телекомментатор. Тем более, что о работе в киевском «Динамо» я даже мечтать не мог. Для меня как уроженца Луганска родной была и навсегда останется тамошняя «Заря». А «Динамо» — это святое было с детства, недоступное даже в мечтах. Что-то вроде высказывания одного из моих любимых писателей Гюстава Флобера о том, что идолов нельзя касаться руками — позолота остается на пальцах.
Кстати, уже на комментаторской тропе меня и заметил Валерий Васильевич Лобановский. Без его «Да» никто не мог тогда попасть в штат «Динамо». Меня же Лобановскому порекомендовали конце 1988-го мои коллеги Валерий Мирский и Александр Липенко. С тех пор вот уже без малого четверть века и направляюсь каждое утро на Грушевского, 3.
— Практически все годы, что работаете в «Динамо», вы комментировали футбольные матчи. Теперь вас не слышно в телеэфире...
— Здесь банальная история. В том смысле, что хозяин — барин. Где-то год или полтора назад я комментировал матч «Динамо» — «Металлист» вместе с Романом Кадеминым. Вдруг минуте где-то на двадцатой в комментаторскую кабину прибежал перепуганный продюсер телеканала, на котором транслировался матч, и, как мне показалось, дрожащим голосом сказал, что дальше будет работать только один Кадемин. В ответ на мое удивление красноречиво поднял палец вверх. Неприятно, конечно, было. Тем более, что серьезных причин для такого «хирургического вмешательства» не наблюдалось. Нервная система к подобным вещам у меня уже была приспособлена глобальными проблемами в прошлом, поэтому пережил я это не так трудно, как можно было бы представить. Как выяснилось позже, тот факт, что пресс-атташе комментирует матч с участием своей команды против одного из главных конкурентов, очень разгневал Александра Ярославского — президента «Металлиста». Как мне потом объяснили «знающие люди», он якобы апеллировал по этому поводу к Игорю Коломойскому — владельцу телекомпании... В принципе я где-то согласен с тем, что представитель клуба не имеет права комментировать матчи. Это — если абстрагироваться. Но в моем случае, извините, так было на протяжении двадцати (!) лет...
Пожалуй, больше здесь сказались внефутбольные моменты. Как известно, когда паны дерутся...
— Николая Несенюка, ранее занимавшего должность руководителя департамента по работе со СМИ и болельщиками, многие сторонники «Динамо» (прежде всего ультрас) обвиняли в бездействии, предъявляя ему плохую посещаемость стадиона и отсутствие работы с болельщиками...
— Оценивать работу коллег — то ли по журналистике, то ли по клубу — для меня недопустимо. Единственный, кто, с моей точки зрения, имеет право на это, — работодатель. Им в данном случае является Игорь Суркис. Более того, могу рассказать одну, на мой взгляд, несекретную историю. Когда Николая Ивановича Несенюка президент клуба назначал директором департамента, он позвал меня к себе в кабинет и попросил, чтобы я поддерживал Николая в его работе. Я согласился. Но при этом сказал, что те публикации, которые выходили в различных изданиях за подписью Николая в период примерно с 1993-го по 2000-й годы (то есть до прихода Несенюка на работу в клуб) относительно сначала Григория Суркиса, затем — Валерия Лобановского, Андрея Шевченко и других динамовцев, навсегда оставили зарубки на моем сердце, и от них уже не избавиться. Выслушав меня, Игорь Михайлович молча подал руку, которую я пожал и, таким образом, дал согласие на поддержку только что назначенного коллеги. Думаю, сам Николай Иванович подтвердит, что именно так оно и было, и что слово свое я сдержал.
— Интересно, как восприняли свое назначение? Это же «Динамо»! Долго думали?
— Если отвечу, что было просто приятно от сознания того, что на меня рассчитывают, вы не поверите, правильно? Ибо недаром же с таким пафосом произнесли название клуба.
Для ответа на предложение президент дал мне несколько дней. Немалый жизненный и профессиональный опыт легко настраивал мысли на правильную волну: эта должность не для того, чтобы серьезно надувать щеки, наоборот, это — настоящая бочка с порохом, и фитиль у нее уже пугает языком пламени. Не буду скрывать: не в последнюю очередь меня интересовало, как воспримут такое назначение болельщики. Ибо прежде всего для налаживания нормальных отношений с ними меня и позвали. Поэтому первое, что сделал — встретился с некоторыми лидерами ультрас «Динамо». Лоббировали такую ??встречу с ними по моей же просьбе Артем Франков и Дмитрий Джулай — авторитеты не только в журналистике, но и, как оказалось, в болельщицких кругах. После того, как один из лидеров ультрас ответил, что моя кандидатура на данном этапе является вполне приемлемой в их сообществе, и что они готовы к сотрудничеству на благо родного клуба, я и принялся за работу.
Сейчас на моем рабочем столе лежит пухленькая такая папка, где подробно расписаны все запланированные мероприятия, предложения, и, к слову, не только мои предложения, но и те, которые постоянно поступают от болельщиков. Говорить обо всем по пунктам, когда я занимаюсь этим делом меньше месяца, было бы преждевременно и нескромно. Хочется верить, что удастся реализовать задуманное.
— Вы упомянули о толстой папке с идеями. Получается, чем она толще, тем более вы не согласны с работой предшественника...
— (После долгой паузы. — авт.) Конечно, я во многом с ним не согласен.
— Лично мне приятно это слышать...
— Я же вас просил не провоцировать...
— Ваше назначение почти совпало с сообщением о том, что со следующей весны «Динамо» будет играть на НСК «Олимпийский». Вероятнее всего, его наполненность в стартовых матчах станет первым итогом вашей работы в новой должности. Сколько зрителей на «Олимпийском» в матчах ПЛ можно будет считать успехом?
— В некотором смысле мне немножко повезло, что «Динамо» переезжает на «Олимпийский». Ибо на фоне последних выступлений команды в Лиге Европы и Кубке Украины весной на стадион «Динамо» пришло бы, наверное, немного зрителей. Что бы мы там для них придумывали, чтобы заманить на трибуны! Думаю, не стоит объяснять, что на «Олимпийский» часть из них потянется в любом случае: как же не побывать на обновленном суперсовременном сооружении тем, кто еще не побывал там! Еще один фактор — установление тесных творческих рабочих отношений с соответствующими службами «Олимпийского», что сейчас наблюдается. Если мы воплотим в жизнь задуманное, это придаст нам еще несколько тысяч болельщиков на трибунах. Если же говорить о конкретных цифрах, то лично я был бы счастлив, если бы на первом же матче на НСК собралось 25-30 тысяч зрителей.
— Появятся, наконец, в городе бигборды, реклама, плакаты, которые бы информировали сторонников клуба и популяризировали его?
— В этом направлении изменения, конечно, будут. Но, пожалуй, несущественные.
— Вы считаете, что менять это направление работы кардинально нет смысла?
— Нет, так я не считаю. Просто в условиях затянувшегося кризиса, надо тщательнее считать деньги... Стоит учитывать потенциально существенные затраты на наружную рекламу, которые вряд ли будут оправданными.
— А может, лучше не купить одного из этих «Андре» и потратить часть средств на рекламу?
— А еще лучше — купить не одного из тех условных «Андре», а такого футболиста, на которого пошел бы зритель. Как когда-то ходил на Блохина, Михайличенко или Шевченко. Но пока это нереально. Такой игрок стоит миллионов 30-40, а то и больше. И еще большой вопрос — мечтает ли он играть за нашу команду и жить в нашей стране?
— Знаете, когда в «Динамо» вернулся Андрей Шевченко, на первый его поединок против донецкого «Металлурга» тоже пришел полный стадион, однако в следующем же матче все вернулось на свои места.
— Ну, не в следующем же матче... Однако относительно Андрея скажу, что большинство могло просто остаться недовольными от увиденного в исполнении Шевченко...
— Вы работаете в клубе с конца 80-х годов прошлого века и видели собственными глазами реорганизацию ФК в бизнес-проект, президентство Виктора Безверхого, переход ФК в собственность группы бизнесменов во главе с Григорием Суркисом, работу у руля команды Валерия Лобановского, историю с шубами, полуфинал Лиги чемпионов и другие выдающиеся периоды в жизни клуба. Собственно, все это было и вашей жизнью! В общем, можете сравнить нынешнюю ситуацию в команде с ее прошлым?
— Рассказать обо всем, перечисленном вами, можно только в отдельной книге. Попутно скажу, что я ее уже давненько пишу — чтобы не забыть чего-то важного. Пока, как можно догадаться, пишу «в стол», время издавать придет позже. Так вот, если принимать во внимание 22-летнюю историю киевского «Динамо», то есть период, который я работаю в клубе, то весь путь можно сравнить с кардиограммой — восхождения сменялись падениями. Причем не только спортивного толка. С начала двухтысячных ситуация несколько изменилась, и эта линия динамовского прогресса ныне пульсирует где-то посередине — без заметных колебаний. Если же говорить о низшей точке, то таковой можно считать начало девяностых. Петь оды Григорию Суркису не буду, однако поверьте очевидцу — именно он спас клуб, возглавив его летом 1993-го. Иначе могла случиться беда...
— Просто сейчас все чаще можно услышать выражение «славное в прошлом „Динамо“...» . Но уже много лет никто не может назвать команду выдающейся в ее современном состоянии. Кажется, ситуация становится все хуже. Не опасаетесь, что со временем «Динамо» окончательно станет лишь «одним из»?
— Я только соглашусь с тем, что говорить о каких-то серьезных достижениях нашей сегодняшней команды, к сожалению, нет никаких оснований...
— 5 лет «Динамо» без национального Кубка, 2 — без Лиги чемпионов и золотых медалей чемпионата — это трагедия?
— Лично для меня — безусловно. Для президента клуба, думаю, тоже. Могу назвать еще несколько человек из клуба, для кого это — трагедия. Однако лучше о подобных вещах спрашивать тех, кто непосредственно отвечает за спортивную составляющую.
— Очень хотелось бы, но... Ладно, Алексей Михайлович, вы лично были знакомы с Мэтром. Многих футболистов нынешнего «Динамо» (а большинство из них — миллионеры) под руководством Валерия Лобановского представляете? Смог бы он, скажем, повлиять на того же Евгения Хачериди?
— Ответ на этот вопрос мы узнали бы только тогда, когда бы Валерий Васильевич был жив и работал в клубе в нынешних условиях. Ведь тогда, в начале 2000-х, когда он нас оставил, миллионеров в команде еще не было. Сейчас я не знаю, смог ли бы он повлиять на реального миллионера, которому едва исполнилось 23 или 24 года. Более того, я не уверен, что этот миллионер не отвечал бы и самому Лобановскому так, как он может себе позволить ответить тренеру сейчас... Только вот вопрос: надо ли кого-то за это осуждать? Просто сейчас такие реалии в нашем футболе, и мы с вами точно не сможем на них повлиять.
Знаете, если бы у нас с вами были миллионы, то, может быть, и наш мозг от осознания этого начал бы плавиться — кто знает...
Что же касается того, как влиял в свое время Мэтр на футболистов, то деньги никогда не были определяющим фактором во взаимоотношениях этого тренера с игроками. Вспомогательным — да, безусловно. Даже сам Олег Кузнецов — «рыцарь без страха и упрека» — когда-то сказал, что футболисты смотрели на Лобановского, «как кролики на удава». Этот тренер умел находить нужные рычаги влияния. Однако, помню, когда в команду пришли первые «настоящие» легионеры (белорусов Хацкевича и Белькевича я таковыми не считаю), то даже Лобановский жаловался, что все идет как-то не так в обычных отношениях «тренер — игрок»: мол, «не могу я влиять на этих легионеров — они меня не понимают»...
— После матча с «Маккаби» ни один из футболистов «Динамо» не извинился перед болельщиками за провальный еврокубковый сезон. Как вы оцените их поведение?
— Я считаю, что извиниться было бы желательно. Например, тому же Евгению Хачериди не надо было выдерживать такую ??паузу после совершенного им... Наверное, извиниться в целом от имени команды мог и ее капитан... Хотя тот же Олег Гусев и еще несколько игроков нашли в себе моральные силы, чтобы растянуть баннер с надписью «Спасибо за верность!» и после финального свистка сделать с ним круг.
Вместе с тем, это сейчас нам легко рассуждать на эту тему. А когда человек находится в полустрессовом состоянии после такого драматичного матча...
— Как пресс-атташе «Динамо» можете ли вы подтвердить или опровергнуть информацию о вероятных трансферах, связанных с командой? Сейчас слухи сватают Артема Милевского — в «Фулхэм», Милоша Нинковича — в «Штутгарт», Дениса Гармаша — в «Ливерпуль»...
— Я уже давно привык, что с началом каждого трансферного окна футбольные агенты через СМИ начинают развлекать футбольную общественность подобными слухами... Таким, я бы сказал, примитивный способ набивается цена игрокам, далеким от уровня Месси или Роналду, ультимативно «выбивается» им повышение зарплат в клубах и т.п. А можете ли вы сразу припомнить, когда в последний раз игрок с украинским паспортом и из украинского чемпионата переходил в какой-нибудь действительно мощный европейский клуб? При этом «комбинацию» с Чигринским, чур, не вспоминать!
Анатолий Волков
Этот материал на украинском языке (источник) >>>
— Лично для меня — безусловно. Для президента клуба, думаю, тоже. Могу назвать еще несколько человек из клуба, для кого это — трагедия."
Успех придет тогда, когда это будет трагедией для ВСЕХ в клубе.
Удачи в работе.
-
Артур Поляков(artpol)
- Опытный писатель
12.01.2012 01:26
Удачи тебе Леша !!!
- -2
-
alex lazar(lazar)
- Опытный писатель
12.01.2012 01:23
Семененко давно пора было выгнать,вспомните матч Арсенал-Динамо в 1998 в ЛЧ, Динамо тогда отыгралось на последних минутах ,а этот красавец решил,что гол не засчитали. И закончил репортаж со словами "прикро але Динамо втратило шанси вийти з групи". Многие болельщики поверили этому "знатоку" и только на следующий день с радостью узнали реальный результат
- 0
-
Евгений Шатулин(Sheka17)
- Читатель
11.01.2012 21:37
Очень адакватное интервью. Хочется верить что у Семененко все получится.
- 1
-
Ігор Лисий(ihor1964)
- Читатель
11.01.2012 20:01
не справився
- 0
-
Aleksandr Ilchenko(gagarin)
- Опытный писатель
11.01.2012 18:22
Я думаю, что с оторванными футболистами Метр справился бы. Случайные игроки проходили бы отсев, а в 2000, как по мне мало было толковых легионеров в принципе, так и мало своих воспитанников.
- 0
-
ttt rrr(poiu7)
- Начинающий писатель
11.01.2012 16:56
- 1
-
Миша ...(FenikS)
- Наставник
11.01.2012 15:49
Помню его знаменитый ляп в матче с арсеналом )) Долго тогда доказывал отцу , что комментатор ошибся...
- 0
-
олег болюх(olegoleg)
- Начинающий писатель
11.01.2012 15:30
- 0
-
Serg M(fanat87)
- Наставник
11.01.2012 14:56
Видать Ярославский подарил "одной телекомпании" завод вместе с рабочими под харьковом, чтобы "снять" человека, отдавшего пол жизни футболу. Одного журналиста подобно убрали, только на совсем. Интерестно, Карпаты тогда тоже испугались и слили матч, когда в раздевалку влетели бритоголовые с кастетами от Ярика
- 1
-
иван(tia-1969)
- Опытный писатель
11.01.2012 13:32
Говорун опытный. Дает ответы, которые от него ожидают. Слушателям это нравится.
- 3
-
виталий романский(fantamilan)
- Старожил
11.01.2012 13:10
Клуб состоит из крупиц. вот из-за таких крупиц как Семененко-жополизов Динамо находится в таком состоянии как сегодня.А Вы хотите Лигу чемпионов
- 3
-
Алексей Шилов(DonbasZaDinamoK)
- Наставник
11.01.2012 13:05
успехов ребятки с новым проффи!
- 1
-
Ярослав(YARY)
- Эксперт
11.01.2012 12:59
Не могу назвать Алексея Семененко слишком яркой личностью или легендарным комментатором, но,
- 3
-
Миша ...(FenikS)
- Наставник
11.01.2012 15:47
В чем выражается это плохое руководство по вашему ?
- -2
-
(barsabezmessi)
- Наставник
11.01.2012 12:23
- 3
-
Сергей(Manager_Srednego_Zvena)
- Наставник
11.01.2012 12:50
не трогайте легенду. После того, как Дерепа стал сильно бухать, ровень ему - разве что Савелий)))
- -1
-
(barsabezmessi)
- Наставник
11.01.2012 13:16
- 1
-
Андрей Андрей(analiteg_android)
- Эксперт
11.01.2012 13:53
я тоже что-то не слышал такого.
- 0
-
Сергей(Manager_Srednego_Zvena)
- Наставник
11.01.2012 13:54
Пока не бухал, был отличным коментатором. Еще при Союзе он стал заменой Щербачову, который тогда поймал звезду и начал уходить в астрал
- 0
-
Андрей Андрей(analiteg_android)
- Эксперт
11.01.2012 14:38
Так а давно он забухал? И откуда инфа?
- -1
-
Sergii(SergioVictore)
- Наставник
11.01.2012 12:05
А зачем переводить "этот материал на русский язык"???
- 0
Еще комментарии«Не уверен, что с современным поколением футболистов справился бы и сам Лобановский»
Человек с депрессивного региона в руководстве Динамо ни к чему хорошему не приведет... ИМХО
учетная запись этого пользователя была удалена
Главное - чтобы такие ответы давались не всем подряд. Всем угодить невозможно.
то что он предан "Динамо" всей душой сомнению не подлежит! Радует, что не согласен со стилем работы
Несенюка! Интересно, но красная карточка от болельщиков сработала!
Я отношусь к числу тех, кто был лично знаком с Виктором Безверхим ещё со времён комсомола... и знаю,
до какой тонкой грани банкротства он довёл команду! Действительно спасибо Григорию Михайловичу за спасение "Динамо" в 1993-м! Что касается младшего брата, то из него плохой руководитель :(
учетная запись этого пользователя была удалена
А Семененко в целом достаточно пристойный комментатор.
учетная запись этого пользователя была удалена
По теме. Надеемся, для болельщиков реально будет что-то делаться.
Со стадионом, в принципе, разобрались. НСК стадион очень классный, весной на матчи собираюсь ходить, условия для этого есть.
С рекламами матчей (билборды и т.д.) думаю, не нужно. Хотя, на тв стоит запускать ролики, типа ближайшие матчи Динамо, просим прийти и поддержать, это не помешало бы.
Также, было бы не плохо, если бы были в перерыве конкурсы для болельщиков, не нужно чего-то выдающегося дарить. Атрибутики Динамо хватит.
Очень хочется большой магазин Динамо, с различными сувенирами, и безделушками, такими как полотенца, халаты и т.д. Было бы прикольно.
В продолжение магазинов, думаю, стоит сделать линию дешевой экипировке Динамо. Не все могут купить футболку за 500-800 гривен.