Гордый своей ролью хозяина чемпионата Киев и расслабленный Львов полностью готовы к Евро-2012. Украина опровергла все сомнения UEFA, и не только справится с проведением чемпионата Европы - чиновники и организаторы ждут, что он войдет в историю. Граждане страны, скорее, ждут, чтобы чемпионат уже, наконец, закончился.
Киев
Всего двести метров от аэропорта Борисполь, и вот тут уж, наконец, понятно: Украина рада и горда тем, что проводит Евро-2012. По крайней мере, все внешние признаки этого налицо. Если Харьков и Донецк в рекламных слоганах обозначали себя как "host city" - город проведения чемпионата Европы по футболу, то Киев – это уже proud host city. Гордый. Столичные плакаты прямо утверждают, что история творится здесь, сейчас и навсегда. Огромный футбольный мяч даже закрывает стелу на въезде в Киев – с золотой звездой города-героя на ней.
В отличие от Донецка и Харькова, здесь уже вовсю идет торговля атрибутикой Евро-2012. Причем есть подозрение, что это делается не вполне легально: официальные фан-магазины откроются только с началом чемпионата. Но уже сейчас в подземных переходах у Майдана Независимости и на Андреевском спуске есть футболки национальной украинской сборной, разноцветные майки с символикой отдельных матчей Евро-2012. Кружки разных размеров, пепельницы, подставки. Даже вечный, казалось, хит украинской сувенирной промышленности - футболки с надписью "Дякую тобi, Боже, що я не москаль" куда-то пропали. Забавно, но много клубных маек «Барселоны» с фамилией Месси. Аргентинец к Евро-2012 никакого отношения не имеет, зато всегда хорошо продается.
Банки продают юбилейные монеты с символикой чемпионата. Пиарщики увязывают с футболом распродажи смартфонов, потребительские кредиты, пиво, автомобили и шоколадные батончики.
При этом удивительно, что главная арена чемпионата - киевский стадион "Олимпийский", где пройдет финал - осталась единственной на Украине, не до конца готовой к приему болельщиков. Сам стадион в порядке: матчи национального чемпионата проходили здесь еще весной. Но площадь перед ним закрыта. Здесь красят фасады зданий, меняют асфальт и плитку. Напрашивается слово "лихорадочно" - дело происходит ровно за неделю до старта Евро-2012. Но это слово трудно применить, когда видишь такую картину: двое рабочих кладут плитку, трое задумчиво на них смотрят. На зданиях неподалеку таблички-предупреждения: "Осторожно, смещение грунта". В непосредственной близости от стадиона достраивается стеклянно-бетонная высотка. И корреспондент "Ленты.ру" дал бы мало шансов на то, что к 8 июня она будет готова. За стройкой мрачно наблюдают люди в черных костюмах, приехавшие на нескольких Porsche Cayenne и еще нескольких черных автомобилях представительского класса. С корреспондентом "Ленты.ру" эти загадочные, но явно влиятельные люди разговаривать отказались.
Крещатик, где будет фан-зона на 70 тысяч человек, стал пешеходным еще с прошлой недели, и останется таким до конца чемпионата. Тут монтируются экраны (самый большой – 144 квадратных метра), сувенирные и продуктовые ларьки. Корреспондент "Ленты.ру" стал случайным свидетелем совещания, которое прямо посреди улицы проводили чиновники мэрии Киева, представители пожарной охраны и коммунальных служб. Разговор шел преимущественно на украинском, но можно было понять, что речь шла об обеспечении пожарной безопасности на случай запусков фейерверков и петард. "Только попробуйте мне все тут запалити, - грозил один из чиновников. – Вы ж наших журналистов знаете. Разузнают и оболгут!".
И именно в Киеве корреспондент "Ленты.ру" впервые на Украине увидел счетчик обратного отсчета: "До початку УЕФА Евро-2012 залишилось…" - и дальше цифры с точностью до секунды. На Украине распространена точка зрения, что этот чемпионат больше нужен чиновникам - для поднятия престижа страны, а не обычным гражданам. И как назло, счетчик действительно висел на здании, где располагаются мэрия Киева и городская рада.
В нескольких шагах от нее, у входа на станцию метро "Крещатик" бабушки продавали жареные семечки, и не были похожи на людей, которые безропотно уйдут отсюда в честь какого-то там чемпионата. Переход у ближайшей к аэропорту станции метро "Харьковская" вообще больше похож на продуктовый рынок, где молодую картошку и землянику продают прямо под табличками "Несанкционированная торговля запрещена". Стихийный рынок у железнодорожного вокзала - это вообще что-то страшное, где вперемешку продаются копченое сало, носки, тапки, овощи, семечки и приспособления для колки грецких орехов. Обычная киевская повседневность, кажется, находится в оппозиции к Евро-2012.
А в киевских газетах уже пишут о том, что где-то в провинции откормлен и подготовлен к транспортировке на Майдан некий хряк-вещун по кличке Фунтик. Весом 380 килограммов. Он будет исполнять роль осьминога Пауля с последнего чемпионата мира - предсказывать итоги матчей. Из миски с каким флагом поест, та страна в ближайшем матче и выиграет. Эксклюзивное фото хряка прилагается. Такие заметки обычно означают: все, хватит уже, давайте, наконец, играть в футбол.
В то же время официальная Украина обижена. "Похоже, западные соседи решили подпортить Украине проведение Евро-2012, - пишет газета "Украина сегодня". – Следом за несостоявшейся попыткой бойкотировать чемпионат, европейцы взялись за имидж страны". Действительно, некоторые европейские чиновники говорили, что не поедут на Евро в знак протеста против обвинительного приговора экс-премьеру Украины Юлии Тимошенко, хотя на полноценный бойкот эти заявления не потянули. А на днях газета The Sun, телеканал Sky News, а затем и ВВС показали фильмы об украинских футбольных фанатах. Там какие-то донецкие и харьковские болельщики зиговали на камеру и признавались в избиениях индусов и темнокожих. Известный в прошлом защитник "Арсенала" и сборной Англии Сол Кэмбелл призывал англичан не ехать на Евро, "чтобы не возвращаться обратно в гробу". А темнокожий итальянец Марио Балотелли из "Манчестер-сити" предупредил, что если в него с трибун кинут, к примеру, банан, то он не только уйдет с поля, но и постарается "достать" обидчика. На эти фильмы отреагировал даже МИД Украины, указавший, что национализма в стране не больше, чем в других европейских государствах.
Мы гуляем по окраине Киева с представителем фанатской "основы" киевского "Арсенала" по имени Семен. Он рассказывает о том, что украинских футбольных фанатов предстоящий Евро-2012 скорее раздражает. В Киеве четыре основных группировки: самая массовая болеет за "Динамо", на втором месте по популярности "Ареснал", затем идут киевские ЦСКА и "Оболонь". Костяк фанатов "Арсенала" - антифа и анархисты. "Фирмы" остальных трех клубов придерживаются националистических убеждений, а манеру поведения во многом заимствуют у российских фанатов. По поводу Евро разногласия у них скорее стилистические: националисты считают, что это - праздник для "барыг", анархисты говорят, что это - акция "капиталистов". Наиболее радикальная часть фанатов вообще объявила матчам чемпионата Европы бойкот.
При этом не похоже, чтобы фанаты представляли какую-то угрозу для европейских болельщиков. "Были времена, - вспоминает Семен, - когда в кабаке на Михайловской площади киевские нацики прыгнули на английских фанатов. Заодно разнесли и сам кабак. А командовал сражением легендарный местный наци Рома Сатана. Но это все, конечно, в прошлом". Украинские болельщики пару раз за последнее время действительно отличились: в Киеве избили фанов шотландского "Селтика", а на товарищеском матче Украина-Италия отняли и сожгли итальянский шарф - "розу". Но занимались этим, по словам Семена, "карланы". Как и в России, этим словом обозначается наименее авторитетная часть фанатов в возрасте 14-17 лет, которые не столько разбираются в футболе, сколько ищут приключений. "Все будет спокойно, - прогнозирует Семен. - Ну будет пара инцидентов, они всегда случаются". Сам он даже и не планировал идти ни на один матч Евро-2012.
Киев-Львов
Во Львов корреспондент "Ленты.ру" ехал на гордости Украинских железных дорог - скоростном поезде Hyundai. Время в пути - пять часов вместо обычных девяти. По компоновке вагоны напоминают салоны самолетов Boeing-737 или А320. В вагонах первого класса по два широких кресла в ряд, В экономическом - более узкие кресла в пять или шесть рядов.
Поезд тронулся с восьмого раза. "Та тормоза прокачиваем, шановне пассажиры", - успокаивал стюард. Все пять часов поездки по вагонам сновали корейские инженеры с наборами отверток и гаечных ключей. Большую часть пути поезд прошел со скоростью 120-140 километров в час. Ближе ко Львову разогнался до обещанных 160 километров в час. Вай-фай в поезде есть, но он не работает: обещали довести до ума в течение ближайших дней. На экранах в салоне демонстрировались ролики, рекламировавшие сам поезд и Евро-2012 в целом. Реклама была беззвучной, потому что гнездо для наушников в кресле есть, а самих наушников пока нет.
В буфете можно было купить чай, кофе, пиво и бутерброды, а также стать свидетелем забавного скандала. Дело в том, что кому-то из пассажиров полагался бесплатный ланч, похожий на обед в самолете, а кому-то нет. Понять, кому именно, можно было из цифрового кода на билете. Но правильно прочитать его не могли ни буфетчицы, ни проводники со стюардами. Бесплатный ланч - это не шутки, это серьезно. Буфет тут же набился недовольными. "Вы когда билеты на вокзале покупали, могли бы у кассиров спросить - билет с ланчем дороже", - защищались буфетчицы. "Не-ет, это, наоборот, ваши кассиры должны были все объяснить, - крыли пассажиры. - Кто тут бизнес делает, мы или вы?!" К концу пути все устали и задремали.
Львов
Полуночный вокзал во Львове лучше всех описал бы Стивен Кинг. Сотни автомобилей такси на небольшой привокзальной площади при свете фар подрезали друг друга, стремились прорваться ближе к входу в вокзал и взять пытающегося сориентироваться пришедшего. В темноте не было видно водителей и, казалось, что машины, толкая друг друга, атакуют вокзал, чтобы хватать людей и увозить их в одном им известном направлении.
В реальности все было прозаичнее. До гостиницы от вокзала мы доехали за пять минут, таксист запросил за поездку 70 гривен, что по украинским меркам безбожно много. Впрочем, корреспондент "Ленты.ру" сам виноват: когда таксист по дороге жаловался на высокую квартплату, надо было сидеть и молчать, а не говорить возмущенно: "Да вы что?! Даже у нас в Москве дешевле!".
Гостиница "Власта" была отдельным праздником. Это типовое высокое здание 70-х годов прошлого века. Вся мебель в номере как была приобретена тогда, так там по сей день и стоит. Отваливающиеся ножки скрипящих кроватей, порванная обивка кресел, текущий унитаз, тюль на окнах, на полу коврики со стершимся рисунком. "Горячей воды у нас нет, вы уж не обижайтесь", - предупредили на ресепшене, который правильнее было бы назвать столиком администратора. Ну или как там во времена СССР назывались ресепшены. Справедливости ради: ночь в советском прошлом обошлась всего в 125 гривен - около 500 рублей. По данным сайта booking.com, переночевать в гостиницах Львова в дни Евро-2012 можно будет за 800-1000 гривен. Гостиница "Власта" в этом нагнетании цен гордо не участвует.
Стадион "Арена-Львов" находится в чистом поле на самой окраине города. Здесь пройдут три матча в группе В: Германия-Португалия, Дания-Португалия и Дания-Германия. Признаков жизни вокруг стадиона немного. Общественный транспорт отсутствует, до него километра полтора пешком. Несколько рабочих докрашивали ступени у входа в стадион, группы девушек заходили внутрь записываться волонтерами. Корреспондент "Ленты.ру" завидовал болельщикам Дании, Германии и Португалии одновременно: девушки были вызывающе красивы.
Фан-зона во Львове будет в самом центре города - на площади Свободы. Большой экран установлен прямо перед зданием львовского оперного театра. Опера сдаваться не собирается: в дни матчей здесь собираются давать "Кармину бурану", "Севильского цирюльника" и "Лебединое озеро". Кстати, сама фан-зона будет закрываться раньше, чем в любом другом городе Евро-2012 - в десять вечера. Покой важнее.
Во Львове тоже построен новый терминал аэропорта. Старый архитектурно похож на вестибюль какой-нибудь из московских станций метро кольцевой линии. Людей вмещает примерно столько же. Нужен ли огромный терминал городу, который в день принимает 14 ближнемагистральных рейсов – вопрос открытый. Но что сделано, то сделано. Из-за перевода рейсов из старого терминала в новый их задержка составляет от двух часов. "Пойми, это Украина, - объясняет корреспонденту "Ленты.ру" сотрудник милиции на вокзале. – В нашем аэропорту люди и по 12 часов сидят. На машине надо ездить. Или на оленях… Хотя нет, это не для наших широт".
В целом же Львов производит впечатление самого радушного и спокойного из всех четырех украинских городов, где пройдут матчи Евро-2012. Надпись "Львiв - привiтне мiсто" здесь можно увидеть и на флагах около здания университета, и на наклейках на лобовых стеклах такси. Как туристический город Львов состоялся задолго до чемпионата Европы. В процентном отношении иностранцев в историческом центре здесь даже больше, чем в Киеве. Любой продавец в кафешке в центре города способен бегло изъясняться по-английски. Здесь только магазинов second hand и прочей галантереи гораздо больше, чем нормальных заведений общепита. Но это не граждане такие - это экономика такая. За шесть дней до Евро-2012 она не изменится.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости