Сегодняшний футбол трудно представить без рекламы во всех ее проявлениях, но так было не всегда - еще до 70-хх годов прошлого века ситуация была совсем иной и одна лишь мысль о размещении рекламы на игровой форме вызывала всплеск недовольства.
Почти полвека назад, когда 24 марта 1973 года футболисты немецкого клуба из Нижней Саксонии «Айнтрахт» Брауншвейг - чемпиона Германии в 1967 году - вышли на матч с рекламой популярного травяного ликера «Егермейстер» («Jägermeister») - логотипом которого были оленьи рога - ситуация полностью изменилась - ликер обрел популярность, а футбольные клубы новый источник доходов.
Скорее всего, до 70-хх годов подобный вид рекламы в футболе не был бы столь эффективным, ведь телевиденье до этого относились к футболу постольку-поскольку. Правда все в том же немецком футболе еще в 1967 году была попытка размещения рекламы на форме: ФК «Ворматия Вормс» собирался разместить на своих футболках рекламу крупнейшего производителя строительной техники «Caterpillar», однако эта затея так и осталась просто затеей.
Такую же судьбу могла повторить и идея Гюнтера Маста, коммерческого директора «Егермейстер», ведь в те времена спонсорские логотипы на формах были запрещены Немецкой федерацией футбола. В обход этого запрета «Айнтрахт» и «Егермейстер» решили сделать гербом клуба логотип ликера, который был подогнан под установленный регламент - не более 14 см. в диаметре.
Этот спонсорский контракт принес тогда «Айнтрахту» смешные по нынешним меркам 160 тысяч марок, но сделал своеобразный переворот в футболе.
С тех пор изменилось многое, были и разные желающие использовать футбольную форму, как рекламную площадку. Например, в 1988 году на футболках саарбрюккенкого «Хомбурга» была попытка разместить рекламу презервативов, которая столкнулась с ортодоксальными взглядами.
В подобном ключе отметился еще один немецкий клуб - «Бохум», игроки которого однажды вышли в форме цветов радуги, что символизирует в мире гомосексуальность. Несмотря на этот факт, это была всего лишь реклама лотерейной компании «Faber Lotto-Service».
Еще веселее в подобных случаях бывает в Греции, где ударивший по стране кризис заставляет клубы идти на изощренные поступки: например, игроки «Вокефаласа» играли с рекламой публичного дома. Новинкой это назвать трудно, ведь реклама борделей в разных видах спорта была и раньше, но все же длилось это недолго, поскольку греческая футбольная лига наложила запрет на эту рекламу, чего не было сделано по отношению к «Палиопиргосу», который играл с рекламой похоронного бюро, по иронии нанесенной синими буквами на черную форму.
История футбола знает и куда более приятные случаи: благотворительность «Барселоны» в «Юнисеф», размещение фамилий болельщиков, 19-летнее ( с 1981 по 2000 года) сотрудничество лондонского «Арсенала» и компании «JVS» и многое другое, но первый навсегда останется первым...
sports.ru